Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША, ПОКРЫЙ НАСЪ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА ЧЕСТНЫМЪ ТВОИМЪ ОМОФОРОМЪ».

«Пріидите, вѣрніи во святую церковь, тамо бо Богородица омофоромъ покрываетъ люди отъ всѣхъ напастей вражіихъ» (стихира на мал. вечерни).

Какой это особенно-умилительный и радостный праздникъ — Покровъ Пресвятыя Богородицы, празднуемый св. Церковью 1-го октября по нашему православному календарю! И притомъ — нашъ, чисто-/с. 573/ русскій праздникъ, хотя событіе, воспоминаемое въ немъ, произошло не у насъ, а въ Византійской имперіи.

Давно это было — болѣе тысячи лѣтъ тому назадъ. Въ царственномъ градѣ Константинополѣ, во Влахернскомъ храмѣ, гдѣ хранилась риза Богоматери съ Ея омофоромъ (головнымъ покрываломъ, спускавшимся на плечи) и частью пояса, совершалось всенощное бдѣніе. На бдѣніи присутствовалъ великій праведникъ того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, со своимъ ученикомъ Епифаніемъ. И вотъ, въ 4-мъ часу ночи представилось имъ дивное зрѣлище. Отъ главныхъ вратъ храма шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ поддерживали Ее подъ руки, а множество святыхъ, воспѣвая священныя пѣсни, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась къ амвону, блаженный Андрей, какъ бы не довѣряя очамъ своимъ, спросилъ Епифанія: «Видишь ли Госпожу и Царицу міра?» — «Вижу, отецъ мой духовный», отвѣчалъ тотъ: «вижу и ужасаюся». И пока они смотрѣли, Она, преклонивъ колѣна, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончивъ здѣсь молитву, подошла къ престолу — молилась и тутъ за предстоящій народъ. Завершивъ молитву, Она сняла съ Себя блиставшее на подобіе молніи великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главѣ Своей, и держа его съ великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его надъ всѣмъ стоящимъ въ храмѣ народомъ... И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и это распростертое надъ народомъ покрывало («омофоръ»), излучавшее изъ себя молніевидную славу Господню.

Такъ наглядно, по изволенію Божію, показано было чудесное покровительство Божіей Матери всему христіанскому роду, а наипаче — молящимся въ храмѣ.

Безчисленны въ исторіи христіанства и въ жизни отдѣльныхъ людей дивные случаи этого покровитель/с. 574/ства и заступничества Ея всѣмъ обращавшимся къ Ней въ горячей молитвѣ за помощью.

Вотъ это и дало поводъ къ установленію особаго праздника въ честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Особенно были многочисленны, сильны и ярки поразительные случаи чудеснаго покровительства Божіей Матери православному русскому народу на всемъ протяженіи его тысячелѣтней исторіи. Это и было причиной того, что наши благочестивые предки благодарно именовали всю Русскую Землю «Домомъ Пресвятыя Богородицы» и, какъ нигдѣ больше, праздновали торжественно установленный въ честь Ея Покрова праздникъ, наряду со всѣми другими великими праздниками.

Стыдно православному русскому человѣку не знать этого!

Но вотъ пришли къ намъ съ нечестиваго Запада, грубо исказившаго правильное почитаніе Пречистой Дѣвы (римо-католики), или совсѣмъ отвергшаго Ея почитаніе, вплоть до возведенія кощунственной хулы на Нее (протестанты и сектанты), иныя вѣянія. Въ подлинномъ безуміи своемъ отвратилъ русскій человѣкъ лицо свое отъ Пречистаго Лика своей дивной Покровительницы и Заступницы, заносчиво и надменно пренебрегъ чудодѣйственнымъ свѣтящимся омофоромъ Ея. Мало того. Какъ пишетъ нашъ великій россійскій святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, въ одномъ изъ своихъ писемъ, въ какой-то газетѣ «Свѣтъ» (!!) были даже напечатаны — страшно сказать! — хулы на Божію Матерь.

Вотъ «Матерь Божія и отвратилась отъ насъ», пишетъ далѣе святитель Ѳеофанъ, «ради Ея и Сынъ Божій, а Его ради Богъ Отецъ и Духъ Божій. Кто же за насъ, когда Богъ противъ насъ? Увы!» (Собр, писемъ вып. VII, стр. 206).

Тутъ и разгадка той страшной кровавой катастрофы, которая стряслась надъ нашей несчастной заблудившейся Родиной!

И нечего искать какихъ-то другихъ причинъ кру/с. 575/шенія Святой Руси и торжества кроваваго богоборческаго коммунизма!

