Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
НАШИ ЗАДАЧИ (СТАТЬИ 1948-1954 г.г.).
Томъ I-й. (Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956).

1950 г.

120.
О ПРАВОСЛАВІИ И КАТОЛИЧЕСТВѢ.

IV.

Эта противоположность двухъ исповѣданій обнаруживается во всемъ. Такъ, первая задача православнаго миссіонера — дать людямъ Св. Евангеліе и богослуженіе на ихъ языкѣ и въ полномъ текстѣ; католики держатся латинскаго языка непонятнаго большинству народовъ, и воспрещаютъ вѣрующимъ самостоятельное чтеніе Библіи. Православная душа ищетъ непосредственнаго приближенія ко Христу, во всемъ, отъ внутренней одинокой молитвы до пріобщенія Св. Таинъ. Католикъ смѣетъ думать и чувствовать о Христѣ только то, что ему позволитъ авторитетный посредникъ, стоящій между нимъ и Богомъ; и въ самомъ пріобщеніи онъ остается лишеннымъ и умаленнымъ, не пріемля пресуществленнаго Вина и получая вмѣсто пресуществленнаго Хлѣба — нѣкую замѣщающую его «облатку».

Далѣе, если вѣра зависитъ отъ воли и рѣшенія, то, очевидно, невѣрующій не вѣритъ потому, что не хочетъ вѣровать, а еретикъ еретичествуетъ потому, что рѣшилъ вѣровать по-своему; и «вѣдьма» служитъ дьяволу потому, что она одержима злою волею. Естественно, что они всѣ преступники противъ Закона Божія и что ихъ надо карать. Отсюда Инквизиція и всѣ тѣ жестокія дѣла, которыми насыщена средневѣковая исторія католической Европы; крестовые походы противъ еретиковъ, костры, пытки, истребленіе цѣлыхъ городовъ (напр., города Штедингъ въ Германіи, въ 1234 г.); въ 1568 г. всѣ жители Нидерландовъ, кромѣ названныхъ поименно, были приговорены къ смерти, какъ ере/с. 293/тики. Въ Испаніи Инквизиція исчезла окончательно лишь въ 1834 году. Обоснованіе этихъ казней понятно: невѣрующій есть нежелающій вѣровать, онъ злодѣй и преступникъ передъ лицомъ Божіимъ, его ждетъ геенна; и вотъ, лучше кратковременный огонь земного костра, чѣмъ вѣчный огонь ада. Естественно, что люди, вынудившіе вѣру волею сами у себя — пытаются вынудить ее и у другихъ; и видятъ въ невѣріи или инаковѣріи — не заблужденіе, не несчастіе, не ослѣпленіе, не скудость духовную, а злую волю.

Напротивъ, православный священникъ слѣдуетъ Ап. Павлу (2 Кор. 1, 24) не стремиться «брать власть надъ чужою волею», но «споспѣшествовать радости» въ сердцахъ людей; и твердо помнить завѣтъ Христа о «плевелахъ», не подлежащихъ преждевременному выпалыванію (Матѳ. 13, 25-36). Онъ признаетъ руководительную мудрость Аѳанасія Великаго и Григорія Богослова: «то, что совершается силою противъ желанія, — не только вынуждено, несвободно и не славно, но просто даже и не состоялось» (Слово 2. 15). Отсюда и указаніе Митрополита Макарія, данное имъ въ 1555 году первому казанскому архіепископу Гурію: «Всякими обычаи, какъ возможно, пріучать ему татаръ къ себѣ и приводить ихъ любовію на крещеніе, а страхомъ ихъ ко крещенію никакъ не приводити». Православная Церковь искони вѣровала въ свободу вѣры, въ ея независимость отъ земныхъ интересовъ и расчетовъ, въ ея сердечную искренность. Отсюда и слова Кирилла Іерусалимскаго: «Симонъ волхвъ въ купели тѣло омочи водою, но сердца не просвѣти духомъ, и сниде, и изыде тѣломъ, а душею не спогребеся и не возста».

Далѣе, воля земного человѣка ищетъ власти. И Церковь, строющая вѣру на волѣ, — непремѣнно будетъ искать власти. Такъ было у магометанъ; такъ обстоитъ у католиковъ на протяженіи всей ихъ исторіи. Они всегда искали въ мірѣ власти, такъ, какъ если бы Царство Божіе было отъ міра сего; — всякой власти: самостоятельной свѣтской власти для папы и кардиналовъ, а также власти надъ королями и императорами (вспомнимъ средніе вѣка); власти надъ душами и особенно надъ волею своихъ послѣдователей (исповѣдальня, какъ орудіе); партійной власти въ современномъ «демократическомъ» государствѣ; тайной орденской власти, тоталитарно-культурной надо всѣмъ и во всѣхъ дѣлахъ (Іезуиты). Они считаютъ власть — орудіемъ къ водворенію Царства Божія на землѣ. А эта идея всегда была чужда и Евангельскому ученію, и Православной Церкви.

