Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

1. Декларація.

Божіею милостію смиренный Сергій, митрополитъ Нижегородскій, Замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя и Временный Патріаршій Священный Синодъ.

Одною изъ заботъ почившаго Святѣшаго Отца нашего Патріарха Тихона передъ его кончиною было поставить нашу Православную Русскую Церковь въ правильныя отношенія къ совѣтскому правительству и тѣмъ дать Церкви возможность вполнѣ законнаго и мирнаго существованія. Умирая, Святѣйшій говорилъ: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительскихъ трудовъ, онъ довелъ бы дѣло до конца [1]. Къ сожалѣнію, разныя обстоятельства, а главнымъ образомъ, выступленія зарубежныхъ враговъ совѣтскаго государства, среди которыхъ были не только рядовые вѣрующіе нашей Церкви, но и водители ихъ, возбуждая естественное и справедливое недовѣріе правительства къ церковнымъ дѣятелямъ вообще, мѣшали усиліямъ Святѣйшаго и ему не суждено было при жизни видѣть свои усилія увѣнчанными успѣхомъ.

Нынѣ жребій быть временнымъ Замѣстителемъ Первосвятителя нашей Церкви опять палъ на меня, недостойнаго митрополита Сергія, а вмѣстѣ со жребіемъ палъ на меня и долгъ продолжать дѣло Почившаго и всемѣрно стремиться къ мирному устроенію нашихъ дѣлъ. Усилія мои въ этомъ направленіи, раздѣляемыя со мной и православными архипастырями, какъ будто не остаются безплодными; съ учрежденіемъ при мнѣ Временнаго Патріаршаго Священнаго Синода укрѣпляется надежда на приведеніе всего нашего церковнаго управленія въ должный строй и порядокъ, возростаетъ и увѣренность въ возможность мирной жизни и дѣятельности нашей въ предѣлахъ закона.

Теперь, когда мы почти у самой цѣли нашихъ стремленій, выступленія зарубежныхъ враговъ не прекращаются: убійства, поджоги, налеты, взрывы и имъ подобныя явленія подпольной борьбы у насъ всѣхъ на глазахъ. Все это нарушаетъ мирное теченіе жизни, созидая атмосферу взаимнаго недовѣрія и всяческихъ подозрѣній. Тѣмъ нужнѣе для нашей Церкви и тѣмъ обязательнѣе для насъ всѣхъ, кому дóроги ея интересы, кто желаетъ вывести ее на путь легальнаго и мирнаго существованія, тѣмъ обязательнѣе для насъ теперь показать, что мы, церковные дѣятели, не съ врагами нашего совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ.

Засвидѣтельствовать это и является первой цѣлью нашего (моего и Синодальнаго) посланія.

Затѣмъ извѣщаемъ васъ, что въ маѣ мѣсяцѣ текущаго года, по моему приглашенію и съ разрѣшенія власти, организовался Временный при Замѣстителѣ Патріаршій Священный Синодъ въ составѣ нижеподписавшихся (отсутствуютъ Преосвященные Новгородскій Митроп. Арсеній, еще не прибывшій и Костромской Архіепископъ Севастіанъ, по болѣзни). Ходатайство наше о разрѣшеніи Синоду начать дѣятельность по управленію Православной Всероссійской Церковью увѣнчалось успѣхомъ. Теперь наша Православная Церковь въ Союзѣ имѣетъ не только каноническое, но и по гражданскимъ законамъ вполнѣ легальное центральное управленіе; а мы надѣемся, что легализація постепенно распространится и на низшее наше церковное управленіе: епархіальное, уѣздное и т. д. Едва ли нужно объяснять значеніе и всѣ послѣдствія перемѣны, совершившейся такимъ образомъ въ положеніи нашей Православной Церкви, ея духовенства, всѣхъ церковныхъ дѣятелей и учрежденій... Вознесемъ же наши благодарственныя молитвы ко Господу, тако благоволившему о Святой нашей Церкви. Выразимъ всенародно нашу благодарность и совѣтскому правительству за такое вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, а вмѣстѣ съ тѣмъ завѣримъ правительство, что мы не употребимъ во зло оказаннаго намъ довѣрія.

Приступивъ, съ благословенія Божія, къ нашей синодальной работѣ, мы ясно сознаемъ всю величину задачи, предстоящей какъ вамъ, такъ и всѣмъ вообще представителямъ Церкви. Намъ нужно не на словахъ, а на дѣлѣ показать, что вѣрными гражданами совѣтскаго Союза, лойяльными къ совѣтской власти могутъ быть не только равнодушные къ православію люди, не только измѣнники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которыхъ оно дорого, какъ истина и жизнь, со всѣми его догматами и преданіями, со всѣмъ его каноническимъ и богослужебнымъ укладомъ. Мы хотимъ быть православными и въ то же время признавать совѣтскій союзъ нашей гражданской родиной, радости и успѣхи которой — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи. Всякій ударъ, направленный въ Союзъ, будь то война, бойкотъ, какое-нибудь общественное бѣдствіе или просто убійство изъ за угла, подобное Варшавскому, сознается нами, какъ ударъ, направленный въ насъ. Оставаясь православными, мы помнимъ свой долгъ быть гражданами Союза «не только изъ страха, но и по совѣсти», какъ учитъ насъ Апостолъ (Рим. XIII, 5). И мы надѣемся, что съ Божіей помощью, при вашемъ общемъ содѣйствіи и поддержкѣ, эта задача будетъ нами разрѣшена.

