Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ III. 1969-1973 г.г.

СУДЬБЫ РОССІИ И ВСЕГО МІРА.

Въ послѣднемъ № 50 отъ мая-іюня 1973 года журнала «The Orthodox Word», издаваемаго Братствомъ преп. Германа Аляскинскаго на англійскомъ языкѣ, помѣщенъ портретъ выдающагося архипастыря, бывшаго однимъ изъ основателей и главныхъ идеологовъ Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнаго Ѳеофана, Архіепископа Полтавскаго и Переяславскаго, и напечатанъ его отвѣтъ на поставленный ему вопросъ о судьбахъ Россіи и о «послѣднихъ временахъ».

Почившій еще 6 февраля 1940 года во французскомъ городкѣ Mosnes Владыка Архіепископъ Ѳеофанъ былъ рѣдчайшимъ въ наше время святителемъ Православной Церкви. Въ прошломъ ректоръ С.-Петербургской Духовной Академіи, онъ еще съ молодыхъ лѣтъ былъ весьма почитаемъ, какъ великій молитвенникъ, настоящій монахъ-аскетъ, честнѣйшій, справедливѣйшій и незлобивый человѣкъ, глубокій ученый богословъ и канонистъ, большой знатокъ святоотеческихъ твореній. Будучи безкомпромисснымъ ревнителемъ настоящаго строгаго Православія, онъ всегда выступалъ прин/с. 393/ципіальнымъ противникомъ всякаго вольнодумства и модернизма, и никогда не склонялъ главы своей предъ сильными и славными міра сего и въ архипастырской дѣятельности своей, руководясь указаніемъ св. Григорія Богослова, котораго онъ особенно чтилъ и любилъ, слѣдовалъ всегда по прямому пути церковному, не уклоняясь ни вправо, ни влѣво. Все это заставляло весьма многихъ высоко цѣнить и уважать его, но это же нажило ему много враговъ и злостныхъ завистниковъ-клеветниковъ.

Вотъ что отвѣтилъ этотъ великій столпъ нашей Церкви, къ сожалѣнію, рано ушедшій въ затворъ и скоро покинувшій этотъ во злѣ погрязшій міръ, на заданный ему вопросъ:

«Вы спрашиваете меня о ближайшемъ будущемъ и о послѣднихъ временахъ. Я ничего не говорю самъ отъ себя, а только передаю откровенія старцевъ. А они передали мнѣ слѣдующее. Пришествіе Антихриста приближается, и оно уже очень близко. Время между нами и его приходомъ надо считать годами или, по крайней мѣрѣ, десятками лѣтъ. Но до прихода Антихриста Россія должна быть возстановлена, — вѣроятно, лишь на короткое время. Въ Россіи долженъ быть Царь, предъизбранный Самимъ Господомъ. Онъ будетъ человѣкомъ пламенной вѣры, великаго ума и желѣзной воли. Вотъ все, что открыто о немъ. Будемъ же ждать исполненія открытаго.

Судя по многимъ знаменіямъ, это уже приближается, если только изъ-за нашихъ грѣховъ Господь Богъ не отсрочитъ и не измѣнитъ того, что было обѣщано. По свидѣтельству Слова Божія это бываетъ».

Написанное здѣсь вполнѣ, почти дословно отвѣчаетъ тому, что мы лично слышали, изъ устъ самого Владыки Архіепископа Ѳеофана еще въ 1926 году въ Болгаріи, когда онъ проживалъ въ зданіи Св. Сѵнода Болгарской Православной Церкви въ Софіи. Съ тѣхъ поръ прошло уже нѣсколько «десятковъ лѣтъ» и, слѣдовательно, мы вплотную приблизились къ исполненію предсказаннаго, если только наши грѣхи не измѣнили Божія опредѣленія.

/с. 394/ Вотъ, съ этой точки зрѣнія жалкимъ лепетомъ представляются всѣ толки и наивныя разсужденія о возможностяхъ спасенія Россіи безъ нашего дѣятельнаго въ томъ участія и, конечно, участія отнюдь не въ видѣ какой-либо политической работы (Охъ ужъ это политиканство, которое не приноситъ намъ ничего, кромѣ ссоръ, дрязгъ, раздѣленій и, зачастую, звѣриной слѣпой ненависти другъ къ другу!), а въ видѣ работы надъ самими собой, надъ своимъ нравственнымъ состояніемъ, надъ моральнымъ очищеніемъ нашихъ душъ отъ всякой мерзости, гнусности и грѣховной нечистоты, надъ духовнымъ просвѣщеніемъ нашихъ братьевъ и сестеръ во Христѣ и, особенно, нашего молодого поколѣнія, которое до нельзя заброшено, запущено или ведется по совсѣмъ ложному пути, чуждому истиннаго Православія — пути нездороваго политиканства, экуменизма и примиренности съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, вплоть до больного компромисса съ явно-грѣховной порочной жизнью, темныя стороны которой, слишкомъ бросающіяся въ глаза, искусно вуалируются.

