Церковный календарь
Новости


2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ III. 1969-1973 г.г.

ЗАВИСТЬ И КЛЕВЕТА.
(Мысли въ недѣлю 7-ую по Пятидесятницѣ).

«О князѣ бѣсовcтѣмъ изгонитъ бѣсы...» (Матѳ. 9, 34).

Удивительное, дѣло! Христосъ, какъ мы слышали въ сегодняшнемъ евангельскомъ чтеніи, исцѣляетъ слѣпыхъ, изгоняетъ бѣса и возвращаетъ даръ слова нѣмому. Весь народъ прославляетъ Его за это, говоря, что никогда еще ничего подобнаго не было во Израилѣ. Одни только фарисеи, бывшіе ревнителями ветхозавѣтнаго закона Моисеева и потому мнившіе себя лучшими людьми, духовными вождями избраннаго народа Божія Израиля, вмѣсто того, чтобы вмѣстѣ со всѣмъ народомъ преклониться предъ Іисусомъ и признать Божественную силу за совершенными Имъ чудесами, а Его Самого — за посланника Божія — Мессію, предсказаннаго ветхозавѣтными пророками, вдругъ говорятъ: «О князѣ бѣсовстѣмъ изгонитъ бѣсы» (Матѳ. 9, 34). Сколько и другихъ чудесъ творилъ Господь Іисусъ Христосъ: исцѣлялъ прокаженныхъ, воздвигалъ отъ одра болѣзни разслабленныхъ, воскрешалъ умершихъ и при этомъ постоянно проповѣдывалъ, уча народъ исполненію заповѣдей Божіихъ, но фарисеи никакъ не хотѣли признать Его Посланникомъ Божіимъ — Мессіею, хотя всѣ ветхозавѣтныя пророчества сбылись на Немъ, и они, какъ знатоки Священнаго Писанія, лучше всѣхъ должны были бы видѣть и знать это. Однако, народъ, по мнѣнію ихъ, «невѣжда въ законѣ», сразу же изъ чудесъ Христовыхъ усмотрѣлъ Его несомнѣнное Божественное достоинство, а они упорно продолжали твердить, что Онъ совершаетъ чудеса «силою бѣсовскою» и что Онъ даже Самъ имѣетъ бѣса въ Себѣ.

Откуда такое упорство? Откуда такое непонятное ослѣпленіе?

/с. 389/ Отъ зависти, братіе! Когда народъ цѣлыми толпами сталъ ходить за Іисусомъ, жаждая слышать Его Божественное ученіе, ибо Онъ училъ, «какъ власть имѣющій» (Матѳ. 7, 29), и получить исцѣленіе отъ недуговъ, ихъ охватила страшная зависть. Вѣдь они считались вождями избраннаго народа Божія, пользовались всеобщимъ уваженіемъ и почитаніемъ, какъ ревнители и учители вѣры, какъ знатоки Божественнаго Закона. Это льстило ихъ самолюбію, питало ихъ гордыню и тѣшило ихъ тщеславіе, они упивались и услаждались народнымъ преклоненіемъ и безмѣрно дорожили имъ. Вотъ почему, какъ только они увидѣли, что явился Кто-то, заслужившій большее уваженіе и почитаніе, чѣмъ они, ихъ охватила бѣшеная зависть къ этому, какъ имъ казалось, счастливому «сопернику». Привыкшіе, какъ и всѣ самолюбивые и тщеславные люди, судить о другихъ по себѣ, они рѣшили, что и это — такой же честолюбецъ и искатель народной славы, какъ и они сами, только болѣе удачливый, и страшно озлобились на Него.

Мы знаемъ, къ чему, въ концѣ концовъ, привела эта зависть и злоба!

Она Сына Божія, пришедшаго въ міръ спасти человѣка, возвела на крестъ, предавъ Его страшной, поносной мучительной смерти, а виновниковъ ея заклеймила вѣчнымъ позоромъ, какъ Богоубійцъ. Недаромъ даже почетное нѣкогда званіе фарисея стало съ тѣхъ поръ нарицательнымъ именемъ для самаго гнуснаго человѣка, который все доброе дѣлаетъ только напоказъ, будучи исполненъ внутри всякой неправды и нечистоты, зависти, ненависти и злобы.

Вотъ сколь великое зло — зависть, которая всегда идетъ рука объ руку съ клеветой и не останавливается ни передъ какимъ преступленіемъ! Зависть и клевета отъ діавола. Самое имя «діаволъ» и значитъ «клеветникъ». Люди, завидующіе другимъ и клевещущіе по зависти, творятъ дѣло діавола и являются подлинно сынами и слугами діавола.

Завистью діаволею вошелъ въ міръ грѣхъ и грѣхомъ смерть. Діаволъ позавидовалъ блаженству пер/с. 390/выхъ людей въ раю въ общеніи съ ихъ любящимъ Творцомъ и Отцомъ Богомъ и прельстилъ ихъ нарушить заповѣдь Божію, оклеветавъ Бога, будто Онъ запретилъ имъ вкушать плоды отъ древа посреди рая, дабы они не стали сами, какъ боги, знающіе добро и зло (Быт. 3, 1-5). Слѣдствіемъ этого явились безчисленныя бѣдствія для человѣческаго рода, болѣзни и смерть — этотъ «оброкъ грѣха» (Рим. 6, 23; 5, 12-21).

