Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ III. 1969-1973 г.г.

ИСТИННЫЯ ВѢРЫ ПРОПОВѢДНИКЪ БЕЗБОЯЗНЕНЪ.
[Ко дню преп. Іова, иг. Почаевскаго].

«Въ вѣрѣ отеческой, православной крѣпко и неизмѣнно стоять и объ отступленіи никогда не помышлять» — такой завѣтъ оставилъ намъ нашъ небесный покровитель преподобный и богоносный Іовъ, Игуменъ и чудотворецъ Почаевскій.

Все, что дѣлается въ Церкви отъ чистаго сердца и съ чистой совѣстью, несомнѣнно имѣетъ глубокій смыслъ и промыслительное значеніе. И то, что нашъ почившій Авва Архіепископъ Виталій, столѣтіе со дня рожденія котораго мы недавно отмѣтили (8 августа 1873-1973 гг.), послѣ Святой Троицы, избралъ небеснымъ покровителемъ нашей св. обители преподобнаго Іова было, конечно, не безъ особаго Промысла Божія. Этимъ самымъ онъ какъ бы предначерталъ намъ ясный и опредѣленный путь, которымъ мы должны идти, какъ въ дѣлѣ нашего личнаго спасенія, такъ и въ дѣлѣ служенія церкви, сдѣлавъ преподобнаго Іова нашимъ духовнымъ вождемъ, указывающимъ намъ этотъ путь — нашимъ путевождемъ.

Въ житіи преподобнаго Іова мы видимъ гармоничное сочетаніе молитвы и труда, что требуется и отъ каждаго истиннаго инока да, въ сущности, — и отъ каждаго желающаго быть истиннымъ христіаниномъ. Одна молитва, безъ труда, особенно, когда она творится самочинно, безъ надлежащаго руководства, какъ и всѣ подвиги благочестія, могутъ таить въ себѣ опас/с. 398/ность прелести — діавольскаго обольщенія черезъ гордыню и тщеславіе, и послужить не во спасеніе, а на паденіе и гибель. Мы знаемъ, что всѣ великіе подвижники съ молитвой соединяли рукодѣліе, то есть тѣлесный трудъ. И нашъ великій наставникъ святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, неоднократно говорилъ, что безъ труда будетъ грѣховная праздность, а праздность, по ученію свв. отцевъ-подвижниковъ, есть «начало всѣхъ золъ», начало всякаго грѣха. Постоянное пребываніе въ одной только ничѣмъ не развлекаемой созерцательной молитвѣ есть удѣлъ лишь «совершенныхъ», то-есть достигшихъ высшихъ степеней духовной жизни.

Преподобный Іовъ былъ великимъ молитвенникомъ: онъ уединялся иногда для молитвы на 3 дня, а то и на цѣлую седмицу въ каменную пещеру, которая одна лишь была свидѣтельницей его молитвенныхъ подвиговъ. Однажды, по свидѣтельству его ученика, Досиѳея, Ѳаворскій свѣтъ осіялъ пещеру и даже всю церковь и виденъ былъ въ теченіе болѣе двухъ часовъ.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, преподобный съ самаго поступленія своего въ Угорницкую обитель еще въ 10 лѣтнемъ возрастѣ съ усердіемъ несъ всѣ возлагавшіяся на него послушанія и съ большимъ усердіемъ старался всегда во всемъ услужить нуждавшимся въ его помощи, а ставши игуменомъ, онъ «земли копаньемъ, древесъ сажденіемъ и гноя собираньемъ смирялъ себя», не гнушаясь, слѣдовательно, никакимъ тѣлеснымъ трудомъ.

Отмѣчаетъ жизнеописатель преподобнаго основныя черты характера его, говоря, что онъ «зѣло братолюбивъ бысть, смиренъ, послушливъ, кротокъ, милосердъ и молчаливъ» настолько, что трудно было слышать отъ него что-либо иное, кромѣ постоянно-творимой имъ молитвы Іисусовой: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя!»

Это тоже всѣ тѣ черты, которыми долженъ отличаться каждый истинный инокъ, не напрасно желающій носить иноческія одежды, а вмѣстѣ съ тѣмъ и каждый истинный христіанинъ: безъ взаимной любви, безъ смиренія, послушанія, кротости, милосердія и молчаливо/с. 399/сти нѣтъ монашества, не можетъ быть и истиннаго христіанства.

