Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

КРЕСТЪ ГОСПОДЕНЬ — НАШЕ ЗНАМЯ И НАШЕ ОРУЖІЕ.

«Господи, оружіе на діавола крестъ Твой далъ еси намъ...» (стихира).

Посреди св. Четыредесятницы возвышается спасительное древо Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Крестъ съ особой торжественностью выносится на середину храма, ему воздается, при пѣніи соотвѣтствующихъ умилительныхъ пѣснопѣній, благолѣпное поклоненіе, и онъ остается тамъ на всю седмицу, отчего вся седмица называется «крестопоклонной».

Глубочайшій смыслъ сокрытъ въ этомъ, какъ и во всемъ, что установлено нашей Св. Церковью!

Мы — воины Христовы: боремся съ врагомъ Божіимъ и врагомъ нашего спасенія — діаволомъ. Великій постъ — нарочитое поприще этой святой «невидимой брани». И вотъ, какъ разъ въ серединѣ поста крестъ выносится, какъ наше воинское знамя, чтобы подбодрить насъ и воодушевить на дальнѣйшую борьбу съ врагомъ, вплоть до полной побѣды надъ нимъ.

Но крестъ Господень — не только наше знамя, а и наше оружіе, о чемъ такъ выразительно поетъ св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ. И не просто «оружіе», а «оружіе непобѣдимое» и «непобѣдимая побѣда».

/с. 555/ Неудивительно поэтому, что врагъ старается лишить насъ этого оружія, какъ и въ обыкновенной брани выбиваютъ оружіе изъ рукъ воина, дабы его обезоружить и сдѣлать беззащитнымъ.

Эта борьба противъ креста Христова началась давно, но никогда еще она не достигала такой силы, какъ въ наше время.

Какъ только ни поносили, ни унижали крестъ Господень, въ своемъ подлинномъ безуміи, даже тѣ, которые считали себя «христіанами» — сектанты разныхъ толковъ. Величайшую святыню христіанства, которой хвалился, по его собственнымъ словамъ, великій Апостолъ языковъ св. Павелъ (Гал. 6, 14), они кощунственно стали называть «висѣлицей», запрещая своимъ послѣдователямъ употребленіе креста и почитаніе его и насмѣхаясь надъ православными за ношеніе его. И въ то время какъ въ первые вѣка христіанства, вскорѣ же послѣ прекращенія гоненій, всѣ христіане съ благоговѣніемъ носили на себѣ крестъ и изображали его не только на своихъ храмахъ, но и на своихъ жилищахъ и всюду, гдѣ только можно (лишь бы онъ не былъ попираемъ ногами), твердо вѣря въ его всеосвящающую и всепобѣждающую силу, — теперь знаменія креста Господня, за малыми исключеніями, почти нигдѣ уже не увидишь, даже на зданіяхъ, которыя претендуютъ на именованіе себя «христіанскими храмами». А нерѣдко онъ изображается, вмѣстѣ съ Распятымъ на немъ, въ совершенно-недопустимомъ, просто кощунственномъ видѣ, какъ бы съ нарочитой цѣлью поруганія его.

Но сверхъ этого, полнаго почти изгнанія креста Господня изъ современной жизни, въ самое послѣднее время начался и открытый вражескій походъ на Распятаго на крестѣ Господа, съ явно-тенденціозной цѣлью — унизить и дискредитировать въ глазахъ современныхъ людей самое Его Распятіе, столь для насъ спасительное, коимъ совершилось великое Таинство Искупленія человѣческаго рода отъ грѣха, проклятія и смерти.

