Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ IV. Святые.

Прославленіе святыхъ угодниковъ Божіихъ.

Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслажденіемъ блаженства въ Царствѣ Божіемъ, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божіей, что она отъ нихъ течетъ и на тѣхъ, кто съ ними общается. Велико ихъ блаженство, происходящее отъ лицезрѣнія славы Божіей. Будучи преисполнены и любви къ людямъ, происходящей отъ любви къ Богу, они отзывчивы на людскіе нужды и на ихъ моленія и являются ходатаями и предстателями за нихъ предъ Богомъ.

Таковы были прежде всего ветхозавѣтные праведники, Христомъ освобожденные изъ ада и введенные въ рай, и «наибольшій изъ рожденныхъ женами» Іоаннъ Креститель. Таковыми стали затѣмъ апостолы и ихъ ближайшіе преемники. Никто изъ христіанъ не сомнѣвался въ ихъ святости и по ихъ кончинѣ, большей частью мученической, сразу ихъ стали почитать и призывать въ молитвахъ. Во время высокаго духовнаго подъема въ первые вѣка гоненій на христіанъ таковыми явились и мученики. Сама мученическая кончина была дверью къ высшимъ Обителямъ и христіане сразу начинали ихъ призывать, какъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Чудеса и знаменія подтверждали эту вѣру христіанъ и были доказательствомъ ихъ святости. Также потомъ стали почитаться великіе подвижники. Никто не постановлялъ почитать святыми Антонія Великаго, Макарія Великаго, Василія Великаго, Григорія Богослова, Николая Чудотворца и многихъ другихъ имъ подобныхъ, но Востокъ и Западъ одинаково чтутъ ихъ, отрицать ихъ святость могутъ лишь тѣ, кто въ святость не вѣруетъ. Сонмъ угодниковъ Божіихъ возрасталъ безпрестанно, во всѣхъ мѣстахъ, гдѣ были христіане, появлялись и свои новые подвижники. Однако общая жизнь христіанъ стала снижаться, духовное горѣніе стало тускнѣть, не было уже того яснаго ощущенія, что есть Божественная правда. Посему не всегда общее /с. 181/ сознаніе вѣрующихъ могло опредѣлить, кто есть дѣйствительный праведникъ и угодникъ Божій. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ появились сомнительныя личности, которыя мнимыми подвигами увлекали часть паствы. Посему церковная власть стала слѣдить за почитаніемъ святыхъ, проявляя заботу, чтобы оградить пасомыхъ отъ суевѣрія. Стали изслѣдовать жизнь почитаемыхъ вѣрующими подвижниковъ, и провѣрять сказанія о ихъ чудесахъ. Ко времени крещенія Руси уже установилось, что признаніе новаго святого совершается церковной властью. Постановленіе власти церковной, конечно, распространялось на подвѣдомственную ей область, однако и другія мѣста признавали обычно совершенное гдѣ-либо прославленіе, хотя бы не вносили въ свои мѣсяцесловы. Вѣдь церковная власть лишь свидѣтельствовала о святости. Святыми праведники становились не постановленіемъ земной церковной власти, а милостію и благодатью Божіей. Церковной властью лишь одобрялось восхваленіе въ церкви и молитвенное призываніе новаго святого.

Какая власть то должна и могла сдѣлать точно не было опредѣлено, во всякомъ случаѣ власть епископская.

Были прославленія, совершенныя высшей Церковной властью цѣлой помѣстной церкви, имена новопрославленныхъ вносились тогда въ церковные мѣсяцесловы всей той церкви, другіе прославлялись въ той или иной мѣстности и почитаніе ихъ постепенно распространялось въ другія мѣста. Обычно прославленіе совершалось въ той мѣстности, гдѣ жилъ или страдалъ подвижникъ. Но бывало и иначе. Такъ, пострадавшій въ Софіи (Средце, Болгарія) отъ турокъ въ 1515 году юноша изъ города Кратова (Сербія) Георгій, былъ черезъ 14 лѣтъ уже прославленъ въ Новгородѣ. Несмотря на то, что и сограждане его почитали его, какъ новомученика, и даже духовникомъ его была составлена церковная служба, они не смѣли это проявить открыто, боясь турокъ, и посему въ Новгородѣ, находившемся въ торговыхъ сношеніяхъ съ тѣми мѣстами, по распоряженію Архіепископа была составлена служба и стала почитаться память мученика Георгія Новаго, откуда она распространилась по всей Россіи. Когда же Сербія и Болгарія освободились отъ /с. 182/ рабства турокъ, они стали пользоваться составленной въ Россіи службой, а составленная первоначально въ Софіи до сихъ поръ является достояніемъ библіотеки. Послѣдніе два вѣка, когда Россія жила во славѣ и благоденствіи, прославленія новыхъ святыхъ совершались обычно весьма торжественно по постановленію Высшей Власти, иногда (но не всегда) происходя по всей Россіи, а особенно въ мѣстности, гдѣ обрѣтались чудотворныя мощи. Однако это не измѣняетъ общаго порядка въ Церкви, и если русскіе люди подъ гнетомъ безбожной власти не могутъ открыто восхвалять и призывать Богомъ прославленнаго угодника Божіяго, долгъ свободной отъ гнета безбожниковъ части Русской Церкви всенародно чтить и призывать Чудотворца, подобнаго святителю Николаю, чтимаго нынѣ во всемъ мірѣ, и молить святого праведнаго Іоанна о исправленіи нашей жизни и о прекращеніи бѣдствій, постигшихъ по пророчеству его Отечество наше.

Да дасть Господь, чтобы насталъ тотъ вожделѣнный день, когда отъ Карпатъ до Тихаго океана прогремитъ:

Величаемъ тя, праведный отче Іоанне, и чтимъ святую память твою, ты бо молиши за насъ Христа Бога нашего!

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 180-182.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.