Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Рѣчь на торжественномъ актѣ 26-го сентября 1900 года, — въ день празднованія 100-лѣтняго юбилея Уфимской Духовной Семинаріи.

Нашъ праздникъ долженъ быть исполненъ благодарною памятью прошлаго. Столѣтіе семинарской жизни своею большею частью принадлежитъ типу стараго семинариста, коего представители, убѣленные почтенными сѣдинами, присутствуютъ и здѣсь не въ маломъ количествѣ. Итакъ, да здравствуетъ старый семинаристъ!

Какими чертами опредѣлить этотъ типъ? Я укажу на три его отличительныя черты, съ отроческихъ лѣтъ поражавшія меня, какъ посторонняго въ данномъ случаѣ наблюдателя, при встрѣчѣ съ членами сельскаго клира моей новгородской родины. Среди этого клира были и хорошіе люди и не очень хорошіе, были безпорочные, были и порочные. Но три свойства были присущи ихъ весьма разнообразнымъ характерамъ. Во-первыхъ, они всѣ глубоко и благоговѣйно любили свою семинарію. Да и вообще даже всякій, исключенный изъ философіи, старикъ псаломщикъ, котораго жизнь вдвинула въ условія почти мужицкаго земледѣльческаго быта, когда вернешь его мысль къ семинарскимъ воспоминаніямъ, становится задушевенъ и говоритъ съ торжественностью. Вотъ онъ ведетъ подъ уздцы свою лошадь на водопой. — А что старикъ слышалъ ты о Кантѣ? И онъ забываетъ о ненапоенной лошади и обращается къ подробнымъ воспоминаніямъ о своемъ наставникѣ по философскимъ предметамъ и почти со слезами начинаетъ сѣтовать на свою горькую участь понудившую его выйти изъ семинаріи до окончанія курса ради пропитанія престарѣлыхъ родителей и неустроенной семьи.

Вотъ иной типъ священника суроваго, властнаго, котораго и прихожане, и семья считаютъ деспотомъ, онъ непривѣтливъ и далеко не безкорыстенъ. Но заговорите съ нимъ о старой семинаріи, о ректорахъ-архимандритахъ и объ экзаменахъ съ архіереемъ, сейчасъ разгладится на лбу его глубокая морщина, и онъ начнетъ перечислять высокія качества духа и многочисленныя познанія своихъ начальниковъ, удесятеряя все это съ наивностью институтки. Суровая была школа, а не озлобляла противъ себя, какъ это сплошь и рядомъ бываетъ съ современной «гуманной» свѣтской школой.

Второе качество прежняго семинариста — это глубокое, благоговѣйное уваженіе къ наукѣ. Конечно, были среди нихъ и прилежные и лѣнивые, но лѣнь все таки всегда считалась порокомъ, а въ школѣ свѣтской она составляетъ, при плохихъ или сердитыхъ учителяхъ, предметъ похвальбы и удали, а прилежаніе осмѣивается, какъ признакъ тупости и трусости. Напротивъ, семинаристъ всегда уважалъ ученье, и учителя, и преуспѣвающаго товарища.

Еще болѣе привлекательно третье свойство семинариста, воспринятое имъ вмѣстѣ со многими другими качествами, отъ простого народа и совершенно чуждое сословіямъ интеллигентнымъ. Именно, мы хотимъ указать на то, что пороки юности и, въ частности, развратъ почитается въ этой средѣ дѣломъ постыднымъ и если проникаетъ въ нее, то тайкомъ, такъ что предающіеся сему пороку скрываютъ его даже отъ товарищей. Напротивъ, среди юношества свѣтскаго нравственное извращеніе дошло до того, что обыкновенно не развратъ, а цѣломудріе бываетъ предметомъ стыда и укрывательства, а въ явномъ безпутствѣ такіе находятъ предметъ похвальбы и соревнованія.

