Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

СБОРНИКЪ ИЗБРАННЫХЪ СОЧИНЕНІЙ БЛАЖЕННѢЙШАГО АНТОНІЯ, МИТРОПОЛИТА КІЕВСКАГО И ГАЛИЦКАГО.
Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія.
(Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1986).

КЛЮЧЪ КЪ ТВОРЕНІЯМЪ ДОСТОЕВСКАГО.
(НЕ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ).

ГЛАВА IV.
Русскій народъ и Пушкинъ по Достоевскому.

«Русская идея, повторяетъ свою мысль Достоевскій въ другомъ мѣстѣ, — служеніе всему человѣчеству». Эту мысль онъ освѣщаетъ послѣсловіями, которыя можно найти у другихъ писателей, даже у Толстого. Русскій со всѣми уживется, заявляетъ авторъ: онъ всечеловѣкъ (19, 20). Русскій самый общительный и стадный народъ на всемъ земномъ шарѣ (19, 20).

Мысль о томъ, что русскій народъ способенъ къ нравственному родству со всѣми народами міра, можетъ понять ихъ душу, можетъ какъ бы перевоплотиться въ нихъ, не измѣняя себѣ и своимъ началамъ жизни, Достоевскій повторяетъ неоднократно въ «Дневникѣ Писателя» и въ романахъ, но широко и блистательно развиваетъ ее въ своей Пушкинской рѣчи 1880 года, когда онъ на грандіозномъ общественномъ праздникѣ открытія Пушкинскаго памятника въ Москвѣ сдѣлался героемъ дня, даже не дня, а всего праздника. Представители литературы единодушно признали эту рѣчь событіемъ и средствомъ примиренія западниковъ съ славянофилами. Слушатели плакали отъ восторга и бросались другъ другу въ объятія; два человѣка, бывшіе 20 лѣтъ врагами, тутъ же примирились, о чемъ и заявили публично (21, 476). Достоевскій не прожилъ и года послѣ этого торжества, но успѣлъ издать вновь свой «Дневникъ Писателя» въ видѣ одного отдѣльнаго выпуска за 1880 годъ и перваго выпуска за 1881-ый; выпускъ этотъ былъ и послѣднимъ. 29 января его редакторъ и авторъ скончался въ дни самаго сильнаго расцвѣта своего таланта, съ сердцемъ, исполненнымъ самыхъ свѣтлыхъ надеждъ на Россію.

/с. 334/ Чтобы яснѣе себѣ представить мессіанское призваніе русскаго народа по Достоевскому, чтобы уяснить себѣ переходъ его мыслей отъ характеристики жизни народной къ его разумѣнію русскаго общества, задачъ и призванія послѣдняго, необходимо остановиться на этомъ съ перваго взгляда частномъ пунктѣ его міровоззрѣнія (который поставленъ въ заголовкѣ этой главы: Русскій народъ и Пушкинъ).

Горько сѣтуя о непониманіи нашимъ обществомъ своего народа впродолженіе 200 лѣтъ, Достоевскій представляетъ Пушкина блестящимъ исключеніемъ среди своихъ современниковъ: онъ понималъ народъ и вѣрилъ въ него и носилъ въ своемъ геніи ту способность, зачатки которой хранятся въ душахъ русскихъ простолюдиновъ: онъ былъ и патріотомъ Россіи, и гражданиномъ вселенной въ томъ смыслѣ, что могъ понять и сочувствовать всему прекрасному, что есть въ душѣ каждаго народа и въ его поэтахъ. Въ этой рѣчи своей и въ менѣе цѣнномъ «отвѣтѣ профессору Градовскому» на его критику, Достоевскій собралъ вмѣстѣ и развилъ все то, что онъ за предыдущіе 20 лѣтъ говорилъ и писалъ о Пушкинѣ.

