Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«СЕ ВРЕМЯ БЛАГОПРІЯТНОЕ, СЕ ВРЕМЯ ПОКАЯНІЯ, ОТЛОЖИМЪ ДѢЛА ТЬМЫ, И ОБЛЕЧЕМСЯ ВО ОРУЖІЯ СВѢТА!»

«Пріиде постъ, мати цѣломудрія, обличитель грѣховъ, проповѣдникъ покаянія, жительство ангеловъ, и спасеніе человѣковъ, вѣрніи возопіимъ: Боже, помилуй насъ!» (Стихира въ понед. 1-й седмицы).

Вотъ и вновь сподобилъ насъ Господь дожить до спасительныхъ дней Великаго поста! Вновь призываетъ насъ св. Церковь къ покаянію, радостно восклицая: «Се время благопріятное, се время покаянія!..» и тутъ же поясняетъ, въ чемъ должно состоять это покаяніе: «...отложимъ дѣла тьмы, и облечемся во оружія свѣта!..» (стихира ні вечернѣ въ недѣлю Сыропустную).

/с. 544/ Безъ покаянія нѣтъ спасенія, а потому пришедшій на землю спасти насъ Единородный Сынъ Божій Господь Іисусъ Христосъ и началъ свое общественное служеніе человѣческому роду призывомъ къ покаянію: «покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Матѳ. 4, 17) и предупреждалъ: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лук. 13, 3).

Но въ чемъ состоитъ истинное и спасительное покаяніе?

Многіе въ наше время думаютъ, что покаяніе — это значитъ: придти на исповѣдь къ священнику, пересказать ему свои грѣхи, или даже только выслушать отъ него перечисленіе обыкновенныхъ человѣческихъ грѣховъ, получить разрѣшеніе въ своихъ грѣхахъ, а затѣмъ по-прежнему безстыдно и безстрашно продолжать свою, вошедшую уже въ привычку, грѣховную жизнь.

Но это — увы! — совсѣмъ не есть то покаяніе, какого ждетъ отъ насъ Господь.

Святые отцы — наставники христіанской жизни учатъ насъ, что если кто съ такимъ легкомысленнымъ настроеніемъ придетъ на исповѣдь, не думая объ исправленіи своей жизни, то можетъ случиться, что когда духовникъ будетъ произносить: «прощаю и разрѣшаю тя...», Господь скажетъ: «А Я осуждаю». И самое причащеніе Святыхъ Христовыхъ Таинъ послѣ этого будетъ не «въ оставленіе грѣховъ и жизнь вѣчную», а «въ судъ и осужденіе».

Истинное покаяніе состоитъ въ томъ, къ чему призываетъ насъ св. Церковь въ вышеприведенной нами стихирѣ: «отложимъ дѣла тьмы, и облечемся во оружія свѣта!» Истинное покаяніе — это коренное измѣненіе своей жизни. Покаяться — это значитъ: твердо рѣшиться стать другимъ человѣкомъ — лучшимъ, чѣмъ ты былъ прежде.

Безъ этого — покаяніе не покаяніе, а лишь выполненіе никому и ни на что не нужной формальности — одно лицемѣріе.

Великій постъ и назначенъ Церковью для того, чтобы помочь намъ по-настоящему покаяться, дабы мы, хо/с. 545/тя на время, отвлеклись отъ порабощающихъ нашу душу мірскихъ заботъ, суеты и развлеченій, и углубились со вниманіемъ въ себя, ища, что въ насъ подлежитъ рѣшительному искорененію и исправленію, какъ противное Закону Божію и препятствующее нашему вѣчному спасенію. Тщательно провѣривъ себя, свой внутренній міръ, надо затѣмъ рѣшиться оставить свои излюбленныя страсти, свои порочныя наклонности и стремленія, осудивъ и возненавидѣвъ ихъ, и поставить себѣ цѣлью начать отнынѣ совершенно новую жизнь, во всемъ согласную съ Закономъ Божіимъ.

