Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Наѳанаилъ (Львовъ) († 1986 г.)
БЕСѢДЫ О СВЯЩЕННОМЪ ПИСАНІИ И О ВѢРѢ И ЦЕРКВИ.
Томъ 5-й. (Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей, 1995).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПИСЬМА.

О ПУТЕШЕСТВІИ ВЪ КОСМОСѢ.
(по поводу одного письма изъ Совѣтскаго Союза).

Въ наши дни первыхъ достиженій по освоенію космоса насъ часто спрашиваютъ: «А какъ Церковь относится къ проблемѣ межпланетныхъ путешествій, къ вступленію человѣка на поверхность Луны, и особенно къ проблемѣ существованія разумныхъ тварей на другихъ планетахъ?»

Голосъ Церкви съ наибольшей безспорностью выражается въ голосѣ Ея святыхъ Отцовъ. Но святые Отцы молчатъ объ этомъ. И тутъ возникаетъ очень распространенное недоразумѣніе. Даже церковные люди часто думаютъ, что перечисленныя проблемы были совершенно невѣдомы святымъ Отцамъ Церкви, и ихъ молчаніе по этому предмету объясняется исключительно ихъ незнаніемъ его.

Такое мнѣніе по меньшей мѣрѣ неточно. Да, во всей полнотѣ проблема межпланетныхъ путешествій, какъ и проблема разумной жизни на другихъ планетахъ, предъ святыми Отцами не вставала. У каждой исторической эпохи есть свои, присущія ей проблемы. Если первый вопросъ является задачей нашего времени, то второй и сейчасъ еще не поставленъ на повѣстку дня.

И все же, въ какой-то мѣрѣ, значительно большей, чѣмъ обычно представляется, святые Отцы были знакомы съ начатками космонавтическихъ вопросовъ.

Уже во второмъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ знаменитый, широко извѣстный въ античномъ мірѣ, писатель, Лукіанъ, въ своей фантастической повѣсти говоритъ о томъ, какъ нѣкій корабль, подхваченный сильнымъ вѣтромъ у Геркулесовыхъ Столбовъ, былъ поднятъ на Луну.

Въ X вѣкѣ персидскій поэтъ Фирдоуси также описываетъ сходное путешествіе.

А о сказочныхъ полетахъ на Луну говорится въ каждомъ народномъ фольклорѣ. Во всякомъ случаѣ, вопросъ о возможности луннаго путешествія былъ святымъ отцамъ извѣстенъ.

Ихъ представленія о мірозданіи отличались отъ нашихъ главнымъ образомъ тѣмъ, что они, послѣдуя господствовавшей тогда въ наукѣ геоцентрической теоріи Птоломея, представляли Землю центромъ вселенной.

/с. 201/ Но, оставаясь въ рамкахъ этой теоріи, святые Отцы никогда не раздѣляли необоснованныхъ и нетрезвенныхъ фантазій о землѣ, покоящейся на слонахъ, китахъ или черепахахъ.

Святоотеческое міровоззрѣніе на положеніе Земли въ пространствѣ выражаетъ св. Іоаннъ Дамаскинъ словами, могущими выдержать самую придирчивую критику современныхъ астрономовъ: «Водрузивый на ничесомже землю повелѣніемъ Твоимъ, и повѣсивый ее неодержимо тяготѣющую» (Ирмосъ 3, воскр. канона 5-го гласа).

И о величіи Солнца и Луны св. Василій Великій разсуждаетъ почти современно и научно. Онъ говоритъ: «Не обманывайся видимостью и изъ того, что солнце представляется величиною съ локоть, не заключай, что такова его дѣйствительная величина. Въ какой бы части неба оно ни восходило или заходило, оно занимаетъ середину неба, и отовсюду представляется людямъ равнымъ. И сіе служитъ яснымъ доказательствомъ чрезмѣрной его величины, предъ которой широта земли ничего не значитъ... Небесное свѣтило, согласно со свидѣтельствомъ Писанія, велико, и до безконечности больше, нежели, какимъ представляется... И о лунѣ представляй нѣчто подобное. И ея тѣло велико. Впрочемъ, величина ея не всегда пребываетъ видимою» (Шестодневъ, стр. 62-63).

Почему же святые Отцы, имѣя такія данныя для научныхъ сужденій о космосѣ, ничего не говорятъ о космическихъ путешествіяхъ?

