Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

Часть I. Церковь въ Россіи.
Священный Московскій Церковный Соборъ 1917-1918 гг.

Величайшимъ чудомъ милости Божіей былъ Священный Московскій Церковный Помѣстный Соборъ Россійской Православной Церкви 1917-18 гг. Открытіе Собора произошло 16-го августа ст. ст. 1917 г., въ Москвѣ, въ храмѣ Христа Спасителя. Наканунѣ, 15 августа, въ праздникъ Успенія Божіей Матери, въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ состоялась торжественная Литургія, которую совершали митрополиты: Владиміръ (Кіевскій), Тихонъ (Московскій), Веніаминъ (Петроградскій) и Платонъ (Тифлисскій), соборне, съ цѣлымъ сонмомъ архіепископовъ и епископовъ. Послѣ литургіи и молебна, возглавляемый всѣмъ Соборомъ Русскихъ епископовъ, изъ Успенскаю Собора выступилъ грандіозный крестный ходъ всѣхъ членовъ Собора. При торжественномъ колокольномъ звонѣ всѣхъ кремлевскихъ церквей, крестный ходъ прослѣдовалъ въ Чудовъ монастырь, гдѣ всѣ участники приложились къ мощамъ святителя Алексія. Затѣмъ крестный ходъ пришелъ на Красную площадь, всю запруженную народомъ, пришедшимъ со своими крестными ходами ото всѣхъ Московскихъ церквей. Послѣ этого, сопровождаемый церковными пѣснопѣніями собравшихся церквей, крестный ходъ Всероссійскаго Церковнаго Собора вернулся въ Успенскій Соборъ. На слѣдующій же день (16 августа), уже въ храмѣ Христа Спасителя, послѣ литургіи, произошло торжественное открытіе Собора. 17 августа начались дѣловыя засѣданія. На первомъ же дѣловомъ засѣданіи было рѣшено въ ближайшіе дни совершить по всей Россіи всенародное моленіе о ниспосланіи нашей Родинѣ благоденствія и утишія страстей, а всему составу Собора отправиться на поклоненіе мощамъ преп. Сергія Радонежскаго.

Всѣ попытки внести дѣленія членовъ Собора на различныя партіи и фракціи, были предотвращены мудрымъ параграфомъ Устава о Соборѣ, выработанномъ Предсоборнымъ Совѣщаніемъ, согласно которому всѣ «основоположительные и правилодательные» вопросы, принятые всѣми членами Собора, поступали затѣмъ въ Епископское Совѣщаніе, состоявшее изъ однихъ только епископовъ, для окончательнаго утвержденія.

18 августа 1917 года состоялось избраніе Президіума Собора. Предсѣдателемъ былъ избранъ Московскій Митрополитъ Тихонъ (104 голоса противъ 31). По его предложенію митрополитъ Владиміръ былъ тогда же избранъ Почетнымъ Предсѣдателемъ. Товарищами Предсѣдателя были избраны отъ Епископата — Новгородскій Архіепископъ Арсеній и Харьковскій Архіепископъ Антоній (Храповицкій), отъ клира — протопресвитеры Любимовъ и Шавельскій, а отъ мірянъ — профессоръ Е. Н. Трубецкой и бывшій Предсѣдатель Государственной Думы М. В. Родзянко, замѣненный послѣ /с. 7/ его отъѣзда, бывшимъ Оберъ-Прокуроромъ Св. Синода А. Д. Самаринымъ. Секретаремъ былъ избранъ Членъ Государственной Думы профессоръ В. П. Шеинъ, впослѣдствіи архимандритъ Сергій, разстрѣлянный большевиками вмѣстѣ съ митрополитомъ Веніаминомъ. Помощниками Секретаря были выбраны П. В. Гурьевъ и профессоръ Бенешевичъ.

