Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

СБОРНИКЪ ИЗБРАННЫХЪ СОЧИНЕНІЙ БЛАЖЕННѢЙШАГО АНТОНІЯ, МИТРОПОЛИТА КІЕВСКАГО И ГАЛИЦКАГО.
Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія.
(Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1986).

КЛЮЧЪ КЪ ТВОРЕНІЯМЪ ДОСТОЕВСКАГО.
(НЕ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ).

ГЛАВА VII.
Примѣры дѣйствительнаго единенія съ народомъ.

Впрочемъ, вмѣсто того, чтобы обнадеживать читателя радостными ожиданіями, не лучше ли привести дѣйствительные примѣры изъ твореній Достоевскаго, примѣры душевнаго и бытового сліянія представителей общества съ жизнью народа. — За такими примѣрами дѣло не станетъ. Правда, не такъ ихъ много, но они разсѣяны по всѣмъ повѣстямъ нашего писателя и замѣчательно то, что объединенія съ народомъ герои Достоевскаго достигаютъ сразу же послѣ внутренняго перелома отъ роптанія и невѣрія къ вѣрѣ, и отъ европейской гордости къ христіанскому смиренію. Даже изъ этихъ двухъ условій — благочестія и смиреномудрія, — достаточно одного, чтобы сблизиться съ народомъ. Бабушка въ «Игрокѣ» была типичная помѣщица крѣпостническаго типа, но она была глубоко вѣрующей и безхитростнаго, прямого характера, и вотъ она своимъ прислугамъ — какъ своя, какъ родная, а ея лакеи и служанки для нея также родные люди, которыхъ она вводитъ въ свою личную жизнь, въ свои интересы, едва ли не съ большею интимностью, чѣмъ своихъ родственниковъ, чуждыхъ ей по нравственному настроенію.

Степанъ Трофимовичъ въ «Бѣсахъ», убѣжденный западникъ и безрелигіозный презиратель Россіи, еще раньше, чемъ увѣровалъ въ Бога, чего онъ удостоился только въ смертный часъ, раскаялся въ своемъ сочувствіи революціонерамъ послѣ кровавыхъ картинъ ихъ жестокостей и рѣшилъ бѣ/с. 346/жать отъ этихъ «омывающихъ руки въ крови» освободителей, бѣжать къ народу, котораго онъ прежде дичился, въ домашніе учителя къ какому нибудь купцу.

Онъ еще не вполнѣ христіанинъ, но душа его отреклась отъ тѣхъ гордецовъ и смирилась. Что-же? Одинъ его смиренный, безпомощный видъ сразу же располагаетъ къ нему весь народъ по большой дорогѣ и на деревенскомъ постояломъ дворѣ. Самые разнообразные простые люди его окружаютъ, заботятся о немъ и, услаждая послѣдніе дни его земной жизни, научаютъ его вѣровать и умереть христіаниномъ.

Смиренный сердцемъ полковникъ въ «Селѣ Степанчиковѣ» до того любимъ своими крестьянами, что они слышать не хотятъ о передачѣ ихъ Фомѣ Фомичу (самообольщенному гордецу) и умоляютъ всѣмъ селомъ, какъ о величайшемъ благодѣяніи, чтобы любимый баринъ оставилъ ихъ при себѣ крѣпостными. И не только благочестивые патріархальные крестьяне, но и самая порочная часть народа, сибирскіе каторжники, встрѣтившіе съ крайнимъ нерасположеніемъ радѣтеля равенства, но еще атеиста Раскольникова (они готовы его убить за невѣріе — 9, 380), всѣмъ сердцемъ привязались къ его благочестивой и смиреннѣйшей невѣстѣ, бывшей подневольной проституткѣ, добровольно послѣдовавшей за несчастнымъ юношей въ страшную тогда Сибирь, Отзываясь участливо на всѣ ихъ просьбы, она входила въ ихъ нужды, писала имъ письма и прошенія, и они встрѣчали ее, какъ ангела, хотя никакой внѣшней обаятельности она не имѣла и сама не искала такого сближенія. Обращеніе самаго Раскольникова къ любви, къ зачаткамъ вѣры къ народу начинается тоже съ чтенія Евангелія его невѣстой.

