Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«УБОЙСЯ ЛИЦЕМѢРІЯ!..»
(Къ недѣлѣ мытаря и фарисея.)

Такъ взывалъ, обращаясь къ намъ, православнымъ русскимъ людямъ, еще слишкомъ сто лѣтъ тому назадъ, нашъ отечественный подвижникъ и наставникъ духовной жизни святитель Игнатій (Брянчаниновъ), столѣтіе со дня блаженнаго преставленія котораго въ истекшемъ 1967 году мы вспоминали, — въ заключеніи своего замѣчательнаго труда подъ названіемъ «Отечникъ».

«Убойся лицемѣрства» — писалъ онъ, — «во-первыхъ, въ себѣ самомъ, потомъ — въ другихъ: убойся именно потому, что оно — въ характерѣ времени и способно заразить всякаго при малѣйшемъ уклоненіи въ легкомысленное поведеніе».

Конечно, «лицемѣрство», или лицемѣріе, всегда было однимъ изъ главныхъ нравственныхъ недуговъ пад/с. 530/шаго человѣчества, и мы знаемъ, какъ съ особенной силой обличалъ въ немъ Господь Іисусъ Христосъ современныхъ Ему книжниковъ и фарисеевъ, но оно, по предреченіямъ святыхъ подвижниковъ, о чемъ и учитъ святитель Игнатій, должно стать, а, видимо, уже и стало, самой характерной чертой нашего лукаваго времени — «послѣдняго времени», каковымъ еще въ предреволюціонные годы считали его всѣ великіе столпы нашей Россійской Церкви, какъ Митрополитъ Филаретъ Московскій, Епископъ Ѳеофанъ Вышенскій, Епископъ Игнатій и особенно — св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій. Этимъ утвержденіемъ отнюдь не предрѣшаются сроки, которые остаются намъ неизвѣстными, а только констатируются факты, на основаніи коихъ мы въ полномъ правѣ, въ согласіи съ ученіемъ Слова Божія и предсказаніями Святыхъ Отецъ, судить и говорить о приближеніи конца.

«Нынѣ почти нѣтъ истиннаго благочестія», — приводитъ святитель Игнатій слова св. Тихона Задонскаго, сказанныя еще раньше, — «нынѣ — одно лицемѣрство». И дѣйствительно сама жизнь свидѣтельствуетъ о томъ, какъ все болѣе и болѣе прогрессируетъ лицемѣрство въ жизни людей по мѣрѣ приближенія къ неизбѣжному и неотвратимому концу всего. Все меньше и меньше остается людей честныхъ и искреннихъ, которые показываютъ себя такими, каковы они суть на самомъ дѣлѣ.

Прежде — человѣка, болѣе или менѣе, сразу было видно, чѣмъ онъ дышетъ и какъ онъ настроенъ: честный онъ или преступникъ, съ которымъ опасно имѣть дѣло.

А теперь — на каждомъ шагу фальшь, лукавство и обманъ во всемъ: въ мысляхъ, въ словахъ, въ поступкахъ, во всемъ поведеніи.

На словахъ одно, — а на дѣлѣ совсѣмъ другое!

Повѣришь человѣку, его честности, его правдивости, его искренности, а потомъ — переживаешь жестокое разочарованіе: оказался онъ совсѣмъ не такимъ, какимъ представлялся. Теперь нерѣдко бываетъ, что подъ при/с. 531/крытіемъ набожности, патріотизма и другихъ возвышенныхъ идей и настроеній скрывается лишь преслѣдованіе собственныхъ корыстныхъ интересовъ и даже — совсѣмъ грязныя дѣла.

Въ прежнія времена, когда люди грѣшили, они дѣлали это болѣе или менѣе откровенно, часто открыто для другихъ, и всѣ это видѣли и знали, и давали каждому грѣху надлежащую, правильную оцѣнку. Теперь не такъ! Въ наше время, грѣша, весьма искусно прикрываютъ свой грѣхъ всевозможными благовидностями, «пуская пыль въ глаза», обманывая и себя и другихъ.

Сколько всевозможныхъ оправданій и самооправданій придумано грѣшащими въ наши дни — и не счесть!

И получается: грѣхъ не въ грѣхъ! На каждый грѣхъ найдется основательное хитроумное объясненіе, которое многихъ способно поставить втупикъ: да и въ самомъ дѣлѣ, можетъ быть, никакого грѣха тутъ и нѣтъ, и все въ порядкѣ.