Въ этомъ, собственно, и должно состоять то «говѣніе», которое должно предшествовать исповѣди и причащенію Св. Христовыхъ Таинъ. А ради большей успѣшности, оно всегда соединяется съ усердными молитвами, домашними и церковными и съ подвигомъ всесторонняго воздержанія душевнаго и тѣлеснаго.

Всѣ ли современные христіане такъ понимаютъ «постъ» и такъ проводятъ его?

Если нѣтъ, то и «христіанство» ихъ — христіанство только по имени, ибо сущность христіанства въ обновленіи жизни, въ новотвореніи падшаго грѣхомъ человѣка силою освящающей благодати Божіей.

Ибо мы, христіане, «спогребохомся Ему (Христу) крещеніемъ въ смерть: да якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ» (Римл. 6, 4) — учитъ насъ Слово Божіе.

«Аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Коринѳ. 5, 17).

Кто не хочетъ этого обновленія, тотъ, слѣдовательно, и не христіанинъ.

Вотъ Великій постъ и служитъ дѣлу нашего духовнаго обновленія: если мы постимся по-настоящему, какъ заповѣдуетъ св. Церковь, каемся во грѣхахъ своихъ и рѣшаемся исправить свою жизнь, мы становимся новою тварью во Христѣ, къ чему насъ призываетъ и чего ждетъ отъ насъ Св. Церковь.

/с. 546/ Какъ вести это дѣло нашего исправленія и духовнаго обновленія?

Съ чего начинать?

Конечно, съ самаго главнаго: съ нашихъ взаимоотношеній къ любящему насъ Отцу и Творцу и Спасителю нашему Богу и учрежденной Имъ для нашего спасенія Св. Церкви, попечительной Матери нашей.

Самый страшный грѣхъ, губительный для душъ нашихъ, это — грѣхъ невѣрія или зловѣрія: полное отверженіе Бога или извращеніе вѣры въ Него, самоизмышленная вѣра, вмѣсто вѣры истинной, Богопреданной.

«Иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ» говоритъ Самъ Господь (Марк. 16, 16).

«Безъ вѣры невозможно угодити Богу», свидѣтельствуетъ св. Апостолъ (Евр. 11, 6).

Но вѣра должна быть истинная, не искаженная и не извращенная человѣческими мудрованіями, а та самая, которую проповѣдалъ пришедшій на землю, ради нашего спасенія, Единородный Сынъ Божій, а затѣмъ — Его святые ученики и Апостолы и ихъ законные преемники Святые Отцы.

Это — вѣра Апостольская, вѣра Отеческая, вѣра Православная.

Невозможно закрывать глаза на то, какъ строги были св. Апостолы ко всѣмъ извратителямъ этой чистой Христовой вѣры — еретикамъ-лжеучителямъ.

«Аще кто приходитъ къ вамъ, и сего ученія не приноситъ, не пріемлите его въ домъ, и радоватися ему не глаголите (не привѣтствуйте его)», говоритъ «Апостолъ любви» св. Іоаннъ Богословъ (2 Іоан. ст. 10).

А великій «Апостолъ языковъ» св. Павелъ пишетъ Титу: «Еретика человѣка, по первомъ и второмъ наказаніи (т. е. вразумленіи) отрицайся, вѣдый, яко развратися таковый, и согрѣшаетъ и есть самоосужденъ» (Тит. 3, 10-11).

Такъ дорожили св. Апостолы истинной, неискаженной вѣрой Христовой и христіанъ учили дорожить ею, что св. Апостолъ Павелъ рѣшительно пишетъ обращеннымъ имъ ко Христу Галатамъ: «Аще мы, или Ангелъ съ /с. 547/ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ (сталъ бы благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ), АНАѲЕМА ДА БУДЕТЪ» (Галат. 1, 8-9).

