Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ПРІИДИТЕ, ВСИ ЯЗЫЦЫ, БЛАГОСЛОВЕННОМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ...»

Всемірное воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня — такъ именуется великій праздникъ, который мы, православные христіане, чествуемъ 14-го сентября по нашему православному календарю.

Но не только христіане, а и «вси языцы», то-есть всѣ народы призываются къ поклоненію благословенному древу Креста Господня.

Почему же «всѣ народы»? Что это? Фанатизмъ какой-то, какъ скажутъ современные умники, усиленно пропагандирующіе сейчасъ равноправіе всѣхъ религій.

/с. 619/ Нѣтъ! Не причемъ тутъ «фанатизмъ». Это — всего лишь живая вѣра въ то, что Сынъ Божій Единородный, распявшись на крестѣ за насъ, «искупилъ ны отъ клятвы законныя» — «избавилъ праотца нашего Адама отъ первородныя клятвы» и тѣмъ спасъ происшедшій отъ Адама весь родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и смерти.

Развѣ не чувствуютъ не увѣровавшіе всѣмъ сердцемъ во Христа-Спасителя люди, какъ мучительно тяготѣетъ надъ нами это тяжкое-претяжкое иго грѣха, проклятія и смерти?!

Сколько страшнаго, чудовищнаго порою, зла въ мірѣ только оттого, что не всѣ люди на землѣ стали истинными христіанами, а особенно еще отъ того, что многіе, принявъ на себя имя «христіанъ», лицемѣрно носятъ это имя, отнюдь не являясь христіанами на самомъ дѣлѣ!

Сынъ Божій Единородный воплотился — Христосъ пришелъ на землю — для того, чтобы Своею смертью на крестѣ искупить все человѣчество — всѣхъ людей, а не только какую-то малую часть изъ нихъ, предоставляя остальнымъ погибать.

Христіанство, конечно, Христіанство Истинное, предназначено Самимъ Творцомъ и Промыслителемъ нашимъ Богомъ для того, чтобы замѣнить собою всѣ религіи, бывшія до него, какъ единая Истинная, Богооткровенная Религія Креста.

Какъ же можно, послѣ этого, считать нормальнымъ существованіе наравнѣ съ христіанствомъ другихъ религій? Какъ можно говорить, что «Богъ у всѣхъ Одинъ»? Что же? развѣ Богъ раздѣлился? — Однимъ послалъ Христа, а другимъ нѣтъ?

Абсурдность такихъ сужденій, столь нынѣ модныхъ, совершенно очевидна. И все же многіе ихъ повторяютъ, несмотря ни на что.

Отчего это?

Всѣ эти многочисленныя разныя «вѣры» и признаніе ихъ равноправія и якобы одинаковой цѣнности есть не что иное, какъ результатъ скрытаго богоборчества, слѣдующаго древне-римскому /с. 620/ принципу: “Divide et impera!” — «раздѣляй и властвуй!» Гораздо легче побѣдить истинную вѣру въ Бога, искусственно раздробивъ ее на части — на множество разныхъ «вѣръ», что мы сейчасъ и видимъ на землѣ, хотя, по здравой логикѣ, всѣ должны были бы быть теперь христіанами и, притомъ, — христіанами истинными.

Величайшимъ знаменіемъ и символомъ истинной христіанской вѣры, какъ орудія, которымъ совершено наше спасеніе — наше искупленіе отъ грѣха, проклятія и смерти — является Честный и Животворящій Крестъ Господень. Таковымъ онъ былъ отъ начала христіанства, таковымъ и останется до скончанія вѣка.

Вотъ почему идетъ такая борьба противъ него, свидѣтелями которой мы являемся особенно въ самое послѣднее время, когда эта борьба стала достигать своего наивысшаго напряженія.

Въ самомъ дѣлѣ. Гдѣ мы сейчасъ, даже въ такъ называемыхъ «христіанскихъ странахъ», увидимъ изображеніе Честнаго и Животворящаго Креста Господня?