Составъ Собора былъ слѣдующій. Кромѣ правящихъ епископовъ и пяти выбранныхъ членовъ отъ каждой Епархіи, въ него вошли: протопресвитеры Московскаго Успенскаго Собора, Военнаго и Морского Духовенства, Намѣстники лавръ Кіево-Печерской, Троице-Сергіевой, Почаевской и Александро-Невской, Настоятели монастырей Соловецкаго, Валаамскаго, Оптиной Пустыни и Сарова, члены Предсоборнаго Совѣта, и по избранію: десять членовъ отъ монашествующихъ, десять отъ единовѣрцевъ, по три отъ каждой изъ 4-хъ Духовныхъ Академій, по одному отъ Академій Наукъ и одиннадцати Университетовъ и пятнадцать членовъ отъ Государственнаго Совѣта и Государственной Думы. Кромѣ того было предоставлено право присутствовать на правахъ членовъ представителямъ Восточныхъ Патріарховъ и Православныхъ автокефальныхъ Церквей. Были представители Алеутско-Американской и Японской Православныхъ епархій. На Соборѣ (къ первому засѣданію) присутствовали: 4 митрополита (Кіевскій, Московскій, Петроградскій и Тифлисскій), 21 архіепископъ, 43 епископа и свыше 375 прочихъ членовъ Собора. Соборъ имѣлъ двѣ сессіи, продолжавшихся около полугода.

Главныя Дѣянія Собора были слѣдующія:

1. Выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Русской Православной Церкви, объ Епархіальномъ Управленіи и о Приходскомъ Уставѣ.

2. Возстановленіе патріаршества и выборъ патріарха.

3. Возстановленіе праздника Всѣмъ Святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ и составленіе канона этому празднику.

4. Канонизація новыхъ святыхъ Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго.

5. Утвержденіе анаѳематствованія совѣтской власти (28-1-1918 г.), провозглашенное патріархомъ Тихономъ (19-1-1918 г.).

6. Другіе, многія законоположенія, существенныя для жизни Церкви въ новыхъ условіяхъ.

Передъ выборами Патріарха, поданными записками были намѣчены кандидаты: Архіепископъ Харьковскій Антоній (101 голосъ), Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ (27 голосовъ), Московскій Митрополитъ Тихонъ (23 голоса), Тифлисскій Митрополитъ Платонъ (22 голоса), Архіепископъ Новгородскій Арсеній (14 голосовъ), Митрополитъ Кіевскій Владиміръ, Архіепископъ Кишеневскій Анастасій и протопресвитеръ Шавельскій — (по 13 голосовъ), Архіепископъ Владимірскій, бывш. Финляндскій, Сергій (5 голосовъ). Остальные 15 кандидатовъ получили единичные голоса. Меж/с. 8/ду прочимъ А. Д. Самаринъ, несмотря на то, что тогда онъ былъ еще мірянинъ, получилъ 3 голоса.

31 октября 1917 г. изъ намѣченныхъ кандидатовъ были избраны три кандидата въ патріархи: Архіепископъ Антоній (Храповицкій), Архіепископъ Арсеній и Митрополитъ Тихонъ.

5 ноября 1917 г., въ храмѣ Христа Спасителя состоялись выборы Патріарха.

90-лѣтній старецъ Зосимовой Пустыни Алексій вытянулъ жребій, который палъ на Московскаго Митрополита Тихона. Немедленно послѣ этого, на Троицкое Подворье, гдѣ проживалъ Митрополитъ Тихонъ, отправилось Посольство во главѣ съ Митрополитомъ Владиміромъ.

«Преосвященный Митрополитъ Тихонъ» — обратился къ ново-избранному Патріарху Митрополитъ Владиміръ — «Священный Великій Соборъ призываетъ Твою Святыню на Патріаршество Богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи».

Митрополитъ Тихонъ на это отвѣтилъ: «Понеже Священный и Великій Соборъ судилъ меня, недостойнаго, быти въ таковомъ служеніи, благодарю, пріемлю, и нимало вопреки глаголю». Въ краткомъ словѣ къ Посольству Владыка Тихонъ сравнилъ вѣсть объ избраніи своемъ со свиткомъ, который долженъ былъ съѣсть пророкъ Іезекіилъ и на которомъ было написано: «плачъ, и стонъ, и горе».