Вотъ поэтому Седьмой Вселенскій Соборъ предаетъ анаѳемѣ всѣхъ тѣхъ, кто не желаютъ принимать Церковнаго Преданія, каноническихъ правилъ и постановленій св. Церкви, пытаясь ввести что-то свое, новое: «Вся, кромѣ Церковнаго Преданія и ученія и изображенія святыхъ и приснопамятныхъ Отецъ, обновляемая или по семъ содѣянная — анаѳема» (VI Соб. пр. 1-е).

Въ Православной Церкви нѣтъ ученія о чьей бы то ни было личной непогрѣшимости, какъ бы высоко кто ни стоялъ на лѣстницѣ церковной іерархіи, — нѣтъ мѣста «папизму». Въ ней никто не смѣетъ заводить ничего новаго, не принятаго всею Церковью въ цѣломъ. А «Церковь» — это не одинъ епископатъ, не одно духовенство, какъ въ наше время многіе, по невѣжеству своему, считаютъ: «Церковь заключается въ Епископѣ, клирѣ и всѣхъ стоящихъ въ вѣрѣ» (Св. Кипріанъ Карѳагенскій).

Ничего новаго не имѣютъ права вводить ни Патріархи, ни Соборы, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ замѣчательное «Окружное Посланіе» Восточныхъ Патріарховъ 1848 года.

Истинная вѣра, которая всегда должна оставаться неизмѣнной, это то, «во что вѣровали повсюду, во что вѣровали всегда, во что вѣровали всѣ» (Св. Викентій Лиринскій).

Плохо, весьма плохо, если кто возомнитъ самого себя непогрѣшимымъ и начнетъ по своему вкусу передѣлывать ученіе св. Церкви, беря изъ него только то, что нравится и что льститъ нашему самолюбію, нашимъ грѣховнымъ страстямъ и порокамъ. Ни Слова Божія искажать нельзя, ни священныхъ каноновъ и постановленій Церкви обходить, подъ разными лукавыми предлогами, и нарушать недопустимо.

Свята и непогрѣшима только вся Церковь въ цѣломъ, содержащая неизмѣнно Апостоль/с. 548/ское и Отеческое ученіе о вѣрѣ и благочестіи. Къ Церкви и надо каждому обращаться, чтобы познать Истину: у нея учиться, ее слушаться, не самого себя считая мѣриломъ истины, а Святую Церковь.

Но послушаніе Церкви далеко не всегда совпадаетъ съ послушаніемъ отдѣльнымъ духовнымъ лицамъ, пастырямъ Церкви, какъ и самое понятіе «Церкви» неправильно отождествлять съ понятіемъ «духовнаго сословія». Исторія Церкви свидѣтельствуетъ намъ, что и среди духовныхъ лицъ, иногда занимавшихъ даже весьма высокое положеніе въ церковной іерархіи, бывали еретики и отступники отъ истинной вѣры. Достаточно вспомнить такія печальной памяти имена, какъ: Арія — пресвитера, Македонія — епископа, Несторія — патріарха, Евтихія — архимандрита, Діоскопа — патріарха и многихъ другихъ.

Послушаніе Церкви — это послушаніе Божественному ученію Церкви — тому Божественному Откровенію, которое заключается въ Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи, запечатлѣнномъ высокимъ авторитетомъ Свв. Апостоловъ и ихъ преемниковъ Свв. Отцевъ, и которое принято обшимъ церковнымъ сознаніемъ , какъ несомнѣнная истина.

Это ученіе — свято, непогрѣшимо, неизмѣнно и для всѣхъ обязательно.

Чистое и неизмѣнно-хранимое Православное ученіе — главное условіе вѣчнаго спасенія, и всякіе грѣхи противъ него — всего губительнѣе.

«Согрѣшихъ, но не отступихъ отъ Тебе...» такъ молимся мы, каясь въ грѣхахъ своихъ. И это такъ важно и существенно, что Церковь молится за умершихъ: «Аще бо и согрѣши, но не отступи отъ Тебе, и несумнѣнно во Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога Тя въ Троицѣ славимаго вѣрова, и Единицу въ Троицѣ, и Троицу во Единствѣ, православно даже до послѣдняго своего издыханія исповѣда. Тѣмже милостивъ тому буди, и вѣру, яже въ Тя, вмѣсто дѣлъ вмѣни, и со святыми Твоими, яко щедръ упокой».

