Церковный календарь
Новости


2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 27-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 26-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 25-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 24-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда о Давидѣ царѣ и Павлѣ апостолѣ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда, сказанная въ великую седмицу (1899)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Пастырямъ Церкви Волынской
[1].

Желаніе нашего христолюбиваго Самодержца о томъ, чтобы крестьяне русскіе вмѣстѣ съ прочими сословіями могли поднять свой голосъ въ Государственной Думѣ, не было выполнено при первомъ ея наборѣ. Въ ряды крестьянъ ворвались совершенно чуждые имъ обманщики — революціонеры, учившіеся въ заграничныхъ университетахъ; они произносили въ Думѣ оскорбительныя для всего крестьянства, враждебныя русской странѣ рѣчи, а настоящіе деревенскіе крестьяне робко молчали. Отъ насъ, пастырей христіанскаго народа, зависитъ поставить его такъ, чтобы онъ не отдавался слѣпо въ руки обманщиковъ и не робѣлъ бы предъ наглостью враговъ отечества, а послалъ бы въ Думу такихъ людей, которые бы, во-первыхъ, говорили такъ, какъ думаетъ деревенскій народъ о строеніи земли нашей, а, во-вторыхъ, не робѣли бы предъ представителями прочихъ сословій и племенъ. Крестьяне могли бы составить самую сильную и вполнѣ единодушную часть Думы и направить русскую жизнь согласно своимъ желаніямъ и надеждамъ, еслибы съумѣли выбрать туда людей достойныхъ. А избрать такихъ людей имъ удастся тогда, если, во-первыхъ, имъ поможетъ Богъ, а, во-вторыхъ, если научатъ ихъ духовные отцы. Посему прошу Васъ, достолюбезные отцы и братіе, приложить душу свою къ этому святому дѣлу, а именно: во всѣхъ тѣхъ селахъ, гдѣ будутъ предварительные или окончательные выборы, или же предвыборныя собранія, совершать въ тѣ дни служеніе молебновъ (лучше даже съ литургіей), на которые заблаговременно приглашать всѣхъ, и на молебнѣ говорить поученіе о великомъ долгѣ предъ Родиной и вѣрой, который лежитъ на избирателяхъ и избираемыхъ. Увѣщевайте прихожанъ избирать не льстецовъ, не бражниковъ, не хвастуновъ, но людей справедливыхъ, трудолюбивыхъ, непремѣнно трезвыхъ, не алчныхъ, но богомольныхъ, умѣющихъ разумно править своимъ домомъ.

Затѣмъ окропите выборщиковъ каждаго св. водой, и приложите ко св. кресту, и напомните имъ, чтобы во время выборовъ осѣняли себя крестнымъ знаменіемъ, особенно, если будетъ въ сердцѣ ихъ борьба и смущеніе.

По окончаніи выборовъ, пусть избранные въ уѣздные или губернскіе выборщйки снова придутъ во св. храмъ на молитву и выслушаютъ отъ васъ напутственное назиданіе. Увѣщевайте ихъ стоять за правду при дальнѣйшихъ выборахъ, заклинайте ихъ не принимать подарковъ или взятокъ, ни угощеній отъ льстивыхъ обманщиковъ и агитаторовъ. Убѣждайте ихъ не пугаться насмѣшекъ, не робѣть, если имъ будутъ говорить, будто всѣ уже рѣшили избрать такихъ-то и такихъ-то недобрыхъ людей. Такимъ именно способомъ безчестные смутьяны стараются перетянуть на свою сторону простодушныхъ. Угрозы ихъ и упрашиванья — первый признакъ ихъ обмана: если грозятъ или запугать стараются — значитъ силы у нихъ мало, потому что сильный врагъ обижаетъ безъ угрозъ.

Хорошо, если прихожане или избиратели сложатся и пріобрѣтутъ для губернскихъ выборщиковъ по крестику или по образочку, чтобы тѣмъ дать имъ вещественное и святое напоминаніе не отступать отъ завѣтовъ русскаго народа и православной вѣры. Эти крестики надѣть надо на нихъ священнику въ церкви и напутствовать благословеніемъ молитвы и кропленіемъ св. воды, какъ воиновъ, идущихъ отстаивать Родину и народъ христіанскій. Скажите имъ, отправляя ихъ въ городъ, что Богъ и Ангелъ-Хранитель будутъ знать не только ихъ дѣла и слова, но и всѣ тайныя намѣренія и взыщутъ съ нихъ всѣ бѣды нашей Родины, если они изберутъ въ Думу людей недостойныхъ или неразумныхъ.

Еще скажите имъ, чтобы въ случаѣ какого сомнѣнія въ городѣ, посовѣтовавшись другъ съ другомъ, если сами не поймутъ, какъ лучше сдѣлать, пусть спрашиваютъ у мѣстныхъ батюшекъ наученія и вразумленія, чтобы, еще, памятуя примѣры древнихъ Русскихъ людей, проводили-бы дни выборовъ въ молитвѣ церковной и воздержаніи.

Когда выборщики будутъ сходиться въ городъ, то мѣстное духовенство озаботится, чтобы въ храмахъ было ежедневное служеніе и чтобы церкви днемъ были отперты для молитвы людей, а вторичные выборы предварялись вновь торжественными молебнами и поученіемъ лучшихъ мѣстныхъ или изъ селъ приглашенныхъ проповѣдниковъ, могущихъ поднять духъ и пробудить совѣсть слушателей. — Священники Божіи! Порадѣйте о дѣлѣ Русскомъ! Если дружно приметесь за такое св. дѣло, то Дума Государственная уже не будетъ губительницею Россіи, какъ въ прошедшемъ году, но строительницею ея; она тогда поведетъ народъ не противъ Церкви Божіей, а за Церковь, за Царя, за правду святую, за помощь бѣднымъ, за милосердіе къ страдающимъ, за крѣпость страны, за славу Божію.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ», № 47, 1906 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 513-515. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.