Зависть и всегда рука объ руку идущая съ нею клевета на протяженіи всей дальнѣйшей исторіи падшаго человѣчества не переставала творить зло, омрачавшее жизнь людей и ввергавшее ихъ въ неисчислимыя бѣды и несчастія.

Не завистью ли діаволею ввергнута въ страшныя кровавыя бѣдствія и наша несчастная родина — Россія? Діаволъ внушилъ зависть къ Царю-Батюшкѣ, Помазаннику Божію, которому завидовала знать и даже нѣкоторые изъ самого царственнаго дома. Самая черная гнусная клевета стала распространяться о немъ и о его кристально-чистой семьѣ. И дѣло дошло до жуткой кровавой трагедіи — звѣрскаго убіенія всей царственной семьи въ подвалѣ Ипатьевскаго дома. Крестьяне завидовали помѣщикамъ, рабочіе завидовали фабрикантамъ, бѣдные завидовали богатымъ, простые — знатнымъ и... вся Россія залилась кровью и слезами: жертвы этой діавольской зависти и клеветы исчисляются многими милліонами.

Тамъ, гдѣ говоритъ зависть и господствуетъ злобная клевета, не можетъ быть и рѣчи о какой-либо правдѣ или хотя бы самой элементарной справедливости: тамъ все покрыто мракомъ лжи, злобы и ненависти, не останавливающихся ни передъ какимъ преступленіемъ.

Призракъ Православной Россіи съ православнымъ Царемъ во-главѣ, однако, до сихъ поръ страшитъ врага Божія и врага человѣческаго спасенія — діавола, который боится, какъ бы она не воскресла вновь, и онъ продолжаетъ всячески клеветать на нее, стремясь какъ можно больше очернить все ея прошлое, въ разсчетѣ, что найдутся люди, которые повѣрятъ клеветѣ и воспрепятствуютъ возстановленію ея.

/с. 391/ Видимъ мы и въ исторіи другихъ странъ, въ частности и въ событіяхъ страны, гдѣ мы сейчасъ живемъ, какъ широко пользуются люди, обуянные завистью и продавшіе себя сатанѣ, клеветой для достиженія своихъ адскихъ плановъ. Зависть, совершившая однажды самое страшное въ мірѣ преступленіе — Богоубійство, уже безъ особаго зазрѣнія совѣсти, готова идти на все: на всякую низость, подлость, обманъ, лицемѣріе, грабежъ и убійство.

Завистливый человѣкъ, однако, никогда не имѣетъ душевнаго мира и покоя, ибо онъ и самъ постоянно мучается и другихъ тиранитъ: зависть сушитъ его, онъ дѣлается какъ бы неистовымъ, миръ Христовъ становится чуждъ его душѣ. Онъ несносенъ и для другихъ людей, его окружающихъ, какъ всѣ самолюбцы: нетерпѣливъ, придирчивъ, раздражителенъ — никому нѣтъ отъ него покоя.

А между тѣмъ: «Зависть въ христіанинѣ», какъ говоритъ нашъ великій всероссійскій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій: «есть безуміе». Во Христѣ всѣ мы получили безконечно-великія блага, всѣ обожены, всѣ содѣлались наслѣдниками неизреченныхъ и вѣчныхъ благъ Царствія Небеснаго; да и въ земныхъ благахъ обѣщано намъ довольство, подъ условіемъ исканія Правды Божіей и Царствія Его: «Ищите прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ». Не безуміе ли послѣ этого завидовать, въ чемъ-либо ближнему, напримѣръ, его почестямъ, его богатству, роскошному столу, великолѣпной одеждѣ, прекрасному жилищу и проч.? Все это не прахъ ли въ сравненіи съ тѣмъ, что намъ даровано въ образѣ и подобіи Божіи, во искупленіи насъ Сыномъ Божіимъ отъ грѣха, проклятія и смерти, въ дарованіи намъ снова благословенія Отца Небеснаго и соединенныхъ съ нимъ вѣчныхъ утѣхъ въ небесахъ?

«Итакъ да будетъ между нами», увѣщеваетъ св. праведный Іоаннъ, «взаимная любовь, доброжелательство и довольство своимъ состояніемъ, дружество, гостепріимство, нищелюбіе, страннолюбіе и верхъ добродѣтелей, смиренномудріе, незлобіе, кротость, святыня» («Моя жизнь во Христѣ»).

/с. 392/ Отбросимъ далеко отъ себя и всякую тѣнь зависти, чтобы, въ увлеченіи этимъ злымъ чувствомъ не сдѣлаться намъ, въ конечномъ итогѣ, клеветниками на ближняго своего и на самого Бога и, уподобляясь діаволу, не стать человѣконенавистниками и богоборцами. Будемъ опасаться, какъ бы черезъ свои безумныя страсти, въ томъ числѣ особенно черезъ зависть, не потерять намъ самаго великаго своего имѣнія — вѣчной славы Божіей, съ которой ничто на свѣтѣ по цѣнности своей не можетъ сравниться. Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 388-392.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.