Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
ПРАВОСЛАВІЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНТИЗМЪ И СЕКТАНТСТВО.
Лекціи по Сравнительному Богословію, читанныя въ Свято-Троицкой духовной семинаріи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1972).

XXVIII.
ПОСЛѢ ВТОРОГО ВАТИКАНСКАГО СОБОРА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ПРОТЕСТАНТИЗМѢ И ПРАВОСЛАВІИ. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНІЕ.

Это было въ 1929 году. Мои сверстники, ученики послѣдняго класса государственной гимназіи въ Брестѣ на Бугѣ (Брестъ-Литовскъ), спросили своего законоучителя: «Мы ежедневно проходимъ мимо православнаго храма, слѣдуетъ-ли намъ обнажать предъ этимъ храмомъ головы?» — на что послѣдовалъ отвѣтъ маститаго іезуита о. Щербицкаго: «Нѣтъ, лучше плюньте въ ту сторону».

«Если мы усовершенствуемся и очистимся, и вы, православные, усовершенствуетесь и очиститесь, и протестанты будутъ усовершенствоваться и очищаться, мы тѣмъ самымъ объединимся другъ съ другомъ», — сказалъ иниціаторъ созыва 2 Ватиканскаго Собора, папа Іоаннъ XXIII (Проф. Н. Арсеньевъ). Да, стоя предъ лицомъ общаго врага въ лицѣ богоборческаго интернаціонала (либеральнаго-масонства и марксизма), Христіанскій міръ долженъ стремиться къ созданію единаго фронта противъ отрицателей Господа нашего Іисуса Христа, Сына Божія, къ созданію совмѣстной практической дѣятельности, и уже для этого, дѣйствительно, необходимы очищеніе отъ предвзятаго отношенія къ Православію и духовное усовершенствованіе въ отношеніяхъ Запада къ Православнымъ. Но соединеніе не есть объединеніе, не есть сговоръ, а отказъ отъ заблужденія. Не время нынѣ говорить о личныхъ ошибкахъ и недостаткахъ папъ и патріарховъ — «Церковь въ собственномъ тѣлѣ своемъ содержитъ и грѣшниковъ — Она одновременно и свята и постоянно, вмѣстѣ съ тѣмъ, нуждается въ очищеніи, постоянно идетъ по пути покаянія и духовнаго обновленія», — но и никакъ нельзя пройти мимо въ ученіе Христовой Церкви введенныхъ новшествъ, не имѣющихъ основанія въ Словѣ Божіемъ.

Читая декреты и постановленія 2 Ватиканскаго Собора, мы обнаруживаемъ пробужденіе въ римо-католической Церкви чувства близости къ Православію, чувство и вины за раздѣленіе: «Къ провинностямъ противъ, единства примѣнимо свидѣтельство /с. 148/ aп. Іоанна: «Если мы говоримъ, что мы не согрѣшили, то мы дѣлаемъ Его лжецомъ, и слова Его нѣтъ въ насъ» (1 Іо. I). Итакъ, въ смиренной молитвѣ, мы просимъ прощенія у Бога и разъединенныхъ съ нами братьевъ нашихъ, какъ и мы прощаемъ должникамъ нашимъ», — и какъ-будто пониманіе цѣнности ученія Православной Церкви: «Нельзя забывать, что Восточныя Церкви обладаютъ съ самаго начала сокровищницей, изъ которой Западная Церковь почерпнула много въ области богослуженія, духовнаго преданія и каноническаго права. Надо также оцѣнить по достоинству, что основные догматы христіанской вѣры о Святой Троицѣ и о Богѣ-Словѣ, воплотившемся отъ Дѣвы Маріи, были опредѣлены на Вселенскихъ Соборахъ, происходившихъ на Востокѣ. Чтобы сохранить эту вѣру, Церкви эти много страдали и нынѣ страдаютъ», — «Что касается подлинныхъ богословскихъ преданій Востока, надо признать, что они какъ нельзя лучше укоренены въ Священномъ Писаніи, развиваются и выражаются въ литургической жизни, питаются живымъ апостольскимъ преданіемъ и Твореніями Восточныхъ Отцовъ и духовныхъ писателей, ведутъ къ правильному укладу жизни и даже къ полному созерцанію христіанской истины», — и еще — «Исторія, преданія и многочисленныя церковныя установленія прекрасно свидѣтельствуютъ о заслугахъ Восточныхъ Церквей передъ всей Церковью».