Благочестивый и чистый сердцемъ, чуждый всякаго самолюбія, послушникъ Алеша Карамазовъ, по описанію автора, удалившись отъ міра въ обитель, оказался другомъ всѣхъ и уже не простыхъ только людей, но и интеллигентныхъ. Его вездѣ любили, куда бы онъ ни появлялся (16, 31); даже его отецъ, пропитанный развратомъ и цинизмомъ, не можетъ подавить въ себѣ нѣжнаго чувства къ этому юношѣ, будучи совершенно холоденъ къ двумъ старшимъ сыновьямъ, — онъ проситъ его молиться за отца, хотя самъ былъ только кощунникомъ (16, 40); любили его и товарищи по школѣ, и избалованные, плохо воспитанные городскіе мальчики; никогда не заботясь о себѣ, онъ всегда оказывался пристроеннымъ, даже у чужихъ людей, которые не только не тяготились имъ, но всегда радовались его пребыванію у нихъ (16, 35). Это былъ юноша, желающій дѣятель/с. 347/наго подвига съ самопожертвованіемъ (16, 43). — Правда, авторъ не приводитъ картинъ близкаго его общенія съ простымъ народомъ, но выражается такъ: иногда подобный «чудакъ» носитъ въ себѣ сердцевину цѣннаго общественнаго объединенія (16, 4). И дѣйствительно, къ кому онъ ни придетъ, всѣ волнуются, всѣ исповѣдываются ему, всѣ требуютъ указаній и вразумленія себѣ — и оба брата его, и три гордыя дѣвицы разныхъ круговъ, пожилая барыня, и даже озлобленный, завистливый нигилистъ Ракитинъ, колеблющійся между ненавистью и дружбой къ этому юношѣ, который являлся для него живымъ обличеніемъ, но все таки привлекательнымъ.

Однимъ словомъ, авторъ усваиваетъ своему любимому герою задачу гораздо труднѣйшую, чѣмъ объединеніе съ народомъ, которое писатель не раскрываетъ уже въ подробности, справедливо убѣжденный въ томъ, что этотъ «ранній народолюбецъ» Алеша Карамазовъ совершенно слился съ народомъ, сдѣлавшись послушникомъ и простымъ келейникомъ у великаго старца, обожаемаго народомъ, о. Зосимы. Зато въ біографіи послѣдняго онъ дорисовываетъ картину сліянія съ народомъ всякаго интеллигентнаго отшепенца, когда онъ утвердится на почвѣ религіозной. Бывши въ молодости легкомысленнымъ офицеромъ и одумавшись въ день дуэли, этотъ впослѣдствіи схимникъ немедля вышелъ въ отставку и, готовясь къ монашеству, пошелъ предварительно странствовать, по русскому обычаю. Въ одномъ мѣстѣ онъ встрѣчаетъ своего деньщика Афанасія, котораго передъ днемъ дуэли наградилъ пощечиной; запуганный деньщикъ и тогда не обидѣлся на оскорбленіе, считая барина и офицера существомъ иного порядка, чѣмъ тѣ, которые обязаны къ справедливости; но когда онъ встрѣчаетъ его смиреннымъ странникомъ, то принимаетъ, какъ своего собрата, какъ родного и, угостивъ его, какъ равнаго, не стѣсняется предложить ему отъ своей бѣдноты полтинникъ на дорогу.

Въ этомъ эпизодѣ, какъ и въ заключительной главѣ «Бѣсовъ», авторъ представляетъ общество и народъ, какъ двѣ націи, какъ два лагеря, хотя и не враждебныхъ другъ другу, но настолько чуждыхъ, что люди, только покинувъ одинъ, немедленно, какъ-то само собою оказываются въ другомъ, и только посвятившіе себя Богу и церкви могутъ безъ труда пребывать одинаково близкими тому и другому, какъ Алеша и старецъ Зосима. — Послѣдняя мысль автора не означаетъ того, что только иноки могутъ быть одновременно близки и обществу, и народу, но она поясняетъ мысли старца Зосимы о будущемъ призваніи русскихъ монастырей и мо/с. 348/нашества, которое, впрочемъ, въ извѣстной степени осуществлялось всегда, отъ временъ древнихъ и до настоящаго; но отъ него ожидается авторомъ нѣчто гораздо большее.

