Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
83. Слово въ недѣлю одиннадцатую по Пятидесятницѣ.

Нынѣшній день, возлюбленные братія, читана была евангельская притча Спасителя, въ которой Онъ, Господь Богъ нашъ, уподобилъ царство небесное или праведный судъ Свой надъ людьми царю, «который захотѣлъ сосчитаться съ рабами своими. Когда началъ онъ считаться, приведенъ былъ къ нему нѣкто, который долженъ былъ ему десять тысячъ талантовъ», т. е. двадцать милліоновъ! или — просто безъ числа, ибо опредѣленное число здѣсь поставленно вмѣсто неопредѣленнаго. «А какъ онъ не имѣлъ, чѣмъ заплатить, то государь его приказалъ продать его, и жену его, и дѣтей, и все, что онъ имѣлъ, и заплатить. Тогда рабъ тотъ палъ и, кланяясь ему говоритъ: государь! потерпи на мнѣ, и все тебѣ заплачу. Государь, умилосердившись надъ рабомъ тѣмъ, отпустилъ его и долгъ простилъ ему. Рабъ же тотъ вышедши, нашелъ одного изъ товарищей своихъ, который долженъ былъ ему сто динаріевъ», на нашъ счетъ не больше двадцати рублей, «и, схвативъ его, душилъ, говоря: отдай мнѣ, что долженъ. Тогда товарищъ его /с. 240/ палъ къ ногамъ его, умолялъ его и говорилъ: потерпи на мнѣ, и все отдамъ тебѣ. Но тотъ не захотѣлъ, а пошелъ и посадилъ его въ темницу, пока не отдастъ долга. Товарищи его, видѣвъ происшедшее, очень огорчились и пришедши разсказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призываетъ его и говоритъ: злой рабъ! весь долгъ тотъ я простилъ тебѣ, потому что ты упросилъ меня; не надлежало ли и тебѣ помиловать товарища твоего, какъ и я помиловалъ тебя? И разгнѣвавшись государь его отдалъ его истязателямъ, пока не отдастъ ему всего долга. Такъ и Отецъ Мой небесный поступитъ съ вами», — заключилъ Господь рѣчь Свою, — «если не проститъ каждый изъ васъ отъ сердца своего брату своему согрѣшеній его» (Мѳ. 18, 23-35).

Не къ чести нашей — въ нынѣшнемъ Евангеліи изображается крайнее жестокосердіе и злоба человѣческаго сердца относительно ближнихъ нашихъ. Съ того самаго времени, какъ люди чрезъ грѣхъ предались начальнику злобы, діаволу, онъ свилъ въ ихъ сердцахъ твердое себѣ гнѣздо, насадивъ въ немъ свою адскую злобу, которую и проявляетъ съ тѣхъ поръ весьма часто въ очень грубыхъ, насильственныхъ видахъ. Исторія библейская и гражданская и дневники нашего времени полны примѣровъ этой злобы и жестокосердія людей изъ-за корысти, изъ-за желанія воспользоваться хищнически имѣніемъ ближняго, — или изъ-за оскорбленнаго самолюбія, изъ-за дикаго каприза, изъ-за неудовлетворенной животной любви, многіе и очень нерѣдко не задумываются вонзить ножъ въ сердце или въ горло ближняго или иначе какъ-нибудь лишить его жизни, — не говоря уже о ссорахъ, спорахъ, ругательствахъ, судахъ и прочихъ выраженіяхъ злобы человѣческой.

