Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНІЕ
ко дню праздника Рождества Христова — 25 декабря 1968 года вѣрнымъ чадамъ Сиракузской и Троицкой епархіи.

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!»

Вотъ и вновь дожили мы, милостью Божіею, до этого великаго и радостнаго дня, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, когда въ ушахъ нашихъ и въ сердцахъ нашихъ съ особою внутреннею силою звучатъ слова этого дивнаго ангельскаго пѣснопѣнія, помогая намъ отвлечься отъ окружающей насъ мрачной дѣйствительности.

Вѣдь это — день, котораго тысячелѣтіями съ нетерпѣніемъ ожидало все человѣчество!

«Къ чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвѣщали и праведные желали видѣть, то сегодня совершилось» (Св. Іоаннъ Златоустъ).

Совершилась «велія благочестія тайна» (1 Тим. 3, 16): Богъ явился на землѣ во плоти и вселился между людьми. Произошло это какъ разъ тогда, когда человѣчество уже отчаялось въ своемъ спасеніи. Жизнь на землѣ уподобилась аду кромѣшнему. Дошедшіе до полнаго безвѣрія, падшіе во глубину разврата и разочаровавшіеся во всѣхъ своихъ недавнихъ идеалахъ люди отчаянно метались, утративъ всякій смыслъ и цѣль жизни, и находя единственный выходъ изъ своего мучитель/с. 612/наго гнетущаго состоянія лишь въ самоубійствѣ. Лучшіе люди того времени буквально задыхались въ этой ужасающей атмосферѣ нравственнаго растлѣнія и громогласно заявляли, что жить такъ дальше нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если Самъ Богъ не сойдетъ на землю и не научитъ людей, какъ они должны жить, чтобы не погибнуть окончательно.

И вотъ тогда-то, когда люди поняли, что они безсильны помочь сами себѣ, что однѣми своими силами они не въ состояніи ничего добраго сдѣлать и что жизнь безъ Бога, безъ общенія съ Нимъ, и безъ исполненія Его воли становится настоящимъ адомъ, въ которомъ невозможно жить, — тогда, по благоволенію Отца Небеснаго, Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ человѣкомъ.

Для чего же, собственно, пришелъ на землю Сынъ Божій?

Онъ пришелъ, какъ учитъ насъ о томъ Слово Божіе, — «вражду убить» (Ефес. 2, 14-18) и «благовѣстить миръ намъ» (Ефес. 2, 17), то-есть: примирить падшаго грѣхомъ человѣка съ Богомъ и съ своей совѣстью, возвративъ ему благоволеніе Божіе и примиривъ его съ другими людьми.

Явившись въ міръ какъ разъ въ то время, когда человѣчество сознало свою безпомощность, свое безсиліе устроить свою жизнь на землѣ, и въ самой обстановкѣ своего рожденія давъ намъ образецъ смиренія, Господь-Спаситель посрамилъ нашу человѣческую гордыню, губительный духъ коей возобладалъ въ людяхъ со времени ихъ отпаденія отъ Бога и вступленія въ союзъ съ противникомъ Божіимъ — діаволомъ, отцомъ и основоположникомъ всякой гордыни и всякаго зла. Господь открылъ намъ, что всѣ наши бѣды и несчастія, все нестроеніе нашей земной жизни происходятъ не отъ чего другого, какъ отъ бѣсовской гордости. Эта гордость побуждаетъ человѣка дерзко возставать противъ Бога и враждовать другъ противъ друга. Вотъ гдѣ источникъ той взаимной зависти, той ненависти, злобы и окаменѣнія сердечнаго, которыя такъ омрачаютъ человѣческую жизнь /с. 613/ и такъ терзаютъ сердца людей, вызывая столько бѣдствій и страданій!

