Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ПРІИДИТЕ, ЛЮДІЕ, ТРІѴПОСТАСНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ, СЫНУ ВО ОТЦѢ СО СВЯТЫМЪ ДУХОМЪ»...
(Стихира Пятидесятницы).

Такъ взываетъ къ намъ св. Церковь въ нынѣшній великій день Пятидесятницы. Великій праздникъ у насъ сегодня, братіе, великое торжество! Вѣдь только сегодня свершилось, наконецъ, все то, чему предопредѣлилъ /с. 565/ быть Богъ для нашего спасенія. Славнымъ сошествіемъ Святаго Духа на Апостоловъ закончилось все дѣло Божественнаго домостроительства — дѣло спасенія падшаго рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти.

Великъ и славенъ радостный праздникъ Рождества Христова, несравненна слава праздника праздниковъ и торжества торжествъ свѣтлаго Воскресенія Христова, но ни отъ того, ни отъ другого не было бы намъ, окаяннымъ грѣшникамъ, никакой пользы, если бы не сошелъ нынѣ Духъ Святый. Безъ благодати Духа Святаго, мы, по своей грѣховной нечистотѣ и крайней испорченности нашей природы, были бы совершенно неспособны воспринять все богатство благости, котораго удостоила насъ любовь Бога Отца, нашего Творца и Промыслителя, и любовь Бога Сына, нашего Спасителя и Искупителя: мы не смогли бы даже воспользоваться плодами принесенной за насъ искупительной жертвы Христовой. И вотъ то, «чему благоволилъ быть Богъ Отецъ и что исполнилъ на Себѣ Богъ Сынъ, то присвоить вѣрующимъ сошелъ нынѣ Духъ Святый» (Еп. Ѳеофанъ Вышенскій).

Богъ Отецъ, отъ вѣчности благоволившій спасти родъ человѣческій, разными промыслительными дѣйствіями въ Ветхомъ Завѣтѣ предуготовлялъ это спасеніе; Богъ Сынъ, исполняя волю Отца Небеснаго, принесъ Самого Себя въ жертву за грѣхи людей, сдѣлавшись орудіемъ нашего спасенія; Богъ Духъ Святый закончилъ все это дѣло Божественнаго домостроительства, явившись дла того, чтобы помочь намъ усвоить плоды искупительной Жертвы Христовой, чрезъ уврачеваніе нашихъ душевныхъ недуговъ, чрезъ очищеніе насъ отъ всякой грѣховной нечистоты и скверны, чрезъ преобразованіе насъ въ новую тварь, способную къ вѣчной нетлѣнной жизни, для которой мы и были созданы первоначально Богомъ, и которой лишились чрезъ грѣхопаденіе прародителей.

Только однажды сошелъ Духъ Святый въ великій день Пятидесятницы, и съ тѣхъ поръ, по обѣтованію Христову, данному Его Божественнымъ ученикамъ на Тайной Вечери (Іоан. 14, 16-17), неизмѣнно пребываетъ /с. 566/ въ истинной Церкви и преподается вѣрующимъ чрезъ законно-поставленныхъ Имъ пастырей Церкви. Церковь — это и есть «Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ», о которомъ предрекалъ Господь во время Своей земной жизни (Марк. 9, 1).

Теперь мы все больше и больше слышимъ о какой-то «новой, второй Пятидесятницѣ» и объ устройствѣ какого-то новаго «Царствія Божія на землѣ». Господь Іисусъ Христосъ, чрезъ ниспосланіе Святаго Духа, создалъ лишь одну Церковь, давъ ей великое обѣтованіе: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18). О какихъ же это многихъ «церквахъ» такъ любятъ теперь говорить, пропагандируя ихъ «соединеніе» въ какую-то одну — новую «церковь»? Причемъ войти туда якобы могутъ и должны не только христіане разныхъ исповѣданій и сектъ, но даже іудеи, магометане и язычники... даже безбожники... безъ отказа отъ своихъ прежнихъ взглядовъ и заблужденій.

Что это будетъ за новая «церковь»?

Мы можемъ быть твердо увѣрены, что это будетъ не церковь, а лже-церковь, лже-церковь антихриста, о которомъ Слово Божіе учитъ, что онъ будетъ выдавать себя за Бога и даже дерзнетъ въ церкви Божіей сѣсть, какъ Богъ (2 Сол. 2, 4).

Равнымъ образомъ, не будетъ никогда и никакого другого «Царствія Божія на землѣ», кромѣ существующей уже почти двадцать вѣковъ истинной Церкви Христовой — Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — Церкви Православной.

О, какъ надо бояться вамъ, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, всѣхъ этихъ подлинно-сатанинскихъ прельщеній нашего лукаваго отступническаго времени, подъ предлогомъ какой-то мнимой «христіанской любви»!