Въ разныхъ органахъ печати, на разныхъ языкахъ то и дѣло пишутся теперь статьи и издаются брошюры /с. 556/ и цѣлыя книги съ злостною цѣлью — представить исторію Распятія Христова совсѣмъ въ иномъ видѣ, нежели мы это знаемъ изъ Евангелія. Въ Евангеліи, молъ, въ позднѣйшія времена появились вставки и искаженія, извратившія будто бы первоначальный смыслъ повѣствованія. Эти «фабриканты» новаго, современнаго («экуменическаго», какъ нѣкоторые изъ нихъ сами его называютъ) «евангелія» договорились даже до того — страшно сказать и повторять это! — что Христосъ-Спаситель былъ казненъ черезъ распятіе на крестѣ по почину самого римскаго прокуратора Понтія Пилата, какъ обыкновенный государственный преступникъ, за то, что онъ пытался поднять вооруженное возстаніе противъ римской власти, причемъ это сопровождается иногда такимъ нелѣпымъ вымысломъ, будто разбойникъ Варавва былъ Его единомышленникомъ и сообщникомъ. А дозволенное недавно какому-то газетному редактору «тщательное обслѣдованіе» извѣстной Туринской плащаницы якобы «установило» къ тому же, что Христосъ на крестѣ не умиралъ, такъ какъ былъ завернутъ въ плащаницу еще живымъ.

Когда все это говорятъ и пишутъ исконные и сознательные враги христіанства, это нисколько не удивительно, хоть и распоясались они въ послѣднее время до полнаго неприличія и уже не знаютъ предѣловъ своей наглой лжи, — но насъ не можетъ не поражать до самой глубины души, что въ переживаемое нами время находятся люди, называющіе себя «христіанами» и даже носящіе званіе христіанскихъ священнослужителей, причемъ порою съ весьма высокимъ положеніемъ, которые охотно идутъ навстрѣчу всей этой ужасной, подлинно-сатанинской, лживой пропагандѣ. Въ сущности вѣдь, въ какой-то мѣрѣ на этотъ путь сталъ недавно и столь нашумѣвшій Второй Ватиканскій Соборъ, послѣ котораго, какъ бы въ видѣ возмездія за это, начался настоящій внутренній развалъ казавшагося прежде столь монолитнымъ зданія римскаго католицизма.

Одновременно съ этимъ, все болѣе и болѣе ширится пропаганда противъ самого христіанства, какъ якобы не /с. 557/ оправдавшаго надеждъ, возлагавшихся на него человѣчествомъ: оно, молъ, «обмануло» людей, обѣщавъ имъ «миръ на землѣ», а мира этого не дало. «А вотъ мы», — говорятъ эти враги креста Христова: «поставили себѣ задачей — установить этотъ миръ и создать общее благоденствіе и надѣемся достигнуть этого въ ближайшемъ будущемъ: намъ не хватаетъ пока только «вождя», но онъ скоро придетъ».

Не ясно ли, о какомъ «вождѣ» идетъ здѣсь рѣчь?

Вѣдь это несомнѣнно будетъ тотъ, о которомъ предрекъ Самъ Христосъ-Спаситель невѣровавшимъ въ Него іудеямъ: «Азъ пріидохъ во Имя Отца Моего, и не пріемлете Мене: аще инъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете» (Іоан. 5, 43).

Это, конечно, будетъ тотъ, который, по предреченіямъ Свв. Отцевъ, будетъ стараться «замѣнить» людямъ Христа — быть имъ «вмѣсто» (=анти) Христа и затѣмъ будетъ «противъ» Христа — яростнымъ противникомъ его («анти» вѣдь и имѣетъ этотъ двоякій смыслъ: «вмѣсто» и «противъ»).

Отсюда каждому вдумчивому благоразумному человѣку должно быть ясно, изъ какого первоисточника идетъ вся эта отвратительная современная пропаганда противъ креста Господня и Распятаго на немъ нашего Господа и Спасителя!

Яснымъ должно быть и то, какія заданія ставитъ себѣ эта пропаганда!