Да и общіе нравы теперь стали таковы, что многое, еще недавно считавшееся грѣхомъ, больше какъ грѣхъ не разсматривается или считается «простительной слабостью». Кто, напримѣръ, въ наше время серьезно считаетъ грѣхомъ блудный образъ жизни или супружескую измѣну? Въ прежнія времена — мы не говоримъ уже о Ветхомъ Завѣтѣ, когда за эти грѣхи полагалось наказаніе смертью — отъ такихъ людей всѣ отвращались, руки имъ не подавали.

А теперь?

Не ихъ грязныя дѣянія, а, наоборотъ, осужденіе ихъ считается «грѣхомъ», причемъ вспоминаютъ еще при этомъ и слова Христовы: «Не судите, да не судимы будете» (Матѳ. 7, 1), криво ихъ понимая и толкуя.

А одни наши «благотворительные балы» чего стоятъ?

Прежде, когда устраивались подобныя «развлеченія», никому въ голову не приходило прикрываться «благотворительностью», и всѣ знали: люди хотятъ «повеселиться» въ свое удовольствіе — и все тутъ! А теперь /с. 532/ даже балы устраиваются не иначе, какъ только съ какими-нибудь «высокими цѣлями».

И такъ во всемъ! На каждомъ шагу — сплошное лицемѣріе, фальшь, обманъ!

А самое отвратительное, что весьма часто практикуется, это — прикрытіе, своихъ грѣховныхъ страстей и порочныхъ наклонностей, стремленій и замысловъ какими-либо возвышенными «идеями», громкими, кричащими лозунгами, красивыми обольстительными словами.

Нерѣдко подобныя авантюры лицемѣрства разыграются въ большихъ масштабахъ, производя немалыя общественныя потрясенія и вызывая цѣлыя бури смущающихъ толковъ и соблазновъ.

Вотъ откуда у насъ — всѣ почти ссоры, распри, нестроенія, раздѣленія, партійность и страшная взаимная вражда.

Кого-кого только и въ чемъ не обвиняютъ, но ни у кого нѣтъ желанія обвинить прежде всего самого себя въ отсутствіи прямоты, честности, искренности — въ наличіи фальши и лицемѣрія, откуда все зло нашей жизни и идетъ.

Тотъ же самый злостный недугъ лицемѣрія проявляетъ себя и въ такихъ большихъ и важныхъ проблемахъ, какъ отношеніе Церкви и вѣрующихъ къ безбожной или даже богоборческой государственной власти, какъ отношеніе насъ, православныхъ, къ инославнымъ, иновѣрцамъ и атеистамъ. Духомъ ужасающаго, леденящаго душу лицемѣрія проникнуты эти взаимоотношенія въ атеистическихъ государствахъ современности. Тотъ же духъ лицемѣрія въ такъ называемомъ «экуменическомъ движеніи», которое всякую духовно-здоровую, чистую душу отталкиваетъ отъ себя своей фальшью, слащавой, дѣланной, мнимо-христіанской любовью, во имя которой должна быть почему-то попрана Истина. А ужъ сколько фальши и лицемѣрія во всѣхъ этихъ истерическихъ крикахъ «о мирѣ всего міра», — не надо и говорить! Надо только трезвыми глазами взглянуть на то, что дѣлаютъ эти радѣтели всеобщаго мира сами.

Наблюдая современную жизнь, нельзя не придти къ /с. 533/ заключенію, какъ правъ былъ святитель Игнатій (Брянчаниновъ), еще болѣе ста лѣтъ тому назадъ сказавшій:

«Лицемѣрство — въ характерѣ времени и способно заразить всякаго при малѣйшемъ уклоненіи въ легкомысленное поведеніе» («Отечникъ» — Заключеніе).

Здѣсь указана еще одна важная черта: «легкомысленное поведеніе». Вотъ это весьма важно знать и помнить: легкомысленное поведеніе способствуетъ впасть въ лицемѣріе. И какъ это оправдывается самой жизнью: никогда еще легкомысліе такъ не процвѣтало, какъ въ наше время — время почти полнаго изсякновенія серьезнаго отношенія къ жизни, къ дѣлу спасенія своей души, время увлеченія легкимъ времяпрепровожденіемъ въ однихъ чувственныхъ удовольствіяхъ и наслажденіяхъ. Гдѣ теперь серьезныя занятія, серьезное размышленіе, серьезное чтеніе? Все замѣнено пустыми, пошлыми зрѣлищами — даже самый интимный домашній очагъ отравленъ ими въ видѣ такъ называемой «телевизіи», около которой просиживаютъ, не отрываясь цѣлыми часами, и взрослые и дѣти, оскверняя свои души тѣмъ, что тамъ показывается. А вѣдь это изобрѣтеніе само по себѣ замѣчательное, и сколько оно могло бы принести пользы при другой постановкѣ, при другихъ запросахъ.