Пора понять всѣмъ русскимъ людямъ, что «Богъ поругаемъ не бываетъ» (Гал. 6, 7), «Что посѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ» (тамъ же) и что «Страшно есть, еже власти въ Руцѣ Бога Живаго» (Евр. 10, 31), какъ пламенно предостерегалъ св. Апостолъ Павелъ своихъ отступавшихъ по малодушію отъ Христа сородичей-іудеевъ.

Страшно за тѣхъ, которые осмѣливаются нагло хулить чистѣйшій сосудъ Бога Живаго, избранный Имъ Самимъ для величайшаго таинства Его воплощенія и вочеловѣченія, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія»!

И какое оправданіе для себя могутъ имѣть эти хулители, когда Самъ Господь такъ явно и очевидно, столь безмѣрно возвысилъ и очистилъ Пречистую Дѣву? особенно тѣ изъ нихъ которые называютъ себя «христіанами» и пытаются насъ увѣрить, что они во всемъ якобы слѣдуютъ ученію Слова Божія и признаютъ только то, что сказано въ Священномъ Писаніи.

Развѣ не сказано въ Священномъ Писаніи, какъ посланникъ Божій Архангелъ Гавріилъ, войдя къ Пречистой Дѣвѣ, привѣтствовалъ Ее словами, смутившими первоначально Ее Самое:

«Радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою: Благословенна Ты въ женахъ» (Лук. 1, 28)?

Такими же самыми словами: «Благословенна Ты въ женахъ» привѣтствовала Ее, конечно, не иначе, какъ по особому вдохновенію отъ Духа Святаго, сродница Ея св. праведная Елисавета, назвавшая Ее и «Матерью Господа» (Лук. 1, 42-43).

И, наконецъ, Сама Она, несомнѣнно тоже по откровенію отъ Духа Святаго, въ пророческомъ предвидѣніи будущаго, изрекла о Себѣ: «Се бо отнынѣ увлажатъ Мя вси роди...» (Лук. 1, 48).

Неужели же однихъ этихъ изреченій Священнаго Пи/с. 576/санія недостаточно, чтобы вполнѣ обосновать на нихъ православное почитаніе Той, Которая сподобилась стать Матерью Самого Воплотившагося Господа и тѣмъ содѣйствовала великому дѣлу спасенія всего человѣческаго рода отъ грѣха, проклятія и смерти?

А о данныхъ Священнаго Преданія Церкви, которое ведетъ свое начало отъ самыхъ апостольскихъ временъ и потому столь же достовѣрно и авторитетно, какъ и Священное Писаніе (авторитетъ коего, кстати, всецѣло зиждется на Священномъ Преданіи), и говорить нечего.

И что поэтому удивительнаго, если мы, христіане, ищемъ молитвеннаго предстательства за насъ Божіей Матери, когда свв. Апостолы въ Свящ. Писаніи неоднократно увѣщеваютъ насъ: «молитеся другъ за друга!» и даже сами, по смиренію, своему, просятъ молитвъ о себѣ у рядовыхъ вѣрующихъ (Кол. 4, 3; Сол. 5, 25), свидѣтельствуя вмѣстѣ съ тѣмъ, что «много можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема» (Іак. 5, 16).

Если «много можетъ» молитва всякаго праведнаго, то сколь сильной и сугубо-дѣйственной, спасительной для насъ, слабыхъ и грѣшныхъ, должна быть молитва Той, Которая удостоилась особаго избранія Божія, сподобилась чудесно родить и носить на рукахъ Своихъ Самого Воплотившагося Сына Божія?

Вотъ почему наша св. Церковь въ молитвахъ своихъ проситъ Пресвятую Дѣвѵ: «Ты Иже отъ Тебе рождшагося моли, Богородице Дѣво», исповѣдуя при этомъ: «Много бо можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки» (Богородиченъ 6-го часа).

А то, какъ слышитъ Пречистая Дѣва эти обращенныя къ Ней молитвы и какъ чудесно исполняетъ наши слезныя просьбы, это безчисленное множество разъ испытали на себѣ всѣ искренно-вѣрующіе люди, а въ особенности — нашъ православный русскій народъ, пока былъ вѣренъ Ей, нашей Всесильной Заступницѣ и Ходатаицѣ предъ престоломъ Божіимъ.