Въ данномъ случаѣ мы имѣемъ въ виду предсмертныя наставленія старца Зосимы въ «Братьяхъ Карамазовыхъ», представляющія исповѣдь всей его жизни и торжественный гимнъ Христу, какимъ Онъ пребываетъ на небесахъ, и въ сердцѣ русскаго народа. Старецъ говоритъ, и совершенно справедливо, что русскій монастырь всегда былъ съ нарородомъ (17, 58); въ восторженныхъ выраженіяхъ описываетъ онъ сущность монашескаго подвига (мы ихъ повторять здѣсь не будемъ) и, наконецъ, выражаетъ надежду, что отъ инока придетъ спасеніе всей Руси. Живое подтвержденіе всѣмъ этимъ убѣжденіямъ и упованіямъ приводитъ нашъ писатель раньше въ главѣ: «Вѣрующія бабы», гдѣ разсказываетъ съ какимъ обожаніемъ, съ какимъ восторженнымъ, исполненнымъ непоколебимаго довѣрія чувствомъ взираетъ нашъ народъ на монастырскихъ старцевъ, съ какимъ примиреніемъ возвращается онъ отъ нихъ и какой духовной мудростью отъ нихъ обогащается. — И не только благочестивые богомольцы, странствующіе по обителямъ, но и почти оторванный отъ народа и нравственно извращенный барскій лакей Смердяковъ еще хранитъ въ своей душѣ общенародное убѣжденіе въ томъ, что праведная, истинная жизнь — не въ міру, а у отшельниковъ пустыни, и что такіе отшельники живутъ еще и донынѣ, хотя и далеко гдѣ-нибудь, хотя бы и въ небольшомъ числѣ, но все же два или три должны быть (16, 224).

Чтобы кончить рѣчь о монашескихъ симпатіяхъ нашего писателя, скажемъ, что онъ изучалъ монашество и старчество самолично въ Оптиной Пустынѣ, старцы которой Макарій и его ученикъ Амвросій (скончался въ 1892 г.) послужили ему оригиналомъ для типа о. Зосимы.

Пусть никто не думаетъ, что надежда Достоевскаго на такое апостольское призваніе русскаго монашества явилась плодомъ его собственной фантазіи. Напротивъ, не только русскіе иноки, всегда мыслившіе себя пастырями народа, но и древнѣйшіе основатели nycтыннаго монашества смотрѣли такими же очами на свое призваніе. Такъ, преп. Нилъ Синайскій (ск. 694) писалъ — «монахъ есть тотъ, который отъ всѣхъ удаляясь, пребываетъ въ духовномъ общеніи со всѣми, и въ каждомъ человѣкѣ видитъ самаго себя». Было упомянуто, что въ высокіе торжественные моменты своей исторіи иногда все общество сбрасываетъ съ себя иноземныя наслоенія и сливается съ народомъ; таковы были годы 1812, 1877. /с. 349/ Что же испытываетъ въ эти священные годины общество, что обнаруживаютъ въ моменты своей личной жизни его отдѣльные представители того и другого пола, и въ чемъ напримѣръ? Въ поясныхъ или даже земныхъ мужицкихъ поклонахъ, совершенно неожиданно для окружающихъ, а можетъ быть, и для самихъ себя. Такъ Катерина Ивановна, пораженная великодушіемъ и цѣломудреннымъ благодѣяніемъ Дмитрія Карамазова, вдругъ кланяется ему въ ноги (16, 197); кланяется въ ноги Сонѣ и Раскольниковъ, впервые, когда узнаетъ, какой тяжелый крестъ самоотверженія, и притомъ самаго унизительнаго, она понесла въ своей жизни, а въ другой разъ, когда совершился рѣшительный переломъ въ его душѣ подъ вліяніемъ ея примѣра и собственныхъ его страданій. — Свидригайловъ передъ смертью посылаетъ свой поклонъ почти незнакомому ему Разумихину, понявъ, что онъ одинъ идетъ по правильному пути жизни — смиренія и самоотверженія.

Замѣтьте, что этотъ обычай земныхъ и поясныхъ поклоновъ по преимуществу различаетъ народъ и общество, Россію и Европу; тамъ охотно становятся на колѣна или на колѣно, но главы не наклоняютъ, а тѣмъ паче въ землю, даже предъ Богомъ; совершая такой поклонъ русскій человѣкъ на время какъ бы отрекается отъ общества и переходитъ къ народу.

Источникъ: Сборникъ избранныхъ сочиненій Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Съ портретомъ и жизнеописаніемъ автора. Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго «Monastery Press», 1986. — С. 345-349.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.