Вотъ сколь велико значеніе правой — православной вѣры!

/с. 549/ Она — главная основа нашего вѣчнаго спасенія, а потому и покаяннаго подвига.

Вотъ почему глубочайшій смыслъ заключается въ томъ, что первую седмицу Великаго поста св. Церковь завершаетъ Торжествомъ Православія, провозглашая по заповѣди св. Апостола (1 Кор. 16, 22 и Гал. 1, 6-9), грозную анаѳему всѣмъ врагамъ и хулителямъ св. православной вѣры, «вѣчную память» всѣмъ почившимъ поборникамъ и защитникамъ ея и «многая лѣта» — здравствующимъ.

Здѣсь важно отмѣтить весьма характерный фактъ, что даже тѣ, которые еще считаютъ себя «христіанами», но отошли отъ чистоты православно-христіанской вѣры, постепенно потеряли и подвигъ поста: ни у римо-католиковъ, ни у протестантовъ отъ поста почти ничего не осталось. Тоже можно сказать и о «православныхъ» только по имени: постятся по-настоящему лишь тѣ, которые еще ощущаютъ и сознаютъ себя православными не мудрствуя лукаво, какъ многіе теперь любятъ мудрствовать, противопоставляя свои личные, предвзятые домыслы ученію Св. Церкви.

Гдѣ нѣтъ поста, тамъ нѣтъ и Православія, хотя бы и была внѣшняя видимость его!

Но одна видимость, одна внѣшняя принадлежность къ Св. Православной Церкви никого не спасетъ.

Не спасетъ отъ вѣчнаго осужденія Божія на Страшномъ Судѣ ни высокій санъ, ни громкій титулъ, ни богатство, ни важное положеніе въ обществѣ — никакія чисто-земныя преимущества. Скорѣе наоборотъ: все это можетъ послужить къ большему осужденію, ибо «кому много было дано, съ того больше и спросится».

Сейчасъ очень моднымъ стало говорить о «любви», о «неосужденіи», о «всепрощеніи». Но можно ли проповѣдывать «любовь» къ діаволу, къ антихристу, къ служителямъ ихъ — лютымъ богоборцамъ, гонителямъ вѣры и Церкви Христовой, къ извратителямъ истинной вѣры?

Осуждать, напримѣръ, еретика-патріарха (каковыми были извѣстные въ исторіи Церкви Несторій, Діос/с. 550/коръ и др.) это отнюдь не есть запрещаемый Евангеліемъ грѣхъ осужденія, и такого осуждающаго никакъ нельзя заклеймить наименованіемъ «врага Церкви», ибо врагъ Церкви — не онъ, а еретикъ, въ какомъ бы высокомъ санѣ или званіи онъ ни былъ.

Иначе мы можемъ дойти до того, что станемъ обвинять свв. Апостоловъ и свв. Отцевъ въ отсутствіи у нихъ любви и въ грѣхѣ осужденія — за то только, что они были совершенно непримиримы къ діавольской лжи и осуждали ниспровергавшихъ истинное ученіе Церкви еретиковъ и лжеучителей.

Увы! наше время дошло до полнаго примиренія со зломъ, — страшно сказать! — до какого-то психопатологическаго любовнаго примиренія съ діавольской ложью.

На каждомъ шагу встрѣчаются теперь люди, которые, по выраженію ветхозавѣтнаго пророка, «зло называютъ добромъ, и добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, и свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Ис. 5, 20).

Но, «горе тѣмъ, которые мудры въ своихъ собственныхъ глазахъ и разумны предъ самими собою!» —говоритъ Самъ Господь устами пророка: «которые за подарки оправдываютъ виновнаго и правыхъ лишаютъ законнаго!» (Ис. 5, 21. 23).