«Католическая Церковь» — читаемъ мы въ дѣяніяхъ Ватиканскаго Собора — «объемлетъ братскимъ уваженіемъ и любовью всѣхъ живущихъ вѣрою во Христа, кто принялъ дѣйствительное крещеніе, хотя и находится «внѣ полноты общенія съ Католической Церковью», — а ПОЛНОТА ВЪ ТОМЪ, ЧТО — «Христосъ избралъ ап. Петра, на которомъ опредѣлилъ создать Свою Церковь», — и «полностью включаются въ общество Церкви тѣ, кто принимаетъ цѣликомъ ея строй»... «ученіе объ установленіи, непрерывности, значеніи и смыслѣ священнаго Первенства Римскаго Первосвященника и его безошибочнаго Учительства», какъ — «Преемника Петра, Намѣстника Христа и видимаго Главы Церкви всей, управляющаго домомъ Бога Живаго», «обладающаго, въ силу своей должности, полной, наивысшей и всеобщей властью», ибо — «Господь поставилъ одного Симона, какъ скалу и ключаря Церкви». Второй Ватиканскій Соборъ цѣликомъ подтвердилъ формулу 1870 г. о непогрѣшимости папы. «Безошибочность, которой Божественный Искупитель благоволилъ надѣлить Церковь Свою въ опредѣленіи ученія о вѣрѣ и нравственности» — «ею обладаетъ, въ силу Своего назначенія, Римскій Первосвященникъ, Глава Коллегіи Епископовъ» — и — «опредѣленія его справедливо называются непреложными САМИ ПО СЕБѢ, а не изъ согласія Церкви... и не нуждаются ни въ какомъ иномъ утвержденіи и не подлежатъ никакой апелляціи въ другой судъ» — такъ гласитъ /с. 149/ п. 25 «Догматическаго постановленія о Церкви». Для православнаго сознанія, укорененнаго не въ традиціи, а въ Словѣ Божіемъ, абсолютно непріемлемо это, чуждое и Спасителю и Апостоламъ, ученіе, въ которомъ на епископа переносится то, что принадлежитъ только Самому Господу. «Произвольно измѣнивъ догматы, утвержденные Вселенскими Соборами, вначалѣ и для нея Обязательные, римо-католическая Церковь, такъ сказать, разрушила и самое Церковь, признавъ возможною ея измѣняемость, измѣнивъ на дѣлѣ ея ученіе и въ своихъ частныхъ постановленіяхъ перенесши постановленія всеобщія, на которыхъ лежитъ печать Св. Духа, на судъ папы, признаннаго ею непогрѣшимымъ и поставленнаго выше соборовъ» (В. А. Жуковскій). Мы не можемъ не скорбѣть о томъ, что моральный авторитетъ, который принадлежалъ ап. Петру и въ первые вѣка единой Церкви римскому епископу, призванному предсѣдательствовать въ Любви, истолкованъ Ватиканомъ въ терминахъ юридической власти надъ всей Церковью. И снова невольно безпокоитъ насъ вопросъ недоумѣнный: откуда же и какъ вкрался въ ученіе Христовой Церкви въ Римѣ этотъ чуждый Христу духъ? На этотъ вопросъ даетъ намъ частичный отвѣтъ и «Постановленіе Ватиканскаго Собора объ экуменизмѣ», тамъ мы читаемъ: — «Апостолами переданное наслѣдіе было принято различно и многообразно и, съ самаго начала Церкви, объяснялось по-разному соотвѣтственно различіямъ народнаго генія и условій жизни».

Есть въ «декретѣ о восточныхъ католическихъ церквахъ» одно мѣсто, которое даетъ намъ основаніе насторожиться: — «Такъ какъ институція Патріаршества является въ Восточныхъ Церквахъ традиціонной формой управленія, то Священный Соборъ ЖЕЛАЕТЪ, чтобы воздвигались, гдѣ нужно, новыя патріаршества, право установленія которыхъ оставляется за Вселенскимъ Соборомъ или за Римскимъ Первосвященникомъ».

