Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Наѳанаилъ (Львовъ) († 1986 г.)
БЕСѢДЫ О СВЯЩЕННОМЪ ПИСАНІИ И О ВѢРѢ И ЦЕРКВИ.
Томъ 5-й. (Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей, 1995).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПИСЬМА.

СТУДЕНТУ ВЪ РОССІИ.

...Вы пишете, что васъ особенно интересуетъ вопросъ происхожденія жизни на землѣ.

Размышляя объ исторіи вселенной, мы замѣчаемъ въ ней безперебойное развитіе, не требующее повидимому никакого вмѣшательства извнѣ.

Когда Лапласъ излагалъ Наполеону свою теорію происхожденія солнечной системы, онъ на вопросъ Наполеона: «а гдѣ же тутъ участіе Господа Бога?» отвѣтилъ: «Моя теорія въ этомъ не нуждается».

Это былъ религіозно дерзкій, неблагоговѣйный, но не безбожный отвѣтъ. Лапласъ былъ вѣрующимъ человѣкамъ. Его заявленіе болѣе благоговѣйно можно бы перефразировать такъ: законы, данные вселенной Господомъ Богомъ (ибо законовъ не бываетъ безъ Законодателя), дѣйствуютъ такъ совершенно, что вмѣшательство въ нихъ или исправленіе ихъ не нужно.

Но если это вмѣшательство не нужно при развитіи и взаимодѣйствіи Богомъ созданныхъ природныхъ силъ и природнаго вещества, то для самого появленія того и другого такое вмѣшательство было необходимымъ.

Матеріальная вселенная должна была получить начало отъ Чего-то нематеріальнаго. Она, конечно, не могла сама себя сотворить, но она не могла быть и вѣчной. Ежесекундно милліоны тоннъ вещества распадаются на атомы, и эти атомы превращаются въ заряды энергіи.

Значитъ, и по современному научному представленію матеріальная вселенная должна была получить начало отъ Нематеріальной Причины, Которую мы называемъ Господомъ Богомъ и исповѣдуемъ по Библіи: «Въ началѣ сотворилъ Богъ небо и землю».

Богъ сотворилъ землю, т. е. все земное матеріальное вещество, давъ ему Свое благословеніе, и дальнѣйшее развитіе вселенной стало совершаться по Имъ даннымъ законамъ, но безъ Его непосредственнаго вмѣшательства, лишь при наличіи Его руководящей руки, все направляющей цѣлесообразно.

Такъ продолжалось до момента появленія на одной изъ точекъ вселенной возможности нарожденія чего-то совсѣмъ новаго, никакъ не вытекающаго изъ предыдущаго, пока не появилась /с. 196/ возможность жизни.

Живые организмы — это нѣчто новое, не являющееся слѣдствіемъ химическихъ или физическихъ процессовъ развитія неживой матеріи.

Всѣ живые организмы происходятъ отъ себѣ подобныхъ организмовъ, какъ это неоспоримо доказалъ Пастеръ. И если это вѣрно сейчасъ, то нельзя бездоказательно утверждать, что многіе вѣка тому назадъ было иначе.

Ссылки на примитивнѣйшіе организмы, на бактеріи и вирусы, у которыхъ будто бы стираются грани между живой и неживой матеріей, теряютъ убѣдительность, когда мы вспомнимъ, что и вирусы, и бактеріи для своего существованія требуютъ органической среды, безъ которой они жить не могутъ. Значитъ, они могли появиться лишь тогда, когда органическій міръ уже существовалъ.

Нашъ ближайшій сосѣдъ въ космосѣ — Луна, ясно свидѣтельствуетъ о томъ, что развитіе физическихъ и химическихъ процессовъ не вызываетъ жизни. О Лунѣ мы теперь навѣрное знаемъ, что тамъ жизни нѣтъ.

Наши планетные сосѣди Венера и Марсъ, кажется, тоже могутъ быть такими же свидѣтелями. Повидимому, на нихъ тоже нѣтъ жизни.

