Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ГОСПОДЬ ГРЯДЕТЪ, И КТО СТЕРПИТЪ СТРАХЪ ЕГО?»

«Увы мнѣ, мрачная душе, доколѣ отъ злыхъ не отрѣваешися? доколѣ уныніемъ слезиши? что не помышляеши о страшномъ часѣ смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?» (Стихира въ Недѣлю Мясопустную).

Передъ наступленіемъ Великаго поста, желая настроить насъ соотвѣтственнымъ образомъ и расположить къ покаянію, Святая Церковь въ евангельскихъ чте/с. 536/ніяхъ и богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ рисуетъ передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ живые и яркіе образы, способные воздѣйствовать на нашу совѣсть, если она еще не заглохла въ насъ окончательно, если еще теплится въ насъ хотя бы самый слабенькій огонекъ жизни духовной, для которой мы созданы Богомъ.

Болѣе всего мѣшаетъ искреннему покаянію гордость, самолюбованіе и самохвальство. Пока гордость не сломлена, не можетъ быть и рѣчи о настоящемъ покаяніи. Вотъ почему въ первую приготовительную недѣлю къ Великому посту притчей Господа о мытарѣ и фарисеѣ Св. Церковь внушаетъ намъ «бѣжать высокорѣчія фарисеева злѣйшаго» и «навыкнуть смиренію мытареву изряднѣйшему» — «возненавидѣть гордынный гласъ фарисея» и «поревновать благоумиленной молитвѣ мытаря», взывая, какъ онъ, съ сердечнымъ сокрушеніемъ и съ глубокимъ сознаніемъ своего недостоинства, своего непотребства: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику!»

Искреннее сознаніе своей грѣховности иного можетъ привести въ отчаяніе. И вотъ, дабы никто не отчаивался въ возможности получить для себя прощеніе, во вторую приготовительную недѣлю къ Великому посту Св. Церковь трогательной притчей о блудномъ сынѣ убѣждаетъ насъ въ томъ, что «щедръ и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ» (Пс. 102, 8), — что Онъ, какъ любящій Отецъ, принимаетъ каждаго кающагося грѣшника, сколь бы велики ни были его грѣхи, лишь бы онъ по-настоящему каялся.

Но если опасно и губительно отчаяніе отъ безнадежья, то столь же опасно и губительно чрезмѣрно надѣяться на милосердіе Божіе тѣмъ, кто не желаетъ каяться, кто упорно продолжаетъ грѣшить и не стремится исправить свою жизнь. И вотъ въ третью приготовительную недѣлю къ Великому посту св. Церковь устами Самого Господа напоминаетъ намъ, что настанетъ нѣкогда «день страшный всенеизглаголаннаго пришествія Христова», «страшный день суда» и «часъ испытанія», «егда имамы вси нази и яко осуждени, неумытному Судіи предстати» — день и часъ по/с. 537/слѣдняго Страшнаго Суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, когда «книги разгнутся, и дѣянія обличатся» и каждый изъ насъ получитъ праведное воздаяніе по дѣламъ своимъ. Это напоминаніе о Страшномъ Судѣ безусловно необходимо намъ, дабы удерживать насъ отъ грѣховъ и побуждать насъ къ искреннему и нелицемѣрному покаянію, коль скоро мы согрѣшили.

«Помышляю день страшный, и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ: како отвѣщаю безсмертному Царю? Коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!» —такъ учитъ насъ взывать Св. Церковь при этомъ спасительномъ для насъ помышленіи о Страшномъ Судѣ.

«Наста день, уже при дверехъ Судъ, душе бодрствуй, идѣже царіе вкупѣ и князи, богатіи и убозіи собираются: и воспріиметъ по достоянію содѣянныхъ отъ человѣкъ кійждо» —вотъ какъ учитъ св. Церковь насъ хранить постоянное памятованіе о Страшномъ Судѣ, который уже «настаетъ», совсѣмъ близокъ — «при дверехъ».