21-го ноября 1917 г., въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы, во время торжественнаго богослуженія въ Успенскомъ Соборѣ, состоялось настолованіе (интронизація) Патріарха Тихона. Весь чинъ настолованія былъ разработанъ и составленъ Архіепископомъ Кишеневскимъ Анастасіемъ, который, послѣ интронизаціи, произнесъ Слово о церковномъ и нравственно-общественномъ значеніи возстановленія Патріаршества въ Россіи. Когда св. Патріархъ послѣ Литургіи вышелъ изъ алтаря на солею, то къ нему приблизился Митрополитъ Владиміръ и вручилъ жезлъ Святителя Петра, перваго Московскаго Митрополита. При этомъ Митрополитъ Владиміръ сказалъ: «Пріими сей жезлъ отъ нашего Сіона Россійскаго и да будетъ сила сего жезла подобной силѣ жезла Моисеева. Какъ Моисей своимъ жезломъ разсѣкъ море на двое и провелъ евреевъ цѣлыми и невредимыми по дну морскому, избавивъ ихъ тѣмъ отъ рабства египетскаго, такъ и ты симъ священнымъ жезломъ управь ввѣренный тебѣ Православный Русскій народъ и проведи его ко спасенію черезъ пучину золъ и бѣдствій, обуревающихъ его и святую Православную Россійскую Церковь. Да будетъ такъ».

Вскорѣ послѣ выбора Патріарха были возведены въ санъ митрополитовъ архіепископы: Арсеній, Антоній, Сергій, Агаѳангелъ и глубокій старецъ Архіепископъ Казанскій Іаковъ. 7 декабря 1917 г. былъ избранъ священный Синодъ, а 8 декабря — Высшій Церковный Совѣтъ. Въ Священный Синодъ вошли: Патріархъ, Митрополитъ Владиміръ по должности, а по избранію митрополиты /с. 9/ Арсеній, Антоній, Сергій и Платонъ и архіепископы Анастасій Кишиневскій и Евлогій Волынскій.

Наканунѣ 2-й сессіи Собора, въ январѣ (19/1) 1918 г., св. Патріархъ огласилъ извѣстное свое посланіе объ анаѳемствованіи большевиковъ. Когда спросили св. Патріарха — почему онъ выпустилъ свое посланіе наканунѣ Съѣзда Собора, то Владыка отвѣтилъ, что онъ не хотѣлъ ставить Соборъ подъ ударъ и предпочитаетъ принять его только на себя одного.

23 января 1918 г. Совѣтской властью былъ изданъ законъ (декретъ) о свободѣ совѣсти, который Московскимъ Соборомъ былъ названъ «Декретомъ о свободѣ отъ совѣсти» (Въ Собраніи Узаконеній 1918 г. № 18 ст. 203 этотъ декретъ сталъ называться: «Объ отдѣленіи Церкви отъ Государства и Школы отъ Церкви»).

Соборъ откликнулся на этотъ декретъ спеціальнымъ Воззваніемъ, въ которомъ, между прочимъ говорилось «Лучше кровь свою пролить и удостоиться вѣнца мученическаго, чѣмъ допустить Вѣру Православную врагамъ на поруганіе».

25 января 1918 г. въ Кіевѣ былъ убитъ Митрополитъ Владиміръ, бывшій Почетнымъ Предсѣдателемъ Собора. Памяти убіеннаго было посвящено особое торжественное засѣданіе. Однимъ изъ Соборныхъ постановленій (2/15 августа 1918 г.) провозглашена была аполитичность Церкви.

28/1-1918 г. Соборъ утвердилъ анаѳематствованіе Сов. власти, провозглашенное патр. Тихономъ 19/1-1918 г.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 6-9.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.