Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНІЕ
ко дню Святой Пасхи — 8 апрѣля 1968 года вѣрнымъ чадамъ Сиракузской и Троицкой Епархіи.

Христосъ Воскресе!

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ, видимый же весь и невидимый: ХРИСТОСЪ БО ВОСТА, ВЕСЕЛІЕ ВѢЧНОЕ» (Канонъ св. Пасхи, п. 1).

Такъ ликующе-побѣдно поетъ Св. Церковь въ нынѣшній свѣтоносный день преславнаго Воскресенія Хри/с. 562/стова изъ мертвыхъ. И все наше дивное, ни съ чѣмъ несравнимое пасхальное богослуженіе есть сплошное ликованіе, радость и веселіе о воскресшемъ Господѣ. И блаженъ тотъ, кто не утратилъ еще способности во всей полнотѣ, насколько это возможно для грѣшнаго человѣка, переживать эту возвышенную радость, это неизреченное духовное веселіе. Такой поистинѣ, еще здѣсь на землѣ, въ эту священную и всепразднственную нощь спасительнаго Христова Воскресенія, какъ бы предвкушаетъ уже начатки райскаго блаженства. Но не только въ одну эту ночь: вся жизнь его озаряется свѣтомъ этой чистой пасхальной радости. На немъ исполняется слово, сказанное Самимъ Господомъ еще на Тайной Вечери Своимъ Божественнымъ ученикамъ и Апостоламъ: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Іоан. 16, 22). Это поняли и пережили они, когда Воскресшій Господь явился имъ, скорбящимъ и сѣтующимъ, по Своемъ Воскресеніи, и исполнилъ несказанной радости и веселія сердца ихъ. Съ тѣхъ поръ эта свѣтлая пасхальная радость всегда сопутствовала имъ на ихъ многоскорбномъ жизненномъ пути, вдохновляла и воодушевляла ихъ въ великомъ дѣлѣ проповѣди Евангелія «всей твари». И если мы обратимся къ исторіи церковной, то не можемъ не поразиться, какія воистину дивныя чудеса творила эта свѣтлая пасхальная радость со всѣми истинными христіанами, на протяженіи вотъ уже почти двадцати столѣтій. Во имя этой чистой радости самые, казалось бы, слабые и немощные люди нерѣдко отрекались отъ всѣхъ благъ, преимуществъ и удовольствій земной жизни: отъ личной собственности, отъ высокаго положенія, славы и почестей, отъ плотскихъ удобствъ и наслажденій; она научила ихъ не бояться смерти и побуждала съ ликованіемъ и побѣдными пѣснями идти на страшныя мученія за Имя Христово: на сожженіе, на растерзаніе дикими звѣрями, на колесованіе и распятіе. Многихъ богобоязненныхъ мужей и женъ эта свѣтлая пасхальная радость побуждала отрекаться отъ всѣхъ земныхъ радостей и утѣшеній и презирать все земное, дабы быть ближе ко Христу и еще въ этой жизни пріискрен/с. 563/нѣе соединиться съ Нимъ, все «почитая за соръ», подобно св. Апостолу Павлу, «чтобы пріобрѣсти Христа» (Филип. 3, 8). Во имя этой радости они оставляли иногда даже свои обычныя жилища и водворялись «въ горахъ и въ вертепахъ и въ пропастехъ земныхъ» (Евр. 11, 38), не желая знать ничего, кромѣ Іисуса Христа Распятаго и Воскресшаго изъ мертвыхъ (1 Кор. 2, 2); они, слѣдуя призыву св. Апостола, «ряспинали плоть свою со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24), «сраспинались Христу», чтобы и «воскреснуть съ Нимъ» (Гал. 2, 19; Кол. 3, 1; Рим. 6, 3-11).

И несмотря на все это, они никогда не были мрачны и озлоблены, а наоборотъ: всегда свѣтлы и радостны, служа утѣшеніемъ для всѣхъ остальныхъ людей, прибѣгавшихъ къ нимъ за духовной помощью. Такіе истинные христіане были подлинно свѣтильниками міру.

Но вотъ наступили для насъ иныя времена! И если всегда истинные христіане были людьми «не отъ міра сего», то нынѣ это такъ — болѣе, чѣмъ когда-либо въ прошломъ.

Св. Церковь, какъ сказали мы въ началѣ, всѣхъ насъ зоветъ: «...земля же да радуется, да празднуетъ же міръ, видимый же весь и невидимый».., а много ли теперь въ мірѣ такихъ людей, которые бы всѣмъ сердцемъ радовались въ свѣтоносный день Пасхи Господней и всѣмъ существомъ своимъ ощущали всю силу словъ: «Христосъ бо воста, веселіе вѣчное»?

Увы! современный міръ, даже въ значительной части своей еще носящій имя «христіанскаго», уже чуждъ этой свѣтлой пасхальной радости: въ своемъ губительномъ состояніи «окамененнаго нечувствія» онъ не воспринимаетъ уже этого «веселія вѣчнаго», живя совсѣмъ другими интересами и настроеніями.

Не будемъ, однако, чрезмѣрно скорбѣть и унывать отъ этого, зная, что всему этому такъ и надлежитъ быть (Лук. 21, 9). Міръ пусть идетъ своимъ путемъ, а мы — своимъ. Міръ пусть стремится къ своей погибели, а мы — со страхомъ и трепетомъ будемъ содѣвать свое спасеніе вѣчное, взирая на «Начальника вѣ/с. 564/ры и Совершителя Іисуса», насъ ради распятаго и тридневно воскресшаго изъ мертвыхъ (Евр. 12, 2). И не будемъ «сообразоваться съ вѣкомъ симъ» лукавымъ и прелестнымъ, но «преобразоваться обновленіемъ ума нашего, чтобы намъ познавать, что есть воля Божія, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). И тогда, какъ воскресъ изъ мертвыхъ Онъ, Спаситель нашъ — Новый Адамъ, такъ воскреснемъ къ новой нетлѣнной, блаженной жизни и мы съ Нимъ.

Объ этой побѣдѣ надъ злѣйшимъ врагомъ нашимъ смертью, объ этомъ всеобщемъ нашемъ воскресеніи изъ мертвыхъ и «иного житія вѣчнаго началѣ» ежегодно напоминаетъ намъ этотъ радостнѣйшій «праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ», почему и внушаетъ намъ св. Церковь въ этотъ день съ особой силой молитвенно взывать къ Воскресшему Господу: «О Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божій, и Сило! Подавай намъ истѣе Тебе причащатися, въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!» (Канонъ, п. 9).

Этого отъ всей души желаемъ вамъ, наши возлюбленныя о Господѣ чада духовныя, братія и сестры во Христѣ, привѣтствуя васъ, по обычаю, сладчайшимъ и радостнѣйшимъ пасхальнымъ восклицаніемъ:

«Христосъ Воскресе!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 561-564.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.