Но вотъ, что дѣйствительно страшно: это то, что не мало теперь христіанскихъ и даже православныхъ священнослужителей, которые, ради денегъ, снисканія себѣ популярности и карьеры, въ большей или меньшей степени, такъ или иначе, открыто или прикрыто, «идутъ въ ногу» съ этой антихристіанской — антихристовой пропагандой, или... упорно молчатъ о ней, не желая предостерегать свою паству отъ нея, и даже другимъ запрещаютъ говорить объ этомъ, конечно, дѣлая это въ угоду «кому-то». Закрывая глаза на всѣ къ небу вопіющіе факты, они какъ-будто охотно мирятся со всѣми /с. 558/ этими уродливыми явленіями антихристіанской современности, предлагая иногда дѣятелямъ ея даже свое сотрудничество, а проповѣди свои говорятъ на чисто-отвлеченныя темы, нисколько не касаясь конкретныхъ ужасовъ, какіе сейчасъ въ мірѣ происходятъ. Они словно ничего не видятъ и не слышатъ.

Какой страшный отвѣтъ понесутъ они за это свое молчаніе, которымъ подлинно «предается Богъ», по выраженію великаго святителя Григорія Богослова!

Вѣдь Господь поставилъ пастырей быть «стражами дома Израилева», то-есть ввѣренной имъ паствы, по слову Писанія, и «взыщетъ кровь» всѣхъ заблудившихся и сбившихся съ праваго пути «отъ руки ихъ» (Іезек. 3, 17).

Какъ же тогда можно молчать о томъ, о чемъ сейчасъ, кажется, самые камни готовы возопіять!

И ужъ совсѣмъ жутко, когда служители Церкви полностью солидаризируются съ лютыми врагами Христа-Спасителя, вступая съ ними въ тѣ или иныя соглашенія, дѣлая имъ тѣ или иныя уступки и даже лицемѣрно объясняясь имъ въ любви и восхваляя ихъ, какъ своихъ друзей, благодѣтелей и покровителей.

На этотъ жуткій путь — путь лицемѣрной лжи, которой не должно быть мѣста въ истинной Церкви Христовой, въ свое время, у насъ, въ нашей порабощенной безбожниками Россіи стало «сергіанство», послѣдовательнымъ продолженіемъ коего является нынѣшняя «московская патріархія». Какое страшное предательство креста Христова въ пресловутой «Деклараціи» Нижегородскаго Митрополита Сергія отъ 1927 года и въ неоднократныхъ заявленіяхъ его и патріарха Алексія, что богоборческая коммунистическая власть есть «власть отъ Бога» и что ей нужно «выразить благодарность за заботы о нуждахъ православнаго населенія»!

По такому же приблизительно пути, быть можетъ, только иногда въ болѣе смягченныхъ формахъ, пошло и іерархическое руководство другихъ помѣстныхъ православныхъ церквей, оказавшихся на территоріи коммунистическихъ странъ.

Не рѣшаемся строго судить ихъ, ибо не всякій спо/с. 559/собенъ на подвигъ исповѣдничества и мученическую смерть, но болѣе чѣмъ странно, живя на свободѣ, оправдывать и даже одобрять такой путь, дѣлая себя, такимъ образомъ, участникомъ въ ихъ преступной лжи.

Впрочемъ, едва ли, однако, многимъ лучше въ странахъ такъ называемаго «свободнаго міра», гдѣ нѣтъ пока такого открытаго кроваваго гоненія на крестъ Христовъ и его вѣрныхъ послѣдователей. И здѣсь наблюдается какая-то «несвобода» — какая-то связанность многихъ представителей церковной іерархіи, какая-то подчиненность, какая-то зависимость ихъ отъ враговъ креста Христова. Мощнымъ орудіемъ этихъ враговъ стало столь модное теперь «экуменическое движеніе», которое въ самое послѣднее время достаточно ярко выявило свое антихристіанское лицо, прикрывая его лукаво обольстительнымъ для многихъ лозунгомъ «христіанской любви» и всеобщаго «единенія».