Потому, что для этого у нихъ данныхъ не было. Для этого настоящія данныя появились лишь съ пятидесятыхъ годовъ нынѣшняго столѣтія, когда человѣкъ, впервые преодолѣвъ земное тяготѣніе, вышелъ въ космическое пространство.



Противорѣчитъ ли этотъ актъ — выходъ человѣка въ міровое пространство — Божественной волѣ, какъ думаютъ нѣкоторые?

Всякій актъ надѣленнаго свободной волей человѣческаго существа можетъ противорѣчить Божіей волѣ и можетъ не противорѣчить ей, въ зависимости отъ внутренняго нравственнаго содержанія, вкладываемаго въ данный актъ.

Не внѣшнее человѣческое судитъ Господь, а внутреннее. Вавилонская башня, съ которой часто (и часто справедливо) /с. 202/ сравниваютъ современныя техническія достиженія человѣка, была грѣховна не потому, что строилось большое зданіе, а потому, что оно было задумано и выполнялось съ горделивой богоборческой цѣлью.

Когда Колумбъ открывалъ Америку для того, чтобы расширить области христіанскаго миссіонерствованія и умножить владѣнія своей покровительницы Королевы Кастильской, его актъ не противорѣчилъ Божественной волѣ.

Или, когда 16-го января 1820 года, во исполненіе приказа Государя Императора, преодолѣвъ тягчайшія трудности, русскіе моряки, и среди нихъ смиренный іеромонахъ-валаамецъ, духовникъ экспедиціи, первые изъ людей увидѣли ледяные берега Антарктиды, — ихъ героическій актъ не противорѣчилъ Божіей волѣ: они выполняли свою присягу, свой долгъ.

Но когда европейскіе и арабскіе работорговцы проникали въ глубины Африки, въ охотѣ за невольниками-неграми, то ихъ дѣйствія оказывались въ противорѣчіи съ Божіей волей, хотя они при этомъ и открывали новыя области, ибо воодушевлялись они не ревностью о вѣрѣ, не преданностью королевѣ, не жертвеннымъ исполненіемъ долга, а жадностью и корыстью, связанными съ причиненіемъ жестокихъ страданій человѣческимъ существамъ.

Такъ и въ космическихъ путешествіяхъ. Когда американскіе космонавты, выполняя свой долгъ, направились въ міровое пространство, и при этомъ, созерцая Землю и Луну въ ихъ астрономическихъ взаимоотношеніяхъ, восхваляли красоту Божіяго дѣла, и воздавая славу Богу, читали священное повѣствованіе Слова Божія о твореніи міра, — ихъ дѣйствія не противорѣчили Божіей волѣ, а, наборотъ, своимъ выраженіемъ религіозныхъ чувствъ они привлекали къ себѣ Божественное благословеніе.

Не вступилъ въ противорѣчіе съ Божіей волей и покойный Ю. Гагаринъ, первый человѣкъ въ космосѣ, спокойно и трезвенно выполнившій данное ему заданіе.

Но когда послѣдовавшій за нимъ космонавтъ сдѣлалъ, пусть и навязанное ему, плоское и богохульное заявленіе о томъ, что онъ леталъ въ небесахъ и нигдѣ не встрѣтилъ тамъ Бога, то это дѣло, вслѣдствіе кощунственнаго смысла, который въ него былъ вложенъ, явилось богоборческимъ и противорѣчащимъ Божіей волѣ, /с. 203/ въ степени не меньшей, чѣмъ такіе же противорѣчащіе Божіей волѣ набѣги европейскихъ и арабскихъ работорговцевъ на негритянскія поселенія.



Но не являются ли вообще космическіе полеты, сами по себѣ, внѣ зависимости отъ ихъ нравственнаго содержанія, нарушеніемъ Божіей воли, ибо, сотворивъ человѣка, какъ свидѣтельствуетъ Священное Писаніе, Господь заповѣдалъ ему: «Владычествуйте надъ всею землею...» (Быт. 1, 28), а не надъ всѣмъ космосомъ?

Слѣдовательно, не является ли современный выходъ человѣка за предѣлы земли какъ бы превышеніемъ Божіихъ полномочій?

Это, конечно, не такъ. Богъ сотворилъ человѣка по образу и по подобію Своему, и во исполненіе этого далъ ему власть надъ всѣмъ Своимъ внѣшнимъ твореніемъ.