И какъ естественный результатъ такого памятованія — слезная молитва:

«Пощади, пощади, Господи, раба Твоего, да не когда предаси мене горькимъ мучителемъ ангеломъ лютымъ: въ нихже нѣсть тамо покоя обрѣсти» (Служба въ Недѣлю Мясопустную).

И, наконецъ, передъ самымъ наступленіемъ Великаго поста, чтобы живѣе и сильнѣе побудить насъ къ покаянію, св. Церковь живописуетъ передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ печальнѣйшее событіе въ исторіи человѣческаго рода — грѣхопаденіе нашихъ прародителей и изгнаніе ихъ изъ рая, объясняя этимъ самое происхожденіе грѣха и необходимость каяться, дабы получить прощеніе отъ Бога и снова возвратить себѣ то райское блаженство, для котораго мы созданы были Богомъ.

Но чтобы получить прощеніе отъ Бога, мы должны, по заповѣди Евангелія, сами простить нашимъ ближнимъ ихъ грѣхи противъ насъ. Вотъ почему и уста/с. 538/новлено св. Церковью въ этотъ послѣдній — четвертый воскресный день предъ наступленіемъ поста взаимно испрашивать другъ у друга прощеніе, въ полномъ согласіи съ увѣщаніемъ Господа:

«Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный: аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Матѳ. 6, 14-15).

Какъ ясно видно изъ притчи о немилосердномъ должникѣ (Матѳ. 18, 21-35), прощать мы должны ближнимъ ихъ грѣхи противъ насъ, а не ихъ грѣхи вообще, что вправѣ дѣлать только Богъ. Къ сожалѣнію, въ наше время обычно бываетъ какъ разъ наооборотъ: ближнимъ прощаютъ все, кромѣ личныхъ обидъ. А между тѣмъ, Господь повелѣваетъ намъ прощать именно нашихъ личныхъ враговъ и только подъ этимъ условіемъ прощаетъ намъ наши грѣхи.

На другой день послѣ этого воскреснаго дня — «прощенаго дня» — наступаетъ, наконецъ самый Великій постъ, который мы призываемся проводить въ строгомъ воздержаніи — душевномъ и тѣлесномъ.

Къ подвигу воздержанія отъ извѣстныхъ родовъ пищи, что совершенно необходимо для духовнаго поста, поскольку душа и тѣло тѣсно связаны, св. Церковь также готовитъ насъ постепенно: сначала мы должны отказаться отъ яденія мяса — въ третью приготовительную недѣлю бываетъ «мяса отпустъ», то-есть прекращеніе яденія мяса, отчего эта недѣля и называется «Мясопустной», но еще разрѣшается вкушать сыръ и молочную пищу въ теченіе всей послѣдующей «сырной» седмицы, или «масленицы»; а затѣмъ въ послѣдній воскресный день передъ постомъ бываетъ «сыра отпустъ», то-есть прекращеніе яденія сыра, почему эта недѣля называется «Сыропустной».

Знаютъ ли все это современные христіане и такъ ли они проводятъ эти дни?

Увы! Страшно сказать, какъ оскверняются эти святые дни приготовленія къ великопостному подвигу воздержанія и покаянія!

/с. 539/ «Божественнаго покаянія преддверія», «свѣтлая предпразднства воздержанія», «свѣтлая предпутія поста», — когда Церковь поетъ: «Постовъ входы и преддверія, вси да не осквернимъ злѣ невоздержаніемъ и пьянствомъ»... современные христіане, вмѣсто того, чтобы готовиться къ наступающему посту, дѣйствительно оскверняютъ невоздержаніемъ и пьянствомъ, устраивая въ эти дни нескромныя увеселенія и развлеченія въ видѣ «баловъ-маскарадовъ» и тому подобныя игрища.

Удивительно, что это чисто-языческое празднованіе «масленицы» дожило до нашихъ дней, и многими считается чуть ли не священной національной русской традиціей, которую надо заграницей поддерживать. А между тѣмъ, еще св. Тихонъ Задонскій такъ рѣшительно боролся съ этимъ недостойнымъ христіанскаго званія празднествомъ, утверждая, что оно ведетъ свое начало отъ языческаго бога Вакха, или Бахуса, — бога пьянства и безчинныхъ увеселеній.

