Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
НАШИ ЗАДАЧИ (СТАТЬИ 1948-1954 г.г.).
Томъ I-й. (Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956).

1950 г.

119.
О ПРАВОСЛАВІИ И КАТОЛИЧЕСТВѢ.

III.

Исповѣданіе отличается отъ исповѣданія по своему основному религіозному акту и его строенію. Важно не только то, во что ты вѣруешь, но еще и то, чѣмъ, т. е. какими силами души осуществляется твоя вѣра. Съ тѣхъ поръ, какъ Христосъ Спаситель утвердилъ вѣру на живой любви (Матѳ. 23, 37. Марк. 12, 30-33. Луки 10, 27, срв. 1 Іоанна 4, 7-8. 16), мы знаемъ, гдѣ искать вѣру и какъ найти ее. Это есть самое важное для пониманія не только своей вѣры, но и особенно чужой вѣры и всей исторіи религій. Именно такъ мы должны понять и Православіе и Католичество.

Есть религіи, которыя родятся изъ страха и питаются страхомъ; такъ африканскіе негры въ своей массѣ прежде всего боятся — темноты и ночи, злыхъ духовъ, колдовства, смерти. Въ борьбѣ съ этимъ страхомъ и въ эксплуатаціи его у другихъ и слагается ихъ религія.

Есть религіи, которыя родятся изъ вожделѣнія и питаются эротикой, принимаемой за «вдохновеніе»; такова религія Діониса-Вакха; таковъ «Шиваизмъ лѣвой руки» въ Индіи; таково русское хлыстовство.

Есть религіи, живущія фантазіей и воображеніемъ; ихъ сторонники довольствуются мифическими легендами и химерами, поэзіей, /с. 291/ жертвоприношеніями и обрядами, пренебрегая любовью, волей и мыслью. Таковъ индійскій браманизмъ.

Буддизмъ былъ созданъ, какъ религія жизнеотверженія, и аскеза. Конфуціанство возникло, какъ религія исторически выстраданной и искренно прочувствованной моральной доктрины. Религіозный актъ Египта былъ посвященъ преодолѣнію смерти. Іудейская религія искала прежде всего національнаго самоутвержденія на землѣ, выдвигая генотеизмъ (богъ національной исключительности!) и моральное законничество. Греки создали религію семейнаго очага и зримой красоты. Римляне — религію магическаго обряда. А христіане?

Православіе и Католичество одинаково возводятъ свою вѣру ко Христу, Сыну Божію и къ евангельскому благовѣствованію. И тѣмъ не менѣе ихъ религіозные акты не только различны, но и несовмѣстимы по своей противоположности. Именно этимъ опредѣляются и всѣ тѣ отличія, которыя я указалъ въ предшествующей статьѣ (№ 118).

Первичное и основное пробужденіе вѣры для православнаго — есть движеніе сердца, созерцающей любви, которая видитъ Сына Божія во всей Его благости, во всемъ Его совершенствѣ и духовной силѣ, преклоняется и пріемлетъ Его, какъ сущую правду Божію, какъ свое главное жизненное сокровище. При свѣтѣ этого совершенства православный познаетъ свою грѣховность, укрѣпляетъ и очищаетъ имъ свою совѣсть и вступаетъ на путь покаянія и очищенія.

Напротивъ, у католика «вѣра» пробуждается отъ волевого рѣшенія: довѣриться такому-то (католически-церковному) авторитету, подчиниться и покориться ему и заставить себя принять все, что этотъ авторитетъ рѣшитъ и предпишетъ, включая и вопросъ добра и зла, грѣха и его допустимости.

Посему, у православнаго душа оживаетъ отъ свободнаго умиленія, отъ доброты, отъ сердечной радости, — и тогда зацвѣтаетъ вѣрою и соотвѣтственными ей добровольными дѣлами. Здѣсь благовѣстіе Христа вызываетъ искреннюю любовь къ Богу, а свободная любовь пробуждаетъ въ душѣ христіанскую волю и совѣсть.

Напротивъ, католикъ постоянными усиліями воли понуждаетъ себя къ той вѣрѣ, которую ему предписываетъ его авторитетъ.

Однако, въ дѣйствительности волѣ подчинены всецѣло — только внѣшнія тѣлодвиженія; въ гораздо меньшей степени — ей подчинена сознательная мысль; еще меньше — жизнь воображенія и повседневныхъ чувствованій (эмоцій и аффектовъ). Ни любовь, ни вѣра, ни совѣсть волѣ не подчинены и могутъ совсѣмъ не отозваться на ея «понужденія». Можно принудить себя къ стоянію и поклонамъ, но невозможно вынудить у себя благоговѣніе, молитву, любовь и благодареніе. Только внѣшнее «благочестіе» повинуется волѣ, а оно и есть не болѣе, чѣмъ внѣшняя видимость, или же, просто притворство. Можно принудить себя къ имущественному «пожертвованію»; но даръ любви, состраданія, милосердія — не вынудимъ ни волею, ни авторитетомъ. За любовью, — какъ земною, такъ и духовною, — мысль и воображеніе слѣдуютъ сами собой, естественно и охотно; но воля можетъ биться надъ ними всю жизнь и не подчинить ихъ своему давленію. Изъ раскрытаго и любящаго сердца — совѣсть, какъ голосъ Божій, заговоритъ самостоятельно и властно. Но дисциплина воли не ведетъ къ совѣсти; /с. 292/ а покорность внѣшнему авторитету заглушаетъ личную совѣсть окончательно.

Такъ развертывается эта противоположность и непримиримость двухъ исповѣданій; и намъ, русскимъ людямъ, необходимо продумать ее до конца.

Тотъ, кто строитъ религію на волѣ и на покорности авторитету, тотъ неизбѣжно долженъ будетъ ограничить вѣру умственнымъ и словеснымъ «признаніемъ», оставляя сердце холоднымъ и черствымъ, замѣняя живую любовь — законничествомъ и дисциплиною, а христіанскую доброту — «похвальными», но мертвыми дѣлами, и самая молитва превратится у него въ бездушныя слова и неискреннія тѣлодвиженія. Тотъ, кто знаетъ религію древне-языческаго Рима, тотъ сразу узнаетъ во всемъ этомъ его традицію. Именно эти черты католической религіозности всегда испытывались русской душой, какъ чуждыя, странныя, искусственно-натянутыя и неискреннія. И когда мы слышимъ отъ православныхъ людей, что въ католическомъ богослуженіи есть внѣшняя торжественность, доводимая иногда до грандіозности и «красивости», но нѣтъ искренности и тепла, нѣтъ смиренія и горѣнія, нѣтъ сущей молитвы, а потому и духовной красоты — то мы знаем, гдѣ искать объясненія этому.

Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 290-292.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.