*     *     *

«Православіе — это неизмѣнное храненіе ученія Іисуса Христа и Апостоловъ, какъ оно низложено въ св. Писаніи, св. Преданіи и въ древнихъ символахъ Вселенской Церкви», — такъ опредѣлилъ Православіе В. Соловьевъ. Ничто изъ догматовъ Вѣры, Христомъ чрезъ Апостоловъ намъ преподанной, въ Православіи не отпадаетъ, и никакихъ новыхъ, меняющихъ смыслъ уже даннаго, быть не можетъ, ибо «догматы — не теоретическія аксіомы», а живое свидѣтельство о томъ, что «видѣли своими очами и слышали, что разсматривали и осязали руками» Апостолы. Говоря о видимой, исторической Церкви, св. Ириней Ліонскій писалъ: «Апостолы, какъ богачъ въ сокровищницу, въ избыткѣ положили въ Церковь все относящееся къ Истинѣ». И эту Церковь Лютеръ от/с. 150/вергъ. Онъ оказался «неопытнымъ садовникомъ: Признавъ св. Писаніе, Библію, какъ единственный источникъ ученія, Лютеръ упустилъ изъ виду, что, — по мѣткому выраженію одного изъ изслѣдователей сектанства, — «Библія подобна складу аптекарскихъ средствъ: тамъ и горькіе и сладкіе, тамъ и безвредные порошки и ядовитые лекарства, необходимые въ медицинѣ, — и вотъ въ аптеку ворвалась буйствующая толпа, въ торопяхъ расхватала все продукты леченія: представтье себѣ, какъ и съ какимъ успѣхомъ будутъ лечить эти самозванные лѣкари больныхъ?» Отвергнувъ св. Преданіе и Соборный разумъ Церкви, реформаторы внесли анархическое обращеніе съ Библіей, анархическое отношеніе къ ней, въ результатѣ чего и стоимъ мы передъ печальнымъ фактомъ существованія нѣсколькихъ сотенъ, одна другую исключающихъ сектъ и попытки объединенія всѣхъ въ такъ наз. «Экуменическомъ Движеніи», отличительной чертой котораго является релятивизація Истины. Реформація открыла широкій путь компромисса, на который, увы, вступили и многіе архипастыри и пастыри, компромисса между подлиннымъ Христіанствомъ и «духомъ вѣка сего», духомъ «прогресса», который отнюдь не есть Св. Духъ Божій. На этомъ пути отрицается абсолютность Вѣры Христовой.

*     *     *

Изучая изъ протестантства вышедшіе и іудействующія секты, мы невольно обращаемъ вниманіе, что во многихъ изъ нихъ не только отрицается Божество Господа Іисуса Христа, но и о Богѣ говорится вообще. Адогматическая вѣра, характерная для многихъ сектъ, безусловно невозможна, ибо нельзя вѣрить во «что-то», такая вѣра лишена существеннаго и элементарнаго признака религіи. Еще нѣмецкій мыслитель Шиллингъ сказалъ: — «Кто говоритъ о Богѣ вообще — говоритъ не объ истинномъ Богѣ, а о чемъ-то иномъ, къ чему онъ лишь прилагаетъ имя Бога. Одно понятіе: Богъ — само по себѣ пусто: только слово». Въ современномъ сектанствѣ идетъ лихорадочная работа по уничтоженію и «превращенію» слова Божія и благовѣстія Христова. Въ журналѣ «Баптистъ» 1939-го года сектанты откровенно говорятъ: «Насъ не безпокоитъ критика Библіи, ибо мы покоимся не на ней, а на личномъ переживаніи благодати Христовой». Въ обличеніе голоса «Баптиста» мы слышимъ слово ап. Павла: — «Удивляюсь, что вы отъ призвавшаго васъ благодатію Христовой такъ скоро переходите къ иному благовѣствованію... есть люди, смущающіе васъ и желающіе превратить благовѣствованіе Христово. Но если бы даже... Ангелъ съ неба сталъ вамъ благовѣствовать не то, что мы вамъ благовѣствовали, да будетъ анаѳема» (Гал. I, 6-8).

