Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
141. Въ чемъ состояло безуміе любостяжательнаго богача?

Нынѣ читана евангельская притча о любостяжательномъ богачѣ. Богачъ этотъ сдѣлалъ огромные запасы хлѣба, въ самообольщеніи съ самодовольствомъ сказалъ душѣ своей: душе! много добра лежитъ у тебя на многіе годы; покойся, ѣшь, пей, веселись. Но лишь только онъ промолвилъ эти слова, какъ надъ главою его раздался грозный гласъ Божій: безумный! въ эту ночь душу твою истяжутъ отъ тебя, кому же достанется то, что заготовилъ? Такъ внезапно разрушились замысловатые планы богача, мгновенно исчезли сладкія мечты его.

Жалкая участь богача! За что же постигла любостяжательнаго богача такая участь?

Господь назвалъ любостяжательнаго богача безумнымъ за его неразумное сужденіе, будто богатство есть плодъ его трудовъ, а не даръ Божій. Но справился бы богачъ съ словомъ Божіимъ, спросилъ бы богомудрыхъ мужей. Слово Божіе учитъ: богатство и нищета отъ Господа суть: богатъ и нищь срѣтоста другъ друга, Господь же обоихъ сотвори (Сир. 11, 14; Еккл. 5, 18; Прит. 22, 2). Евангельскій богачъ названъ безумнымъ за то, что думалъ, будто богатство дано ему одному. По намѣренію Божію, богачъ долженъ дѣлиться добромъ своимъ съ нищими и бѣдными, съ сиротами и вдовами безпомощными. Буди сирымъ, яко отецъ; всякія вдовы и сироты не озлоби; отъ хлѣба твоего даждь алчущему и отъ одѣяній твоихъ нагимъ (Сир. 4, 10; Исх. 22, 22; Тов. 4, 16), учатъ премудрый Сирахъ и праведный Товитъ. Просящему у тебя дай, и хотящаго отъ тебя заяти не отврати, говоритъ Спаситель (Мѳ. 5, 42). Богатымъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ заповѣдуй благое дѣлати, богатитися въ дѣлахъ добрыхъ, благоподатливымъ быти, общительнымъ, пишетъ ап. Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею (2 Тим. 6, 18). Св. Златоустъ говоритъ: «для того Богъ дозволилъ быть во владѣніи у тебя богатству, чтобы ты пищу подавалъ бѣднымъ во время нужды ихъ, когда просятъ и когда приходятъ въ безсиліе» (Бесѣд. 78, т. 3). Послѣ того, не безуміе ли со стороны богача считать свое богатство собственностію, предоставленною единственно для его только пользованія?

Сверхъ этого, безумнымъ названъ богачъ и за то, что онъ, накопивъ множество имѣнія, разсчитывалъ быть всегдашнимъ обладателемъ его. Но развѣ мало примѣровъ тому, какъ богачи внезапно дѣлались бѣдняками? Іовъ въ одинь день лишился всего сво/с. 434/его достоянія. Наше имѣніе могутъ и приставники невѣрные расточить, и воры украсть, и огонь сжечь, и вода затопить и многое другое можетъ его истребить. При такомъ непостоянствѣ нашего счастія, при такой измѣнчивости нашего состоянія всего естественнѣе мыслить такъ, какъ учитъ премудрый Іисусъ сынъ Сираховъ: во дни изобилія помни о времени глада, во дни богатства о бѣдности и нуждѣ (18, 25. 26). Отъ утра до вечера перемѣняется время, и у Господа все совершается быстро. Господь силенъ вдругъ и обогатить насъ и сдѣлать нищими (1 Цар. 2, 7).

Безумнымъ именуется богачъ также и за то, что онъ поставилъ себя въ уровень съ безсмысленными животными. Онъ положилъ проводить жизнь свою и находить для себя блаженство только въ ѣдѣ, питьѣ, весельѣ и покоѣ. Но развѣ для того дана жизнь человѣку и въ томъ состоитъ его блаженство? Человѣкъ созданъ на дѣла благія, да въ нихъ ходитъ; призванъ къ жизни для постепеннаго усовершенствованія своей духовной природы, для сознательнаго и свободнаго проявленія въ себѣ совершенствъ Божіихъ, для восхожденія его на степень богоподобія, для приготовленія себя къ вѣчному жительству на небѣ (Еф. 2, 10; Мѳ. 5, 48). Горняя мудрствуйте, а не земная, жительство наше на небесахъ (Филип. 3, 20; Кол. 3, 2), учитъ апостолъ. А только ѣсть и пить, играть, да безпечно покоиться и находить въ этомъ особенную пріятность для себя, свойственно однимъ несмысленнымъ скотамъ: у нихъ такъ чередуется вся жизнь.

Въ безуміи обличенъ богачъ еще за свое неразумное предположеніе, будто жизнь его зависитъ отъ изобилія имѣнія, будто онъ, много накопивъ добра, долго и проживетъ. Но кого богатство спасло когда либо отъ смерти? Кого золото искупило когда-либо отъ болѣзни? вопрошаетъ св. Василій Великій. Смотрите, берегитесь любостяжанія, ибо жизнь человѣка, при всемъ избыткѣ его, не зависитъ отъ его имѣнія, учитъ Спаситель. Долголѣтіе не зависитъ отъ множества богатства. Животомъ и смертію владѣетъ Богъ; Господомъ исчислены дни и мѣсяцы человѣка; назначенъ ему предѣлъ, котораго онъ не прейдетъ. Господь болѣти творитъ и паки возставляетъ, живитъ и мертвитъ (Іов. 14, 5; 5, 18; 1 Цар. 2, 6). По свидѣтельству вѣковаго опыта и всеобщей исторіи человѣчества, много богачей не преполовляли дней своихъ, а напротивъ: очень, очень много бѣдняковъ самыхъ горькихъ доживали до глубокой старости. Пріобрѣтающій и употребляющій богатство свое безразсудно, оставитъ его на половинѣ дней своихъ, свидѣтельствуетъ пророкъ Іеремія.

Безуміе богача обнаружилось и въ томъ, что онъ съ такою /с. 435/ суетливостію и неугомонностію хлопоталъ скопить богатство, не могши взять его съ собою въ могилу и не зная, кому оно достанется. Не бойся, когда богатѣетъ человѣкъ, умирая ничего не возьметъ; напрасно онъ суетится, собираетъ и не знаетъ, кому достанется то, учитъ пророкъ Давидъ (Пс. 48, 18; 38, 7). Мертвому ничего не нужно будетъ, кромѣ трехъ аршинъ земли, савана и досчатаго гроба. «Вы имѣете лѣса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленькій уголокъ земли, имѣющій два шага въ ширину и шесть въ длину, будетъ вашимъ жилищемъ; и одного камня достаточно будетъ для вашей стражи», увѣщеваетъ св. Василій Великій. По смерти нашей богатство наше перейдетъ въ руки другихъ, оставшихся въ живыхъ. Какъ разъ можетъ случиться, что наслѣдниками нашего имѣнія явятся люди неблагонамѣренные, расточительные, которые употребятъ богатство наше не по христіански, не на пользу души нашей и своей, а на безумные кутежи и азартныя игры, на щегольскіе наряды и экипажи, на притѣсненіе ненавистной имъ правды, и на другія сумасбродныя затѣи. Отсюда ясно, насколько безцѣльна излишняя и неусыпная заботливость о пріумноженіи богатства.

Итакъ, братія мои, не хлопочите, не безпокойтесь чрезъ мѣру о скопленіи богатства: богатство не пойдетъ съ нами на тотъ свѣтъ, и наслѣдникамъ нашимъ какъ разъ будетъ, можетъ быть, не въ помощь, а еще, пожалуй, послужитъ камнемъ преткновенія и соблазна. Не полагайте счастія своего въ пресыщеніи лакомою пищею и питіемъ, въ чувственныхъ наслажденіяхъ, въ мірскихъ увеселеніяхъ, въ довольствѣ сномъ. Не разсчитывайте на пожизненное обладаніе богатствомъ: богатство, какъ ходячая монета, переходитъ изъ рукъ въ руки. Не тратьте богатства на одни свои прихоти, а раздѣляйте его съ нуждающимися ближними, расточайте его по всѣмъ богоугоднымъ заведеніямъ; не смотрите на себя, какъ на самовластныхъ хозяевъ и распорядителей своего имѣнія, а какъ на отвѣтственныхъ приставниковъ и раздаятелей даровъ Божіихъ. Иначе и васъ не минетъ упрекъ Господа, сдѣланный любостяжательному богачу: безумне, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебя: а яже уготовалъ еси, кому будутъ?