Въ Библіи, особенно въ началѣ ея, подъ словомъ «земля» обычно подразумѣвается весь вообще видимый, т. е. постижимый тѣлесными чувствами міръ, въ противоположность слову «небо», подъ которымъ часто подразумѣвается сотворенный Богомъ духовный міръ, міръ ангеловъ, не познаваемый внѣшними чувствами.

Вотъ этотъ міръ, міръ ангельскій, Господь не подчинилъ человѣку. Такъ какъ они сотворены Тѣмъ же Творцомъ, что и люди, ангелы по этой причинѣ не чужды людямъ, но признаютъ ихъ своими собратьями, единаго Творца имѣя, — Бога.

Однако они никакъ не находятся въ подчиненіи человѣку, какъ впрочемъ и человѣкъ не находится въ подчиненіи ангеловъ, но пользуется поддержкой ихъ, какъ старшихъ собратьевъ въ твореніи, и вмѣстѣ, связанные общей любовью къ Творцу, призваны они равно служить Ему и прославлять Его.

Весь же міръ видимый потенціально подчиненъ человѣку. И совершая свои космическія путешествія, человѣкъ не только не нарушаетъ самимъ этимъ актомъ Божіей воли, но выполняетъ ее, пусть и не въ высокомъ, чисто матеріальномъ техническомъ планѣ, какъ такимъ же выполненіемъ Божіей воли въ матеріальномъ планѣ были путешествія Колумба, Беллинсгаузена съ Лазаревымъ, Пири и многихъ другихъ.

/с. 204/ Что это именно такъ, ярко свидѣтельствуетъ та цитата изъ восьмого псалма, которую при первомъ посѣщеніи Луны помѣстили на ея поверхности Армстронгъ и Ольдринъ: «Когда взираю я на небеса (въ данномъ случаѣ, небеса — не міръ ангельскій, а небо, простертое надъ землей), дѣло перстовъ Твоихъ, на луну и звѣзды, которыя Ты поставилъ, то, что есть человѣкъ, что Ты помнишь его и сынъ человѣческій, что Ты посѣщаешь его? Немногимъ Ты умалилъ его предъ ангелами, славою и честію вѣнчалъ его. Поставилъ его владыкою надъ дѣлами рукъ Твоихъ, все положилъ подъ ноги его».

На этотъ псаломъ ссылается и св. апостолъ Павелъ для утвержденія того, что Богъ всю вселенную (а не землю только) покорилъ не ангеламъ, а человѣкамъ. «Ибо не ангеламъ Богъ покорилъ вселенную. Напротивъ, нѣкто засвидѣтельствовалъ, говоря: человѣка поставилъ надъ дѣлами рукъ Твоихъ. Все покорилъ подъ ноги его» (Евр. 2, 5).

И когда человѣкъ со смиреніемъ, съ любовью къ Богу, съ чувствомъ благодарности принимаетъ эту безграничность Божіяго дара, Божіяго полномочія, тогда низводитъ онъ Божіе благословеніе даже на самыя дерзновенныя свои предпріятія.

Конечно, во всей человѣческой исторіи не было образцовъ такого подлиннаго христіанскаго дѣйствованія. Но все же, наряду съ примѣрами очень отрицательныхъ дѣяній, были эти элементы смиренія, благоговѣнія предъ Богомъ и чувства благодарности къ Нему и у казаковъ-покорителей, и у многихъ испанскихъ конквистадоровъ, и у португальскихъ моряковъ, и даже у американскихъ открывателей Запада.

Въ Америкѣ эти качества болѣе другихъ проявили французскіе піонеры Канады. Въ наибольшей степени, приближающейся къ полнотѣ, это достойное воспріятіе Божіихъ даровъ было у нашихъ иноковъ и ихъ сотрудниковъ — осваивателей русскаго Сѣвера.

Въ американскихъ космонавтахъ мы замѣчаемъ мельчайшіе, быть можетъ послѣдніе, остатки такого христіанскаго отношенія къ освоенію новыхъ просторовъ Вселенной.

И мы считаемъ милостью Божіей то, что первыми людьми на Лунѣ оказались американцы съ крохами христіанскихъ чувствъ въ душахъ, а не совѣтскіе, которые использовали бы свое дости/с. 205/женіе въ гнусныхъ богоборческихъ цѣляхъ.

