Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ВЪ ЧЕМЪ НАШЕ СПАСЕНІЕ?

То, что дѣлается сейчасъ въ мірѣ, это трудно выразить и описать обыкновенными человѣческими словами. Никакихъ словъ недостаточно, дабы ярко и наглядно представить весь ужасъ происходящаго. Одно должно быть ясно для всякаго здороваго непомраченнаго сознанія, что жить дальше такъ, какъ живетъ теперь огромное большинство современныхъ людей, больше нельзя — что человѣчество неминуемо ожидаетъ страшная потрясающая катастрофа, грозящая неизбѣжной гибелью какъ всей современной хваленой «культурѣ», такъ и самимъ людямъ.

Что же дѣлать? Гдѣ искать спасенія?

Неужели въ этихъ безчисленныхъ новыхъ открытіяхъ и всевозможныхъ изобрѣтеніяхъ, которыя, какъ показала жизнь, въ подавляющемъ большинствѣ случаевъ, используются не на благо, а на несчастіе, на погибель людей, или — въ увлеченіи разными фантастическими теоріями, или — въ политиканствѣ, которымъ столь многіе такъ рьяно сейчасъ занимаются?

Конечно, нѣтъ!

/с. 604/ Единственный вѣрный путь спасенія давнымъ давно уже указанъ намъ Самимъ Воплотившимся Единороднымъ Сыномъ Божіимъ, пришедшимъ на землю и пострадавшимъ на крестѣ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія».

«Ибо нѣтъ другого имени подъ небомъ, даннаго человѣкамъ, которымъ надлежало бы намъ спастись», кромѣ имени Господа Іисуса (Дѣян. 4, 12).

А какъ правильно и незаблудно идти этимъ путемъ спасенія, указываютъ намъ живые примѣры изъ житій святыхъ угодниковъ Божіихъ, этихъ «друзей Христовыхъ», какъ Онъ Самъ благоволилъ ихъ назвать (Іоан. 15, 14-15). Эти житія святыхъ, бывшія въ свое время любимымъ чтеніемъ нашихъ благочестивыхъ предковъ на Святой Руси, и надлежитъ намъ читать и тщательно изучать, черпая изъ нихъ для себя жизненные уроки и примѣры для подражанія.

Память одного изъ величайшихъ такихъ угодниковъ Божіихъ св. Церковь наша прославляетъ 6-го декабря по нашему православному календарю.

Это — Святитель Христовъ Николай, Архіепископъ Мѵрликійскій, Чудотворецъ.

«Самимъ праведникамъ не нужна слава, но намъ, которые еще въ этой жизни, необходимо памятованіе о нихъ — для подражанія», — такъ объясняетъ прославленіе нами святыхъ великій отецъ Церкви св. Василій Великій. А потому да умолкнутъ неистовые сектанты, которые злонамѣренно искажая нашъ прекрасный, отъ первыхъ вѣковъ христіанства идущій обычай почитанія святыхъ, хулятъ ихъ и тѣмъ самымъ хулятъ Бога, «дивнаго во Святыхъ Своихъ» (Пс. 67, 36).

Кто же былъ и чѣмъ такъ дорогъ для насъ Святитель Николай?

«Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ», — такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера Епископъ Патарскій: — «счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ: онъ укрѣпитъ ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ на/с. 605/ставитъ ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ».

Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ вдохновенно-пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Отъ самой ранней юности своей св. Николай весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты св. Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая самого себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, защищалъ несправедливо-обиженныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся и слабыхъ въ вѣрѣ, — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.

