Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ III. 1969-1973 г.г.

НАДГРОБНОЕ СЛОВО АРХІЕПИСКОПА АВЕРКІЯ ПРИ ОТПѢВАНІИ АРХИДІАКОНА ПИМЕНА.

Считаю своимъ святымъ долгомъ особо почтить память нашего дорогого собрата Архидіакона Пимена, съ которымъ мы прослужили вмѣстѣ безъ малаго 23 года, какъ здѣсь въ монастырѣ, такъ и по приходамъ обширной Восточно-Американской епархіи и даже за ея предѣлами.

Кончина Архидіакона Пимена — это незамѣнимая утрата! Обыкновенно говорятъ, что незамѣнимыхъ утратъ и незамѣнимыхъ людей нѣтъ, но это не всегда и не вполнѣ справедливо. Въ данномъ случаѣ у насъ чрезвычайно трудно будетъ найти кого-нибудь, кто бы могъ полностью замѣнить о. Пимена во всѣхъ его многообразныхъ трудахъ и послушаніяхъ.

Онъ былъ прежде всего на рѣдкость молитвенно и благоговѣйно настроеннымъ Архидіакономъ, какъ подобаетъ настоящему монаху, и служилъ необыкновенно ревностно и усердно. Весьма часто діакона, а особенно въ санѣ Протодіакона и Архидіакона, какъ это нерѣдко можно было наблюдать въ Россіи передъ революціей, любили бравировать своими возгласами, своей походкой, своими манерами и служили артистически-театрально, рисуясь передъ молящимися. Этого совершенно не было у нашего покойнаго Архидіакона Пимена. Онъ служилъ всегда глубоко молитвенно и сосредоточенно-благоговѣйно, что всегда ощущали молящіеся и за это уважали и любили его. Какъ Архидіаконъ, онъ заботливо и съ усердіемъ слѣдилъ за порядкомъ въ алтарѣ, особенно во время торжественнаго архіерейскаго Богослуженія, чтобы не было никакого замѣшательства и все совершалось бы «благообразно и по чину».

Вообще дисциплинированность его и добросовѣстность въ исполненіи всего, что связано съ совершеніемъ Богослуженія, его необыкновенная исполнительность и старательность были /с. 420/ образцовыми. Правда, иногда, онъ и самъ допускалъ нѣкоторыя ошибки, напримѣръ при чтеніи Евангелія, но кто никогда не ошибается. Зато какъ страдалъ онъ отъ этого и какъ искренно каялся! Придетъ, бывало, ко мнѣ въ келлію послѣ Богослуженія и земно кланяется мнѣ въ ноги, прося прощенія за допущенную погрѣшность.

Замѣчательная и заслуживаетъ самой высокой похвалы его твердая, совершенно безкомпромиссная идеологическая установка. Живя въ Совѣтскомъ Союзѣ и будучи еще мірскимъ человѣкомъ, о. Пименъ принадлежалъ къ такъ называемой «Катакомбной Церкви», которая не соглашалась идти ни на какой, даже самый малѣйшій компромиссъ съ безбожной комунистической властью, поработившей нашу несчастную Родину, а тѣмъ болѣе не допускала противоестественнаго союза съ безбожниками и возможности стать ихъ послушнымъ орудіемъ на что пошла оффиціальная церковь. Къ сожалѣнію, здѣсь заграницей, въ нашей эмиграціи, встрѣчаются люди, даже духовнаго /с. 421/ званія и порою въ высокомъ санѣ, которые съ какимъ-то ожесточеннымъ раздраженіемъ отвергаютъ самое существованіе Катакомбной Церкви. Но вотъ о. Пименъ разсказывалъ намъ цѣлый рядъ поучительныхъ эпизодовъ изъ жизни этой Церкви и, такимъ образомъ, былъ для насъ живымъ свидѣтелемъ дѣйствительности ея существованія.

И до самого послѣдняго дня своей жизни нашъ о. Пименъ оставался полностью вѣренъ своимъ твердымъ убѣжденіямъ и взгляду на все происходящее въ мірѣ: онъ считалъ, что всякій истинный христіанинъ въ наше время можетъ принадлежать только къ Русской Зарубежной Церкви заграницей или въ Катакомбной Церкви въ нашей порабощенной безбожниками Россіи.