И вотъ потому-то столь отрадное для насъ предсказаніе о спасеніи и возстановленіи Россіи можетъ не исполниться по нашей же винѣ, если мы окажемся недостойными такой милости Божіей, по нашимъ грѣхамъ и упорной нераскаянности въ нихъ.

Каяться надо и исправляться, а не разглагольствовать!

«Проговорили, протанцовали Россію», какъ кто-то остроумно выразился: не праздными, хотя бы и многовѣщательными разговорами, рѣчами и танцами до утра можемъ мы ее возстановить!

Сколько пишутъ на эту столь дорогую нашимъ сердцамъ тему, но очень-очень рѣдко удается встрѣтить хоть одну здоровую мысль, близкую къ истинѣ, которая прямо указываетъ на сущность дѣла. Выискиваютъ безъ конца всевозможныя причины гибели Россіи и предлагаютъ самые разнообразные способы ея спасенія и возстановленія, а главное ускользаетъ изъ вниманія. А объ этомъ главномъ неустанно говорилъ и /с. 395/ проповѣдывалъ нашъ великій всероссійскій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій:

«Научись, Россія, вѣровать въ правящаго судьбами міра Бога-Вседержителя и учись у твоихъ святыхъ предковъ вѣрѣ, мудрости и мужеству... Господь ввѣрилъ намъ русскимъ великій спасительный талантъ православной вѣры... Возстань же, русскій человѣкъ!.. Кто васъ научилъ непокорности и мятежамъ безсмысленнымъ? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вамъ и Россіи!..»

И грозно прорекалъ:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію. Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты-безумцы не будутъ подвержены праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древнія царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и за свои беззаконія».

Что же намъ было нужно?

«Бѣдное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всѣмъ сердцемъ Бога, Церкви, любви къ Царю и Отечеству и чистоты нравовъ».

Увы! Глухи остались русскіе люди къ призывамъ своего великаго праведника: вотъ, и докатились до страшнаго кроваваго безбожія, конца-края которому все еще не видно!

Странно только, что и въ эмиграціи нашей все еще такъ много людей, которые, несмотря на все пережитое, до сихъ поръ держатся совершенно нелѣпыхъ взглядовъ, настроеній и убѣжденій, приведшихъ Россію къ гибели. Не хотятъ они понять самого главнаго: за что русскій народъ понесъ такую страшную кару Божію, продолжаютъ и за границей свою легкомысленную жизнь, думая только объ устройствѣ своего матеріальнаго благополучія, объ удовольствіяхъ, увеселеніяхъ и наслажденіяхъ, интригуя, ради этого, другъ противъ друга, злобясь и неистовствуя противъ брата своего, и въ то же время совершенно безосновательно надѣются, кто еще, въ потокѣ своей порочной жизни, не совсѣмъ забылъ /с. 396/ Россію, что Россія можетъ воскреснуть какъ-то автоматически, сама собой, безъ коренной перемѣны къ лучшему въ душахъ русскихъ людей. Не хочется и говорить о тѣхъ несчастныхъ, которые, крича о своей непримиримости къ большевикамъ, сами частично или вполнѣ раздѣляютъ безбожную матеріалистическую идеологію большевизма, не признавая ничего святого и съ грубымъ цинизмомъ вышучиваютъ вѣру въ духовный міръ и ученіе нашей св. Церкви, какъ самые отъявленные безбожники.

Для тѣхъ же, кто еще не утратилъ голоса совѣсти и здраваго смысла, остается и теперь въ полной силѣ пламенное увѣщаніе нашего великаго пастыря-пророка св. праведнаго Іоанна, ибо въ немъ-то и заключается главное условіе спасенія Россіи:

«Намъ необходимо всеобщее нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе: очистимся, омоемся слезами покаянія, примиримся съ Богомъ, и Онъ примирится съ нами!»

Безъ исполненія этого главнаго условія нечего и думать и говорить о спасеніи Россіи, конецъ всему тогда близокъ — «при дверехъ» (Матѳ. 24, 33), какъ предупреждалъ насъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ.

Пора понять это всѣмъ, наблюдая все нынѣ происходящее. Кое-кто, видимо, уже и началъ понимать. Въ добрый часъ!

Нечего самоувѣренно съ надутымъ апломбомъ лжемудрствовать, вопреки ясному ученію Слова Божія, Святыхъ Отцевъ и угодниковъ Божіихъ, которымъ столь многое было открыто изъ уже происшедшаго на нашихъ глазахъ.

«Горе тѣмъ, которые мудры въ своихъ глазахъ», говорилъ Господь чрезъ св. пророка: «и разумны предъ самими собою» (Ис. 5, 21).

«Горе тѣмъ, которые зло называютъ добромъ, а добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, а свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Ис. 5, 20).

/с. 397/ Крайнее время уже наступило. Вмѣсто празднаго разглагольствованія, послѣдуемъ лучше призыву нашего великаго всероссійскаго пастыря!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 392-397.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.