Мѣшать намъ можетъ лишь то, что мѣшало и въ первые годы совѣтской власти устроенію церковной жизни на началахъ лойяльности. Это — недостаточное сознаніе всей серьезности совершившагося въ нашей странѣ. Учрежденіе совѣтской власти многимъ представлялось какимъ-то недоразумѣніемъ, случайнымъ и потому недолговѣчнымъ. Забывали люди, что случайности для христіанина нѣтъ и что во всемъ совершающемся у насъ, какъ вездѣ и всегда, дѣйствуетъ та же десница Божія, неуклонно ведущая каждый народъ къ предназначенной ему цѣли. Такимъ людямъ, не желающимъ понять «знаменій времени», и можетъ казаться, что нельзя порвать съ прежнимъ режимомъ и даже съ монархіей, не порывая съ православіемъ. Такое настроеніе извѣстныхъ церковныхъ круговъ, выражавшееся, конечно, и въ словахъ, и въ дѣлахъ и навлекшее подозрѣніе совѣтской власти, тормозило и усилія Святѣйшаго Патріарха установить мирныя отношенія Церкви съ совѣтскимъ правительствомъ. Недаромъ, вѣдь Апостолъ внушаетъ намъ, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестію мы можемъ лишь, повинуясь законной власти (1 Тим. II, 2) или должны уйти изъ общества. Только кабинетные мечтатели могутъ думать, что такое огромное общество, какъ наша Православная Церковь со всей ея организаціей, можетъ существовать въ государствѣ спокойно, закрывшись отъ власти.

Теперь, когда наша Патріархія, исполняя волю почившаго Патріарха, рѣшительно и безспорно становится на путь лойяльности, людямъ указаннаго настроенія придется или переломить себя и оставить свои политическія симпатіи дома, приносить въ церковь только вѣру и работать съ нами только во имя вѣры, или, если переломить себя они сразу не смогутъ, по крайней мѣрѣ не мѣшать намъ, устранившись временно отъ дѣла. Мы увѣрены, что они опять, и очень скоро, возвратятся работать съ нами, убѣдившись, что измѣнилось лишь отношеніе къ власти, а вѣра и православно христіанская жизнь остаютея незыблемы.

Особенную остроту при данной обстановкѣ получаетъ вопросъ о духовенствѣ, ушедшемъ съ эмигрантами заграницу. Ярко противосовѣтскія выступленія нѣкоторыхъ нашихъ архипастырей за границей, сильно вредившія отношеніямъ между правительствомъ и Церковью, какъ извѣстно, заставили почившаго Патріарха упразднить Заграничный Синодъ (2 мая / 22 апрѣля 1922 года). Но Синодъ и до сихъ поръ продолжаетъ существовать, политически не мѣняясь, а въ послѣднее время своими притязаніями на власть даже раскололъ заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конецъ, мы потребовали отъ заграничнаго духовенства дать письменное обязательство въ полной лойяльности къ совѣтскому правительству во всей своей общественной дѣятельности. Не давшіе такого обязательства или нарушившіе его будутъ исключены изъ состава клира подвѣдомственнаго Московской Патріархіи. Думаемъ, что размежевавшись такъ, мы будемъ обезпечены отъ всякихъ неожиданностей изъ за границы. Съ другой стороны, наше постановленіе, можетъ быть, заставитъ многихъ задуматься, не пора ли и имъ пересмотрѣть вопросъ о своихъ отношеніяхъ къ совѣтской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и родиной.

Не менѣе важной своей задачей мы считаемъ и приготовленіе къ созыву и самый созывъ нашего второго Помѣстнаго Собора, который изберетъ намъ не временное, а уже постоянное центральное церковное управленіе, а также вынесетъ рѣшніе и о всѣхъ «похитителяхъ власти» церковной, раздирающихъ хитонъ Христовъ. Порядокъ и время созыва, предметы занятій Собора и пр. подробности будутъ выработаны потомъ. Теперь же мы выразимъ лишь наше твердое убѣжденіе, что нашъ будущій Соборъ, разрѣшивъ многіе наболѣвшіе вопросы нашей внутренней церковной жизни, въ то же время, своимъ Соборнымъ разумомъ и голосомъ, дастъ окончательное одобреніе и предпринятому дѣлу установленія правильныхъ отношеній Церкви къ совѣтскому правительству.

