Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

д) Слова юношескія [1].
Слово на Богоявленіе
[2].

Сегодня, братіе, мы празднуемъ Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа отъ руки Іоанна Крестителя въ рѣкѣ Іорданѣ. Въ то время, когда Іисусъ Христосъ возрасталъ въ своей семьѣ, и былъ еще неизвѣстенъ людямъ, въ одной дикой пустынѣ спасался Іоаннъ Креститель. И вотъ Духъ Святый послалъ его къ людямъ проповѣдывать пришествіе въ міръ Сына Божія, Іисуса Христа. Іоаннъ Креститель сталъ собирать народъ у рѣки Іордана и говорилъ имъ: покайтесь во грѣхахъ вашихъ: скоро придетъ обѣщанный Богомъ Спаситель нашъ, и вотъ я пришелъ уготовать Ему путь, чтобы вы достойны были принять Его. И тѣхъ, кто истинно каялся во всѣхъ своихъ грѣхахъ, Іоаннъ крестилъ во Іорданѣ. Вдругъ онъ видитъ, что Самъ Іисусъ Христосъ приходитъ къ нему и проситъ отъ него крещенія. Мнѣ-ли крестить Тебя? говоритъ Іоаннъ: я недостоинъ развязать ремни Твоей обуви, и какъ Ты просишь отъ меня крещенія? — Но Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: оставь, намъ слѣдуетъ исполнить всякую правду, — и крестился безгрѣшный Сынъ Божій отъ человѣка Іоанна. Ему не въ чемъ было каяться, потому что Онъ не сдѣлалъ никакой неправды, не было за Нимъ ни малѣйшаго грѣха, но Онъ принялъ крещеніе отъ Своего слуги, чтобы научить каждаго изъ насъ не возноситься, не думать о своихъ добродѣтеляхъ, не гордиться, но замѣчать только свои грѣхи и постоянно каяться въ нихъ передъ Богомъ и смирять себя передъ людьми. А рѣдко такъ дѣлаемъ мы, братіе... Грѣховъ своихъ мы не видимъ, а если и видимъ, то скрываемъ про себя. И если кто изъ ближнихъ укажетъ намъ, что вотъ не хорошо ты дѣлаешь, то вмѣсто того, чтобы сказать ему «спасибо» и постараться исправить свою вину, мы только сердимся на него, отпираемся и начинаемъ съ нимъ ссору, и значитъ, не только не исправляемся, но къ старому грѣху прибавляемъ новыхъ три: гордость, гнѣвъ и ложь. Тяжко грѣшимъ мы такъ противъ Господа нашего Іисуса Христа, потому что Онъ и ни одного грѣха не сдѣлалъ, а принялъ очистительное крещеніе. — А вотъ, если человѣкъ сдѣлаетъ доброе дѣло, то онъ гордится и хвастаетъ направо и налѣво и требуетъ себѣ почета, не хочетъ сравнять себя съ тѣмъ, кого считаетъ хуже себя, презираетъ всѣхъ тѣхъ, кто въ чемъ виноватъ, а того не подумаетъ, что онъ самъ своею гордостью грѣшнѣе всякаго грѣшника, потому что за гордость Богъ казнилъ лукаваго и низвергъ его во адъ. Всякій гордецъ не слуга Христовъ, потому что Христосъ Спаситель, будучи Сыномъ Божіимъ, покорился Своему слугѣ Іоанну и принялъ крещеніе отъ человѣка, котораго Онъ Самъ сотворилъ изъ праха земного. И Самъ Іисусъ Христосъ всего тягчае осуждалъ человѣческую гордость, а всего выше прославлялъ смиреніе: «блаженны нищіе духомъ», говорилъ Онъ: «яко ваше есть Царствіе Божіе». Чтобы научить людей смиренію, Господь сказалъ притчу о мытарѣ и фарисеѣ, которую будутъ читать въ слѣдующее воскресенье за обѣдней. Пришло два человѣка въ храмъ молиться: фарисей, который гордился своими добродѣтелями, и мытарь, собиравшій подати съ народа. Сталъ фарисей на молитву и говоритъ Богу: Господи, благодарю Тебя, что я не такой, какъ другіе люди, не грабитель, не распутникъ и не обидчикъ, какъ вотъ этотъ мытарь; я и