Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
126. Поученіе въ недѣлю двадцать вторую по Пятидесятницѣ.

И той (богатый) возглашь, рече: отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочитъ конецъ перста своего въ водѣ, и устудитъ языкъ мой, яко стражду во пламени семъ (Лук. 16, 24).

Есть у насъ, возлюбленные братія, нехорошая привычка, — не признавать себя въ тѣхъ притчахъ и примѣрахъ, которые касаются иногда прямо насъ съ вами; это, говоримъ, до насъ не касается; мы не такіе; а это — вотъ до тѣхъ-то и тѣхъ касается.

А отсюда выходитъ то, что мы нерѣдко, напримѣръ, при чтеніи евангельской притчи или повѣсти, не извлекаемъ для себя полезныхъ наставленій и по выходѣ изъ церкви продолжаемъ жить, какъ и жили. Нехорошо, недобросовѣстно мы поступаемъ. Приложимъ же нынѣшнюю евангельскую притчу о богатомъ и Лазарѣ къ себѣ самимъ на столько, на сколько добрая совѣсть заставляетъ насъ отнести читанное и къ себѣ. Послушаемъ, о комъ и что говорится въ нынѣшнемъ Евангеліи. Говорится о человѣкѣ богатомъ и о бѣдномъ Лазарѣ; о богатомъ говорится, что онъ жилъ богато, одѣвался роскошно, какъ нѣкогда древніе цари, увеселялъ себя съ друзьями своими на всякій день богатѣйшею трапезою, а къ бѣднымъ и несчастнымъ былъ крайне жестокосердъ и скупъ. О /с. 372/ Лазарѣ говорится, что онъ лежалъ у воротъ дома богатаго въ струпьяхъ и желалъ напитаться только крошками, падающими со стола богатаго, и что псы, приходя, лизали струпья его; потомъ говорится объ участи того и другого послѣ смерти — о злополучнѣйшей участи богача и о блаженнѣйшей долѣ Лазаря: «умеръ нищій, и отнесенъ былъ Ангелами въ царство небесное, въ лоно Авраама» праотца; «умеръ и богачъ, и похоронили его; и въ адѣ, будучи въ мукахъ, онъ поднялъ глаза свои, увидѣлъ вдали Авраама и Лазаря на лонѣ его» (Лук. 16, 19-31).

Приступимъ къ извлеченію изъ ней назиданія себѣ. Разсмотримъ поступки богатаго, за которые онъ осужденъ въ вѣчный огонь, и тяжелое положеніе бѣднаго Лазаря: вотъ богачъ одѣвался, какъ какой-либо царь, въ пурпуръ и золото, словомъ, въ самыя дорогія одежды, и на всякій день пиршествовалъ роскошно; а между тѣмъ былъ крайне гордъ и жестокосердъ; видя ежедневно у воротъ своего дома бѣдняка, безъ всякато состраданія проходилъ мимо его, — и бѣдный Лазарь желалъ напитаться хотя крошками, падающими со стола богача. Обратите вниманіе на то, какъ скромны и крайне ограничены были желанія бѣдняка: онъ хотѣлъ напитаться хотя крошками со стола богатаго; развѣ разорили бы богатаго эти крохи, если бы онъ самъ изъ состраданія подавалъ ихъ бѣдняку? Но онъ и крохи не хотѣлъ подавать ему; развѣ только слуги украдкою подавали ему; псы были сострадательнѣе своего господина: они приходили и лизали струпья Лазаря. Видите, какъ богатство надмеваетъ и ожесточаетъ сердце человѣка, неблагоразумно и неблагодарно пользующагося имъ; онъ презираетъ соестественнаго себѣ — человѣка, во всемъ подобнаго ему, не узнаетъ въ немъ своего брата, считаетъ его едва не хуже животныхъ, потому что животныхъ онъ ласкаетъ и кормитъ, а человѣкомъ бѣднымъ гнушается и отказываетъ ему даже въ своихъ крохахъ. И при всемъ томъ, при всей надменности и жестокосердіи богатаго, онъ пользуется уваженіемъ многихъ, хотя, конечно, не искреннимъ; ему льстятъ, его превозносятъ за его веселый характеръ, за его умѣнье жить, за его изысканный вкусъ, за его умѣнье со вкусомъ одѣваться, за его умъ и прочее. Но судъ Божій, братія, — не то, что судъ человѣческій. Смотрите, что слѣдуетъ за смертію богача. Умираетъ хваленый богачъ; тѣло его предаютъ землѣ, а душу жестокіе демоны бросаютъ въ огонь нестерпимый. И вотъ прежній богачъ, сгорая въ пламени, проситъ Авраама, чтобы Лазарь только омочилъ конецъ перста въ водѣ и пришелъ прохладить языкъ его; тотъ языкъ, который прежде до мелочности былъ разборчивъ къ раскошнымъ яствамъ и напиткамъ. Но ему и въ этой /с. 373/ малой отрадѣ отказано, и совершенно справедливо: ибо богачъ, живя на землѣ, не хотѣлъ сдѣлать и малѣйшей отрады бѣдняку, не подавая ему ни крохи, — за то и ему въ другой жизни, по смерти, — не даютъ ни капли. Какая точная, неумолимая правда! Да памятую это я, прежде всѣхъ, какъ подверженный нерѣдко жестокосердію; да памятуютъ всѣ, которые страдаютъ этимъ недугомъ, — какое строгое, неумолимое правосудіе Божіе ожидаетъ насъ за жестокосердіе къ бѣднымъ, — если не исправимся, не очувствуемся, и насъ бросятъ въ огонь, и — намъ не будетъ ни малѣйшей отрады въ геенскомъ огнѣ. Но какая, напротивъ, блаженная участь бѣднаго Лазаря послѣ смерти: онъ сейчасъ относится свѣтоносными, благими Ангелами въ царство небесное, и душа его вкушаетъ сладостнѣйшія утѣшенія, какія ему здѣсь и на мысль не приходили. Вотъ какъ измѣнчива участь наша! Вотъ какъ скоро проходятъ земныя, суетныя, эфемериыя блага! Вотъ въ какую бѣду повергаютъ они на вѣки человѣка, неразумно, не по волѣ Божіей, пользующагося ими, а по своимъ грѣшнымъ похотямъ! Блаженны, сто разъ блаженны всѣ Лазари, безропотно терпящіе на землѣ бѣдность, голодъ, холодъ, болѣзни. Не долго пострадаютъ здѣсь, за то вѣчно будутъ утѣшаться тамъ, если съ вѣрою, съ терпѣніемъ и смиреніемъ будутъ переносить свою тяжелую участь.