«Любовь», «неосужденіе», «всепрощеніе» — все это проповѣдуется св. Евангеліемъ въ планѣ нашихъ личныхъ взаимоотношеній съ другими людьми, ближними нашими, чтó именно въ наше время оскудѣло до послѣдней степени, но никакъ не въ смыслѣ необходимости примиренія съ діавольскимъ зломъ. Теперь рѣдко кто прощаетъ своимъ личнымъ врагамъ, но зато весьма легко и охотно прощаютъ сѣятелямъ сатанинскаго зла въ мірѣ и примиряются сами съ этимъ зломъ, подъ лукавымъ предлогомъ христіанской любви и всепрощенія.

Гдѣ источникъ такого губительнаго лукавства, такой пагубной фальши?

Это для здороваго нравственнаго чувства совершенно ясно.

/с. 551/ Вѣдь идетъ сейчасъ самая напряженная подготовка къ воцаренію Антихриста. Вотъ и нужно такъ настроить людей, чтобы они легко и охотно, безъ всякихъ сомнѣній и препятствій приняли его! А для этого надо смѣшать въ понятіяхъ людей добро и зло и заставить ихъ отказаться отъ строгой критической оцѣнки всего происходящаго вокругъ нихъ, примириться со всѣмъ, чтó бы ни дѣлалось: «всѣхъ люби и никого ни за что не осуждай!»

Недаромъ издревле говорили наши благочестивые предки, что Антихристъ искусно будетъ пользоваться въ своихъ цѣляхъ даже евангельскими заповѣдями, а въ церковной жизни — примѣненіемъ въ свою пользу каноническихъ правилъ.

Нѣчто похожее уже и наблюдается, хотя самого Антихриста еще нѣтъ: тактику его, однако, уже усвоили себѣ слуги его, подготовляющіе приходъ его.

Вотъ почему такъ важно неуклонно держаться, въ первую очередь, «вѣры апостольской, вѣры отеческой, вѣры православной», которую торжественно провозглашаетъ наша св. Церковь въ недѣлю Православія, анаѳематствуя всѣхъ отступниковъ отъ нея и похваляя всѣхъ истинныхъ поборниковъ ея.

Для насъ же, православныхъ русскихъ людей, особенно важно знать и помнить, что вѣдь и Россія наша погибла, вслѣдствіе отступленія русскихъ людей отъ этой единой истинной, единой спасающей вѣры православной и попранія святыхъ уставовъ Церкви. И не балами, не банкетами и не «встрѣчами Новаго Года» по новому стилю, съ устройствомъ всевозможныхъ скабрезныхъ увеселеній и развлеченій, въ самое неподходящее время, можемъ мы спасти ее, нашу несчастную Родину, а только искреннимъ глубокимъ покаяніемъ и возвращеніемъ къ Церкви, ея уставамъ и завѣтамъ.

Самое печальное это то, что даже мнящіеся быть національными вождями нашими ничего или почти ничего не говорятъ намъ о томъ Св. Православіи, которое въ свое время единственно и создало намъ Святую /с. 552/ Русь и Великую Россію, и думаютъ «спасать» Россію какими-то совсѣмъ иными, чисто-человѣческими средствами, идя въ ногу съ временемъ, въ духѣ современнаго, до мозга костей развращеннаго человѣчества, давно ушедшаго отъ истинной вѣры и уже покланяющагося не только тайно, но и явно сатанѣ, и готовящагося напряженно къ принятію Антихриста.

И въ своемъ пагубномъ ослѣпленіи православные русскіе люди часто объединяются теперь не вокругъ истинной Церкви, а вокругъ людей, нерѣдко весьма далекихъ отъ Церкви, отъ Св. Православія, забывая слова вдохновеннаго пророка-псалмопѣвца: «Не надѣйтеся на князи, на сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія» (Пс. 145, 3).

А Слово Божіе ясно говоритъ: «Проклятъ человѣкъ, который надѣется на человѣка, и плоть дѣлаетъ своею опорою» (Іерем. 17, 5).

