Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
НАШИ ЗАДАЧИ (СТАТЬИ 1948-1954 г.г.).
Томъ I-й. (Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956).

1950 г.

118.
О ПРАВОСЛАВІИ И КАТОЛИЧЕСТВѢ.

II.

Это есть отличіе догматическое, церковно-организаціонное, обрядовое, миссіонерское, политическое, нравственное и актовое. Послѣднее отличіе есть жизненно-первоначальное: оно даетъ ключъ къ пониманію всѣхъ остальныхъ.

Догматическое отличіе извѣстно каждому православному: во-первыхъ, вопреки постановленіямъ Второго Вселенскаго Собора (Константинопольскаго, 381 г.) и Третьяго Вселенскаго Собора (Ефесскаго, 431 г., Правило 7) католики ввели въ 8-й членъ Символа Вѣры добав/с. 289/леніе объ исхожденіи Духа Святого не только отъ Отца, но и отъ Сына («филіокве»); во-вторыхъ, въ XIX вѣкѣ къ этому присоединился новый католическій догматъ о томъ, что Дѣва Марія была зачата непорочною («дэ иммакулата концепціонэ»); въ-третьихъ, въ 1870 году былъ установленъ новый догматъ о непогрѣшимости римскаго папы въ дѣлахъ церкви и вѣроученія («эксъ катэдра»); въ-четвертыхъ, въ 1950 году былъ установленъ еще одинъ догматъ о посмертномъ тѣлесномъ вознесеніи Дѣвы Маріи. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнѣйшія догматическія отличія.

Церковно-организаціонное отличіе состоитъ въ томъ, что католики признаютъ римскаго первосвященника главою церкви и замѣстителемъ Христа на землѣ, тогда какъ Православіе признаетъ единаго главу Церкви — Іисуса Христа и считаетъ единственно правильнымъ, чтобы Церковь строилась вселенскими и помѣстными соборами. Православіе не признаетъ также свѣтскую власть за епископами и не чтитъ католическія орденскія организаціи (въ особености іезуитовъ). Это важнѣйшія отличія.

Обрядовыя отличія суть слѣдующія. Православіе не признаетъ богослуженія на латинскомъ языкѣ; оно блюдетъ литургіи, составленныя Василіемъ Великимъ и Іоанномъ Златоустомъ и не признаетъ западныхъ образцовъ; оно соблюдаетъ завѣщанное Спасителемъ причащеніе подъ видомъ хлѣба и вина, и отвергаетъ введенное католиками для мірянъ «причащеніе» одними «освященными облатками»; оно признаетъ иконы, но не допускаетъ скульптурныхъ изображеній въ храмахъ; оно возводитъ исповѣдь къ незримо присутствующему Христу и отрицаетъ исповѣдальню, какъ органъ земной власти въ рукахъ священника. Православіе создало совсѣмъ иную культуру церковнаго пѣнія, молитвословія и звона; у него иное облаченіе; у него иное знаменіе креста; иное устроеніе алтаря; оно знаетъ колѣнопреклоненіе, но отвергаетъ католическое «присѣданіе»; оно не знаетъ дребезжащаго звонка во время совершительныхъ молитвъ и многаго другого. Таковы важнѣйшія обрядовыя отличія.

Миссіонерскія отличія суть слѣдующія. Православіе признаетъ свободу исповѣданія и отвергаетъ весь духъ инквизиціи, — истребленіе еретиковъ, пытки, костры и принудительное крещеніе (Карлъ Великій). Оно блюдетъ при обращеніи чистоту религіознаго созерцанія и его свободу отъ всякихъ постороннихъ мотивовъ, особенно отъ застращиванія, политическаго разсчета и матеріальной помощи («благотворительность»); оно не считаетъ, что земная помощь брату во Христѣ доказываетъ «правовѣріе» благотворителя. Оно, по слову Григорія Богослова, ищетъ «не побѣдить, а пріобрѣсти братьевъ» по вѣрѣ. Оно не ищетъ власти на землѣ, любою цѣною. Таковы важнѣйшія миссіонерскія отличія.

Политическія отличія таковы. Православная церковь никогда не притязала ни на свѣтское господство, ни на борьбу за государственную власть въ видѣ политической партіи. Исконное русско-православное разрѣшеніе вопроса таково: церковь и государство имѣютъ особыя и различныя заданія, но помогаютъ другъ другу въ борьбѣ за благо; государство правитъ, но не повелѣваетъ Церкви и не занимается принудительнымъ миссіонерствомъ; Церковь организуетъ свое дѣло сво/с. 290/бодно и самостоятельно, соблюдаетъ свѣтскую лояльность, но судить обо всемъ своимъ христіанскимъ мѣриломъ и подаетъ благіе совѣты, а можетъ быть и обличенія властителямъ и благое наученіе мірянамъ (вспомнимъ Филиппа Митрополита и Патріарха Тихона). Ея оружіе — не мечъ, не партійная политика и не орденская интрига, а совѣтъ, наставленіе, обличеніе и отлученіе. Византійскія и послѣ-петровскія уклоненія отъ этого порядка — были явленіями нездоровыми.

Католицизмъ, напротивъ, ищетъ всегда и во всемъ, и всѣми путями — власти (свѣтской, клерикальной, имущественой и лично-суггестивной).

Нравственное отличіе таково. Православіе взываетъ къ свободному человѣческому сердцу. Католицизмъ — взываетъ къ слѣпо-покорной волѣ. Православіе ищетъ пробудить въ человѣкѣ живую, творческую любовь и христіанскую совѣсть. Католицизмъ требуетъ отъ человѣка повиновенія и соблюденія предписаній (законничество). Православіе спрашиваетъ о самомъ лучшемъ и зоветъ къ евангельскому совершенству. Католицизмъ спрашиваетъ о «предписанномъ», «запрещенномъ», «позволенномъ», «простительномъ», и «непростительномъ». Православіе идетъ вглубь души, ищетъ искренней вѣры и искренней доброты. Католицизмъ дисциплинируетъ внѣшняго человѣка, ищетъ наружнаго благочестія и удовлетворяется формальной видимостью добродѣланія (См. «Н. З.» № 119).

И все это тѣснѣйше связано съ первоначальнымъ и глубочайшимъ актовымъ отличіемъ, которое необходимо продумать до конца и притомъ разъ навсегда.

Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 288-290.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.