Касательно нынѣшняго Евангелія — не лишнее сказать то, что оно особенно поучительно для людей, усвоившихъ себѣ современные, ложные взгляды на участь людей за гробомъ. Говорятъ безумцы: ничего не будетъ по смерти — ни мученія, ни блаженства; съ здѣшней жизныо все кончается. А вотъ сама непогрѣшительная, вѣчная Истина говоритъ сегодня: нѣтъ, за гробомъ-то и начинается или дѣйствительная, вѣчная жизнь или дѣйствительное, вѣчное мученіе вѣчной, немогущей исчезнуть съ своимъ зломъ, души. Вникните: Авраамъ умеръ почти 4000 лѣтъ назадъ; упоминаемый богачъ умеръ; Лазарь умеръ, — но они умерли только тѣломъ; душами они живы такъ, какъ бы и не умирали и по тѣлу: одни блаженствуютъ, утѣшаются, — другой мучится; душа богача, какъ и Лазаря, сохраняетъ свою живучесть, свои чувства, ощущенія, свою полную личность; одна — въ ужасномъ лишеніи и въ состояніи совершенно противоположномъ тому, въ какомъ она была на землѣ, другая — въ радости и довольствѣ. Слышите: онѣ разговариваютъ: одна въ адѣ, въ пламени, другая — въ царствѣ небесномъ. И какой поучительный разговоръ между попавшимъ въ адъ богачемъ и между Авраамомъ, отвѣчающимъ за Лазаря. Богачъ проситъ хотя малой отрады: ему отказываютъ и говорятъ, что нѣтъ никакой возможности перейти изъ рая въ адъ или изъ /с. 374/ ада въ рай; такъ — богачъ указываетъ на оставшихся еще на землѣ въ живыхъ пять братьевъ — невѣрующихъ, тоже, должно думать, богатыхъ весельчаковъ, — и проситъ Авраама послать Лазаря въ домъ отца его для увѣренія, что есть за гробомъ жизнь, судъ безъ милости всѣмъ немилостивымъ, дабы и они не пришли на мѣсто мученія. Но что же отвѣчаетъ Авраамъ бывшему богачу? У нихъ есть Моисей и пророки; пусть слушаютъ ихъ. А нашимъ невѣрамъ и вольнодумцамъ нужно сказать: у васъ есть Евангеліе, — читайте его усердно, чтобы совсѣмъ не заблудиться въ лабиринтѣ суетной земной жизни и не задохнуться въ гари и дымѣ вашихъ страстей и похотей и не погибнуть во вѣки.

Какъ многіе изъ людей и нынѣ не вѣрятъ въ мученія адскія по смерти! Они то же думаютъ и говорятъ, что думалъ и говорилъ въ свое время богатый и роскошный весельчакъ: кто тамъ былъ, чтобы сказать намъ, что есть мученія адскія? говорятъ они. Нѣтъ мученій; здѣсь конецъ всѣмъ наслажденіямъ и мученіямъ; послѣ смерти нѣтъ ничего, пустословятъ они. Какъ и нынѣ многіе желали бы, чтобы кто-либо воскресъ изъ мертвыхъ и засвидѣтельствовалъ, что есть страшное мѣсто мученія грѣшникамъ! Они не вѣрятъ Самому Богу-Спасителю, свидѣтельствующему намъ о томъ въ Евангеліи, не вѣрятъ апостоламъ, святымъ богоноснымъ отцамъ, и воображаютъ, что повѣрили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшаго они сочли бы за призракъ, за мечту воображенія, и тоже не повѣрили бы.

Итакъ, читайте, братія, слово Божіе, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Евангеліе есть слово Самого Бога: ни одна іота, или ни одна черта, не прейдетъ изъ него: все исполнится (Мѳ. 5, 18). Посѣщайте храмъ Божій усердно; воспитывайте здѣсь свои души для царствія Божія: ибо храмъ есть питомникъ душъ, училище христіанскаго благочестія; будьте усердны на всякое доброе дѣло; побѣждайте грѣхи, исправляйте нравы; благоукрашайтесь незлобіемъ, милосердіемъ, сострадательностію, воздержаніемъ, чистотою и цѣломудріемъ; и при кончинѣ житія не останетесь въ стыдѣ и по смерти не будете преданы мукамъ, а почіете на лонѣ праотца или больше — будете со Христомъ, какъ сказалъ Господь покаявшемуся разбойнику: днесь со Мною будеши въ раи. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч». прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 371-374.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.