Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
НАШИ ЗАДАЧИ (СТАТЬИ 1948-1954 г.г.).
Томъ I-й. (Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956).

1950 г.

117.
О ПРАВОСЛАВІИ И КАТОЛИЧЕСТВѢ.

I.

Значеніе Православія въ Русской исторіи и культурѣ духовно-опредѣляющее. Для того, чтобы понять это и убѣдиться въ этомъ не надо быть самому православнымъ; достаточно знать русскую исторію и имѣть духовную зоркость. Достаточно признать, что тысячелѣтняя исторія Россіи творится людьми христіанской вѣры; что Россія слагалась, крѣпла и развертывала свою духовную культуру именно въ христіанствѣ, и что христіанство она восприняла, исповѣдовала, созерцала и вводила въ жизнь именно въ актѣ Православія. Именно это было постигнуто и выговорено геніемъ Пушкина. Вотъ его подлинныя слова:

«Великій духовный и политическій переворотъ нашей планеты есть христіанство. Въ этой священной стихіи исчезъ и обновился міръ». «Греческое вѣроисповѣданіе, отдѣльное отъ всѣхъ прочихъ, даетъ намъ /с. 287/ особенный національный характеръ». «Россія никогда ничего не имѣла общаго съ остальною Европою...»; «исторія ея требуетъ другой мысли, другой формулы»...

И вотъ, нынѣ, когда наши поколѣнія переживаютъ великій государственный, хозяйственный, моральный и духовно-творческій провалъ въ исторіи Россіи, и когда мы повсюду видимъ ея недруговъ (религіозныхъ и политическихъ), подготовляющихъ походъ на ея самобытность и цѣлость, — мы должны твердо и точно выговорить: дорожимъ ли мы нашей русской самобытностью и готовы ли мы ее отстаивать? И далѣе: въ чемъ эта самобытность, каковы ея основы и каковы тѣ покушенія на нее, которыя мы должны предвидѣть?

Самобытность русскаго народа выражается въ его особливомъ и своеобразномъ духовномъ актѣ. Подъ «актомъ» надо разумѣть внутренній строй и укладъ человѣка: его способъ чувствовать, созерцать, думать, желать и дѣйствовать (см. «Н. З. № 111 «О русскомъ націонализмѣ» I). Каждый изъ русскихъ, попавъ за границу, имѣлъ, да имѣетъ и нынѣ, полную возможность убѣдиться на опытѣ въ томъ, что другіе народы имѣютъ иной, отличный отъ насъ бытовой и духовный укладъ; мы испытываемъ это на каждомъ шагу и съ трудомъ привыкаемъ къ этому; иногда видимъ ихъ превосходство, иногда остро чувствуемъ ихъ неудовлетворительность, но всегда испытываемъ ихъ инородность и начинаемъ томиться и тосковать по «родинѣ». Это объясняется самобытностью нашего бытового и духовнаго уклада; или, выражаясь кратчайшимъ словомъ: у насъ иной актъ.

Русскій національный актъ сложился подъ вліяніемъ четырехъ великихъ факторовъ: природы (континентальность, равнина, климатъ, почва), славянской души, особливой вѣры и историческаго развитія (государственность, войны, территоріальные размѣры, многонаціональность, хозяйство, образованіе, техника, культура). Невозможно освѣтить все это сразу. Объ этомъ есть книги, — то драгоцѣнныя (Гоголь. «Въ чемъ же, наконецъ, существо русской поэзіи»; Н. Данилевскій. «Россія и Европа»; И. Забѣлинъ. «Исторія русской жизни»; Достоевскій. «Дневникъ писателя»; В. Ключевскій. «Очерки и рѣчи»), то мертворожденныя (Чаадаевъ. «Философскія письма»; Милюковъ. «Очерки по исторіи русской культуры»). Въ пониманіи и толкованіи этихъ факторовъ и самаго русскаго творческаго акта — важно оставаться предметнымъ и справедливымъ, не превращаясь ни въ фанатическаго «славянофила», ни въ слѣпого для Россіи «западника». И это особенно важно въ томъ основномъ вопросѣ, который мы здѣсь ставимъ — о Православіи и Католичествѣ.

Среди недруговъ Россіи, непріемлющихъ всю ея культуру и осуждающихъ всю ея исторію, совершенно особое мѣсто занимаютъ римскіе католики. Они исходятъ изъ того, что въ мірѣ есть «благо» и «истина» только тамъ, гдѣ «ведетъ» католическая церковь и гдѣ люди безпрекословно признаютъ авторитетъ римскаго епископа. Все остальное идетъ (такъ они понимаютъ) по неправому пути, пребываетъ во тьмѣ или ереси, и должно быть рано или поздно обращено въ ихъ вѣру. Это составляетъ не только «директиву» католицизма, но и само собою разумѣющуюся основу или предпосылку всѣхъ его доктринъ, книгъ, оцѣнокъ, организацій, рѣшеній и дѣйствій. Не-католическое въ мірѣ — /с. 288/ должно исчезнуть: или въ результатѣ пропаганды и обращенія, или же погубленіемъ Божіимъ.

Сколько разъ за послѣдніе годы католическіе прелаты принимались объяснять мнѣ лично, что «Господь выметаетъ желѣзною метлою православный востокъ для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь»... Сколько разъ я содрагался отъ того ожесточенія, которымъ дышали ихъ рѣчи и сверкали ихъ глаза. И внимая этимъ рѣчамъ, я начиналъ понимать, какъ могъ прелатъ Мишель д-Эрбиньи, завѣдующій восточно-католическою пропагандою, дважды (въ 1926 и въ 1928 г.) ѣздить въ Москву, чтобы налаживать унію съ «обновленческою церковью» и соотвѣтственно «конкордатъ» съ большевиками, и какъ могъ онъ, возвращаясь оттуда, перепечатывать безъ оговорокъ гнусныя статьи коммунистовъ, именующія мученическую православную патріаршую Церковь (дословно) «сифилитической» и «развратной»... И я понялъ тогда же, что «конкордатъ» Ватикана съ Третьимъ Интернаціоналомъ не осуществился доселѣ — не потому, что Ватиканъ «отвергъ», и «осудилъ» такое соглашеніе, а потому, что его не захотѣли сами коммунисты. Я понялъ разгромъ православныхъ соборовъ, церквей и приходовъ въ Польшѣ, творившійся католиками въ тридцатыхъ годахъ текушаго вѣка... Я понялъ, наконецъ, въ чемъ истинный смыслъ католическихъ «молитвъ о спасеніи Россіи»: какъ первоначальной, краткой, такъ и той, которая была составлена въ 1926 году папою Бенедиктомъ XV и за чтеніе которой у нихъ даруется (по объявленію) «триста дней индульгенціи»...

И нынѣ, когда мы видимъ, какъ Ватиканъ годами снаряжается въ походъ на Россію, проводя массовую скупку русской религіозной литературы, православныхъ иконъ и цѣлыхъ иконостасовъ, массовую подготовку католическаго духовенства къ симуляціи православнаго богослуженія на русскомъ языкѣ («католичество восточнаго обряда»), пристальное изученіе православной мысли и души, ради доказательства ихъ исторической несостоятельности, — мы всѣ, русскіе люди, должны поставить передъ собой вопросъ о томъ, въ чемъ же отличіе Православія отъ Католицизма и постараться отвѣтить себѣ на этотъ вопросъ со всею объективностью, прямотою и исторической вѣрностью.

Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 286-288.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.