Безконечно Милосердный и Человѣколюбивый Господь не могъ терпѣть, видя, какъ возлюбленное твореніе Его, человѣкъ, погибаетъ въ этихъ нестерпимыхъ узахъ вражды, мучимъ отъ діавола. И вотъ Онъ сошелъ на землю, чтобы «благовѣстити миръ намъ, дальнимъ и ближнимъ» (Ефес. 2, 17). Преславное Рождество Его на землѣ знаменовало, что прекращается отнынѣ средостѣніе вражды между Богомъ и человѣкомъ, воздвигнутое грѣхопаденіемъ нашихъ прародителей, что съ сего времени мы уже — не презрѣнные падшіе рабы, озлобленные на Бога и другъ на друга, но сыны Божіи и наслѣдники открытаго Имъ для насъ Царствія Божія Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 7), а другъ другу — братія.

Вотъ почему сегодняшній день есть день несказанной милости Божіей къ падшему человѣку, день мира и благоволенія — день душевной отрады и сладостнаго отдохновенія для измученныхъ враждою сердецъ.

О, еслибы эта радость, которую даровалъ намъ Господь Своимъ преславнымъ Рождествомъ отъ Пречистой Дѣвы, всегда пребывала съ нами! Тогда не было бы между нами несогласій, раздѣленій и вражды; тогда умолкло бы злорѣчіе, престала клевета, прекратились бы насилія и убійства, и столь желанный для всѣхъ миръ — тотъ чудный миръ, о которомъ такъ сладостно пѣли Ангелы въ моментъ Рождества Христова, воцарился бы на землѣ.

А между тѣмъ, этому-то и надлежало быть! Христосъ пришелъ къ намъ не съ какою-либо иною цѣлью, какъ именно для водворенія мира на землѣ и благоволенія въ человѣкахъ.

Почему же мы не видимъ этого теперь?

Почему все еще такъ сильна злоба и нѣтъ благоволенія въ душахъ людей?

Только потому, что не хотятъ современные люди становиться истинными христіанами, /с. 614/ и сыновству Богу предпочитаютъ содружество съ діаволомъ. Не хотятъ стать «сынами свѣта», а остаются «чадами тьмы».

Богъ сдѣлалъ для насъ все: Сына Своего Единороднаго не пощадилъ ради насъ, но обрекъ Его на всѣ лишенія, муки и страданія бреннаго земного существованія, вплоть до страшной поносной смерти на крестѣ, — только, чтобы спасти насъ отъ власти діавола.

А мы?

Отзываемся ли мы отвѣтною любовью на такую безмѣрную любовь Божію къ намъ?

Въ прошломъ, а особенно въ первые вѣка христіанства, многіе сонмы истинныхъ христіанъ откликнулись на эту любовь Божію и обрѣли этотъ миръ Божій, ставъ, какъ мы ихъ называемъ, «святыми угодниками Божіими».

Совсѣмъ иное происходитъ теперь. Человѣчество вновь безумствуетъ. Сознавъ однажды, казалось бы разъ навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсиліе устроить свою жизнь безъ Бога и вкусивъ всю сладость жизни въ Богѣ, въ лицѣ многихъ своихъ представителей, современные люди, въ своей діавольской горделивой самонадѣянности, мечтаютъ создать общее благополучіе и благоденствіе помимо Бога. Но что еще хуже, что еще страшнѣе, — и косвенно и прямо идутъ на служеніе самому сатанѣ, въ какой-то наивной надеждѣ, что онъ обезпечитъ имъ мирную и счастливую, полную сытости и довольства, безмятежную жизнь на землѣ — «земной рай», вмѣсто рая небеснаго. Мы ясно видимъ, къ чему это приводитъ безумныхъ, зарвавшихся въ своей слѣпой гордынѣ людей: жизнь на землѣ вновь становится похожей на тотъ подлинный адъ, который былъ предъ Рождествомъ Христовымъ, но все это теперь гораздо хуже, ибо вдохновляется сознательнымъ богоборчествомъ, и человѣчество заходитъ уже въ безвозвратный нравственный тупикъ, изъ котораго нѣтъ выхода.