Таковъ былъ нашъ небесный покровитель, и вотъ чему учитъ онъ насъ самою своею жизнью.

Но это еще не все. Есть еще одна черта у преподобнаго Іова, которая дѣлаетъ его особенно близкимъ и дорогимъ для насъ именно въ переживаемое нами лукавое время.

Болѣе трехсотъ лѣтъ тому назадъ, когда жилъ преподобный Іовъ, (въ 1951 году мы праздновали 300-лѣтіе со дня его блаженнаго преставленія), Православная вѣра и Церковь на крайнемъ западѣ Русской земли переживала весьма трудныя времена, вслѣдствіе страшнаго гоненія, начатаго со стороны служителей папскаго Рима, а частично — и со стороны протестантизма, возставшаго противъ извращеній и злоупотребленій латинянъ, но не только не вернувшагося въ Православіе, а совершенно порвавшаго съ истинно-христіанской вѣрой и Церковью, поскольку крайнія протестантскія секты дошли даже до отрицанія главныхъ христіанскихъ догматовъ — догмата Св. Троицы и догмата о Божествѣ Господа нашего Іисуса Христа.

Въ эти трудныя времена, когда даже епископы измѣняли Православію и становились предателями нашей святой вѣры и Церкви, какъ напр., печальной памяти Кириллъ Терлецкій и Ипатій Поцѣй, преп. Іовъ выступилъ безбоязненно и рѣшительно въ качествѣ борца за св. Православіе.

Вмѣстѣ съ «освященнымъ соборомъ православныхъ» въ Богоспасаемомъ градѣ Кіевѣ онъ дерзновенно исповѣдалъ «неврежденную вѣру» и къ тому же увѣщевалъ «вся люди», принеся на мощахъ кіево-печерскихъ святыхъ угодниковъ страшную клятву: «Въ вѣрѣ отеческой, православной крѣпко и неизмѣнно стоять и объ отступленіи никогда не помышлять». Обходя землю Галицкую и Волынскую, преп. Іовъ всѣхъ просвѣщалъ свѣтомъ Православія, «ревнителемъ вѣры сугубую ревность внушая» и «добрыхъ сердца въ Православіи утверждая». Принявъ на себя трудъ такой неустанной миссіонерской работы, онъ «священныя книги тисненіемъ предавати /с. 400/ во обители Почаевстѣй не преставалъ», за что и почтила его Св. Церковь, воспѣвая ему:

«Истинныя вѣры былъ еси проповѣдникъ безбоязненъ», «вся люди въ православіи утвердилъ еси»; «Явился еси истинныя вѣры столпъ»; «Радуйся, скалы Почаевскія твердѣйшій адаманте!»

Въ молитвѣ къ нему она называетъ его: «Вѣры православныя великій ревнителю и непреоборимый поборниче!»

Въ наши дни мы не только окружены со всѣхъ сторонъ врагами Православія и еретиками латинянами и протестантами, но переживаемъ нѣчто гораздо худшее и болѣе опасное для нашихъ душъ — отступленіе отъ истиннаго христіанства самихъ православныхъ, пусть они и продолжаютъ считать и называть себя оффиціально «христіанами» и «православными». Это тѣ рядовые міряне, священнослужители и даже высокіе іерархи Церкви, которые, ради карьеры и денегъ, или просто «страха ради іудейска», вступаютъ въ разныя явныя и тайныя сообщества и организаціи, ставящія себѣ цѣлью искорененіе и уничтоженіе истинной вѣры Христовой и св. Церкви.

Жуткая современность въ своей полной аморальности, безпринципности и потерѣ всякаго здраваго смысла дошла до того, что считающіе себя «служителями Церкви Христовой» безъ зазрѣнія совѣсти заключаютъ противоестественный союзъ съ врагами Христа-Спасителя и явными богоборцами и не находятъ для себя зазорнымъ пожимать имъ руки и садиться за одинъ столъ съ ними, охотно съ ними сотрудничая и помогая имъ въ ихъ адскомъ планѣ обезбоженія всего міра.

