Церковный календарь
Новости


2019-08-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 12-я (1924)
2019-08-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 11-я (1924)
2019-08-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 29-я (1922)
2019-08-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 28-я (1922)
2019-08-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 4-е (1976)
2019-08-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 3-е (1976)
2019-08-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 132-я (1956)
2019-08-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 131-я (1956)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 27-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 26-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 25-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 24-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 22 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

НЕДѢЛЯ 22-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.

Богатство и нищета, о нихъ говоритъ намъ притча о богатомъ и Лазарѣ.

Осудилъ-ли Христосъ богатство? Нѣтъ, не осудилъ. По ученію св. Писанія, обезпеченность и богатство есть нѣкое благо. Оно обезпечиваетъ драгоцѣнную независимость, избавляетъ отъ униженія, предполагаетъ въ человѣкѣ, обладающемъ богатствомъ, наличіе цѣнныхъ качествъ — какъ дѣловитость, любовь къ труду, умѣніе, смѣлость. Но въ то же время св. Писаніе говоритъ о богатствѣ, какъ о благѣ относительномъ и второстепенномъ. Богатство нигдѣ въ Писаніи не изображается наилучшимъ изъ благъ. Вѣрный Богу, мудрый и разсудительный человѣкъ всегда предпочитаетъ богатству душевный міръ (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье (Сир. 30, 14) и праведность (Притч. гл. 16). Св. Писаніе подчеркиваетъ и ограниченную силу богатства: не все имъ можно купить, напримѣръ — избавленіе отъ смерти и любовь, и указываетъ на то, что богатство причиняетъ излишнія заботы, вынуждаетъ выбиваться изъ силъ; «Лучше немногое въ страхѣ Господнемъ, нежели большое сокровище, и при немъ тревога».

Богатство — знакъ Божіей щедрости, но это не значитъ, что всякое богатство является плодомъ Божія благословенія. Существуетъ и неправедное богатство, и св. Писаніе постоянно подчеркиваетъ, что неправедно пріобрѣтенныя блага не идутъ на пользу, приносятъ съ собою нечестіе, духовную смерть и страданія. Нечестивые богачи думаютъ, что они могутъ обходиться безъ Бога, надѣются на свое достояніе, какъ на своего рода крѣпость, забывая наставленіе св. Писанія: «надѣющійся на свое богатство скоро упадетъ».

Въ притчѣ о «богатомъ и Лазарѣ» Христосъ предупреждаетъ насъ объ опасности богатства, объ опасности матеріальной обезпеченности черезъ мѣру: въ богатствѣ кроется опасность потери совѣсти, опасность не видѣть своей духовной нищеты, опасность очерствѣнія сердца, опасность впаденія въ идолопоклонство: нажива и страхъ малѣйшимъ умалить свое достояніе становятся кумиромъ богатаго.

Принадлежать Христу означаетъ: быть свободнымъ отъ страха, прежде всего. «Къ свободѣ призваны мы, братья», /с. 245/ возглашаетъ aп. Павелъ. Христосъ требуетъ отъ Своихъ послѣдователей отрѣшенности отъ благъ мірскихъ (независимо отъ того, владѣютъ они ими или нѣтъ), чтобы быть способными желать подлинныхъ благъ и получать ихъ.

Подлинное благо твое, дорогой христіанинъ, не въ томъ, чѣмъ ты владѣешь, а въ томъ, что отдаешь ты на дѣло Божіе на землѣ, что отдаешь нуждающимся, сиротамъ и вдовамъ. «Я былъ голоденъ — вы накормили Меня, Я былъ нагъ — вы одѣли Меня», — говоритъ Господь. «Вспомните прежніе дни ваши» — говоритъ ап. Павелъ — «когда вы, бывши просвѣщены, выдержали великій подвигъ страданій... и расхищеніе имѣній вашихъ приняли съ радостью, зная, что есть у васъ на небесахъ имущество, лучшее и непреходящее» (Евр. 10, 32-34).

Предупреждая объ опасности богатства, Господь раскрываетъ передъ нами духовную сторону въ смиреніи, кротко переносимой нищеты, ставшей удѣломъ вслѣдствіе обстоятельствъ.

Соблазнъ богатства, дорогіе, начертанъ въ притчѣ «о богатомъ и Лазарѣ». Этотъ соблазнъ не въ томъ, что въ жизни существуютъ богачъ и нищій Лазарь, а въ томъ, что Лазарь хотѣлъ бы «насытиться тѣмъ, что падало со стола богача», но не получилъ ничего. Богатый отвѣчаетъ за бѣднаго — вотъ мысль, къ которой приводитъ насъ эта притча. Кто вѣренъ Богу и служитъ Ему своей жизнью, тотъ даетъ отъ своего имѣнія бѣднымъ и на дѣло Божіе, а кто служитъ мамонѣ — тотъ дрожитъ надъ мѣдякомъ или бумажкой, думая въ нихъ имѣть опору свою. Въ притчѣ о «богатомъ и Лазарѣ» Господь побуждаетъ насъ задуматься надъ вопросомъ во имя чье, во имя чего мы живемъ; побуждаетъ наши сердца склониться передъ страданіями нищеты и бѣдности и, вмѣстѣ съ тѣмъ, раскрываетъ намъ смыслъ страданія — въ немъ духовно зрѣетъ человѣкъ. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 244-245.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.