Ваша теорія, что на Марсѣ — угасающая жизнь, а на Венерѣ — зарождающаяся, никакъ не обоснована.

Мнѣ она напоминаетъ столь же необоснованную теорію, существовавшую въ астрономіи въ дни моей молодости, когда считалось, что на Марсѣ господствуетъ высокая культрура строителей каналовъ, соотвѣтствующая тому уровню культуры, который будетъ у насъ черезъ пару милліоновъ лѣтъ, а на Венерѣ царитъ Мезозойскій періодъ.

И я мечталъ поучиться мудрости у марсіанъ и поохотиться за динозаврами на Венерѣ.

Новѣйшія изысканія разрушили эти фантазіи. Мы сейчасъ знаемъ, что, во всякомъ случаѣ, развитой жизни ни на Марсѣ, ни на Венерѣ нѣтъ.

А если обнаружится даже самая примитивная жизнь тамъ, то для насъ это будетъ значить, что и тамъ, какъ говоритъ Библія, «сотворилъ Богъ душу живую».

/с. 197/ Самъ Богъ Живой, въ абсолютной степени ощущающій радость бытія, Господь, захотѣлъ, чтобъ эту радость получили и иныя одушевленныя существа — животныя.

Этимъ живымъ душамъ завѣщалъ Господь плодиться и множиться, давъ имъ способность совершенствоваться, приспособляясь къ условіямъ жизни на землѣ. Отсюда могла возникнуть эволюція.

Но эволюція сама по себѣ, безъ Божіей цѣлесообразно направляющей руки, не могла совершаться. Вѣдь всѣ основы теоріи естественнаго отбора Дарвинъ вывелъ изъ аналогіи съ отборомъ искусственнымъ.

А искусственный отборъ — выведеніе новыхъ породъ животныхъ, совершается только при наличіи направляющей руки хозяина.

Однако никакая эволюція не могла сдѣлать безсловесное животное разумнымъ человѣкомъ. Свидѣтельствомъ этого являются всѣ роды и виды животныхъ. Вѣдь всѣ они наши ровесники, или гораздо чаще (и по Библіи, и по палеонтологіи), много раньше насъ пришли въ міръ. И ни одинъ животный видъ не сталъ разумнымъ, кромѣ человѣка, о которомъ сказано: «Сотворилъ Богъ человѣка по образу Своему».

Итакъ, трижды отмѣтили мы непосредственное вмѣшательство Божіе въ руководимый Имъ процессъ міротворенія.

На это можно возразить, что въ Библіи отмѣчены не три момента, а 6 дней творенія, и какъ будто нигдѣ не указаны перечисленные здѣсь три рубежа.

Но это только кажется при недостаточно внимательномъ чтеніи Библіи. Шесть дней или періодовъ перечислены въ Библіи главнымъ образомъ для того, чтобы показать, что Господь творилъ матеріальную вселенную не въ одно мгновеніе, а въ шесть періодовъ, вводя тѣмъ категорію времени въ Свое твореніе.

Примѣчаніе: Самъ Моисей, написавшій по Божіему вдохновенію исторію сотворенія міра, въ имъ же написанномъ 89-мъ псалмѣ указываетъ: «предъ очами Божіими тысяча лѣтъ, какъ день вчерашній», и апостолъ Петръ повторяетъ въ своемъ второмъ посланіи: «у Господа одинъ день, какъ тысяча лѣтъ, и тысяча лѣтъ, какъ одинъ день».

/с. 198/ Седьмой же творческій періодъ, періодъ упокоенія, длится, по ученію Церкви, донынѣ и продлится до скончанія вѣка, когда наступитъ восьмой день, которому уже не будетъ конца. Объ этомъ говорятъ многіе святые отцы и особенно святой Василій Великій.