Въ заключеніе усердно просимъ васъ всѣхъ, Преосвященные Архипастыри, пастыри братіе и сестры, помогите намъ каждый въ своемъ чину вашимъ сочувствіемъ и содѣйствіемъ нашему труду, вашимъ усердіемъ къ дѣлу Божію, вашей преданностью и послушаніемъ Святой Церкви, въ особенности же вашими о насъ молитвами ко Господу да дастъ Онъ намъ успѣшно и богоугодно совершить возложенное на насъ дѣло къ славѣ Его святого имени, къ пользѣ Святой нашей Православной Церкви и къ общему спасенію.

Благодать Господа нашего Іисуса Христа и любы Бога и Отца и причастіе Святаго Духа со всѣми вами. Аминь.

16/29 іюля 1927 года.

3а Патріаршаго Мѣстоблюстителя Сергій, митрополитъ Нижегородскій, Члены Временнаго Патріаршаго Священнаго Синода: Серафимъ митрополитъ Тверской, Сильвестръ архіепископъ Вологодскій, Алексій архіепископъ Хутынскій, управляющій Новгородской епархіей, Анатолій архіепископъ Самарскій, Павелъ архіепископъ Вятскій, Филиппъ архіепископъ Звенигородскій, управляющій Московской епархіей, Константинъ епископъ Сумскій, управляющій Харьковской епархіей. Управляющій дѣлами Сергій, епископъ Серпуховскій.



Митрополитъ Антоній, какъ только освѣдомился объ этомъ посланіи м. Сергія, когда-то до революціи бывшаго его другомъ и единомышленникомъ, сейчасъ же созвалъ Соборъ архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей и въ полномъ согласіи со всѣми русскими архіереями, находящимися заграницей, отвѣтилъ слѣдующимъ посланіемъ, рѣшительно отвергая предлагаемый м. Сергіемъ путь сотрудничества съ безбожной совѣтской властью.

Примѣчаніе:
[1] По поводу этой ссылки посланія на авторитетъ патріарха Тихона, прот. Виноградовъ, въ своей книгѣ (стр. 54) даетъ слѣдующее убѣдительное разъясненіе: «Свое посланіе м. Сергій начинаетъ такими словами: «Одной изъ заботъ почившаго святѣйшаго отца нашего п. Тихона передъ его кончиной, было поставить нашу Православную Церковь въ правильныя отношенія къ совѣтскаму правительству». Сдѣлавъ такое заявленіе, м. Сергій естественно чувствуетъ безусловную необходимость подтвердить его какими-либо словами самого патріарха. И, конечно, для этого ему не было ничего проще и доказательнѣе, какъ сослаться прямо на существованіе такого предсмертнаго волеизъявленія почившаго патріарха, какъ предсмертное «посланіе», гдѣ желаніе «правильныхъ отношеній къ совѣтскому правительству» въ духѣ м. Сергія, выражено какъ нельзя болѣе сильно. Но, вмѣсто того, чтобы сослаться на какія-либо слова патріарха, находящіяся въ его предсмертномъ «посланіи», м. Сергій не находитъ ничего лучшаго, какъ сослаться на слышанную имъ когда-то изъ устъ патріарха въ частной домашней бесѣдѣ фразу: «нужно бы пожить еще годика три». А для чего «пожить» — она не говоритъ. М. Сергій совершенно произвольно даетъ этой фразѣ смыслъ надежды патріарха въ эти «годика три» установить «правильныя отношенія къ совѣтскому Правительству», и также произвольно утверждаетъ, что эту фразу патріархъ высказалъ «умирая». Что эта фраза, дѣйствительно принадлежитъ патріарху, это правда. Но всѣ, кто близко стоялъ къ патріарху, могутъ засвидѣтельствовать, что они эту фразу не разъ слышали изъ устъ патріарха задолго до смерти и совсѣмъ въ другомъ, обратномъ смыслѣ: этой фразой патріархъ выражалъ надежду, которой жили всѣ тогда въ совѣтской Россіи, — надежду на скорое паденіе совѣтской власти, скорое возстановленіе мирной, нормальной жизни для всѣхъ и прежде всего для Русской Церкви и желаніе дожить именно до этого момента.
     Если бы м. Сергій признавалъ подлинность предсмертнаго посланія п. Тихона, то, конечно, онъ воспользовался бы соотвѣтствующими сильными и вполнѣ доказательными словами этого «посланія» и не былъ бы вынужденъ ссылаться на не имѣющую никакото отношенія къ дѣлу устную фразу патріарха изъ области его частныхъ домашнихъ разговоровъ, выискивая въ нихъ смыслъ совершенно обратный тому, который они имѣли въ устахъ патріарха.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 223-228.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.