Церковный календарь
Новости


2019-09-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 20-е къ монахамъ (1829)
2019-09-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 19-е къ монахамъ (1829)
2019-09-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 34-е (1976)
2019-09-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 33-е (1976)
2019-09-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 2-й. Статья 154-я (1956)
2019-09-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 2-й. Статья 153-я (1956)
2019-09-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 2-й. Статья 152-я (1956)
2019-09-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 2-й. Статья 151-я (1956)
2019-09-14 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 32-е (1976)
2019-09-14 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 31-е (1976)
2019-09-14 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 30-е (1976)
2019-09-14 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 29-е (1976)
2019-09-12 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. "О надписаніи псалмовъ". Кн. 2-я. Гл. 13-я (1861)
2019-09-12 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 133-е (1895)
2019-09-11 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 28-е (1976)
2019-09-11 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 27-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 16 сентября 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

СБОРНИКЪ ИЗБРАННЫХЪ СОЧИНЕНІЙ БЛАЖЕННѢЙШАГО АНТОНІЯ, МИТРОПОЛИТА КІЕВСКАГО И ГАЛИЦКАГО.
Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія.
(Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1986).

СЛОВО ВЪ ДЕНЬ ОТКРЫТІЯ СВЯТЫХЪ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ѲЕОДОСІЯ ЧЕРНИГОВСКАГО ВЪ 1896 ГОДУ.

Днесь радостью великою радуется Святая Церковь и небесная и земная. Радуется Господь, ввѣрившій десять та/с. 188/лантовъ вѣрному рабу Своему, св. Ѳеодосію, и нынѣ поставившій его не надъ десятью городами, а на одномъ изъ небесныхъ престоловъ для ходатайствованія о кающихся и свидѣтельства противъ нечестивыхъ.

Радуются ангелы, пророки, апостолы и всѣ святые о томъ, что вѣрный рабъ вошелъ въ радость Господа своего. Ликуютъ и люди, праведные и грѣшные, и счастливые въ Богѣ, и нищіе міра.

Радуются они и тому, что имъ дарованъ новый предстатель, и тому, что въ недавнее еще грѣшное время Господь повелѣлъ жить на землѣ святому человѣку.

Но еще высшую радость, братіе, чувствуемъ всѣ мы по поводу событія дня сего, когда слышимъ вновь дерзновенный гласъ Церкви, вѣщающій намъ откровеніе воли Божіей, властно свидѣтельствующій намъ о святости своего сына, своего столпа. Отнынѣ всѣ, сподобившіеся чудесной помощи отъ Святителя, а равно и чающіе отъ него исцѣленій и предстательства, будутъ призывать святого мужа уже не въ стѣсненной заупокойными прошеніями молитвѣ, но съ умиленнымъ восторгомъ повторять дерзновенныя, просительныя и прославительныя пѣснопѣнія матери Церкви къ святому угоднику. Съ сугубымъ довѣріемъ и уваженіемъ будемъ мы взирать нынѣ и на ея предстоятелей, съ сугубой любовью будемъ благоговѣть предъ Церковью помѣстной, съ сугубой вѣрой будемъ испопѣдывать истину о Церкви православной вселенской, созерцая воочію ея дерзновеніе къ Богу, ея близость къ Главѣ своей и слову Его: «дамъ тебѣ ключи царства небеснаго». (Матѳ. 16, 19).

Внидемъ же въ радость Господа! опять предъ нами открывается жизнь Его Церкви, Его живого духовнаго тѣла, какъ во времена прежнія. Опять всѣ мы, искренне молящіеся Ему во всемъ мірѣ, чувствуемъ себя объединенными во единомъ упованіи званія нашего, не странными и пришельцами, но сожителями святымъ и присными Богу. Такъ во единое стадо собираетъ насъ блаженный и святый Ѳеодосій являющійся по смерти своей пастыремъ вселенной, ибо не въ одной только своей паствѣ, но и всему вѣрующему міру предстоитъ нынѣ его нетлѣнный ликъ, призывая всѣхъ къ надеждѣ будущихъ благъ.

Поистинѣ, когда въ день сего великаго событія его прославленія, мы представимъ себѣ колѣнопреклоненныя сотни тысячъ исцѣляемыхъ больныхъ, обращающихся невѣрныхъ, ликующій градъ, то сколь ясно сознаемъ превосходство жизни небесной предъ земною, какъ блѣднѣютъ въ глазахъ нашихъ прелести міра — богатство, слава, пoпe/с. 189/ченіе о плоти и всѣ прочія приманки, удалявшія насъ отъ Бога и отъ попеченія о душѣ. Близкимъ намъ представляется небо, близкою Божественная помощь, воздаяніе и судъ.