Крѣпко держитесь, единой истинной Церкви Христовой — той Церкви, которая ни въ чемъ не отступила отъ апостольскаго и отеческаго ученія вѣры и благочестія, которая ни въ чемъ не измѣнилась, но свято и /с. 567/ непоколебимо хранитъ вѣру апостольскую, вѣру отеческую, вѣру православную.

А никакого «Царствія Божія на землѣ» никогда не будетъ.

Царствіе Божіе — лишь въ душахъ истинно-вѣруюшихъ, какъ засвидѣтельствовалъ это Самъ Господь Іисусъ Христосъ: «Не придетъ Царствіе Божіе примѣтнымъ образомъ, и не скажутъ: вотъ, Оно здѣсь; или: вотъ — тамъ. Се бо Царствіе Божіе внутрь васъ есть» (Лук. 17, 20-21).

А св. Апостолъ Павелъ поясняетъ, что «Царствіе Божіе» —это «не пища и питіе» и не какія-либо земныя блага и удобства, о коихъ мечтаютъ современные «умники» — лжемудрецы вѣка сего, «но правда, и миръ, и радость о Духѣ Свитѣ» (Римл. 14, 17).

Царство Божіе — это Царство Духа Святаго, который есть «Сокровище благихъ» и «жизни Податель», какъ поетъ о Немъ Св. Церковь. Онъ есть и нашъ «Утѣшитель» во всѣхъ постигающихъ насъ скорбяхъ, Онъ — «Духъ истины», наставляющій насъ, по слову Христову, на всякую истину (Іоан. 16, 13).

Вотъ почему безъ благодати Духа Святаго невозможно для насъ наслѣдованіе Царствія Божія, невоможно вѣчное спасеніе, для котораго мы сотворены и предназначены нашимъ любящимъ Отцемъ-Богомъ и которое утратили чрезъ грѣхъ.

Духъ Святый и сошелъ для того, чтобы возродить къ новой, нетлѣнной жизни нашу испорченную грѣхомъ природу, очистивъ ее отъ всякія скверны плоти и духа, — сдѣлать насъ «новой тварью во Христѣ» (2 Кор. 5, 17). Понятно поэтому, отчего нашъ великій россійскій подвижникъ и молитвенникъ преп. Серафимъ Саровскій училъ, что «цѣль христіанской жизни есть стяжаніе Святаго Духа Божія».

А такъ какъ въ дѣлѣ домостроительства спасенія человѣческаго рода принимали участіе всѣ три лица Пресвятой Троицы, то поэтому въ великій день Пятидесятницы съ особою торжественностью и неоднократно поется радостная пѣснь: «Видѣхомъ Свѣтъ истин/с. 568/ный, пріяхомъ Духа небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную, нераздѣльнѣй Троицѣ покланяемся: Та бо насъ спасла есть», и самый праздникъ Пятидесятницы называется еще «праздникомъ Святой Троицы», или, въ просторѣчіи «Троицынымъ-днемъ», хотя событіе, воспоминаемое въ этотъ день, касается, собственно, только третьяго лица Пресвятой Троицы — Духа Святаго.

Чрезъ сошествіе Духа Святаго явилась на землѣ Церковь Христова, какъ сокровищница и раздаятельница благодати Святаго Духа, которая преподается всѣмъ истинно-вѣрующимъ членамъ истинной Церкви черезъ посредство таинствъ церковныхъ. Въ этихъ таинствахъ каждый истинно-вѣрующій становится причастникомъ Духа Святаго и дѣлается самъ храмомъ Духа Божія, какъ удостовѣряетъ насъ въ этомъ св. Апостолъ Павелъ: «Не вѣете ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ» (1 Кор. 3, 16).

Постоянно памятуя объ этомъ, какъ должны мы любить нашу Святую Церковь, которая удостаиваетъ насъ такого великаго блага дѣлаться одушевленными храмами Божіими, и какъ должны трепетать и бояться, чтобы не осквернить себя какой-либо грѣховной нечистотой, дабы не оскорбить живущаго въ насъ Духа Божія, который не можетъ обитать въ нечистыхъ сосудахъ. А если и случится впасть въ какой-либо грѣхъ — должны немедленно прибѣгать къ таинству покаянія, чтобы скорѣе очистить себя, и стремиться загладить свой грѣхъ и исправить свою жизнь и поведеніе.

О, какъ надо намъ дорожить этой Святѣйшей благодатью Святаго Духа, всегда усердно молясь и взывая, какъ взываетъ сегодня отъ лица всѣхъ насъ Св. Церковь: «Царю небесный, Утѣшителю, Душе истины, иже вездѣ сый и вся исполняяй, Сокровище благихъ и жизни подателю, пріиди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякія скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 564-568.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.