Счастливцы міра сего, богатѣющіе въ себя, а не въ Бога! взгляните на свою жизнь получше и поглубже! Не гордитесь ли вы своимъ богатствомъ? Не считаете ли вы его краеугольнымъ камнемъ своего земного счастья, не мечтаете ли на немъ упрочить свое благополучіе? Не увлекаетесь ли вы имъ до того, что забываете Бога и меньшихъ братій Господнихъ — бѣдныхъ и нищихъ? Да, оно часто такъ бываетъ въ жизни. Пока человѣкъ не богатъ и /с. 436/ не знатенъ, онъ не превозноситъ себя, не хвалится собой и ко всѣмъ относится съ почтеніемъ; но лишь только разбогатѣлъ... О тогда! тогда гордости его нѣтъ предѣла, тогда въ самозабвеніи своемъ думаетъ, что онъ одинъ достоинъ почета и уваженія; а остальное человѣчество — это по его мнѣнію ничтожество, не стоющее его вниманія! Но остерегитесь, братія мои! Не увлекайтесь своимъ богатствомъ, не уповайте на него и не прилагайте къ нему своего сердца; оно можетъ погубить васъ; сребролюбіе, по слову Писанія, корень всякаго беззаконія, и потому всѣ хотящіе обогащаться впадаютъ въ напасти и сѣть, и во многія безразсудныя похоти, которыя погружаютъ человѣка во всегубительство и погибель (1 Тим. 6, 9).

Потому-то, возлюбленные братія, берегитесь любостяжанія, ибо, какъ говоритъ Спаситель, жизнь человѣка и все счастье его не зависитъ отъ богатства, даже при всемъ избыткѣ его (Лук. 12, 15). Не уповайте на богатство погибающее, но на Бога живаго (1 Тим. 6, 17). Помните также, что богатство корень всякаго грѣха и беззаконія. Не забывайте также и предостереженія Спасителя противъ богатства: удобнѣе вельбуду сквозѣ иглины уши пройти, нежели богатому въ царствіе Божіе внити.

Бойтесь Бога; остерегайтесь оскорбить Его! Ибо вы не знаете, въ какой часъ прійдетъ Господь; слѣдовательно, вы должны быть готовы во всякій часъ предстать предъ судомъ Его. Теперь должны вы бояться оскорблять Бога, если не хотите за гробомъ страшиться быть осужденными Имъ. По поводу этого мы имѣемъ ясное обѣтованіе Духа Святаго: «кто боится Бога въ жизни», говоритъ св. Писаніе, «тому хорошо будетъ по смерти, и въ день своея смерти онъ будетъ благословенъ» (Прем. Сол. 2 гл.).

Само собою разумѣется, что вѣра въ Бога, надежда на Него, любовь къ Нему и ко всѣмъ людямъ, послушаніе матери Православной Церкви, нашей руководительницѣ ко спасенію, есть необходидюе условіе для нашего спасенія.

Возлюбленные братія! «Когда я», пишетъ бл. Іеронимъ, этотъ знаменитый учитель западной Церкви, — «когда я подумаю объ этомъ страшномъ днѣ, то я дрожу всѣмъ тѣломъ своимъ. Ѣмъ ли я, или пью, или дѣлаю что иное, въ ушахъ моихъ звучитъ этотъ страшный трубный звукъ: «Возстаньте мертвые и идите на судъ!» Такъ боялись божественнаго суда св. люди; что же должны дѣлать мы? — Будемъ молить Господа, да ниспошлетъ Онъ намъ этотъ душеспасительный страхъ; ибо страхъ предъ загробнымъ судомъ есть самое вѣрное средство, охраняющее насъ отъ грѣха, а слѣдовательно — и наиболѣе вѣрное средство найти въ Богѣ /с. 437/ милостиваго Судію. «Во всѣхъ своихъ дѣлахъ помни о послѣднемъ, тогда ты не будешь грѣшить во вѣки». Аминь. (Изъ разн. поученій свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 433-437.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.