Такой высокій подъемъ духовной жизни испытываемъ мы, братіе, въ событіи прославленія Угодника. Но еслибъ вы пожелали научиться частнѣйшимъ добродѣтелямъ чрезъ подражаніе вѣрѣ его и жизни, то и въ такомъ духовномъ дарѣ не отказалъ бы намъ новоявленный чудотворецъ. Правда, при чтеніи краткихъ свѣдѣній о житіи его, сохраненномъ намъ современниками, мы, пожалуй, не найдемъ сразу чего-либо особенно назидательнаго. Узнаемъ мы, что святитель Ѳеодосій жилъ во второй половинѣ XVII-го столѣтія, учился въ Кіевской Академіи, управлялъ затѣмъ Кіевскимъ Выдубецкимъ монастыремъ, а потомъ былъ помощникомъ епископа Черниговскаго, въ епископскомъ же санѣ, который воспріялъ чрезъ рукоположеніе патріархомъ Адріаномъ и, наконецъ, не за много лѣтъ до собственнаго преставленія, былъ возведенъ на кафедру архіепископовъ черниговскихъ, въ каковомъ званіи и переселился въ міръ горній, въ не старомъ еще возрастѣ. Знаемъ еще, что его архипастырь, преосв. Лазарь, такъ опредѣлилъ его богоугодный нравъ: «мужъ благій, украшенный добродѣтелями монашеской жизни, которую ведетъ съ молодыхъ лѣтъ... исполненъ страха Божія и духовной мудрости». Сказать просто, житія Святителя Ѳеодосія и не сохранилось, а имѣются лишь свѣдѣнія о томъ, какія должности онъ проходилъ.

Но насколько смиренно и малоизвѣстно житіе его, настолько же многосодержательно и свято. Насколько неизвѣстна его земная жизнь, настолько велика слава его по преставленіи. Такъ, ближайшій преемникъ служенія его архіепископъ Черниговскій Іоаннъ Максимовичъ вскорѣ послѣ погребенія святого исповѣдывалъ всѣмъ его чудесную помощь себѣ и, прославивъ его какъ святого, оставилъ надпись съ молитвеннымъ призваніемъ имени св. Ѳеодосія. Послѣ сего вскорѣ начались исцѣленія отъ его гроба, и вотъ цѣлыхъ 200 лѣтъ не оскудѣваютъ они отъ святыхъ мощей Угодника, уже давно изъятыхъ изъ нѣдръ земли и торжествующихъ надъ законами бреннаго естества своимъ чудеснымъ нетлѣніемъ, привлекая тысячи богомольцевъ отъ «конецъ» земли,

Итакъ, въ чемъ нарочитая назидательность житія его? Въ исполненіи на немъ Евангельскаго слова: «царство небесное подобно зерну горчичному..., которое, хотя меньше всѣхъ сѣмянъ, но когда выростетъ бываетъ больше всѣхъ злаковъ и становится деревомъ, такъ что прилетаютъ птицы /с. 190/ небесныя и скрываются въ вѣтвяхъ его» (Матѳ. 13, 31. 32).