Онъ въ полномъ смыслѣ слова былъ «Правиломъ вѣры» и «образомъ кротости», какъ именуетъ его св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ, а поэтому нѣтъ другого такого угодника Божія, котораго бы всѣ такъ чтили, прославляли и величали, какъ Святителя Христова Николая. Святость его засвидѣтельствована многочисленными чудесами. Нѣтъ другого такого угодника Божія, отъ котораго бы истекало такое «неисчерпаемое чудесъ море», какъ отъ Святителя Николая. Особенно нѣжно и свято чтилъ его всегда нашъ православный русскій народъ, какъ «Николу-Милостивца», подчеркивая этимъ названіемъ основную черту его христіанской добродѣтели, которой онъ такъ располагалъ къ себѣ и плѣнялъ сердца человѣческія. Но чтили его не только христіане, а даже магометане и язычники, какъ великаго чудотворца и скораго помощника людямъ во всѣхъ бѣдахъ и напастяхъ. И никогда не посрамлялись въ своемъ упованіи на него, какъ на «друга Христова», исполняющаго все то, что заповѣдалъ Христосъ (Іоан. 15, 14).

Не чтятъ его только современные, мнящіе себя «высоко-культурными» и «передовыми», люди нечестиваго Запада, которые — страшно сказать! — изъ свѣтлой /с. 606/ памяти такого великаго угодника Божія сдѣлали себѣ потѣху, представляя его въ видѣ какого-то веселаго, краснощекаго сѣдобородаго старичка «Сантаклоса», или «Дѣда-Мороза». Устраиваютъ въ ночь подъ праздникъ его какіе-то «веселые николаевскіе вечера» съ танцами и кощунственными забавами, гдѣ просто издѣваются надъ славнымъ Святителемъ, представляя его въ смѣхотворномъ видѣ рядомъ съ духомъ зла, о которомъ тутъ не мѣсто было бы и вспоминать, помѣщаютъ въ окнахъ магазиновъ, въ газетахъ и журналахъ изображенія и объявленія, оскорбляющія религіозное чувство почитателей этого великаго Святого; забавляются именемъ его въ неумѣстныхъ шуткахъ и даже дѣтей своихъ пріучаютъ легкомысленно относиться къ памяти великаго Святителя.

Какъ недостойно все это!

Стыдъ и позоръ для современнаго человѣчества, что оно высокоумствуя и громко крича о своихъ «культурныхъ достиженіяхъ» и «прогрессѣ», не умѣетъ достойно чтить такихъ несоизмѣримыхъ съ пошлой современностью подлинныхъ великановъ духа, какимъ былъ Святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращаетъ въ шутку и потѣху.

Совсѣмъ иное отношеніе должно быть къ св. Христову Николаю у насъ, православныхъ: мы можемъ только трепетно и благоговѣйно преклоняться передъ его священной памятью, стараясь, по мѣрѣ силъ нашихъ, ревностно подражать ему въ его святой жизни, ясно сознавая, что лишь въ этомъ, и только въ этомъ — наше спасеніе.

Св. Николай еще съ дѣтскихъ лѣтъ и юности своей избѣгалъ обычныхъ отроческихъ шалостей и забавъ, любилъ воздержаніе и уединеніе, часто посѣщалъ храмъ Божій, углублялся въ чтеніе священныхъ книгъ и большую часть времени проводилъ въ молитвахъ. Такъ воспитывали его родители.

Таковы ли были мы, и такъ ли и у насъ воспитываютъ дѣтей своихъ?

Св. Николай горячо преданъ былъ своей св. Церкви /с. 607/ и пламенно ревновалъ о славѣ Ея и о чистотѣ Св. Православной вѣры. Онъ не могъ выносить, чтобы въ его присутствіи хулили и поносили святую вѣру и унижали святое Имя Божіе. Кротчайшій и смиреннѣйшій, исполненный любви и благожелательства къ людямъ, онъ, однако, не могъ выдержать богохульства еретика Арія, унижавшаго Божественное достоинство Сына Божія, и, въ порывѣ святой ревности о Господѣ, не думая о послѣдствіяхъ, заушилъ его въ присутствіи всего Вселенскаго Собора. За это его хотѣли лишить святительскаго сана, но Самъ Господь и Пречистая Матерь Божія оправдали этотъ его дерзновенный поступокъ. Въ видѣніи предъ очами членовъ Собора Господь Іисусъ Христосъ подалъ св. Николаю Евангеліе, а Пресвятая Богородица возложила на плечи его архіерейскій омофоръ.

