Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ III. 1969-1973 г.г.

БОЖІЯ МАТЕРЬ ПЛАЧЕТЪ.
Мысли на праздникъ Покрова Божіей Матери.

«Наста днесь пресвѣтлый праздникъ...»

Дѣйствительно, это — «пресвѣтлый праздникъ» — праздникъ свѣтящагося омофора Пречистой! Вѣдь сегодня день, когда такъ наглядно явлено было заступничество и покровительство Пресвятой Богородицы людямъ, то Ея всесильное материнское заступничество, безъ котораго, навѣрное, давно бы уже наступилъ конецъ всему живущему во вселенной, то всесильное заступничество, которымъ до сихъ поръ еще держится погрязшій во грѣхахъ міръ.

Давно это было — болѣе тысячи лѣтъ тому назадъ. Въ предѣлы Византійской имперіи вторглись грозные враги. Они угрожали уже самому царственному граду Константинополю. Греческій народъ чувствовалъ себя не въ силахъ отразить собственными средствами нападенія этихъ враговъ. И вотъ онъ обратился со слезной молитвой къ Пресвятой Богородицѣ, не разъ уже спасавшей его отъ нашествія иноплеменныхъ. Громадными толпами вѣрующіе устремились во Влахернскій храмъ, гдѣ хранились великія святыни: риза Пресвятой Богородицы и ея омофоръ, то-есть головное покрывало, спускавшееся на плечи.

И вотъ, во время всенощнаго бдѣнія, находившемуся въ храмѣ блаженному Андрею и его ученику Епифанію представилось дивное зрѣлище. По воздуху, со стороны царскихъ вратъ, шествовала величественная Жена, окруженная небесной свитой. Св. Предтеча Господень и Апостолъ Іоаннъ поддерживали Ее своими руками, а множество святыхъ, въ бѣлыхъ одеждахъ, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась къ амвону, блаженный Андрей, какъ бы не довѣряя очамъ своимъ, спросилъ /с. 410/ Епифанія: «Видишь ли Госпожу и Царицу міра?» — «Вижу, отецъ мой духовный», отвѣчалъ тотъ: «вижу и ужасаюся». И въ то время, какъ они смотрѣли, Она, преклонивъ колѣна, долго-долго молилась, обливая слезами свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончивъ молитву, Она подошла къ самому престолу — молилась и здѣсь за предстоящій народъ. Окончивъ молитву, Она сняла съ Себя на подобіе молніи блиставшее и страшное покрывало, которое носила на Пречистой Главѣ Своей, и, держа его обѣими руками, съ особой торжественностью простерла его надъ всѣмъ стоящимъ въ храмѣ народомъ.

Это дивное видѣніе такъ воодушевило грековъ, что на слѣдующее утро они дали рѣшительный отпоръ напавшимъ на нихъ врагамъ, и тѣ, потерпѣвъ неожиданное пораженіе, обратились въ бѣгство.

Такъ и во многихъ другихъ случаяхъ Пречистая Матерь Божія по усердной молитвѣ вѣрующихъ, всегда являла Свою чудесную помощь и заступленіе противъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ.

Какъ тогда, такъ и теперь, Она не перестаетъ молиться передъ престоломъ Божіимъ за насъ, окаянныхъ грѣшниковъ, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Плачетъ Она неутѣшно, особенно когда видитъ наше жестокосердіе, наше нечувствіе и окамененіе сердечное, нашу упорную нераскаянность, самооправданіе и дерзкое надменное превозношеніе.

Въ Болгаріи еще въ 30-хъ годахъ нынѣшняго столѣтія произошелъ слѣдующій замѣчательный случай. Умеръ 14-лѣтній мальчикъ. Когда его отпѣвали, онъ вдругъ поднялся изъ гроба и началъ безутѣшно плакать. Перепугавшіеся вначалѣ родные стали затѣмъ его успокаивать, и когда это, послѣ долгихъ стараній, имъ, наконецъ, удалось, они стали спрашивать его о причинѣ такого безутѣшнаго плача, и онъ разсказалъ имъ слѣдующее: «Когда я умеръ, то сразу же попалъ въ тѣ мѣста, гдѣ мучатся грѣшники. Какія у нихъ были страшныя лица, — я не могу этого забыть, а мукъ ихъ я не въ состояніи описать! Это такъ ужасно, что человѣкъ не можетъ себѣ этого вообразить! Потомъ повели /с. 411/ меня въ райскія обители, и я увидѣлъ Пречистую Матерь Божію, какъ Она молится за грѣшниковъ и за весь міръ. Лицо Ея, блиставшее дивной неземной красотой, было измученное, слезы градомъ катились по нему. Увидя меня, Она сказала: "Ты не останешься здѣсь, — ты вернешься на землю къ людямъ. Скажи имъ, что они замучили Меня грѣхами своими: Я не въ силахъ больше молиться за нихъ, Я изнемогаю... Пускай они пожалѣютъ Меня!"»

Событіе это произвело потрясающее впечатлѣніе по всей Болгаріи. И не удивительно. Вѣдь если этотъ грѣшный міръ еще существуетъ, то это потому, что надъ нимъ распростертъ омофоръ Пречистой.