Мы переживаемъ сейчасъ исключительно-тяжелое время, какого, быть можетъ, никогда еще не переживало /с. 577/ человѣчество, во всякомъ случаѣ — христіанское человѣчество. Угроза мірового богоборчества съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе растетъ, стремясь подчинить своей тиранической власти всѣхъ безъ исключенія людей, а новѣйшія техническія изобрѣтенія и достиженія, вмѣсто того, чтобы улучшить и благоустроить земную жизнь людей, грозятъ смести съ лица земли цѣлые города и страны, разрушивъ до основанія вознесшуюся въ своей безмѣрной гордынѣ до чудовищныхъ предѣловъ современную культуру, уже почти потерявшую свой христіанскій характеръ и сдѣлавшуюся антихристіанской, подъ лживымъ, льстиво-лицемѣрнымъ наименованіемъ «гуманизма». Не случайно поэтому знаменіе Креста Господня вытѣснено другими символами и эмблемами, всюду теперь мозолящими намъ глаза, попадающимися буквально на каждомъ шагу... вплоть до изображенія діавола.

Трудно даже вообразить себѣ, какія страшныя бѣдствія и потрясенія въ самыхъ грандіозныхъ масштабахъ насъ ожидаютъ, если все будетъ идти такимъ же путемъ, какъ оно шло до сихъ поръ! Расцерковленіе жизни и мнимый «гуманизмъ», особенно расцвѣтшій въ мірѣ къ началу «прогрессивнаго» XX-го вѣка и совсѣмъ нагло поднявшій голову послѣ крушенія Православнаго Русскаго Царства, привелъ нынѣ къ полному почти торжеству самаго безстыднаго неприкрытаго сатанизма.

Чего же хорошаго, послѣ этого, можно намъ ожидать?

А что особенно въ наше время жутко и страшно и что, кажется, не имѣло себѣ такого явнаго, открытаго прецедента въ прошломъ, это то, что многіе, носящіе имя «христіанъ» и даже состоящіе въ рангѣ христіанскихъ священнослужителей, какъ-будто безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, вступаютъ въ тѣсный контактъ, порою въ дружественное сотрудничество съ явными или тайными служителями сатаны, содѣйствуя расширенію сатанинской власти въ мірѣ.

Они, словно, забываютъ или не хотятъ знать, что «Богъ поругаемъ не бываетъ» (Гал. 6, 7) и что «еще мало елико елико (ибо еще немного, очень немного), Гря/с. 578/дый пріидетъ, и не укоснитъ» (Евр. 10, 37), «чтобы воздать каждому по дѣламъ его» (Апок. 22, 12).

«Да рыдаетъ вѣчно сонмъ злочестивыхъ», поетъ св. Церковь: «не исповѣдающихъ Тя въ рождествѣ Чистую Богородительницу, и не покланяющихся пречистой Твоей иконѣ» (стихира Казанской Божіей Матери), а православные священнослужители и даже весьма высокіе іерархи въ наши дни не только вступаютъ въ самое дружественное общеніе съ этимъ «сонмомъ злочестивыхъ» — съ хулителями и поносителями Пречистой Дѣвы, но даже формально входятъ въ основанныя ими учрежденія и организаціи, не брезгая получать отъ этихъ лютыхъ враговъ Госпожи и Владычицы міра матеріальную помощь, иногда совершенно откровенно, иногда подъ лукавымъ предлогомъ «сотрудничества на почвѣ благотворительности»...

Пресловутые «Іудины сребренники» и донынѣ сохраняютъ всю свою мощь и силу, всю свою трудно-отразимую привлекательность, съ тою лишь разницею, что въ наше время предается за нихъ не только Христосъ, но и Его Пречистая Матерь и вся наша святая вѣра и Церковь, а также — съ тою разницею, что число этихъ современныхъ «Іудъ» до чрезвычайности умножилось, и они, «ничтоже сумняся», творятъ свое предательское дѣло, не обнаруживая даже того раскаянія, которое въ свое время охватило сердце Іуды.

Что же дѣлать намъ, отдающимъ себѣ ясный отчетъ въ томъ, какой подлинный ужасъ творится сейчасъ въ мірѣ?

Прежде всего — хранить свою совѣсть чистой и беречь себя отъ всякихъ компромиссовъ и соглашательствъ съ врагами нашей Святой Вѣры и Церкви — не имѣть никакого дружескаго общенія съ хулителями Христа Спасителя и Его Пречистой Матери и, памятуя безчисленныя милости къ намъ и заступленіе, многократно явленныя Пречистою Матерью Божіею, неустанно вопіять къ Ней:

«О, Пресвятая Госпоже, Дѣво Богородице! Покрый насъ чудеснымъ Твоимъ омофоромъ, сохраняя люди Твоя отъ всякаго зла!» (свѣтиленъ).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 572-578.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.