Увы! Наше побѣдное знаменіе — Крестъ Христовъ замѣненъ сейчасъ всевозможными иными символами и эмблемами, которые всюду и на каждомъ шагу попадаются намъ на глаза. Лишь на очень немногихъ зданіяхъ, да и то далеко не на всѣхъ, именующихъ себя «христіанскими храмами», найдемъ мы изображеніе креста — да и то изображается онъ теперь иной разъ такъ, что его сразу и не замѣтишь.

Уже въ катакомбахъ первыхъ христіанъ находимъ мы символическія изображенія креста и распятаго на немъ Христа, а современные «христіане» зачастую стыдятся креста Господня и даже гнушаются имъ. Нынѣшнія мѣста погребенія усопшихъ весьма часто уже не увѣнчиваются крестами, а въ нѣкоторыхъ странахъ кладбищенскія управленія, подъ разными предлогами, даже прямо запрещаютъ ставить на могилахъ изображенія креста. Крестъ, видите ли, «мѣшаетъ» стричь траву и держать кладбище въ чистотѣ и порядкѣ!..

Знаемъ мы отлично, кому это «мѣшаетъ» крестъ Господень и чѣмъ мѣшаетъ!

/с. 621/ Но какъ это ни странно, противъ креста нерѣдко выступаютъ теперь люди, даже именующіе себя «христіанами», которые кощунственно называютъ крестъ «висѣлицей», какъ бы совершенно забывая, что «на крестѣ Господь пригвоздилъ рукописаніе грѣховъ нашихъ» (Кол. 2, 14), и что поэтому крестъ для насъ не есть болѣе орудіе страшной позорной казни, какимъ онъ былъ въ древности, а — «сущія радости знаменіе» — знаменіе нашего спасенія, нашего искупленія, а потому и должно быть нами не презираемо, а любимо, чтимо и достопоклоняемо, какъ величайшая святыня наша.

Сколь ни прискорбна эта хула на крестное знаменіе со стороны людей, считающихъ себя «христіанами», наше вниманіе не можетъ не привлекать особенно-примѣчательное явленіе нашего времени: крестъ теперь часто изображается тамъ, гдѣ ему совсѣмъ не мѣсто, — гдѣ онъ можетъ подвергаться поруганію, попранію ногами — на полу, на коврахъ, на тротуарахъ.

Напримѣръ, въ одномъ огромномъ «христіанскомъ» храмѣ крестъ изображенъ на мраморномъ полу — такъ, что всѣ, входящіе въ этотъ храмъ, ходятъ по нему, попираютъ его своими ногами.

И это далеко не единичный случай, хотя 73-е правило Шестого Вселенскаго Собора повелѣваетъ отлучать отъ Церкви тѣхъ, которые начертываютъ крестъ на землѣ.

Но вотъ еще болѣе показательный случай. Одна православно-христіанская семья пріобрѣла себѣ домъ. Когда съ пола былъ поднятъ большой коверъ, чтобы отдать его въ чистку, снизу подъ нимъ, у самаго порога комнаты, оказалось изображеніе распятія, которое прежніе жильцы дома, какъ очевидно, всегда попирали ногами, входя и выходя изъ комнаты.

Что же это такое? Вѣдь не простая же случайность?!

Вотъ духъ времени: или изображенія креста совсѣмъ почти не увидишь или оно помѣщается тамъ, гдѣ его можно безчестить, топтать своими ногами.

Не должно ли быть совершено ясно намъ, христіа/с. 622/намъ, кто внушаетъ эту борьбу противъ креста Господня, кто вдохновляетъ современныхъ людей на нее?

Конечно, это — тотъ, противъ котораго крестъ является сильнѣйшимъ, могущественнѣйшимъ оружіемъ, кто трепещетъ креста, какъ своей погибели, какъ поетъ объ этомъ св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ: «Господи, оружіе на діавола Крестъ Твой далъ еси намъ: трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его»...

