Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
19. «Долго ли вамъ хромать на оба колѣна?» (3 Цар. 18, 21)
[1].

Послѣ признанія владыкой Антоніемъ Государя Кирилла Владиміровича Императоромъ за нимъ послѣдовали многіе монархисты и ряды легитимно-монархическаго движенія значительно пополнились и окрѣпли, но все же за владыкой Антоніемъ и въ этомъ вопросѣ послѣдовали далеко не всѣ русскіе люди. Видя это, владыка Антоній въ 1931-мъ году опубликовалъ свою статью подъ приведеннымъ въ заглавіи названіемъ.

*     *     *

«Если Господь есть Богъ, то послѣдуйте Ему; а если Ваалъ, то ему послѣдуйте (3 Цар. 18, 21), — и не отвѣчалъ народъ ему ни слова».

Такъ говорилъ великій пророкъ Илія къ собравшемуся народу, уже было отставшему отъ истинной вѣры и поголовно обратившемуся въ идолопоклонство, кромѣ «семи тысячъ (мужей); всѣхъ сихъ колѣна не преклонялись предъ Вааломъ и всѣхъ сихъ уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).

Тогда трехлѣтняя засуха и голодъ уже значительно вразумили еврейскій народъ, но ложь такъ быстро прилипаетъ къ человѣческимъ сердцамъ, что возвратиться на путь правды ея жертвамъ очень трудно. И вотъ «народъ не отвѣчалъ ему ни слова».

Такимъ же молчаніемъ отвѣчаетъ и русскій православный народъ на призывы іерархіи отречься отъ богопротивной революціи и объявить себя вѣрноподданнымъ своему законному Государю Кириллу Владиміровичу.

Правда, въ революціи онъ уже извѣрился и не рѣшается повторить тѣ «безумные глаголы», которые съ захлебывающимся восторгомъ или, чаще съ поблѣднѣвшими отъ безсмысленной злобы щеками, твердили наши глупцы малые и старые 10-12 лѣтъ тому назадъ.

Большинство ихъ теперь будетъ отпираться отъ подобныхъ обличеній — «этого мы не говорили, а только указывали на несправедливость нашего правительства въ надеждѣ, что правительство республиканское будетъ справедливѣе и добрѣе».

Вотъ дождались! — Если бы тогда вамъ предсказывали, что правительствомъ сдѣлаются вмѣсто законныхъ носителей власти разбойники, головорѣзы и бѣлосвѣтные воры, то всѣ бы отвѣчали на это смѣхомъ, что и дѣлалось, помню, въ отвѣтъ на спокойныя усовѣщанія благоразумныхъ людей. Послѣднихъ на Руси было не 7 тысячъ, а 70 милліоновъ, т. е. въ 1000 разъ болѣе, чѣмъ революціонеровъ, но волна общественнаго безумія убила умъ и совѣсть послѣднихъ, и вотъ случилось то, что было въ послѣдніе дни земной жизни Спасителя, и что задолго предсказалъ Исаія:...

«Народъ сей ослѣпилъ глаза свои и окаменилъ сердце свое, да не видятъ глазами, и не уразумѣютъ сердцемъ, и не обратятся, чтобъ, Я исцѣлилъ ихъ» (Ис. 6, 10, Іоан. 12, 40).

По отношенію къ современникамъ должно повторить и дальнѣйшія слова Евангелія: «Впрочемъ и изъ начальниковъ многіе увѣровали въ Него; но ради фарисеевъ не исповѣдывали, чтобы не быть отлученными отъ синагоги» (Іоан. 12, 41).

У русскихъ эмигрантовъ существуетъ также враждебная Христу синагога, тѣмъ вреднѣйшая, что она невидима, что ее нельзя указать пальцемъ.

Кто же она такая? назвать ее общественнымъ мнѣніемъ нельзя, потому что, если по одиночкѣ искренно будутъ тебѣ признаваться члены нашего общества, то вполнѣ искренно будутъ отмахиваться отъ революціонеровъ, будутъ сознаваться въ безуміи революціонныхъ лозунговъ, даже заговорятъ о необходимости провозгласить Царя и притомъ законнаго; а когда дѣло дойдетъ до открытаго исповѣданія такихъ убѣжденій, такъ и попрячутся почти всѣ, а то начнутъ прямо отпираться.

Пусть никто не говоритъ: ваша ссылка на Илію пророка и св. Библію неумѣстна, ибо тамъ или рѣчь о вѣрѣ или невѣріи въ истиннаго Бога, а Царь не Богъ. — Конечно, такъ, да только тѣсно связано съ вѣрой въ Бога, если не неразрывно, то фактически.

Республика не была другомъ вѣры въ Европѣ; была пожалуй въ великомъ Новгородѣ, но не прочна была та дружба; и потому лучшіе граждане еще задолго до покоренія Новгорода тянулись къ монархической Москвѣ и передали ей въ руки свой городъ.

Въ Новгородѣ, впрочемъ, было тоже своеобразное единодержавіе, но единодержавіе Архіепископа, безъ участія котораго не утверждался ни одинъ государственный актъ, а его подпись подъ всѣми государственными актами была первою впереди всѣхъ республиканскихъ властей; за спиной Архіепископа стояли Вселенскій Патріархъ, а впослѣдствіи — Московскій Митрополитъ. Поэтому республиканской анархіи въ Новгородѣ не было; а все-таки порядку было мало, что новогородцы постоянно сознавали, рѣшая спорныя дѣла кулаками.