Особнякомъ стоитъ пока наша Русская Зарубежная Церковь, но, конечно, болѣе чѣмъ наивно думать, что она можетъ быть оставлена «внѣ поля зрѣнія» враговъ креста Христова. Тутъ, съ нашей стороны, требуется самая строжайшая бдительность и принятіе самыхъ рѣшительныхъ мѣръ къ пресѣченію всякихъ малѣйшихъ попытокъ какъ-то подчинить насъ себѣ. Всякое легкомысліе и чрезмѣрная наивная довѣрчивость тутъ непростительны! Не можетъ быть у насъ никакого общенія ни съ явными ни съ тайными врагами креста Христова ни на религіозной почвѣ, ни на бытовой. Не безопасно сотрудничество съ ними и на почвѣ «благотворительности», ибо деньги всегда сохраняютъ свою способность «покупать» и дѣлать совѣсть человѣка «эластичной».

Надо всегда помнить: служеніе Церкви богоборческой власти или антихристіанскому экуменизму — все равно! — это отказъ ея отъ Христова оружія — креста Господня, это — духовная капитуляція, сдача въ плѣнъ врагу Божію и врагу человѣческаго спасенія — діаволу. Одна внѣшняя видимость Церкви, хотя бы и очень пышная и наружно-привлекательная, это /с. 560/ еще — не Церковь истинная, какой единственно Церковь должна быть.

Объ этомъ такъ предрекалъ, говоря о послѣднихъ временахъ, нашъ великій россійскій свѣтильникъ святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Тогда, хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступленіе истинное» (Толков. на посл. Сол. 2-ое гл. 2).

Остановить это «Отступленіе» немощною рукою своею, по словамъ другого нашего духоноснаго наставника святителя Игнатія (Брянчанинова), мы безсильны, ибо оно — «попущено Богомъ», но «устраниться, охраняться отъ него» мы должны. А для этого надо «ознакомиться съ духомъ его, изучить его, чтобъ по возможности избѣгнуть вліянія его» («Отечникъ» стр. 549).

Вотъ почему молчать въ наше время о совершающемся на нашихъ глазахъ Отступленіи — преступно и передъ самими собою и передъ нашими ближними.

У насъ свой — прямой и честный путь, отъ котораго не должно быть никакихъ, ни малѣйшихъ отклоненій.

Никакихъ компромиссовъ съ совѣстью, тѣмъ болѣе ради временныхъ благъ этой жизни!

Въ нынѣшнее страшное время повсюднаго уже гоненія на наше великое и спасительное знаменіе — Крестъ Христовъ не только не позволимъ себѣ какъ-то стыдиться его, въ угоду «кому-то», но наоборотъ: вооружимся имъ, готовя себя на исповѣдническій подвигъ, если понадобится, даже до смерти, взывая мысленно вмѣстѣ со св. Апостоломъ Павломъ: «Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру» (Гал. 6, 14).

И, взявъ каждый «крестъ свой», какъ призываетъ насъ Христосъ-Спаситель, пойдемъ за Нимъ этимъ нашимъ прямымъ и честнымъ путемъ, нынѣ совсѣмъ особымъ, отдѣльнымъ путемъ, от/с. 561/личнымъ отъ другихъ, ставшихъ отступниками креста Христова.

А какъ идти этимъ путемъ, св. Церковь ясно указываетъ намъ въ 4-ую и въ 5-ую недѣли Великаго поста. Тутъ указаны намъ два пути, сливающіеся въ одинъ: въ 4-ую недѣлю памятью преподобнаго Іоанна Лѣствичника указывается въ его славной «Лѣствицѣ» незаблудный путь Богоугожденія, а въ 5-ую недѣлю памятью преподобной Маріи Египетской указывается путь покаянія, который послѣ отклоненія отъ пути Богоугожденія, вновь приводитъ насъ на путь спасенія.

Итакъ, несмотря на все подлинно-страшное, совершающееся сейчасъ въ мірѣ не взирая ни на какихъ отступниковъ, даже въ нашей собственной средѣ, будемъ только твердо помнить, что Крестъ Христовъ — это наше знамя и, одновременно, наше непобѣдимое оружіе и, что, въ конечномъ итогѣ, Кресту Христову принадлежитъ окончательная и полная побѣда надъ всѣми силами современнаго мірового зла, что Крестъ Господень — наша слава и утвержденіе, и упованіе на него насъ никогда не посрамитъ.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 554-561.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.