У совѣтскихъ космонавтовъ признаковъ религіознаго отношенія къ дѣлу завоеванія новыхъ областей, конечно, нельзя видѣть. И можно только надѣяться, что крупицы его есть въ потаенныхъ глубинахъ сердецъ тѣхъ или иныхъ космонавтовъ Совѣтскаго Союза.

И Господь пріемлетъ эти крохи, ибо Онъ «трости надломленной не переломитъ и льна курящагося не угаситъ», какъ говоритъ пророкъ Исаія.

Но если исчезнутъ изъ душъ осуществителей дерзновенныхъ предпріятій человѣческихъ послѣдніе элементы смиренія и благоговѣнія, если они окажутся преисполненными только гордости и надмѣнія, то исполнится надъ ними страшное слово того же пророка Исаіи, обращенное имъ къ гордымъ языческимъ царямъ древности, но Церковью смѣло и рѣшительно отнесенное къ первообразу и первородителю гордости, къ древнему дракону, низпавшему съ небесъ.

«Какъ упалъ ты съ неба, денница, сынъ зари! Разбился о землю попиравшій народы! А говорилъ въ сердцѣ своемъ: "взойду на небо, выше звѣздъ Божіихъ вознесу престолъ мой, и сяду [на] горѣ, въ сонмѣ боговъ. Взойду на высоты облачныя, буду подобенъ Всевышнему...". Но ты низверженъ во адъ, въ глубины преисподней... Въ преисподнюю низвержена гордыня твоя со всѣмъ шумомъ твоимъ. Подъ тобою подстилается червь, и черви — покровъ твой».



А какъ же смотритъ Церковь на проблему обитанія иныхъ міровъ разумными существами?

На такой вопросъ лучше всего отвѣтить: никакъ!

Эта проблема еще не ставилась передъ Церковью. Въ сознаніи человѣчества она находится еще въ той же стадіи, въ какой была проблема космическихъ полетовъ во времена Лукіана и Фирдоуси, т. е. въ стадіи ничѣмъ не обоснованныхъ, хотя можетъ быть и художественныхъ, фантазій.

И какъ въ свое время святые отцы не считали нужнымъ отвѣчать на эти фантазіи, но хранили о томъ трезвенное молчаніе, такъ и современнымъ выразителямъ голоса Церкви предпочтительнѣе всего никакъ не отвѣчать на данный вопросъ.

Мы не можемъ ни въ ту, ни въ другую сторону предъявлять /с. 206/ какія бы то ни было требованія къ Господу Богу. Мы не можемъ заявлять, что разъ Господь сотворилъ многое множество планетныхъ міровъ (впрочемъ, до сихъ поръ мы достовѣрно знаемъ только планеты въ солнечной системѣ), то Онъ долженъ былъ населить ихъ разумными существами.

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — Мои пути. Но какъ небо выше земли, такъ пути Мои выше путей вашихъ, и мысли Мои выше мыслей вашихъ», говоритъ Господь.

Когда Господь совершалъ дѣло спасенія человѣческаго рода, Ему не надо было посылать Сына Своего во всѣ страны міра. Онъ послалъ Его только въ малую страну Палестинскую, и дѣло было совершено.

Но нельзя говорить и о невозможности обитанія разумныхъ существъ на иныхъ планетахъ только потому, что Господь пришелъ лишь на Землю. Американскіе индѣйцы тогда фактически были такъ же далеки отъ Виѳлеема и Голгоѳы, какъ нынѣ иныя планеты отъ земли. «Пути Мои — не ваши пути», говоритъ Господь.

Не будемъ рѣшать вопроса, о которомъ у насъ нѣтъ никакихъ данныхъ.

Церковь высоко ставитъ трезвенность, серьезность и реалистичность. А рѣшать сейчасъ вопросъ о возможности или невозможности разумныхъ существъ на другихъ планетахъ нетрезвенно, несерьезно и нереалистично. Мы можемъ только утверждать, въ связи съ новѣйшими данными, что, повидимому, такихъ разумныхъ существъ въ предѣлахъ солнечной системы нѣтъ.

И ко всему этому хочется еще прибавить слова нашего поэта А. К. Толстого:

«Что и какъ творилъ Создатель,
Что считалъ Онъ болѣ кстати,
Знать не можетъ предсѣдатель
Комитета о печати...
»

Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 200-206.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.