«Все, что Церковь намъ дала ОДИНЪ РАЗЪ НАВСЕГДА, то мы должны принять БЕЗУСЛОВНО вѣрно также одинъ разъ на/с. 151/всегда. Въ это дѣло нашему уму не слѣдуетъ мѣшаться; ему принадлежитъ только актъ этого принятія или, вѣрнѣе, протоколъ этого принятія и потомъ ПРИМѢНЕНІЕ КЪ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Иной философіи быть не можетъ, какъ философія Христіанства, которой смыслъ: отъ Бога къ Богу» (В. А. Жуковскій). Для насъ, православныхъ, Христіанство не есть только ученіе, Христіанство есть Жизнь, открывшаяся міру и людямъ во Христѣ, Жизнь Истинная и Вѣчная, которой мы становимся причастниками черезъ вѣру и «Божій даръ». Христіанство есть «новое твореніе», во Христѣ рожденное, новое человѣчество есть Церковь — Тѣло Христово, въ которомъ непрестанно соединяется «все небесное и земное» въ общеніи съ Богомъ, въ Которомъ всѣ и все соединяется, воедино во Христѣ и во Отцѣ Его (Іоан. гл. XVII).

*     *     *

Что такое экуменическое Движеніе? Это стремленіе Христіанскихъ Церквей ко взаимному ознакомленію, сближенію и возможному возсоединенію. «Оно возникло — говоритъ Стефанъ, митрополитъ Софійскій, — вслѣдствіе импонирующаго вліянія Русской Православной Церкви на духовную жизнь Запада и, черезъ англиканъ, на Америку, которая начала изучать жизнь и дѣятельность Русской Православной Церкви, русскую богословскую литературу, исторію русскаго монашества и отшельничества... Среди американскихъ епископаловъ появилось желаніе устранить средостѣніе между Западомъ и Востокомъ». Экуменическое движеніе, — продолжаетъ м. Стефанъ, — родилось изъ восхищенія и изъ любви къ святой Православной Русской Церкви и изъ желанія возсоединенія церквей», и онъ приводитъ случаи перехода въ Православіе ряда людей Запада въ результатѣ соприкосновенія ихъ съ Православіемъ. «Изъ устъ миссіонеровъ въ Индіи, Китаѣ и Японіи я самъ слышалъ, — говоритъ м. Стефанъ, — признаніе, что православное богослуженіе импонируетъ на Дальнемъ Востокѣ больше, чѣмъ католическое и протестантское. Оттуда постоянно несется зовъ: посылайте намъ русскихъ миссіонеровъ, православныя службы отвѣчаютъ нашимъ внутреннимъ запросамъ». А Загребскій митрополитъ Досиѳей, проведшій нѣкоторое время въ Индіи, гдѣ отстояли очаги древняго Православія, прибылъ съ ихъ представителями на Лозанскую конференцію въ 1927 году и изъ ихъ устъ делегаты съѣзда услышали: «Наши индусы только путемъ Православія сдѣлаются христіанами». «Отъ всей души благодарю нашего Спасителя за то, что въ день Его Преображенія мы побывали въ величественномъ русскомъ храмѣ, въ которомъ небо сходило на землю. Я былъ счастливъ и кажется мнѣ, что и вы были счастливы, чувствуя великую благодать, которая изливалась въ служеніи и благословеніи во время богослуженія въ Русской Православной церкви, которая осталась вѣрной апо/с. 152/стольскому благовѣстію и сохранила благолѣпіе и красоту, порядокъ и преданіе отцовъ и учителей древней Христовой Церкви», — сказалъ въ 1920 году, на Женевской конференціи, Нью-Іоркскій епископъ Брентъ. «Западу нужно вернуться къ Востоку, хотя мы и раздѣлены въ вѣкахъ», — заявилъ Оксфордскій, впослѣдствіи Лондонскій — епископъ Горъ. Митрополитъ Стефанъ разсказываетъ о знаменательномъ фактѣ, бывшемъ въ Римѣ въ канунъ 1-й міровой войны: въ Римъ прибылъ уніатскій архіепископъ Шептицкій; со своимъ духовенствомъ и своимъ каѳедральнымъ хоромъ, онъ совершилъ въ храмѣ св. Петра торжественную православную Литургію. Служба произвела на молящихся такое сильное впечатлѣніе, что папа, чтобы пресѣчь невольную пропаганду въ пользу Православія, — хотя служащіе и были уніаты, — немедленно вызвалъ Шептицкаго и велѣлъ сейчасъ же отправить во Львовъ свой хоръ и священниковъ. Приведенные факты и высказыванія инославныхъ о Православіи съ достаточной убѣдительностью говорятъ о необходимости ознакомлѣнія Запада съ ученіемъ и жизнью Православія. Православіе не есть застывшій консерватизмъ, нѣкая косность, а живое апостольское благовѣстіе о Вѣрѣ и Благочестіи.