И вѣдь когда все это устраивается?

Въ самые страшные и печальные по воспоминаніямъ для христіанина дни — дни воспоминанія послѣдняго Страшнаго Суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ и изгнанія нашихъ прародителей изъ рая! Можно ли себѣ представить большее надругательство надъ святынями нашей христіанской вѣры?!

Церковь напоминаетъ намъ Второе Пришествіе Христово и Страшный Судъ... а у насъ объѣдаются, напиваются и пляшутъ.

Церковь вспоминаетъ мрачное событіе грѣхопаденія нашихъ прародителей и потерю ими райскаго блаженства... а у насъ веселіе и «балъ-маскарадъ».

Гдѣ же тутъ простой здравый смыслъ, если только мы дѣйствительно христіане, а не напрасно носимъ это святое имя?

Но страшно сказать!

Современное безуміе охватило всѣхъ настолько, что даже сами православные священнослужители устраиваютъ теперь иногда это празднованіе «масленицы», съ музыкой, съ пѣснями — «въ пользу церкви» и... со/с. 540/всѣмъ что-то невѣроятное: съ «православными танцами», съ «православнымъ баломъ» и съ выборами «православной королевы»!!

Доколѣ, Господи!...

Вѣдь это — откровенное ниспроверженіе нашей святой православно-христіанской вѣры, какими бы благовидными, лицемѣрными доводами оно ни прикрывалось!

Это — уже не право-славіе, а зло-славіе, хотя бы догматы вѣры и оставались неповрежденными, ибо истинное Православіе заключается не въ одномъ только голомъ, формальномъ исповѣданіи догматовъ, но и въ жизни по вѣрѣ.

Вотъ почему эти люди, столь любящіе поѣсть, попить, развлекаться и увеселяться, такъ не любятъ напоминанія о Второмъ Пришествіи Христовомъ, о кончинѣ міра и о Страшномъ Судѣ, а нѣкоторые позволяютъ себѣ даже кощунственно смѣяться надъ всѣмъ этимъ.

Это напоминаніе мѣшаетъ имъ весело и въ свое удовольствіе проводить время: оно «портитъ» имъ «хорошее» настроеніе!

Вотъ какимъ страшнымъ разлагающимъ ядомъ наполнены души и сердца многихъ современныхъ людей и даже — изъ числа еще считающихъ себя «христіанами»!

А между тѣмъ, постоянное помышленіе о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о Страшномъ Судѣ должно занимать центральное мѣсто во всей внутренней, духовной жизни каждаго истиннаго христіанина, о чемъ такъ ясно свидѣтельствуютъ, и Слово Божіе, и наши ежедневныя келлейныя молитвы, и церковное богослуженіе, и поученія святыхъ отцевъ-подвижниковъ и наставниковъ христіанской вѣры.

Вѣдь это — наша надежда, наша конечная цѣль, вѣнецъ всѣхъ нашихъ стремленій и упованій.

«Сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на Небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на Небо» (Дѣян. 1, 11) — сказали небожители, явившіеся Апостоламъ при Вознесеніи Господнемъ на небо.

/с. 541/ И этой мыслью о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о торжествѣ Правды Божіей только и жили первые христіане, начиная съ самихъ Св. Апостоловъ.

«Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20) — молились они.

Въ этой святой и радостной надеждѣ вновь увидѣть Господа, «грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, Егоже Царствію не будетъ конца», они находили утѣшеніе въ постигавшихъ ихъ скорбяхъ и напастяхъ. Вотъ почему многіе толкователи и книгу Апокалипсисъ называли не иначе, какъ «утѣшительной книгой».

А что скажемъ мы о нашемъ, переживаемомъ нами времени?