Творческіе же моменты непосредственнаго Божіяго вмѣшательства въ руководимый Имъ процессъ, совершающійся по Имъ установленнымъ законамъ, отмѣчены въ Библіи, какъ извѣстно, писанной по-еврейски, еврейскимъ словомъ «бара», по-русски хорошо переводимымъ словомъ «творить».

Въ повѣствованіи о твореніи міра только трижды примѣняется слова «бара» — творить, творить изъ ничего (какъ поэтъ творитъ поэму не изъ пера и бумаги, а изъ себя самого):

1) въ началѣ, когда Богъ сотворилъ духовный и матеріальный міръ;

2) при сотвореніи жизни — «души живой», животнаго міра и

3) при сотвореніи человѣка.

Ко всѣмъ другимъ актамъ Божіяго созиданія въ Библіи примѣняется слово «асса», что значитъ «создалъ-оформилъ».

Создалъ, а не сотворилъ, Богъ свѣтила небесныя, сушу, воды и всѣ стихіи земныя, ибо все это оформляла рука Господня изъ уже сотворенныхъ Имъ элементовъ.

Душу же живую Онъ творитъ заново.

Но, сотворивъ жизнь въ водѣ, Богъ создаетъ, а не творитъ наземныхъ животныхъ. Въ этомъ можно видѣть намекъ Библіи на эволюціонный процессъ происхожденія наземныхъ животныхъ отъ водныхъ.

И, наконецъ, сотворилъ Богъ человѣка, сотворилъ его по образу и по подобію Своему.

Однако и тутъ надо замѣтить, что по образу и по подобію Божію былъ сотворенъ духъ человѣческій, а про тѣло человѣка Библія говоритъ: «создалъ Господь человѣка изъ праха земнаго», т. е. изъ земныхъ элементовъ.

Сотворивъ человѣка по образу Своему, Господь далъ ему громадную власть надъ всей вселенной. И если человѣкъ смиренно, обдуманно и бережно, съ любовью трудится надъ окружающимъ міромъ, то онъ становится сотрудникомъ Господа по усовершенствованію природы, и по цѣлесообразному управленію /с. 199/ ею. И много улучшеній въ природѣ было совершено человѣкомъ.

Но если человѣкъ берется за переустройство міра, за передѣлку Божіихъ законовъ, съ гордостью, непродуманно, одушевляемый или жадностью, или дерзкимъ вызовомъ Самому Творцу, то сколько бѣдъ, иногда непоправимыхъ, вноситъ онъ въ міръ!

Сколько видовъ, родовъ и даже цѣлыхъ семействъ животныхъ было уничтожено человѣкомъ изъ жадности. Сколько понапрасну лѣсовъ истреблено, рѣкъ и озеръ загрязнено и загажено ради пресловутаго горделиваго «всемогущаго» техническаго прогресса.

Сейчасъ уже загрязняются и загаживаются моря и океаны. И становятся понятными намъ еще недавно неясныя слова Апокалипсиса: «И третья часть деревъ сгорѣла... и умерла третья часть одушевленныхъ тварей, живущихъ въ морѣ... и третья часть водъ сдѣлалась полынью, и многіе изъ людей умерли отъ водъ, потому что онѣ стали горькими» (8, 7).

Совѣтская книга «Енисейскіе пейзажи», изданная въ 1973 году, которую не заподозришь въ апологетикѣ, говоритъ: «Выпаденіе изъ цѣпи одного звена, кажущагося незначительнымъ, способно вызвать самыя серьезныя послѣдствія. Таковы эти желѣзныя зависимости, эти законы природы, законы живой среды».

А мы помнимъ, Кому принадлежатъ эти жизнью руководящіе законы.

Въ наше время съ распространеніемъ по всему міру пренебреженія и презрѣнія къ Божіимъ законамъ, дерзость и самонадѣянность людей въ попираніи природы пріобрѣла катастрофическіе размѣры, и отъ этого стонетъ уже все человѣчество.

Вотъ что хотѣлось мнѣ, хотя бы вкратцѣ, изложить вамъ.

Христосъ съ вами.

Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 195-199.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.