Замѣчательно и высоко поучительно для насъ и слѣдующее празднованіе Церкви — во второй воскресный день Великаго поста. Оно какъ бы продолжаетъ и углубляетъ торжество Православія, перваго воскреснаго дня: празднованіе памяти святителя Григорія Паламы, Архіепископа Ѳессалонитскаго, въ этотъ день есть осужденіе раціонализма и матеріалистическаго подхода въ вопросахъ вѣры.

Вѣра наша исполнена Таинъ: такихъ дивныхъ, возвышенныхъ Таинъ, которыя непостижимы не только для нашего слабаго, ограниченнаго ума человѣческаго, но и для ума ангельскаго, ибо говорится, что и сами ангелы «хотятъ приникнуть» въ эти Тайны «и не могутъ». Гдѣ намъ постичь своимъ жалкимъ умишкомъ, не постигающимъ и земныхъ вещей, какъ должно, такія великія Тайны, какъ Святѣйшая Тайна Пресвятой Троицы, Тайна воплощенія Сына Божія, Тайна искупленія человѣчества крестными страданіями и смертью Сына Божія и другія. Передъ этими великими тайнами можно только благоговѣть, не пытаясь разгадать ихъ, чтó намъ очевидно и неполезно, если Самъ Богъ не благоволилъ намъ открыть ихъ.

/с. 553/ Черезъ вѣрнаго служителя своего св. Григорія Паламу св. Церковь осудила еретическое ученіе калабрійскаго монаха-раціоналиста Варлаама, отрицавшаго значеніе подвига молитвы и поста для осіянія внутренняго человѣка благодатнымъ Божественнымъ свѣтомъ — тѣмъ свѣтомъ, которымъ просіялъ Господь на Ѳаворѣ, объясняя его происхожденіе чисто-матеріалистически. Своимъ убѣдительнымъ вдохновеннымъ краснорѣчіемъ и примѣромъ своей собственной высоко-подвижнической жизни Св. Григорій опровергъ ересь Варлаама, грозившую ниспровергнуть православное ученіе о великомъ значеніи молитвы и поста, какъ могущественнѣйшаго средства къ внутреннему благодатному озаренію человѣка.

«Дивное оружіе — молитва и постъ!» — воспѣваетъ съ тѣхъ поръ Св. Церковь стихиру на 2-й седмицѣ поста, а св. Григорій Палама прославляется ею, какъ «Свѣта Божественнаго проповѣдникъ», какъ «проповѣдникъ благодати» — самая же эта седмица именуется «седмицею свѣтотворныхъ постовъ».

Это празднество внушаетъ намъ, что вѣра наша православная не раціоналистична, а мистична и что такое же чисто-мистическое значеніе имѣютъ для насъ молитва и постъ, привлекающія въ нашу душу благодать Божію, то-есть таинственную силу Божію, которая озаряетъ насъ благодатнымъ Божественнымъ свѣтомъ и дѣлаетъ насъ новою тварью во Христѣ, въ чемъ и состоитъ задача христіанства.

Раціоналистическій и матеріалистическій подходъ къ предметамъ вѣры, отверженіе подвига молитвы и поста — это гибель для души.

Вотъ — главные, основные грѣхи, въ которыхъ мы должны принести искреннее и нелицемѣрное покаяніе Богу, если не заглохла въ насъ совсѣмъ совѣсть и если есть еще у насъ искреннее желаніе спастись. Со всѣми остальными многочисленными грѣхами, свойственными поврежденной грѣхопаденіемъ природѣ человѣка мы, конечно, тоже должны неустанно бороться и въ нихъ каяться, но они не такъ опасны, не такъ зловредны и /с. 554/ губительны, какъ грѣхи противъ вѣры, которые труднѣе всего поддаются уврачеванію, ибо питаются изъ самой глубины корня всѣхъ грѣховъ — бѣсовской гордыни, сломить и искоренить которую всего тяжелѣе, но и всего нужнѣе.

Богъ намъ въ помощь! «Постное время свѣтло начнемъ!..»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 543-554.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.