Какъ это понять? Неужели Матерь Божія милосерднѣе Бога, неужели Тварь, хотя и Высшая всѣхъ тварей, можетъ быть милосерднѣе Самого Творца?

Нѣтъ, конечно! Но Богъ есть совершенная святость, а святость, какъ огонь потребляетъ всякій грѣховный мусоръ, всякую нечитоту. Вѣдь недаромъ же св. Апостолъ Павелъ говоритъ, что «Богъ нашъ есть огнь поядающій» (Евр. 12, 29). Всѣ грѣшники давно бы сгорѣли въ этомъ огнѣ Божественной святости, но ихъ закрываетъ и ограждаетъ отъ этого нестерпимаго для грѣшныхъ существъ огня дивный омофоръ Пречистой Богородицы.

И въ тотъ день, когда отнятъ будетъ чудесный омофоръ, «земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ» (2 Петр. 3, 10) — это и будетъ страшный день кончины міра, Втораго Пришествія Христова и Страшнаго Суда — «день гнѣва Божія» (Апок. 6, 17).

Вотъ что ожидаетъ насъ, если мы не успѣемъ придти въ себя и покаяться, пока еще распростертъ надъ нами омофоръ Пречистой, спасающій насъ отъ неугасимаго огня.

Многіе ли въ наши дни думаютъ объ этомъ? И есть ли у современныхъ людей, даже у христіанъ православныхъ, расположеніе по-настоящему каяться? Не является ли для большинства таинство исповѣди простой, ни къ чему, въ сущности, не обязывающей формальностью, которую надо для приличія «отбыть», чтобы по привычкѣ, по установившемуся обычаю, причаститься /с. 412/ св. Таинъ? Есть ли мысль о необходимости самымъ кореннымъ образомъ перемѣнить свою жизнь, свое поведеніе, измѣнить къ лучшему свое внутреннее настроеніе?

А вѣдь безъ этого нѣтъ и истиннаго, спасительнаго для души, покаянія, а только одно лицемѣріе!

Въ послѣднее время явилось нѣсколько плачущихъ иконъ Божіей Матери. Можно думать, что это — плачъ особый, уже не объ обычныхъ повседневныхъ человѣческихъ грѣхахъ, а о чемъ-то еще болѣе страшномъ. Страшнѣе всего, хуже и губительнѣе всего, конечно, грѣхъ отреченія отъ Христа, грѣхъ отступленія, предательство истинной вѣры и Церкви, ради земныхъ выгодъ, денегъ и карьеры. Множество такихъ людей въ наши дни усиленно работаютъ надъ искорененіемъ истинной православно-христіанской вѣры и надъ созданіемъ въ мірѣ настроеній и условій, которыя бы благопріятствовали скорѣйшему появленію врага Христова — Антихриста. По многочисленнымъ предреченіямъ свв. Отцевъ первыхъ вѣковъ христіанства, Антихристъ станетъ религіознымъ и политическимъ вождемъ всего человѣчества, которое ко времени его явленія должно быть объединено въ одно государство и одну, общую для всѣхъ лже-церковь. Подготовку къ этому мы уже видимъ въ современномъ мірѣ, причемъ вся такого рода дѣятельность, въ которой принимаютъ участіе и многія лица духовнаго званія, даже въ весьма высокомъ рангѣ, ведется подъ знаменемъ «христіанской любви», «мира всего міра» и «единенія всѣхъ», что молъ и является цѣлью христіанства. Къ этому же направлена и вся современная политика.

Для трезваго человѣческаго ума и для истинно-вѣрующаго христіанскаго сердца, не омраченнаго порочными страстями, однако, совершенно ясна вся ложь и лицемѣріе этой мнимо-христіанской дѣятельности, и всей этой политической работы, подъ какимъ бы флагомъ она ни велась.

А въ послѣдніе годы упорно циркулируетъ слухъ, что будущій Антихристъ уже родился и надлежащимъ образомъ воспитывается, съ тѣмъ, чтобы выступить открыто въ 90-ыхъ годахъ этого столѣтія. Удивительно, что въ этомъ вполнѣ сходятся предсказанія христіан/с. 413/скія, іудейскія и даже американской ясновидящей, издавшей объ этомъ цѣлыхъ 2 книги.

Не объ этомъ ли и плачетъ Пречистая Матерь Божія въ цѣломъ рядѣ Своихъ иконъ? Не хочетъ ли Она, какъ Любящая Матерь, предостеречь насъ о наступающемъ, а отчасти уже и наступившемъ страшномъ времени?

Изъ вышеприведеннаго случая, происшедшаго въ Болгаріи, можно видѣть также, что еще лишь малое время остается въ нашемъ распоряженіи: поспѣшимъ использовать его для нашего спасенія! Бѣжимъ, какъ огня, всякаго, хотя бы невольнаго участія въ общемъ процессѣ Отступленія и принесемъ искреннее покаяніе во всѣхъ своихъ грѣхахъ, взывая къ Пречистой Заступницѣ нашей и Покровительницѣ:

«О Пречистая Владычице! мы — жестокіе, своенравные, неблагодарные дѣти Твои: но потерпи еще немного на насъ, не отнимай отъ насъ чудесный омофоръ Твой, дай намъ время покаяться и «избави насъ отъ всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша». Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 409-413.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.