Если такъ плохо было въ единственной христіанской республикѣ, въ Новгородѣ, то все-таки гарантія порядка была въ религіозности, въ церковности всего населенія, а собраніе государственныхъ законовъ заключалось въ книгѣ Правилъ Св. Апостоловъ и Св. Соборовъ, которое и тогда справедливо считалось дѣйствующимъ и притомъ неизмѣнно дѣйствующимъ правомъ Новгородской республики, какъ и Московскаго царства.

Другое дѣло на почвѣ культуры европейской, съ которой русскіе связаны такъ крѣпко и такъ невыгодно для своего народа. Здѣсь переходъ отъ самодержавія идетъ прямо въ охлократію, вѣрнѣе въ анархію или какургократію, то-есть въ господство воровъ и разбойниковъ, изъ коихъ первымъ былъ Ленинъ.

Хорошо! скажутъ намъ современники: теперь мы видимъ, что Россія воскреснетъ только при самодержавіи, но пусть «весь народъ» признаетъ его, даже въ лицѣ Кирилла Владиміровича, и подтвердитъ требованія основныхъ законовъ, которые тогда и нами будутъ признаны.

Позвольте же спросить: что вы разумѣете подъ словомъ весь народъ? — неужели вы не понимаете, что говорите глупости, то-есть въ настоящее время несбыточныя вещи.

Теперь, когда невозможно указать ни способа общенароднаго соглашенія о комъ бы и чемъ бы то ни было, ни даже собрать одного общаго представительнаго собранія, какъ это показалъ 1917 годъ, какъ вы теперь устроите выборы царя или даже утвержденіе избраннаго.

Не народъ, а законы и общегосударственное преданіе можетъ только осуществить возстановленіе монархіи въ Россіи.

Династія Романовыхъ была избрана, какъ наслѣдственная, на вѣки вѣчные зъ 1613 году, а въ династіи безспорный глава — Кириллъ Владиміровичъ, ставшій въ очахъ Божіихъ Царемъ Россійскимъ даже не съ 31 августа 1924 года, когда онъ провозгласилъ себя таковымъ, а со дня кончины Государя Николая II и Цесаревича Алексія, т. е. съ 1918 года.

Объединеніе народной воли ста милліоновъ людей требуетъ единодушія въ послушаніи, а не самолюбія или гордыни. Если этого условія не будетъ, то прощай Россія на вѣки.

Или быть можетъ это и желательно вамъ? какъ Карамазовскому Смердякову, выражавшему сожалѣніе о томъ, что Россія побѣдила и изгнала Наполеона I-го и тѣмъ «помѣшала умной націи одолѣть глупую (русскую) націю».

Господи, вразуми народъ Твой! Тогда Ты пощадилъ милліонъ іудеевъ ради 7000 непоклонившихся Ваалу. Теперь послѣднихъ болѣе, чѣмъ 70 милліоновъ, но они въ жестокомъ плѣну у поклонниковъ Ваала, то-есть денегъ, нравственной трусости и разнузданности. Неужели Ты, Боже, не пощадишь Твоего достоянія, умерщвляемаго ежедневно. «Господи Вседержителю, Боже Израиля! стѣсненная душа и унылый духъ взываетъ къ Тебѣ... Ты — вѣчно пребывающій, а мы — вѣчно погибающіе. Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услыши молитву умершихъ Израиля и сыновъ ихъ, согрѣшившихъ предъ Тобою» (Варух. 3, 1-3).

Что же намъ дѣлать? спросите вы.

Отвѣчаемъ: — начать должно съ того, чтобы послать Государю Кириллу Владиміровичу заявленіе отъ учрежденій, въ которыхъ вы числитесь, или хотя бы отъ группы, принадлежащихъ къ этимъ учрежденіямъ, наконецъ, отъ частнаго лица своего, о вступленіи въ число вѣрноподданныхъ Его Величеству, какъ Православному Русскому Царю, съ обѣщаніемъ пребывать Ему вѣрнымъ до смерти.

Это самое главное, а дальнѣйшее собраніе подъ Его скипетръ пойдетъ само собою. Тогда быстро будетъ возгораться св. огонь Божіей ревности въ душахъ русскихъ, и къ вамъ присоединятся сначала сотни, потомъ тысячи и далѣе милліоны русскихъ людей, которые смѣло пойдутъ на смерть за св. вѣру, царя и отечество.

Если же этого не будетъ, то Россіи пришелъ конецъ. Если же начнется дружный подъемъ монархическаго объединенія около законнаго наслѣдственнаго Царя и Наслѣдника Престола, то сбудется слово Господне, сказанное Имъ Соломону: «Если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царскій престолъ Твой надъ Израилемъ во вѣкъ, какъ Я сказалъ отцу Твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящій на престолѣ Израилевомъ» (3 Цар. 9, 4-5).

Примѣчаніе:
[1] «Царск. Вѣст.» — 8/21 іюля 1931 г. № 213.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 267-270.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.