Это — врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія діаволъ и всѣ его приспѣшники, творящіе волю его, сознательно или безсознательно ведущіе борьбу съ Богомъ и со Христомъ Его и со всѣми истинными христіанами.

Наглый, почти неприкрытый сатанизмъ уже готовъ торжествовать побѣду въ современномъ мірѣ, болѣе, чѣмъ когда-либо въ прошломъ, во злѣ лежащемъ.

И вотъ почему столь многимъ сейчасъ такъ ненавистенъ крестъ Господень — знаменіе нашего спасенія.

Но страшнѣе всего положеніе тѣхъ, которые участвуютъ въ борьбѣ противъ креста Господня безсознательно, сами себѣ не отдавая отчета въ томъ, что они дѣлаютъ, съ кѣмъ въ союзъ вступаютъ. Подъ предлогомъ мнимаго «добра», они становятся послушными орудіями мірового сатанинскаго зла. О, какая трезвенная бдительность необходима намъ въ нынѣшнее лукавое злокозненное время, когда добро и зло такъ перемѣшаны, такъ переплетены одно съ другимъ, что часто и самымъ честнымъ людямъ бываетъ трудно разобраться, да гдѣ же подлинное добро, а гдѣ зло?

Болѣе всего и опасно въ этомъ отношеніи лукавство, ставшее теперь самымъ обычнымъ и даже многими похваляемымъ явленіемъ. Отвыкшій отъ искренности лукавый человѣкъ скоро теряетъ ощущеніе разницы между добромъ и зломъ, и весьма охотно, когда это ему кажется выгоднымъ, зло признаётъ добромъ, а добро — зломъ. Привыкшій постоянно лукавить естественно и самъ, въ концѣ концовъ, попадаетъ въ сѣти «лукаваго». Вѣрить такому человѣку нельзя, ибо на словахъ онъ — одинъ, а на дѣлѣ, въ дѣяніяхъ своихъ и поступкахъ — совсѣмъ другой.

/с. 623/ Какой подлинный ужасъ, когда въ сѣти такого лукавства попадаютъ служители Правды Божіей — христіанскіе священнослужители!

А какъ назвать дружественное общеніе и взаимное сотрудничество такихъ священнослужителей съ явными или тайными (это — все равно!) врагами креста Христова?! О! Они всегда находятъ для себя благовидные предлоги. Но на самомъ дѣлѣ — это не болѣе, какъ лукавство.

Что же это такое, въ дѣйствительности?

Конечно, не что иное, какъ Іудино предательство!

Вотъ это-то и есть исполненіе воочію на нашихъ глазахъ сдѣланнаго еще сто лѣтъ тому назадъ предреченія нашего великаго россійскаго святителя Епископа Игнатія (Брянчанинова): «соль обуеваетъ!»

Не одними словами (которыя могутъ быть фальшивыми и неискренними!), но и самымъ дѣломъ должны мы доказать свою вѣрность кресту Христову. И прежде всего показать открыто и безбоязненно, что съ врагами креста Христова — намъ не по пути. Никакого общенія и «братанія» съ ними быть у насъ, христіанъ, не можетъ.

Не забудемъ никогда, что, по словамъ Самого Господа, передъ Вторымъ Пришествіемъ, «явится знаменіе Сына Человѣческаго на небеси», то-есть Честный Крестъ Господень, «и тогда восплачутся вся колѣна земная» (Матѳ. 24, 30), а особенно тѣ, которые распяли Его, увидѣвъ, какъ они страшно заблуждались и какую погибель себѣ этимъ уготовали.

«Мужъ двоедушенъ (человѣкъ съ двоящимися мыслями), неустроенъ во всѣхъ путехъ своихъ» (Іаков. 1, 8), а потому въ нынѣшнее предательское, лукавое время покажемъ особенную всецѣлую преданность и вѣрность Распятому на крестѣ за насъ нашему Господу и Спасителю и да будетъ Его Честный крестъ величайшей святыней для насъ, не только на словахъ, но и на дѣлѣ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 618-623.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.