Такъ ли и мы всегда безбоязненно и ревностно готовы отстаивать нашу святую вѣру отъ поруганія ея еретиками и безбожниками? Не бываетъ ли иной разъ, что мы спокойно й равнодушно слушаемъ, когда въ нашемъ присутствіи глумятся надъ вѣрою въ Бога, издѣваются надъ св. Церковью и Ея установленіями, даже не рѣшаемся голоса своего возвысить въ защиту поругаемой святыни?

Святитель Николай всегда первымъ являлся въ храмъ Божій къ богослуженію и послѣднимъ уходилъ изъ него. Эта привычка его, какъ извѣстно изъ житія его, послужила къ избранію его во епископа Миръ-Ликійскихъ.

Такъ ли и мы поспѣшаемъ всегда въ храмъ къ началу богослуженія и простаиваемъ его все отъ начала до конца? Не бываетъ ли у насъ иногда, что мы страшно боимся опоздать на какое-нибудь засѣданіе или даже просто на зрѣлище или увеселеніе, а въ храмъ Божій даже намѣренно опаздываемъ, чтобы не утруждать себя долгимъ стояніемъ?

Святитель Николай отличался необыкновеннымъ милосердіемъ и любовью ко всѣмъ страждущимъ и нуждавшимся въ помощи и утѣшеніи людямъ. Онъ употребилъ все богатое, доставшееся ему по наслѣдству отъ родителей имущество на дѣла благотворенія. Многихъ людей /с. 608/ онъ спасъ отъ грѣха и порочной жизни своимъ милосердіемъ, причемъ старался благотворить всегда тайно по заповѣди Христовой, — такъ, чтобы «лѣвая рука не знала, что дѣлаетъ правая» (Матѳ. 6, 3)

Такъ ли и мы употребляемъ свои доходы и имущество на добрыя дѣла — на помощь нуждающимся? Не бываетъ ли у насъ чаще, что мы охотно тратимъ деньги, и даже не малыя, на всякія грѣховныя прихоти, на увеселенія и разнаго рода удовольствія и наслажденія и равнодушно относимся къ людскому горю и нуждѣ? А если и жертвуемъ, то непремѣнно такъ, чтобы всѣ объ этомъ знали и насъ за это превозносили и хвалили? Не на этомъ ли послѣднемъ принципѣ основано большинство современныхъ благотворительныхъ организацій, которыя, по евангельскому выраженію, такъ любятъ «трубить передъ собою» (Матѳ. 6, 2), снискивая своими «благотвореніями» славу себѣ среди людей и пользуясь затѣмъ этой славой. Богъ вѣсть, въ какихъ цѣляхъ, едва ли всегда чистыхъ, а порою и явно-сомнительныхъ?

А ужъ о такъ называемыхъ «благотворительныхъ балахъ» здѣсь страшно и упоминать. Это — подлирный позоръ XX-го столѣтія, когда жертвы на нуждающихся не даются отъ чистаго сердца, а «вытанцовываются»... да еще въ кануны праздниковъ и въ дни поста, чѣмъ оскверняются дни, посвященные Богу.

Такія «жертвы» Богу не угодны!

Въ личной жизни своей святитель Николай, даже ставъ архипастыремъ, былъ необыкновенно простъ и невзыскателенъ. Одежду носилъ самую скромную, безъ всякаго блеска и пышности, пищу вкушалъ въ самомъ маломъ количествѣ, строго соблюдая всѣ установленные Св. Церковью посты.

Такъ ли и мы удовлетворяемся самымъ скромнымъ, лишь необходимымъ для жизни, какъ учитъ насъ св. Апостолъ: «Имѣюще пищу и одежду, сими довольни будемъ» (1 Тим. 6, 8)?

Не бываетъ ли среди насъ стремленія къ пріобрѣтенію особо-роскошныхъ, изысканныхъ одеждъ, «по /с. 609/ послѣдней модѣ», которыя дѣлаются предметомъ нашего тщеславія и превозношенія передъ другими людьми, не имѣющими возможности пріобрѣсти себѣ такой дорогой и «модной» одежды?

Не любимъ ли мы иной разъ услаждать свою гортань изысканной и лакомой пищей, употребляя ее въ гораздо большемъ количествѣ, чѣмъ это нужно для поддержанія силъ и здоровья?

