Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
НАШИ ЗАДАЧИ (СТАТЬИ 1948-1954 г.г.).
Томъ I-й. (Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956).

1950 г.

123.
О ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТІИ И СТРАТЕГІИ.

II.

Никакое государство, — ни авторитарное, ни демократическое, ни монархію, ни республику, — нельзя строить на всеобщемъ, братолюбиво-сентиментальномъ довѣріи. Такое довѣріе умѣстно только въ сердцѣ праведнаго пустынножителя; уже въ монастырскомъ быту оно неумѣстно.

Это совсѣмъ не значитъ, что въ политикѣ, дипломатіи и стратегіи надо «всѣмъ недовѣрять». Но для довѣрія необходимо имѣть серьезныя основанія. Довѣряющій несетъ отвѣтственность за свое довѣріе: ибо онъ довѣряетъ не только себя и свою жизнь (подобно отшельнику), а дѣло своего народа и государства. Здѣсь прежде чѣмъ «отрѣзать», надо семь разъ «примѣрить» и провѣрить, чтобы самому не оказаться по недосмотру — причастнымъ измѣнѣ и предательству.

Мѣра довѣрія различна: въ политикѣ — въ дипломатіи — и въ стратегіи; но во всѣхъ трехъ сферахъ она строго обусловлена и ограничена.

Политика отнюдь не состоитъ въ говореніи рѣчей: это лишь поверхностная видимость ея; это иллюзія наивныхъ людей; это ея «полая вода». Настоящая, серьезная и глубокая политика состоитъ въ молчаніи и дѣйствованіи. Надо молча готовить дѣло; и говорить лишь въ ту мѣру, въ какую слова необходимы и насыщены волевымъ молчаніемъ и подготовкою дѣла. Послѣдніе годы русской государственности выдвинули два противоположные облика политическаго «оратора»: дивное краснорѣчіе П. А. Столыпина, насыщенное молчаливою мыслью и во/с. 300/левымъ дѣйствованіемъ, и аффектированное пусторѣчіе Керенскаго, съ его позой, фразой, безмысліемъ и безволіемъ.

Серьезный политикъ долженъ научиться молчать: надо говорить только необходимое и невредящее. Надо пенять, что въ политикѣ все преждевременно высказанное можетъ стать неосуществимымъ именно потому, что оно было высказано и притомъ преждевременно. Семьдесятъ семь политическихъ противниковъ, узнавъ о твоемъ замыслѣ, бросятся тебѣ наперерѣзъ и воздвигнутъ семьдесятъ семь препятствій, — по общему правилу парламентаризма «я не дамъ тебѣ сдѣлать это, потому, что я самъ хочу выдвинуться»... И сто семьдесятъ семь болтуновъ подхватятъ твой планъ, исказятъ его, разгласятъ всякій вздоръ, посѣютъ недоразумѣнія, вызовутъ смуту и возбудятъ противъ тебя вихрь того «общественнаго мнѣнія», которое несетъ пыль и подымаетъ мусоръ къ небу...

Настоящая политика есть школа волевого молчанія и рѣшительнаго дѣйствованія. Къ этому волевому молчанію, къ этой страстной рѣшительности совѣтскій терроръ воспитываетъ русскій народъ противъ своей собственной воли.

Еще несравненно большее значеніе имѣетъ молчаніе въ дипломатіи и стратегіи. Разговорчивый дипломатъ и экспансивный стратегъ подобны человѣку, который, играя въ карты, держитъ ихъ лицомъ къ противнику, а крапомъ къ себѣ; или тому, который, начиная шахматную партію, отвинчиваетъ у себя свою, данную отъ природы, тайно-мыслящую голову и привинчиваетъ себѣ стеклянную, насквозь прозрачную башку. О Святославѣ разсказываютъ, будто онъ, собираясь въ походъ на сосѣдей, посылалъ сказать имъ «иду на вы»; наивная легенда... трогательное полурыцарство... устарѣвшая манера оборонять свой народъ.

Дипломатъ и стратегъ связаны прежде всего блюденіемъ тайны; — полной тайны; — такой, что даже самая наличность тайны должна быть скрыта за легкой и естественной, добродушной любезностью. Ибо, если кто ведетъ себя «таинственно» и явно что-то скрываетъ, то онъ пробуждаетъ этимъ въ окружающихъ любопытство; а ужъ любопытные таковы: пронюхавъ тайну, они не успокаиваются до тѣхъ поръ, пока не дознаются въ чемъ она... Дипломату и стратегу нужна простота и видимая «откровенность» при полной замкнутости: произносимыя ими слова должны быть внутренно крѣпко отцѣжены, профильтрованы и въ дѣловомъ отношеніи взвѣшены и скупы. На цѣлый рядъ вопросовъ они должны отвѣчать уклончиво, неуязвимо. Если же спрашивающій назойливъ и явно добивается того, чего ему знать не слѣдуетъ, то надо просто пресѣкать его спрашиваніе; иногда полезно бываетъ указать ему при всѣхъ на то, что онъ задаетъ провокаціонные вопросы...

Государственное дѣло нельзя строить внѣ блюденія профессіональной тайны. Кто къ этому неспособенъ, тотъ не заслуживаетъ своихъ должностныхъ полномочій. Государственная власть должна быть сильна; слабая государственная власть не можетъ властвовать, — ни блюсти Законы, ни ограждать свободу, ни пресѣкать преступленія, ни поддерживать порядокъ. Ея сила должна импонировать. Болтливые люди не импонируютъ. Ея сила должна излучать авторитетъ: уговаривающій самъ срываетъ свою авторитетность, ибо въ самую сущность государственной власти входитъ ея право и ея обязанность настаивать /с. 301/ на своихъ законныхъ велѣніяхъ, независимо отъ согласія уговариваемыхъ. Полезно объяснять людямъ законы и распоряженія; но гибельно превращать законы въ необязательные совѣты, а распоряженія въ «покорнѣйшія просьбы». Сила власти требуетъ очень часто неожиданности и рѣшительности въ дѣйствіи, а неожиданность невозможна безъ соблюденія тайны.

И такъ обстоитъ всюду: во внутреннемъ управленіи, въ дипломатіи и въ стратегіи. Напрасно стали бы толковать эти аксіомы власти въ томъ смыслѣ, что они будто бы запрещаютъ всякое свободное и доброе общеніе власти съ гражданами, а также всякое подготовительное обсужденіе, всякій совѣтъ, всякое возраженіе... Напрасно стали бы толковать всѣ эти указанія, какъ оправданіе тоталитаризма... Категорически отвергая всѣ виды тоталитаризма, мы настаиваемъ на авторитарности всякой государственной власти какъ таковой, включая и демократическую, и республиканскую власть. Всякое правительство обязано рѣшать, дѣйствовать и нести отвѣтственность за содѣянное: оно есть волевой центръ государственной жизни; забывать объ этомъ непозволительно; уклоняться отъ этого преступно; угашать это волевое начало въ государствѣ гибельно.

И всякому, кто вдумается въ сущность и природу государственной власти, станетъ ясно, что ей необходимо предоставлять право и обязанность блюсти тайну въ дѣлахъ, требующихъ этой тайны. А таковы прежде всего дипломатія и стратегія.

Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 299-301.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.