Что касается чисто-практической стороны его жизни и дѣятельности у насъ въ монастырѣ, то трудно даже теперь представить, какъ мы будемъ обходиться безъ о. Пимена! Вѣдь онъ былъ у насъ, какъ принято выражаться, въ полномъ смыслѣ слова «Мастеръ на всѣ руки». Что ни случилось бы въ монастырѣ, мы всѣ привыкли обращаться за помощью къ о. Пимену: нужно ли что-нибудь починить, или исправить, или сдѣлать совсѣмъ заново — на все это удивительно былъ способенъ нашъ о. Пименъ, выручая въ трудную минуту каждаго и спасая положеніе. И дѣлалъ онъ это все чрезвычайно старательно и добросовѣстно, съ большимъ усердіемъ и со всей возможной тщательностью, можно сказать почти идеально. Всевозможныхъ просьбъ всегда поступало къ нему такое огромное количество, что онъ, конечно, не могъ всѣ ихъ сразу исполнить, и нѣкоторые на него за это обижались, но вѣдь иначе ему пришлось бы трудиться буквально день и ночь, что онъ иногда и дѣлалъ сверхъ силъ. А здоровья онъ былъ очень слабаго, весьма болѣзненный, худенькій, часто изнемогавшій отъ трудовъ и своихъ многообразныхъ немощей. Онъ часто заболѣвалъ, но и тогда не оставлялъ своихъ необходимыхъ послушаній: вставалъ съ постели и шелъ фальцовать наши изданія или поправить отопленіе, спускаясь въ подвалъ, гдѣ онъ постоянно простужался и вылѣзалъ оттуда весь вымазанный сажей.

Особенно замѣчателенъ былъ случай съ купленой монастыремъ новой фальцовальной машиной. Она была громадной величины и не входила въ предназначенное ей помѣщеніе черезъ дверь. Долго думали, что же дѣлать? И уже собирались разломать частъ стѣны или полъ, чтобы ввести туда машину. /с. 422/ Тогда о. Пименъ рѣшился разобрать ее, развинтить на мелкія части, по частямъ внесъ ее внутрь и тамъ снова свинтилъ ее. Пріѣхавшій изъ компаніи, которая продала намъ машину, мастеръ удивился, какъ искусно о. Пименъ ухитрился все это совершенно правильно сдѣлать.

И много-много чего умѣлъ еще о. Пименъ сдѣлать — всего и не перечислить!

По случаю 25-лѣтняго юбилея епископскаго служенія Владыки Архіепископа Никона о. Пименъ сдѣлалъ ему драгоцѣнную панагію, которая и была ему поднесена во время празднованія юбилея отъ имени монастыря.

Нѣкоторые находили, что у покойнаго нашего Архидіакона былъ непріятный характеръ. И онъ дѣйствительно иногда могъ быть рѣзкимъ, наговорить непріятныхъ вещей и вспылить. Но это объясняется тѣмъ, что, будучи самъ чрезвычайно добросовѣстнымъ и старательнымъ въ исполненіи своихъ обязанностей, онъ порою не терпѣлъ видѣть небрежности у другихъ и не могъ примириться съ тѣмъ, когда видѣлъ, что дѣлается, что-то не такъ, какъ слѣдуетъ, не такъ, какъ должно быть. Нѣкоторая бывшая у него раздражительность происходила естественно и отъ его крайней болѣзненности и перегруженности всякими обязанностями и поступавшими къ нему во множествѣ разными просьбами и заказами.

Но онъ въ такихъ случаяхъ всегда каялся и просилъ прощенія. Помню, какъ однажды онъ пришелъ ко мнѣ и кланяется въ ноги, смиренно прося прощенія. Въ недоумѣніи я спросилъ его, что случилось и за что онъ проситъ прощенія. И онъ разсказываетъ мнѣ какой-нибудь эпизодъ, о которомъ я даже забылъ, нисколько не придавая ему большого значенія, какъ мелочи.

Вотъ таковъ былъ нашъ покойный о. Архидіаконъ и вотъ какое поученіе онъ намъ оставилъ! Такая совѣстливость и такое искреннее смиреніе рѣдко встрѣчаются въ наши дни, когда среди людей господствуетъ самолюбіе, невѣроятная обидчивость и гордыня!

Помолимся же о упокоеніи его праведной души въ надеждѣ, что Господь, за труды его и смиреніе увѣнчаетъ его вѣнцомъ, котораго сподобляются всѣ истинные монахи. Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 419-422.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.