Есть два взгляда на жизнь: при одномъ взглядѣ человѣкъ цѣнитъ послѣднюю по ея внутреннему, нравственному достоинству, не заботясь ни о внѣшнемъ положеніи своемъ, ни о томъ, что говорятъ о немъ другіе, лишь бы достойно и нелицемѣрно преуспѣвать въ исполненіи принятаго служенія. Наградой за трудъ является созерцаніе растущаго около дѣятеля добра; награтой за трудъ пастырскій — общее спасеніе. Таково очевидно было отношеніе къ своей дѣятельности новоявленнаго святого. Онъ не старался о сохраненіи памяти дѣлъ своихъ для грядущихъ поколѣній и не былъ знаменитъ среди современниковъ, но смотрите, какъ глубоко было вѣяніе его святой жизни, его духа на окружающихъ: одни сейчасъ послѣ смерти его называютъ его святымъ, другіе, привыкшіе пользоваться его любовію при жизни, не хотѣли и по смерти прекратить свои прошенія къ нему и взамѣнъ совѣтовъ и милостыни получаютъ благодатныя исцѣленія и утѣшенія И вотъ, чѣмъ болѣе прошедшее уходитъ въ область забвенія, чѣмъ болѣе меркнутъ и блѣднѣютъ облики современныхъ св. Ѳеодосію дѣятелей, знаменитыхъ и славныхъ въ мірѣ семъ дѣятелей столь много заботившихся объ увѣковѣченіи памяти своей: тѣмъ болѣе возростаетъ слава святого мужа, живущаго среди насъ и по смерти, предлежащаго нетлѣнно взорамъ молящагося народа и ставшаго близкимъ для всякаго, независимо отъ времени и пространства. Не такъ складывается жизнь дѣятелей, намъ современныхъ. Очень немногіе изъ нихъ ищутъ «славы, которая отъ единаго Бога» (Іоан. 5, 44), а большинство прежде чѣмъ начнутъ свое дѣланіе, уже безпокоятся о томъ, будутъ ли они достойно прославлены на землѣ и знамениты. Ихъ умъ и сердце обращены не на свое послушаніе, не на данный имъ отъ Бога жребій, но или вверхъ на стоящихъ у власти, или вширь — на толпу, на повременную печать. А такъ какъ и предъ начальствомъ и предъ общественнымъ мнѣніемъ они встрѣчаютъ соперниковъ, то жизнь ихъ, и безъ того суетная и безпочвенная, становится сугубо-смущенною, праздною гоньбой за повышеніемъ, знатностью, богатствомъ, — самое же дѣло имъ порученное, является лишь средствомъ къ достиженію этихъ соблазнительныхъ благъ земныхъ. Конечно, искусственно поддерживаемое благоволеніе властей, или извѣстность, не прочны и вмѣсто наслажденій доставляютъ лишь вѣчную неутомимую тревогу, побуждаютъ къ безчестнымъ поступкамъ, къ безславной борьбѣ, къ небратолюбивому соперничеству; истинный долгъ службы забывается и попирается окончательно; порученное дѣло, ино/с. 191/гда святое и великое, остается въ небреженіи, нуждающіеся въ полномочной помощи забытыми. Подобныя явленія, наблюдаемыя въ жизни у дѣятелей и государственныхъ, и ученыхъ, и писателей, и учителей, оставляютъ тройное сожалѣніе: во-первыхъ страхъ за участь злыхъ виноградарей, во-вторыхъ печаль о попираемомъ вертоградѣ, а въ-третьихъ жалость о томъ, что люди въ погонѣ за земнымъ счастьемъ оставляютъ вслѣдъ за собой самое счастье, становятся не способными понять, что всякая общественная дѣятельность, исполняемая отъ чистаго сердца, даетъ труженнику гораздо больше радости, чѣмъ погоня за богатствомъ и славой. На землѣ еще онъ сродняется съ дѣломъ своимъ и порученными ему людьми, какъ съ родной семьей, а на небѣ уготовляется ему вѣнецъ правды. Его величіе не бываетъ предметомъ зависти, какъ при мірскомъ соперничествѣ, но всѣ принимаютъ участіе въ славѣ избранника Божія.

Наиболѣе поразительно исполняется это на тѣхъ, которыхъ Господь прославляетъ святостію. Вѣнчается одинъ, но въ немъ награждаемся всѣ мы, молящіеся одному. Въ противоположность мірскому здѣсь, чѣмъ болѣе стремленій, чѣмъ болѣе просящихъ, тѣмъ болѣе и дарованій. «Любочестивъ бо сый Владыка и оному даетъ и сему дарствуетъ, и дѣла пріемлетъ и намѣренія цѣлуетъ». Внидемъ же всѣ въ радость Господа! Забудемъ въ день сей нашу мірскую борьбу, зависть и честолюбіе и обратимся умомъ и сердцемъ къ нравственному облику новоявленнаго святого мужа. Будемъ просить его помощи въ нуждахъ нашихъ, а того паче въ томъ, чтобы отклонить нашъ жизненнный путь отъ началъ суетнаго тщеславія н своекорыстія къ началамъ чистоты и смиренія по образу св. Ѳеодосія. Аминь.

Источникъ: Сборникъ избранныхъ сочиненій Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Съ портретомъ и жизнеописаніемъ автора. Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго «Monastery Press», 1986. — С. 187-191.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.