А ужъ о соблюденіи постовъ въ наши дни и говорить трудно! Многіе считаютъ посты совсѣмъ необязательными для себя и смотрятъ на нихъ, какъ на какое-то иго невыносимое и какъ на что-то вовсе будто бы ненужное, криво толкуя слова Христовы о томъ, что «не входящее въ уста сквернитъ человѣка» (Матѳ. 15, 11) — слова, кстати сказать, никакого отношенія къ нашимъ постамъ не имѣющія.

Святитель Христовъ Николай выше всего на свѣтѣ ставилъ Правду Божію и любилъ справедливость. У него не только не было никакого пресмыкательства или подхалимства передъ власть имущими, передъ сильными и славными міра сего, какъ это теперь на каждомъ шагу встрѣчается, но онъ мужественнно и самоотверженно, ратуя за Правду, всегда выступалъ и передъ духовными и свѣтскими властями, не думая о послѣдствіяхъ этого для себя.

Весьма не нравится современнымъ «либераламъ» его поступокъ въ отношеніи нечестиваго еретика Арія, и они даже пытаются отрицать его дѣйствительность. А какое мужество проявилъ борецъ за Правду Святитель Николай, вырвавъ на мѣстѣ казни мечъ изъ рукъ палача и своими собственными руками освободивъ отъ оковъ невинно-осужденныхъ на смерть гражданъ его города!

Какая сила ревности въ борьбѣ за Правду сказалась въ немъ, когда онъ, услышавъ заочную мольбу несправедливо приговоренныхъ къ смерти трехъ военачальниковъ, явился во снѣ Царю Константину и съ угрозами ему потребовалъ ихъ освобожденія!

Какъ все это непохоже на поведеніе многихъ современныхъ іерарховъ, заискивающихъ передъ безбожной /с. 610/ властью, пресмыкательствующихъ передъ людьми богатыми и знатными и готовыми въ угоду имъ попирать всякую правду!

Всѣ какъ-будто понимаютъ до какого кризиса, подлиннаго тупика дошла человѣческая жизнь, и какой страшной катастрофой въ міровомъ масштабѣ грозитъ это человѣчеству, но вмѣстѣ съ тѣмъ не дѣлается ровно ничего, чтобы этотъ кризисъ разрѣшить, чтобы изъ этого тупика выйти, а все идетъ только на горшее и горшее, и мрачныя зловѣщія тучи надъ человѣчествомъ все болѣе и болѣе сгущаются.

Что же дѣлать?

Меньше красивыхъ, но безплодныхъ, а зачастую и лицемѣрныхъ словъ о гумманности, человѣчности, справедливости, всеобщей сытости и довольствѣ, о «мирѣ всего міра» и общемъ благосостояніи, — словъ которыя такъ обильно и безотвѣтственно расточаютъ многіе современные вожди и общественные дѣятели, тщащіеся быть руководителями народной жизни, — меньше рѣчей, а больше дѣла, того самого настоящаго, подлиннаго дѣла христіанскаго благочестія, христіанской любви и милосердія, которымъ такъ прославился и къ которому зоветъ насъ самою жизнью своею Святитель Христовъ Николай. Возьмите его житіе, внимательно прочитайте его, изучите его, запечатлѣйте глубоко въ своемъ сердцѣ и составьте по нему программу своей жизни — и не только своей личной, частной жизни, но и жизни общественной и государственной. Если мы дѣйствительно хотимъ блага себѣ и всему человѣчеству, этотъ общепризнанный всенародный святой долженъ быть идеаломъ нашей жизни, которому мы должны слѣдовать.

А такъ какъ трудно намъ, грѣшнымъ и слабымъ, подражать подвигамъ такого великаго святого, опираясь на однѣ свои собственныя силы, надо намъ усерднѣе молить его о дарованіи намъ, его святыми молитвами, благодатной Божественной помощи свыше:

/с. 611/ «О, Всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о вѣрою и любовью чтущихъ приснорадостную и всепразднственную память твою!» — Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 603-611.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.