Самое ужасное въ наше время — это дошедшая до крайнихъ предѣловъ ложь и лицемѣріе. /с. 615/ Громогласно кричатъ о «мирѣ всего міра», но призываютъ не къ миру съ Богомъ и своей совѣстью, что одно только и можетъ дать истинный миръ, а къ миру съ сатаной и его приспѣшниками и служителями, которые готовятъ подъ лукавымъ именемъ «Царства Божія на землѣ» устроеніе царства Антихриста. И это дѣлаютъ люди, еще называющіе себя «христіанами» и даже имѣющіе рангъ христіанскихъ священнослужителей. Они призываютъ всѣхъ къ миру съ гонителями и разрушителями Церкви Христовой, съ насадителями нечестія и разврата, съ еретиками и лжеучителями всякаго рода, которые растлѣваютъ умы и сердца людей, съ блудниками и прелюбодѣями, грабителями и убійцами; — но въ то же самое время, какъ это ни странно, возбуждаютъ вражду и непримиримость къ истиннымъ христіанамъ, ко всѣмъ стремящимся жить по-христіански и соблюдать заповѣди Божіи и установленія св. Церкви. И все это — на почвѣ одного лишь самолюбія, тщеславія и гордости, руководясь низменными чувствами зависти и своекорыстія, что и вскрываетъ истинную природу такихъ стремленій, вдохновляемыхъ, конечно, никѣмъ инымъ, какъ противникомъ Божіимъ и врагомъ человѣческаго спасенія діаволомъ.

Зрѣлище современной жизни — зрѣлище поистинѣ страшное!

Но теперь уже не придетъ Господь спасти насъ, какъ Онъ сдѣлалъ это однажды и разъ навсегда, сказавъ тогда: «не пріидохъ, да сужду мірови, но да спасу міръ» (Іоан. 12, 47).

Теперь Онъ придетъ во второй разъ «судити міру всему».

Это Второе Пришествіе Христово будетъ совершенно отлично отъ Перваго: это будетъ уже не благостное снисхожденіе Божіе къ несчастнымъ, отчаявшимся въ своемъ спасеніи людямъ, не знающимъ Бога, а Страшный Судъ надъ беззаконными гордецами, вѣдущими Бога, но сознательно и дерзко отметающими спасительные законы Его. Это будетъ послѣдній и окончательный судъ надъ /с. 616/ упорствующей во злѣ, непокорной и ни передъ чѣмъ не склоняющейся, безчувственной къ любви Божіей осатанѣвшей человѣческой волей, добровольно обрекшей себя на вѣчную погибель.

Вотъ почему въ эти свѣтлые дни празднованія Рождества Христова св. Церковь возводитъ нашу мысль ко Второму Пришествію Христову, и отъ лица каждаго изъ насъ молитъ Христа: «Во Второмъ Твоемъ, Христе, Пришествіи, сожителя деснымъ мя причти овцамъ Твоимъ, Твое чтущаго во плоти пришествіе» (9 п. трипѣснца 20 дек.).

И нашъ священный долгъ, братіе и сестры, празднуя сегодня Первое Пришествіе Господа въ міръ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія» неустанно помышлять о приближающемся Второмъ Его Пришествіи, когда каждый изъ насъ или прославится или постыдится. Въ этой постоянной подготовкѣ себя ко Второму Пришествію Господню и заключается смыслъ и назначеніе этой временной нашей земной жизни. Мы должны быть готовыми встрѣтить Господа, Грядущаго «судити живымъ и мертвымъ», не съ животнымъ страхомъ передъ ожидающей насъ грозной карой, какъ презрѣнные рабы, не сотворившіе воли своего Господина, а съ радостью и любовью, какъ вѣрные сыны, ибо, согласно ученію Слова Божія, со времени Перваго Пришествія Господа въ міръ и совершеннаго имъ великаго подвига искупленія человѣчества, мы — уже не рабы, но сыны, а если сыны, то и наслѣдники Божіи Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 6-7).

Сей радости да сподобитъ всѣхъ насъ Всемилостивый Господь, и «миръ Божій, превосходяй всякъ умъ» (Фил. 4, 7) да вселится въ сердца наши!

Съ свѣтлымъ праздникомъ сердечно привѣтствую Васъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 611-616.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.