Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§4-6) (1938)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§1-3) (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Начало развала (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Въ Ставкѣ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Въ прошлое воскресенье, въ повѣствованіи о Страшномъ Судѣ, говорилъ намъ Господь о томъ, что мы будемъ судимы по тому милосердію, которое мы, можетъ быть, и неосознанно, проявляемъ къ Самому Христу. «Я былъ голоденъ, и вы накормили Меня... Я былъ боленъ и въ темницѣ, и вы посѣтили Меня».

Сегодня же, когда Церковь Христова взываетъ: «постное время начнемъ свѣтло», Спаситель поучаетъ насъ о постѣ и объ отношеніи къ согрѣшающимъ противъ насъ.

«Когда поститесь, не будьте унылы, какъ лицемѣры». Постъ — это не жертва, а выраженіе въ подвигѣ нашей любви къ Богу, выраженіе нашей устремленности къ праведности. Всякая неискренность, являющаяся отблескомъ механической обрядности, претитъ сердцу Христову. Посему-то и предупреждаетъ Господь постящихся, что соблюденіе поста сопряжено съ опасностью формализма, гордыни и тщеславія. «Не будьте унылы, какъ лицемѣры» — говоритъ Господь. Мы соблюдаемъ постъ не въ силу традиціи, не въ силу обычая, а въ силу сознанія нашей измѣны Богу; постимся, движимые желаніемъ внутренней чистоты, желаніемъ быть храмомъ Духа Божія.

«Когда постишься, помажь главу твою елеемъ, и лице твое умый», — поучаетъ насъ Господь. Что это означаетъ? А вотъ что: сдѣлай умъ твой милостивымъ, чувства и мысли отъ грязи отмой. Елей является символомъ благословенія Божія, символомъ милости; елей — это символъ любви и дружбы, радующихъ и услаждающихъ жизнь, отъ нихъ у человѣка «блистаетъ лице» (Пс. 103, 15). Чтобы постъ былъ угоднымъ Богу и принесъ намъ пользу, онъ долженъ заключать въ себѣ исканіе подлинной праведности и долженъ сочетаться съ любовью къ ближнимъ. Истинный постъ не отдѣлимъ отъ милостыни и молитвы. Еще устами пророка Осіи возгласилъ Господь: «Милости хочу, а не жертвы». Потому и говоритъ намъ нынѣ Спаситель о прощеніи обидъ.

«Люби ближняго и ненавидь врага твоего» — возглашала, извратившая Законъ Моисеевъ, раввинская праведность. Величественное постановленіе Закона Моисеева — «Люби ближняго, какъ самого себя», — съ вторженіемъ въ него толкова/с. 59/ній раввиновъ, потеряло всякій смыслъ въ приложеніи къ человѣчеству, ибо подъ ближнимъ своимъ іудеи разумѣли только еврея и прозелита. Ревнуя о соблюденіи Закона и похваляясь своей внѣшней праведностью, ветхозавѣтные книжники и фарисеи въ сущности извратили весь внутренній смыслъ Закона и, при строгомъ соблюденіи обрядности, попирали всякую праведность, заключающуюся въ возвышенныхъ началахъ Закона Моисеева. «А Я вамъ говорю: любите враговъ вашихъ, благословляйте проклинающихъ васъ... и молитесь за обижающихъ васъ и гонящихъ васъ», — возгласилъ Христосъ. Мессія-Христосъ вывелъ Законъ Моисеевъ изъ его національной исключительности и воззвелъ на степень общечеловѣческаго, провозгласивъ всѣхъ людей предъ Богомъ равными между собой, какъ дѣтей Единаго Отца Небеснаго.

«Милости хочу, а не жертвы». Это чувство должно быть постояннымъ спутникомъ христіанина. Это чувство должно сближать христіанина, какъ Самарянина милосердаго, съ каждымъ человѣкомъ, впавшимъ въ бѣду, съ которымъ встрѣчаемся мы на своемъ пути. Это чувство должно исполнять жалостью сердце наше къ тѣмъ, кто наноситъ намъ обиды.

Почему царитъ среди людей, даже единовѣрцевъ, отчужденность, граничащая съ непріязнью? Не потому-ли что мы раздѣляемъ себя на ближнихъ и враговъ, въ лучшемъ случаѣ — намъ непріятныхъ, и къ первымъ относимся со вниманіемъ и съ чувствомъ любви и снисхожденія, а ко вторымъ — съ безразличіемъ, а часто съ непріязнью и даже съ долей ненависти? Такое раздѣленіе отъ лукаваго, и такое отношеніе ко вторымъ — неестественно и гибельно, какъ для нихъ, такъ и для насъ, къ нимъ съ безразличіемъ и непріязнью относящихся. Христіанинъ долженъ любить и быть сострадательнымъ. «Будьте другъ ко другу добры, сострадательны, прощайте другъ друга, какъ и Богъ во Христѣ простилъ васъ» (Ефес. 4, 32). Христіанинъ не долженъ «затворять сердце свое» отъ брата, находящагося въ нуждѣ, ибо любовь Божія пребываетъ только въ тѣхъ, кто проявляетъ милосердіе (1 Іоан. 3, 17).

Съ этими наставленіями отъ Спасителя нашего и вступаемъ въ отверзающіяся двери Великаго Поста. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 58-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.