Закончимъ теперь наше противопоставленіе, хотя оно вовсе не полное, и посмотримъ, сумѣли-ли оцѣнить эти отличительныя преимущества духовной школы. Къ сожалѣнію, не всегда умѣли. Именно, 30 лѣтъ тому назадъ неумѣлые радѣтели духовной школы задались мыслью уподобить ее во всемъ школѣ свѣтской, лишить ее всѣхъ отличительныхъ свойствъ ея. Не будемъ хаять свѣтской школы, но жизнь ея, перенесенная на духовную почву, давала горькіе плоды. Реформа эта угрожала уродливыми наростами на нашемъ церковномъ тѣлѣ и была опасность распространенія весьма нежелательнаго типа священника-чиновника. Къ счастью правительство скоро остановило развитіе этой неумѣлой реформы, стараясь снова возстановить духъ прежней семинаріи. Но и этотъ благой переворотъ не спасъ бы насъ отъ равнодушія къ вѣрѣ и Церкви, отъ оппортунизма и формализма, еслибъ не были такъ непоколебимо устойчивы перечисленныя свойства семинарскихъ характеровъ. Характеры эти выдержали напоръ льстиваго духа омірщенія и теперешній семинаристъ новаго типа тоже любитъ свою школу, тоже чтитъ науку и ученье, тоже не поклоняется пороку и не хвалится имъ. За эти качества семинарскаго характера да будетъ слава духовной школѣ и духовному сословію.

Но паче того, да будетъ слава и благодарность великому народу нашему, потому что именно отъ него, отъ этого вѣкового источника, народные пастыри издавна усвоили неизмѣнное ни въ какихъ обстоятельствахъ жизни преклоненіе предъ добромъ и осужденіе зла!

Воздадимъ же народу нашему за это благодарною службою ему. Но вѣдь и народъ взялъ эти качества не изъ нѣдръ собственнаго духа, а отъ духа Церкви Вселенской. И вотъ ей да будетъ наше благодарное, безраздѣльное, нелѣностное служеніе! Объ этомъ, други, мое заключительное напоминаніе вамъ въ этотъ торжественный юбилейный день. Да будутъ слова нашего исповѣданія: «Вѣрую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» не словами только, а дѣломъ нашей жизни. Надо любить свой приходъ, любить свой край, свое отечество, его Престолъ, но превыше всего любить и восторженно чтить Святую Церковь, юже отъ конецъ до конецъ собранную.

Вмѣстѣ съ народомъ нашимъ будемъ себя мыслить прежде всего ея сынами, ея слугами. Пусть не только нашъ край будетъ для насъ своимъ, но и святой Аѳонъ, и Іерусалимъ, и Синай. Не только нашихъ русскихъ, но и всѣхъ братьевъ по церкви будемъ считать своими, какъ велѣлъ намъ Божественный Павелъ. Тогда мы не только выполнимъ исповѣданіе вѣры нашей, но и дѣятельность нашу, даже самую скромную, исполнимъ безконечно-широкой и святой поэзіей. Какъ въ малой, но чистой, каплѣ отражается все огромное солнце, такъ и въ скромномъ приходскомъ дѣланіи церковнаго пастыря раскрывается вся полнота Христовой Церкви. И прошедшее, и будущее, и земное, и небесное, и малое уединенное село, и безконечная вселенная, и смиренная молитва сотни крестьянъ, и великое искупленіе на Голгоѳѣ, и страшный Судъ, и воскресеніе мертвыхъ — все это совмѣщается въ духѣ и жизни дѣятеля церковнаго. Никакая громкая, даже историческая дѣятельность генія ума или воли, никакой Александръ Македонскій, или Колумбъ, или Ньютонъ не могутъ похвалиться такимъ широкимъ, ни, тѣмъ менѣе, такимъ глубокимъ общеніемъ съ людьми, и съ исторіей, и съ Богомъ, какъ служитель Вселенской Церкви, какъ священникъ Божій, приводящій словесныхъ овецъ ко Христу, чтобъ изъ всѣхъ составить одного новаго человѣка. И если бы такой служитель ослабѣлъ въ своей жизни и даже низко палъ, то все-таки никогда онъ не останется нравственно одинокимъ, какъ борецъ мірской, никогда не скажетъ: «мнѣ больше некуда идти», потому что онъ стоитъ на непоколебимомъ камнѣ, котораго не одолѣютъ адова врата. Поминайте, други мои, эту истину, вспоминайте день сей, когда она такъ ощутительно раскрывается предъ всѣми вами въ нашемъ духовномъ общеніи и память сего дня да утверждаетъ, да ограждаетъ, да вдохновляетъ сердца ваши во всѣ дни жизни!

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 296-299. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.