Идея соединенія церквей не принадлежитъ исключительно протестантизму, хотя въ настоящее время она вылилась въ панъ-протестантское движеніе, въ которомъ участіе православныхъ сведено къ роли сотрудниковъ, а конгрессы и конференціи экуменическаго движенія представляютъ собою съѣзды интеллектуаловъ, — на нихъ не слышенъ голосъ Церквей. Первая изъ православныхъ Церквей, цѣликомъ отдавшаяся участію въ экуменическомъ движеніи, была Церковь Константинопольская. Еще въ 1902 году Константинопольскій патріархъ Іоакимъ III запросилъ, черезъ синодальную и патріаршую энциклику, всѣ Православныя Церкви объ ихъ отношеніи къ римо-католичеству и протестантству въ ихъ настоящемъ и будущемъ. Въ 1904 г. патріархъ опредѣляетъ идею возсоединенія въ слѣдующихъ словахъ : — «Блюдя и сохраняя все, что намъ присуще, подобаетъ намъ взирать на то, что хранятъ и соблюдаютъ иные, вознося молитву отъ всей души о возсоединеніи всѣхъ», и говоритъ о необходимости объединенія Церквей для практическаго и нравственнаго сотрудничества, каковое должно подготовить почву для объединенія догматическаго. Эта иниціатива Константинопольской Патріархіи, повторенная въ 1920 году, столкнулась съ протестанской иниціативой. Намѣтились два направленія въ экуменическомъ движеніи: 1, — Практическаго христіанства — «Жизнь и дѣятельность», и 2, — «Вѣра и Устройство», и начиная съ 1920 года состоялся рядъ конгрессовъ этихъ двухъ направленій, въ которыхъ приняли участіе /с. 153/ представители восточныхъ патріархатовъ и богословы Парижской Духовной Академіи м. Евлогія. Подготовительная работа къ созыву конференцій «Вѣра и Устройство» была проведена Въ Женевѣ, въ 1920 г., американскимъ пасторомъ Робертомъ Гардинеромъ, совмѣстно съ епископами Брентомъ и Манингомъ. «Далъ бы Господь только пожить» — говорилъ пасторъ Гардинеръ, — «поѣду въ Россію и приму Православіе возлѣ моего друга и наставника», каковымъ былъ проф. Соколовъ.

Питаемое властолюбіемъ, невѣжествомъ, смѣшеніемъ Божіяго съ кесаревымъ, вторженіемъ міра, — въ лицѣ государственныхъ властей, «ученыхъ» и филантроповъ, — въ область Церкви, — быстро стало распространяться съ XI вѣка зло раздѣленія, а послѣ новаго раздѣленія въ Европѣ, съ появленіемъ реформаціи, этотъ отрицательный, процессъ съ особой силой расцвелъ въ странахъ англо-саксонскихъ, особенно въ Сѣверной Америкѣ, гдѣ, съ появленіемъ протестантства, быстро размножились секты, каждая почитающая себя за полноцѣнную церковь. Эти секты, какъ и все протестантство въ цѣломъ, почувствовали, однако, голодъ по благодати Божіей, которая дается только въ таинствахъ Церкви Христовой.. Оторванныя отъ Ствола, онѣ потянулись къ единству, но, вмѣсто воспрививки къ Стволу Церкви, онѣ стали на ложный путь объединенія всѣхъ теченій протестантства, всѣхъ сектъ, въ новую экуменическую церковь.