Въ наше жуткое время почти повсюднаго уже торжества сатанизма, безъидейности, безпринципности, лукавства, лицемѣрія, подмѣны подлинныхъ духовныхъ цѣнностей фальшивыми, вплоть до подмѣны самой вѣры и Церкви Христовой, — лже-вѣріемъ и лже-церковью — чѣмъ намъ жить и чѣмъ утѣшать себя, чтобы не впасть въ отчаяніе, какъ только все тою же радостной мыслью о Второмъ Пришествіи Христовомъ, объ уничтоженіи діавольскаго зла и о торжествѣ Божьяго добра, Божіей правды?

Такъ относиться къ мысли о Своемъ Второмъ Пришествіи повелѣлъ намъ и Самъ Господь Іисусъ Христосъ, когда сказалъ, перечисливъ предварительно всѣ признаки близости его: «Начинающымъ же симъ бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавленіе ваше» то-есть: «когда же начнетъ (все Мною сказанное) сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше» (Лук. 21, 28).

Съ радостію, а не съ паническимъ ужасомъ должны мы помышлять о Второмъ Пришествіи Христовомъ.

Но какъ же тогда и въ молитвахъ и въ богослужебныхъ книгахъ говорится о «страхѣ»?

/с. 542/ «О! Кій страхъ тогда, ангеломъ предстоящимъ въ страсѣ, и рѣцѣ огненнѣй влекущей!»

«Трепетъ неисповѣдимый и страхъ тамо!»...

Да вѣдь и самый судъ Божій называется «Страшнымъ Судомъ».

Все это такъ, но что дѣлаетъ Второе Пришествіе Христово и Страшный Судъ страшными для насъ?

Грѣхи наши.

Не сами по себѣ Второе Пришествіе Христово и Судъ Его страшны, а наше упорное закорененіе въ грѣховныхъ страстяхъ и порокахъ, наша ожесточенная нераскаянность дѣлаютъ ихъ для насъ страшными.

Разумнымъ и обоснованнымъ для истиннаго христіанина можетъ быть только сыновній страхъ предъ лишеніемъ Отчей любви, а страхъ животный, паническій свидѣтельствуетъ лишь о нечистой совѣсти. Люди съ нечистой совѣстью, запятнанной многими грѣхами, нежелающіе каяться и исправляться, совсѣмъ и слышать ничего не хотятъ о Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ и даже сердятся, негодуютъ, а иногда и богохульствуютъ, когда имъ напоминаютъ объ этомъ общемъ, ожидающемъ насъ всѣхъ концѣ. Не хотятъ слышать о немъ и всѣ чрезмѣрно-привязанные къ этой земной жизни со всѣми ея празрачными тлѣнными благами, за которыя они легко продаютъ свою совѣсть, въ безумномъ ослѣпленіи успокаивая себя, что еще не скоро Господь придетъ, хотя Самъ Господь говоритъ: «Ей, гряду скоро!» (Апок. 22, 20) и въ цѣломъ рядѣ своихъ бесѣдъ и притчей учитъ насъ всегда ожидать Его и всегда быть готовыми къ Его Второму Пришествію (напр. Матѳ. 24, 42-51; 25, 1-13 и др.).

«И еще бо мало елико елико, Грядый пріидетъ, и не укоснитъ» — увѣряетъ насъ Слово Божіе, то-есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущій пріидетъ и не умедлитъ» (Евр. 10, 37).

Антихристіанское то мудрованіе, кото/с. 543/рое не желаетъ слышать рѣчей о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о Страшномъ Судѣ!

А Св. Церковь, напоминая намъ объ этомъ всегда, нарочито и въ особенно живыхъ и яркихъ образахъ напоминаетъ всѣмъ вѣрнымъ своимъ передъ наступленіемъ Великаго поста, желая этимъ представленіемъ сильнѣе подвигнуть нашу волю къ покаянію и исправленію нашей жизни.

Помня всегда объ ожидающемъ насъ Страшномъ Судѣ, мы не такъ легко будемъ поддаваться грѣховнымъ соблазнамъ, не такъ безпечно будемъ грѣшить, о чемъ говорилъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Премудрый Сирахъ:

«Поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши!» (Сирах. 7, 39).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 535-543.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.