пощусь, и милостыню подаю, и то дѣлаю, и другое. А мытарь сталъ сзади, упалъ на колѣни и не смѣлъ даже глазъ поднять, а только вздыхалъ и взывалъ со слезами: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!» И, конечно, прибавилъ Спаситель: этотъ смиренный грѣшникъ вышелъ изъ храма болѣе угоднымъ Богу, чѣмъ гордый фарисей. Вотъ, братіе, еще примѣръ, какой тяжкій передъ Богомъ грѣхъ — гордость — и какъ нужно смиреніе для спасенія души. И намъ-ли, братіе, возноситься своими добродѣтелями, которыхъ такъ мало въ сравненіи съ грѣхами, какъ зерно въ снопахъ въ сравненіи съ соломой! Ты вотъ гордишься тѣмъ, что не пьешь вина, а о томъ и думать не хочешь, что ты или завистливъ, или сплетникъ, или жестокъ сердцемъ, или обманщикъ и пр. И если Господь нашъ Іисусъ Христосъ, придя въ міръ во всей Своей чистотѣ и святости началъ съ того, что смирился передъ человѣкомъ и какъ грѣшникъ принялъ крещеніе, то намъ-ли грѣшнымъ не смиряться и не каяться горько предъ Богомъ, что мы, спасенные отъ грѣха смертью Его Сына, все-таки опять ежечасно впадаемъ въ грѣхи и огорчаемъ Его св. любовь къ намъ, п. ч. Господь всѣмъ людямъ хочетъ спастись и если мы грѣшимъ, то вновь Его распинаемъ на крестѣ и вновь Его мучаемъ. Намъ-ли не припадать къ Его образу и не взывать съ мытаремъ: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!» И вмѣсто-то этого мы даже и сознать не хотимъ своихъ грѣховъ и только гнѣваемся, когда намъ ихъ указываютъ, да еще смотримъ, какъ бы быть у людей въ почетѣ и возноситься надъ тѣмъ человѣкомъ, кого считаемъ хуже себя. Тяжко осуждалъ Іисусъ Христосъ такихъ людей: горе вамъ, безумные, говорилъ онъ, что вы все добро дѣлаете на показъ, чтобы васъ хвалили и почитали. Это похвала вамъ и послѣдняя награда, а Богъ, Который все видитъ, только осудитъ васъ за эти дѣла, п. ч. вы творите добро не ради спасенія, а ради похвалы. И думается, вѣдь вотъ иной и умный человѣкъ, а не хочетъ подумать о своихъ грѣхахъ, а похвала за его добро ему кажется слаще меду. Неужели-же онъ не понимаетъ, что доброе дѣло — богомольность-ли или милость, только тогда и угодно Богу, когда его дѣлать по сердцу ради спасенія, а если дѣлаешь его на показъ, то ты служишь не Богу, а собственной гордости, хуже которой нѣтъ грѣха. А если иной человѣкъ понимаетъ это, зачѣмъ-же онъ дѣлаетъ такъ глупо? Всему виной, братіе, то, что мы все гонимся за земнымъ благополучіемъ, за богатствомъ, да за почетомъ, а о душѣ своей не думаемъ и знаемъ, что добро надо творить ради спасенія, да ужъ и почетъ-то отъ людей кажется такъ сладкимъ, что человѣкъ готовъ промѣнять на него свое спасеніе. Вотъ эта-то погоня за земнымъ счастьемъ мѣшаетъ человѣку смириться и потакаетъ его гордости. Однако нѣтъ безумія хуже, чѣмъ погоня за земнымъ счастьемъ, потому что счастья этого никогда не поймаешь: все будетъ тебѣ казаться мало, все будетъ больше хотѣться. Какъ пьяница не кончитъ никогда своего питья, а все будетъ хотѣться ему выпивать почаще, такъ и тому, кто гонится за земнымъ богатствомъ или почетомъ, все больше и больше хочется и никогда ему не будетъ довольно. Вотъ ты всю весну и лѣто трудился надъ полемъ, накопилъ запасъ и радъ, а вѣдь съ будущей весны опять тебѣ-же нужно трудиться и опять проѣшь все, а если и наживешь и будешь въ чести, то захочешь еще нажиться и опять трудись, забывая, обо всемъ, и опять не хватитъ для твоей жадности. Будетъ проходить годъ за годомъ, будешь ты старѣть и сѣдѣть и все думать: вотъ еще мнѣ того и того добиться и тогда будетъ довольно, а добьешься этого, захочешь другого, а тутъ и подойдетъ смерть и придется тебѣ идти на судъ Божій, и ничего ты не сдѣлалъ ради спасенія, а все ради земного богатства, почета и счастья, а самъ и спасеніе свое погубилъ, и счастья не добился. Премудрый Соломонъ за то и сказалъ про человѣческое счастье: все это суета суетъ, суета и крушеніе духа. Встанетъ солнце на востокѣ и закатится на западѣ, и взойдетъ снова и снова закатится, и не знаетъ, чего оно восходитъ и заходитъ — такъ и человѣкъ, заботящійся о счастьѣ. Подымется вѣтеръ съ полудня и уйдетъ на страну полночную, и не знаешь, куда онъ дѣлся; такъ человѣкъ бросается, какъ вѣтеръ за счастьемъ, и погибнетъ, какъ вѣтеръ безъ пользы. — Не за тѣмъ мы живемъ на землѣ, братіе христіане, чтобы гоняться за богатствомъ и почетомъ, а затѣмъ, чтобы дѣлать по Божьему и улучшать вѣчное спасеніе. И если мы познаемъ суету мірской жизни, познаемъ, что добраго въ насъ очень мало, а грѣховъ много, что только милосердный Господь Богъ можетъ отпустить намъ наши грѣхи и дать намъ помощь къ улучшенію спасенія, то первое, что намъ слѣдуетъ сдѣлать, это притечь къ Господу Богу съ покаяніемъ и взывать, какъ тотъ мытарь: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Но мало каяться предъ Богомъ, надо и на будущее время исправить свою жизнь. Такъ и дѣлали тѣ, которые съ покаяніемъ приходили ко Іоанну креститься. Они всѣ спрашивали у него: что ты велишь намъ дѣлать? А онъ отвѣчалъ! «кто имѣетъ двѣ рубашки, отдай одну неимущему, исполняйте свое дѣло честно, никого не обижайте, не клевещите, не пересуживайте и будьте довольны тѣмъ, что получаете». А Іисусъ Христосъ, давшій примѣръ Своею жизнью, всѣмъ намъ говорилъ: «Господь поставилъ Меня благовѣстить нищимъ и послалъ Меня утѣшать сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ отпущеніе, слѣпымъ прозрѣніе, отпустить измученныхъ на свободу, проповѣдывать лѣто Господне благопріятно». Вотъ, братіе, началось надняхъ новое лѣто, постараемся-же по мѣрѣ силъ сдѣлать его благопріятнымъ и поступать по примѣру Господа, т. е. быть смиренными, не возноситься, не гнаться за земнымъ счастьемъ и подражать по мѣрѣ силъ человѣческихъ Христу Богу въ томъ, на что Онъ былъ поставленъ Отцемъ Своимъ, т. е. всѣмъ помогать, всѣхъ утѣшать, всѣхъ любить. Пройдетъ еще много лѣтъ, когда трудно будетъ жить между людьми всѣмъ христолюбцамъ, но придетъ послѣднее лѣто, послѣдній день и снова явится на землю Іисусъ Христосъ — не для того, чтобы Его осудили на смерть, но чтобы судить людей. И соберетъ Онъ всѣхъ людей и поставитъ одесную Себя всѣхъ праведниковъ, всѣхъ тѣхъ, кто дѣлалъ добро и терпѣлъ за него зло на землѣ и скажетъ: «пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Три слова, помѣщаемыя въ этомъ отдѣлѣ, произнесены авторомъ въ бытность его студентомъ С.-Петербургской Духовной Академіи.
[2] Произнесено въ сельской церкви на родинѣ автора въ 1885 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 429-433. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.