Уже на подготовительной конференціи въ Женевѣ, въ 1920 году, сталъ выявляться духъ крайняго либерализма, причемъ — очень настойчиво, и когда митр. Стефанъ отмѣтилъ въ своемъ докладѣ, что «Церковь только тамъ, гдѣ іерархія имѣетъ апостольское преемство, а безъ такой іерархіи имѣются только региліозныя общины», большинство делегатовъ конференціи, въ знакъ протеста, покинули залъ засѣданій. Выступленія и предложенія православной делегаціи настолько существенно расходились со взглядами конференціи, что пастору Гардинеру пришлось сдѣлать слѣдующее заявленіе: «Мы здѣсь собрались на почвѣ исповѣданія и утвержденія нашей вѣры въ Богочеловѣка Іисуса Христа, Который есть Истинный Божій Сынъ и Сынъ Человѣческій, и тотъ, кто этого не исповѣдуетъ, не можетъ быть участникомъ этой конференціи». Несмотря на усилія епископовъ Брента и Гора, и въ 1927 году, на конгрессѣ «Вѣры и Устройство» въ Лозаннѣ, взяло верхъ крайне лѣвое крыло протестантовъ. Православные делегаты твердо и ясно свидѣтельствовали, что для православныхъ Церковь Христова не представляется въ иной формѣ и съ другимъ содержаніемъ, чѣмъ тѣ, которыя даны и завѣщаны намъ ея Основателемъ, раскрыты Его Апостолами и приняли законченный и совершенный, неизмѣнный и непреложный, вѣчный и Божественный образъ во времена вселенскаго законодательства. /с. 154/ Но когда о. С. Булгаковъ выступилъ съ докладомъ о православномъ почитаніи Божіей Матери, его назвали чуть-ли не язычникомъ, правда, послѣ принеся извиненіе... Православная делегація на этомъ конгрессѣ вынуждена была выступить съ весьма существенной письменной деклараціей, въ которой, между инымъ, сказано: — «согласно взглядамъ Православной Церкви, не можетъ быть допущено никакихъ компромиссовъ въ отношеніи ея вѣроученія и религіозныхъ убѣжденій. Недопустимо и невозможно, чтобы одному и тому же слову давалось двоякое толкованае или двойной смыслъ... Никто изъ православныхъ не можетъ надѣяться, что возсоединеніе, основанное на спорныхъ формулахъ, будетъ крѣпкимъ и продолжительнымъ... Православная Церковь считаетъ, что всякое единеніе должно основываться исключительно на вѣроученіи и общемъ исповѣданіи древней нераздѣльной Церкви, на семи Вселенскихъ Соборахъ и прочихъ постановленіяхъ первыхъ восьми вѣковъ». Не чувствовалось пониманія Православной Церкви и на конгрессахъ 1937 года, въ Оксфордѣ и Эдинбургѣ. Православные делегаты въ Эдинбургѣ вынуждены были со скорбью констатировать существенныя, непримиримыя различія взглядовъ на многіе предметы вѣры между Православнымъ Востокомъ и протестантскимъ Западомъ. Еще болѣе безнадежный, въ смыслѣ надежды на соединеніе Церквей, характеръ приняло экуменическое движеніе послѣ сліянія Двухъ теченій «Жизнь и Дѣятельность» и «Вѣра и Устройство» въ одно русло въ такъ наз. «Міровомъ Совѣтѣ Церквей»; эта организація имѣетъ опредѣленную физіономію широкаго, либеральнаго экуменизма. «Міровой Совѣтъ Церквей» сталъ на путь созданія НОВАГО ТИПА вселенской церкви. Подобное направленіе не только противорѣчитъ основнымъ началамъ, вызвавшимъ къ жизни это движеніе, но и дѣлаетъ абсолютно невозможнымъ участіе Православной Церкви въ нынѣшемъ экуменическомъ движеніи.

Великій соблазнъ заключается въ современномъ экуменическомъ движеніи съ его сектантскимъ ожиданіемъ новой Пятидесятницы, нигдѣ въ Откровеніи не обѣщанной, съ его Христіанству чуждыми идеями, — ЧТО ни одна изъ нынѣ существующихъ церквей не является подлинно Христовой Церковью, — ЧТО Церковь еще не явлена и не осуществлена, а существующія церкви являются лишь «несовершенными частицами Христовой Церкви», — ЧТО Божественное Откровеніе еще не закончено. Намъ предлагаютъ объединиться «на отвлеченномъ минимумѣ Христіанства», отбросивъ все, что насъ съ ними раздѣляетъ. Но вѣдь Христіанство не есть совокупность сектъ или какихъ-то религіозныхъ группъ, Христіанство есть полное и цѣлостное Откровеніе Божественной Истины въ Исторіи; эта божественная Истина есть Самъ Богъ, единый, недѣлимый и нераздѣльный, да и Вѣра /с. 155/ Православная не есть обрядъ, она можетъ быть только цѣлостной, въ ней ничего нельзя уступить. Возможно, что проектируемая «Міровымъ Совѣтомъ Церквей» экуменическая церковь и будетъ, по своему внѣшнему устроенію, вселенской, но Святой, Соборной и Апостольской она не будетъ, — и Православію съ нею не по пути.