Обратимъ вниманіе на поступокъ жестокосердаго заимодавца, упоминаемаго въ нынѣшнемъ Евангеліи. Онъ долженъ былъ самъ своему государю огромную сумму, которой никогда не могъ ему выплатить, и, по правосудію страны, долженъ былъ быть проданъ съ женою и дѣтьми и всѣмъ имуществомъ чтобы заплатить хотя часть долга. Бѣда, которой больше не можетъ быть. Должникъ сталъ умолять царя о прощеніи, — и онъ былъ прощенъ. Кажется, надобно бы помнить такую безпримѣрную милость и оказать подобную же милость при случаѣ ближнему. Но вотъ случай съ ближнимъ и показалъ дурную сторону бывшаго должника, его крайнюю злобу и жестокосердіе: только что получивъ отъ царя величайшую милость, онъ встрѣчаетъ товарища, должнаго ему самую незначительную сумму денегъ, сразу же набрасывается на него съ яростію, душитъ его и говоритъ ему: отдай мнѣ долгъ. Тотъ проситъ потерпѣть. Заимодавецъ не терпитъ и сажаетъ его въ тюрь/с. 241/му. Не крайнее ли это жестокосердіе? Не крайняя ли безчувственность и неблагодарность? А къ этому весьма, весьма многіе изъ насъ склонны и способны. Мы бываемъ иногда чрезвычайно круты въ расправѣ съ нашими ближними, чѣмъ либо намъ должными, если есть къ тому возможность! Да, наша природа крайне стремительна ко злу и самосуду, или къ расправѣ собственнымъ судомъ, вѣроятно, потому что это скорѣе и легче удовлетворяетъ нашему самолюбію и злонравію, чѣмъ установленные суды. Но съ нами, христіанами, возрожденными въ купели крещенія водою и Духомъ Святымъ, усыновленными Богу и получившими отъ Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродѣтели, этого не должно быть; мы должны воспитывать въ себѣ духъ кротости, смиренія, незлобія, терпѣнія и долготерпѣнія, умѣренности во всѣхъ поступкахъ. А чтобы имѣть въ себѣ такое расположеніе духа, надобно помнить общую слабость человѣческую, общую склонность ко грѣхамъ, въ особенности — свои великія немощи и грѣхи и безконечное къ намъ самимъ милосердіе Божіе, которое прощало и прощаетъ намъ грѣхи многіе и тяжкіе за покаяніе и умоленіе наше. Да, уже одно чувство благодарности къ Богу за Его безчисленныя къ намъ милости обязываетъ насъ быть снисходительными и милостивыми къ нашимъ ближнимъ, которые одной плоти и крови съ нами и имѣютъ одинаковыя немощи, страсти, преткновенія. Но величайшимъ побужденіемъ къ снисходительному и кроткому обращенію нашему съ ближними должно служить, конечно, болѣе всего крайнее снисхожденіе къ намъ Сына Божія, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія сшедшаго съ небесъ, — воплотившагося и вочеловѣчившагося, — Его примѣръ, Его заповѣди и совѣты, Его кротость и незлобіе къ грѣшникамъ, Его долготерпѣніе, Его страданія и смерть за всѣхъ насъ. Если Онъ положилъ за насъ Свою душу, то и мы должны другъ за друга души свои полагать, говоритъ апостолъ. Другой апостолъ говоритъ: будите другъ ко другу блази, милосердни, не воздающе зла за зло, или досажденія за досажденіе (1 Петр. 3, 8-9); терпяще другъ другу любовію (Еф. 4, 2).

Господь говоритъ намъ: милости хочу, а не жертви; Онъ многомилостивый хочетъ и отъ насъ милости или милосердія, и терпѣнія относительно ближнихъ нашихъ; Онъ же готовъ всегда помогать намъ во всякомъ добромъ дѣлѣ. Если у тебя злое сердце, проси въ покаяніи, чтобы Онъ смягчилъ твое сердце, сдѣлалъ кроткимъ и терпѣливымъ: и будетъ оно таково. Онъ намъ говоритъ: сыне, даждь Ми твое сердце. Нѣтъ ничего невозможнаго для вѣрующаго и искренно молящагося. Только рѣшись, твердо /с. 242/ рѣшись оставить свою злобу. Должно въ самомъ началѣ обуздывать въ себѣ всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнѣвъ, не дозволять искрѣ сдѣлаться огнемъ, который тушить, конечно, гораздо труднѣе чѣмъ одну искру. Итакъ, — заключу слово, — будемъ прощать отъ души ближнимъ погрѣшности ихъ противъ насъ, памятуя общую нашу слабость, немощь, грѣховность и безконечное къ намъ милосердіе Божіе. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 239-242.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.