Власть на землѣ требуетъ ловкости, компромисса, лукавства, притворства, лжи, обмана, интриги и предательства; а часто и преступленія. Отсюда ученіе о томъ, что цѣль разрѣшаетъ средства. Напрасно противники излагаютъ это ученіе Іезуитовъ такъ, какъ будто цѣль «оправдываетъ» или «освящаетъ» дурныя средства; этимъ они только облегчаютъ Іезуитамъ возраженія и опроверженія. Тутъ рѣчь совсѣмъ не о «праведности» или «святости», а или о церковномъ разрѣшеніи, о позволенности, или же о моральной «доброкачественности». Именно въ этой связи виднѣйшіе отцы Іезуиты, какъ-то Эскобаръ-а-Мендоза, Сотъ, Толетъ, Васкоцъ, Лессій, Санкецъ и нѣкоторые другіе, утверждаютъ, что «поступки дѣлаются хорошими или дурными въ зависимости отъ хорошей или дурной цѣли». Однако, цѣль человѣка извѣстна только ему одному: она есть дѣло личное, потайное и легко поддаю/с. 294/щееся симуляціи. Съ этимъ тѣсно связано католическое ученіе о допустимости и даже негрѣховности лжи и обмана: надо только произносимыя слова истолковать про себя «иначе», или воспользоваться двусмысленнымъ выраженіемъ, или молча ограничить объемъ сказаннаго, или промолчать о правдѣ — тогда ложь не ложь, и обманъ не обманъ, и ложная присяга на судѣ не грѣшна (объ этомъ см. у Іезуитовъ Лемкуля, Суареца, Бузенбаума, Лаймана, Санкеца, Алагоны, Лессія, Эскобара и других).

Но у Іезуитовъ есть и другое ученіе, окончательно развязывающее ихъ ордену и ихъ церковнымъ дѣятелямъ руки. Это ученіе о дурныхъ дѣлахъ, совершаемыхъ, якобы, «по повелѣнію Божію». Такъ, у Іезуита Петра Алагоны (также и у Бузенбаума) читаемъ: «по повелѣнію Божію можно убивать невиннаго, красть, развратничать, ибо Онъ есть Господинъ жизни, и смерти, и потому должно исполнять Его повелѣніе». Само собой разумѣется, что о наличности такого чудовищнаго и невозможнаго «повелѣнія» Божія рѣшаетъ католическій церковный авторитетъ, повиновеніе коему составляетъ самую сущность католической вѣры (всѣ эти данныя заимствуемъ изъ книги И. А. Ильина «О сопротивленіи злу силою», гдѣ указаны автентическіе источники).

Тотъ, кто, продумавъ эти черты католицизма, обратится къ Православной Церкви, тотъ увидитъ и пойметъ разъ и навсегда, что самыя глубокія традиціи обоихъ исповѣданій противоположны и несовмѣстимы. Мало того, онъ пойметъ еще и то, что вся русская культура слагалась, крѣпла и расцвѣтала въ духѣ Православія — и стала такою, какова она была въ началѣ XX вѣка, прежде всего потому, что она не была католическою. Русскій человѣкъ вѣрилъ и вѣритъ любовью, молится сердцемъ, свободно читаетъ Евангеліе; и авторитетъ Церкви помогаетъ ему въ его свободѣ и научаетъ его свободѣ, раскрывая ему духовное око, а не пугая его земными казнями во «избѣжаніе» потустороннихъ. Русская благотворительность и «нищелюбіе» русскихъ Царей — шли всегда отъ сердца и доброты. Русское искусство все цѣликомъ выросло изъ свободнаго сердечнаго созерцанія: и пареніе русской поэзіи и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренній лиризмъ русской музыки, и выразительность русской скульптуры, и одухотворенность русской архитектуры, и прочувствованность русскаго театра. Духъ христіанской любви проникъ и въ русскую медицину, съ ея духомъ служенія, безкорыстія, интуитивно-цѣлостнаго діагноза, индивидуализаціи паціента, братскаго отношенія къ страдающему; и въ русскую юриспруденцію съ ея исканіемъ справедливости; и въ русскую математику съ ея предметной созерцательностью. Онъ создалъ въ русской исторіографіи традиціи Соловьева, Ключевскаго и Забѣлина. Онъ создалъ въ русской арміи — традицію Суворова, а въ русской школѣ традицію Ушинскаго и Пирогова. Надо увидѣть сердцемъ ту глубокую связь, которая соединяетъ русско-православныхъ Святыхъ и Старцевъ съ укладомъ русской, простонародной и образованной души. Весь русскій бытъ — иной и особенный, потому, что славянская душа укрѣпила свое сердце въ завѣтахъ Православія. И самыя русскія инославныя исповѣданія (за исключеніемъ католицизма) вос/с. 295/приняли въ себя лучи этой свободы, простоты, сердечности и искренности.

Вспомнимъ еще, что все наше Бѣлое Движеніе со всей его государственной вѣрностью, съ его патріотическимъ горѣніемъ и жертвенностью поднялось изъ свободныхъ и вѣрныхъ сердецъ и ими держится и донынѣ. Живая совѣсть, искренняя молитва и личное «добровольчество» принадлежитъ къ лучшимъ дарамъ Православія и замѣщать эти дары традиціями католицизма намъ нѣтъ ни малѣйшаго основанія.

Отсюда и наше отношеніе къ «католицизму восточнаго обряда», подготовляемаго нынѣ въ Ватиканѣ и во многихъ католическихъ монастыряхъ. Самая идея — подчинить душу русскаго народа посредствомъ притворной имитаціи его богослуженія и водворить католицизмъ въ Россіи этой обманной операціей — мы переживаемъ какъ религіозно-фальшивую, безбожную и безнравственную. Такъ на войнѣ корабли плаваютъ подъ чужимъ флагомъ. Такъ провозится черезъ границу контрабанда. Такъ въ «Гамлетѣ» Шекспира — братъ вливаетъ въ ухо своему брату-королю смертельный ядъ во время его сна. И если бы кто-нибудь нуждался въ доказательствѣ того, что есть католицизмъ и какими способами онъ захватываетъ власть на землѣ, то это послѣднее предпріятіе дѣлаетъ всѣ иныя доказательства излишними.

Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 292-295.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.