Все это они прикрываютъ и оправдываютъ благовиднымъ предлогомъ «всепрощающей христіанской любви» и «блага Церкви», а потому въ основѣ всей ихъ «дѣятельности» лежитъ, въ сущности, измѣна, предательство, обманъ и лицемѣріе. Внѣшне, по наружности, они остаются какъ будто вполнѣ православными, но это только — этикетка, рекламная вывѣска, внутри же — «отступленіе истинное», о которомъ предрекалъ нашъ отечественный богословъ, святитель Ѳеофанъ-Затворникъ.

/с. 401/ Мы никогда не смѣемъ забывать предостереженія Св. Апостола Павла о томъ, что «самъ сатана преобразуется во ангела свѣтла, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15). Все это стало уже обычнымъ явленіемъ въ наше злокозненное время, когда далеко не все то, что носитъ на себѣ имя «Православія» является дѣйствительно таковымъ, когда обманъ и лицемѣріе нерѣдко господствуютъ даже въ церковныхъ кругахъ и вводятъ въ заблужденіе многихъ наивныхъ, не умѣющихъ или не желающихъ разбираться во всемъ нынѣ происходящемъ людей, когда истинную Церковь необходимо отличать отъ лже-церкви и истинныхъ служителей Церкви — отъ служителей сатаны, облекающихся въ церковныя одежды.

Не забудемъ также и того, что въ наши дни сатанисты стали выступать порою уже совершенно открыто, рекламируя себя, о чемъ свидѣтельствуютъ хотя бы радіо-передачи и телевизіонныя программы, пропагандирующія на весь міръ открытую въ Санъ-Франциско, такъ называемую «сатанинскую церковь», которая, кстати сказать, уже оффиціально признана государственными властями США, какъ одна изъ легальныхъ «деноминацій», и вступила недавно въ Національный Союзъ Церквей, а чрезъ него и въ Міровой Совѣтъ Церквей — организацію, объединяющую всѣ христіанскія вѣроисповѣданія, не исключая и православныхъ.

Вотъ до чего дошли современные «христіане»! Вѣдь на собраніяхъ этого Мірового Совѣта Церквей, согласно установившейся традиціи, они должны будутъ теперь молиться сатанѣ наряду съ своими братіями-сатанистами!! Думаютъ ли они объ этомъ, или тутъ имѣетъ мѣсто сознательное предательство и измѣна Христу-Спасителю?! Здѣсь вѣдь уже и маскировки никакой нѣтъ, а открытый кощунственный цинизмъ Богоотступничества, который, конечно, не пройдетъ даромъ для этихъ мнимыхъ «христіанъ», покланяющихся, во имя мнимой «христіанской любви» и «единенія всѣхъ», самому сатанѣ!

Вотъ почему мы можемъ, по всей справедливости, /с. 402/ считать, что переживаемое нами время хуже и страшнѣе всего того, что было раньше, что современное лжетолкованіе всеобъемлющей и всепрощающей христіанской любви и безграничность компромиссовъ во имя «блага Церкви» гораздо хуже и зловреднѣе всѣхъ прежнихъ ересей, ибо прямо толкаетъ современныхъ христіанъ въ объятія противника Христова и врага Божія и человѣческаго спасенія — сатаны.

Такая грозная современность повелительно требуетъ отъ насъ, если мы желаемъ остаться истинными христіанами, слѣдуя примѣру нашего небеснаго покровителя преподобнаго Іова, ревновать не только о личныхъ подвигахъ молитвы и поста — вѣдь и многіе еретики въ свое время были большими молитвенниками и подвижниками! — но прежде всего объ огражденіи и храненіи истинной вѣры и Церкви отъ всякаго близкаго и дружественнаго взаимообщенія съ современными богоборцами, врагами нашего Господа, и ихъ приспѣшниками — предателями нашей святой вѣры и Церкви, чтобы не быть увлеченными на общій, ставшій теперь моднымъ, путь Отступленія.

Въ наши страшные злокозненные дни всякихъ лукавыхъ обольщеній, обмановъ и предательства, взирая на дивный образъ нашего безбоязненнаго проповѣдника истинной вѣры преподобнаго Іова, и мы должны безбоязненно исповѣдывать и проповѣдывать истинную вѣру, мысленно повторяя данную имъ клятву:

«Въ вѣрѣ отеческой, православной крѣпко и неизмѣнно стоять и объ отступленіи никогда не помышлять!» Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 397-402.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.