Итакъ: легкомысленное поведеніе естественно приводитъ къ лицемѣрію. И это понятно и естественно: пустой, легкомысленный человѣкъ самъ стыдится своей пустоты, своего легкомыслія, и стремится прикрыть эту свою внутреннюю пустоту отъ другихъ людей чѣмъ-то фальшивымъ, напускнымъ, то-есть прибѣгаетъ къ лицемѣрію, желая показать себя какимъ-то другимъ — лучшимъ, чѣмъ онъ есть на самомъ дѣлѣ.

Вотъ, гдѣ обильный источникъ столь сейчасъ распространившагося среди людей лицемѣрія!

Но страшная участь ожидаетъ лицемѣровъ.

Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ было сказано, что «надежда лицемѣра погибнетъ» (Іов. 8, 13).

А въ Новомъ Завѣтѣ Самъ Господь Іисусъ Христосъ многократно изрекалъ «Горе» лицемѣрамъ, обви/с. 534/няя постоянно въ грѣхѣ лицемѣрства іудейскихъ книжниковъ и фарисеевъ и говоря:

«Горе вамъ, книжники и фарисеи, лицемѣры» (Матѳ. 23, 13 и др.).

Раба, который не ожидалъ прихода господина своего, въ евангельской притчѣ, господинъ, придя «въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ, разсѣчетъ его и подвергнетъ его одной участи съ лицемѣрами; тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 24, 50-51).

Своихъ учениковъ Господь Іисусъ Христосъ неоднократно предостерегалъ отъ «закваски фарисейской, которая есть лицемѣріе» (Лук. 12, 1).

Вотъ почему передъ наступленіемъ Великаго поста, въ первую приготовительную недѣлю къ нему, Св. Церковь предлагаетъ нашему вниманію въ евангельскомъ чтеніи за Божественной литургіей притчу Господа о мытарѣ и фарисеѣ, внушая намъ, что если мы хотимъ по-настоящему каяться предстоящимъ Великимъ постомъ, мы должны далече отринуть «возносливый и злобный, горделивый и дерзкій нравъ» лицемѣрнаго фарисея, его «высокохвальную гордыню, возношеніе лютое и дменіе мерзкое» и усвоить себѣ настроеніе смиреннаго мытаря, искренно сознающаго свои грѣхи, не рисующагося ни передъ самимъ собой ни передъ другими людьми, а искренно, изъ глубины души вопіющаго: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» (Служба на Недѣлю Мытаря и фарисея).

Отверженіе всякаго фарисейскаго лицемѣрія и искреннее, нелицемѣрное сознаніе себя грѣшникомъ есть первое и главное условіе истиннаго покаянія, безъ чего покаяніе — не покаяніе, а тоже одно лицемѣріе, думающее обмануть и Бога и людей, и только усугубляющее грѣховность такъ лживо, лицемѣрно кающагося.

Страшно за тѣхъ, кто такъ мнимо кается!

Единственное вѣрное средство излѣченія отъ лицемѣрія, а съ нимъ вмѣстѣ и отъ всѣхъ золъ современности святитель Игнатій предлагаетъ намъ въ нижеслѣдующемъ богомудромъ своемъ наставленіи:

/с. 535/ «Преслѣдуй лицемѣрство въ себѣ, изгоняя его изъ себя; уклонись отъ зараженныхъ имъ массъ, дѣйствующихъ и намѣренно и безсознательно въ направленіи его прикрывающихъ служеніе міру служеніемъ Богу, искательство временныхъ благъ искательствомъ благъ вѣчныхъ, прикрывающихъ личиною святости порочную жизнь и душу, всецѣло преданную страстямъ» («Отечникъ» — Заключеніе).

Иными словами: кто хочетъ быть истиннымъ христіаниномъ и приносить дѣйствительное, а не мнимое покаяніе Богу въ своихъ грѣхахъ, тотъ долженъ быть совершенно непримиримъ къ лицемѣрію въ себѣ и въ другихъ: и самъ не долженъ допускать лицемѣрія и другихъ лицемѣровъ не поощрять и не покрывать, угождая имъ и идя навстрѣчу ихъ лицемѣрству, по какимъ бы то ни было видамъ и соображеніямъ.

Съ такими мыслями и чувствами, съ такой внутренней настроенностью надлежитъ намъ готовить себя ко вступленію въ приближающійся Великій постъ, если мы желаемъ дѣйствительно провести его плодотворно, съ пользою для душъ своихъ.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 529-535.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.