Что-же онъ говорилъ объ отношеніи Пушкина къ русскому народу? Пушкинъ первый объявилъ, что русскій народъ не рабъ (21, 404 — «увижу-ль я народъ освобожденный» и пр.). Онъ преклонялся предъ правдою народа (21, 406 — Пименъ лѣтописецъ, «иныя нужны мнѣ картины» и т. п.).

Посему онъ предугадалъ всемірное предназначеніе русскаго народа (21, 445); онъ изобразилъ тоску русскаго безпочвеннаго интеллигента, внутренно чуждаго своему народу. — Онѣгинъ, говоритъ Достоевскій, первый созналъ, что онъ чуждъ русскому народу и русской жизни (19, 86); это первый сознательный страдалецъ русской общественной жизни, оторванной отъ народа (19, 87). Не напрасно Пушкинъ является знаменемъ или точкой соединенія всѣхъ русскихъ людей, ищущихъ просвѣтленія (19, 79). Не понимать Пушкина — значитъ не быть русскимъ (21, 403). И хотя самому народу еще не понятенъ Пушкинъ и классики наши: ему нужна священная исторія въ школѣ, а не въ повѣсти (20, 24); но придетъ время и народъ его пойметъ и пойдетъ сознательно по стезямъ Пушкина, какъ онъ понялъ народъ и пошелъ сознательно по его стезямъ. — Это разумѣніе народа Пушкинъ обнаружилъ въ выраженной имъ надеждѣ, что крѣпостное право будетъ отмѣнено не чрезъ бунтъ крѣпостныхъ людей, а «маніемъ царя», и Достоевскій справедливо заявляетъ, что крестьянская реформа была бы невозможна, если-бъ царь не вѣрилъ отечески народу (21, 502). Да, по Достоевскому, царь /с. 335/ есть всеобъединяющая сила, которую народъ выростилъ въ своемъ сердцѣ. Онъ мыслился народомъ, какъ воплощеніе всего народа (21, 499). Таковъ и Петръ въ Пушкинской Полтавѣ въ день самой битвы.

Въ чемъ же выражалась способность Пушкинскаго генія перевоплощаться во всѣ народы? Въ томъ, какъ подробно описываетъ Достоевскій, что иностранцы разныхъ эпохъ, выведенныхъ въ его стихотвореніяхъ, являются дѣйствительными типами тѣхъ народовъ и эпохъ, тогда какъ у Шекспира мавры и итальянцы являются переодѣтыми англичанами, у Шиллера испанцы — переодѣтыми нѣмцами и т. д. — Способность слиться въ мысли съ духомъ и характеромъ чужихъ націй и прежнихъ эпохъ есть исключительная способность русскаго генія, генія Пушкина (21, 236) и, пожалуй, Жуковскаго — то же глубокаго русскаго патріота (19, 75). Но эта способность перевоплощенія есть способность общерусская, народная (21, 443); быть русскимъ значитъ стремиться внести примиреніе среди всѣхъ народовъ (21, 446). Пушкинъ же не только русскій человѣкъ: онъ всечеловѣкъ; такова же и Россія. (19, 38). Русскіе имѣютъ всечеловѣчность (19, 77). Въ частности, Пушкинъ вмѣстилъ въ свое сердце и русское отношеніе къ Восточному вопросу. Его «Пѣсни западныхъ славянъ» являются пророчествомъ: здѣсь поэтъ всецѣло проникается великою идеею освобожденія славянъ отъ магометанскаго ига и, слѣдовательно, раздѣляетъ народную точку зрѣнія на историческое призваніе нашей Родины (21, 49). Вообще, заключаетъ Достоевскій, Пушкинъ понялъ назначеніе русскаго народа въ такой глубинѣ, какъ никто другой; онъ понялъ, что народъ нашъ не рабъ (21, 403-404), а носитель великой идеи».

Источникъ: Сборникъ избранныхъ сочиненій Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Съ портретомъ и жизнеописаніемъ автора. Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго «Monastery Press», 1986. — С. 333-335.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.