Не смѣемъ мы закрывать глаза и ни близкое сродство экуменическаго движенія нынѣшняго дня съ современными намъ не только не-церковными, но и Церкви чуждыми политическими и, даже, тайными международными движеніями». — «Насъ спрашиваютъ», — читаемъ мы въ «La Temple» за 1946 годъ, № 3, — почему мы вмѣшиваемся въ споры религіознаго порядка. Въ какой части вопросы объединенія церквей, экуменическіе конгрессы могутъ представлять интересъ для масонства?... Проблема, выдвинутая проектомъ объединенія церквей, исповѣдующихъ Христа, близко интересуетъ масонство и является близкой масонству, такъ какъ она содержитъ въ себѣ идею универсализма. Пусть намъ позволено будетъ прибавить, что если это объединеніе, по-крайней мѣрѣ въ томъ, что касается не римскихъ исповѣданій, стоитъ на вѣрномъ пути, то этимъ оно обязано немного также и нашему Ордену... при возникновеніи первыхъ экуменическихъ конгрессовъ вмѣшательство нашихъ англо-саксонскихъ братьевъ было опредѣляющимъ».

В. А. Виссертъ-Хуфтъ, въ теченіи многихъ лѣтъ возглавлявшій, въ качествѣ генеральнаго секретаря, «Міровой Совѣтъ Церквей», въ одномъ изъ своихъ выступленій подчеркнулъ, что — «Православію принадлежитъ миссія блюсти древнія христіанскія традиціи въ области вѣроученія, церковнаго устройства и богослуженія. Православіе сохранило себя отъ мірскихъ вліяній, оберегая драгоцѣнное достояніе первоначальнаго Христіанства». Мысль — справедливая. И Православная Церковь и впредь обязана оберегать свою духовную свободу, оберегать себя отъ вліянія нецерковныхъ организацій. Экуменическая идеологія совершенно чужда православному міросозерцанію.

Сынъ Божій, Истина-Христосъ сошелъ на землю. Къ намъ пришелъ Онъ. Пришелъ незамѣтнымъ образомъ, неузнанный, хотя и ясно начертанный пророками и чрезъ нихъ Богомъ въ мірѣ проповѣданный. Не люди, а Ангелы первыми возвѣстили о Его пришествіи въ міръ, и, по слову пророка Давида, вся земля поклонилась Рожденному: своего Творца привѣтствовала Природа, склонила главу свою предъ Истиной-Христомъ, въ лицѣ волхвовъ, Наука, пришли поклониться Ему и дѣти Труда и Природы — пастухи. Ему не поклонились и не послужили Ему дѣльцы. Между Природой и Наукой, между людьми Науки и Труда существуетъ про/с. 156/слойка, это — повседневную жизнь творящіе дѣльцы; они то и не поклонились Ему. Центромъ жизни и вниманія этихъ людей является «дѣло князя міра сего», успѣхъ въ дѣлахъ своего общественнаго и политическаго «я». Истина, для познанія и принятія которой необходимо отъ земли свой взоръ оторвать и «возвести очи свои на небо»; Истина, требующая Небомъ землю освѣтить и освятить всѣ дѣла мірскія, является помѣхой въ ихъ разсчетахъ, въ политикѣ ихъ. Посему-то они Истину-Христа или преслѣдуютъ, или отвергаютъ или же такъ извращаютъ, чтобы можно было использовать имя Христа и Церковь Его, именно использовать, въ своихъ мірскихъ, часто явно анти-христіанскихъ замыслахъ.

«Слово Плоть бысть и мы видѣли славу Его», «видѣли и свидѣтельствуемъ вамъ», — Сынъ Божій вошелъ въ міръ, вошелъ въ Исторію, къ намъ пришелъ, и мы объединяемся лишь и только вокругъ проповѣди о Христѣ — Распятомъ и Воскресшемъ — какъ Центрѣ міровой Исторіи.

Источникъ: Протоіерей Митрофанъ Зноско-Боровскій. Православіе, римо-католичество, протестантизмъ и сектантство. (Лекціи по Сравнительному Богословію, читанныя въ Свято-Троицкой духовной семинаріи). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1972. — С. 147-156.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.