Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПОКРОВЪ БОЖІЕЙ МАТЕРИ НАДЪ РОССІЕЙ И РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ.

«Радуйся, Радосте наша, покрый насъ отъ всякаго зла честнымъ Твоимъ омофоромъ» (Изъ акаѳиста Покрову Пресв. Богородицы).

Приближается великій и радостный, столь утѣшительный для каждаго вѣрующаго сердца, праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы — 1-го октября по нашему православному календарю (14-го октября по новому стилю).

«Великимъ» этотъ праздникъ суалъ только у насъ въ Россіи.

Почему?

Да потому, что ни одна страна въ мірѣ не ощущала надъ собой такъ явственно Покрова Божіей Матери, какъ наша Россія, хотя еще раньше и древняя Византія считала Божію Матерь своей покровительницей, что нашло себѣ отраженіе во многихъ, употребляющихся у насъ донынѣ церковныхъ чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ.

«Домъ Пресвятыя Богородицы» — такъ дерзала именовать себя наша Родина — Святая Русь. И это наименованіе не было лишено самаго глубокаго смысла. Всѣ важнѣйшія событія исторической жизни нашего народа были такъ тѣсно связаны съ почитаніемъ Пресвятой Богородицы, Которая не разъ спасала его отъ гибели, что Россія наша дѣйствительно была какъ бы /с. 512/ домомъ Ея, въ коемъ Она постоянно обитала, защищая его отъ нападеній враговъ.

— «Господь, пособившій кроткому Давиду побѣдить Голіаѳа, помогъ и благовѣрному князю нашему постоять за вѣру православную, за "Домъ Пресвятыя Богородицы"» — такимъ радостнымъ восклицаніемъ встрѣчалъ народъ св. князя Александра Невскаго при возвращеніи его домой послѣ блистательной побѣды надъ ливонскими рыцарями.

— «Православные люди! похотимъ помочь Московскому Государству — не пожалѣемъ животовъ нашихъ. Встанемъ всѣ, какъ одинъ, за Русскую Землю, за "Домъ Пресвятыя Богородицы!"» — такъ взывалъ Косьма Мининъ-Сухорукъ къ русскимъ людямъ, убѣждая ихъ подняться на защиту и спасеніе Отечества.

Невозможно исчислить всѣ отдѣльные случаи чудесной помощи Божіей Матери русскимъ людямъ, и всему русскому народу въ цѣломъ. Но стыдно не знать намъ хотя бы о самыхъ главныхъ и поразительныхъ случаяхъ. Таковы, напримѣръ, спасеніе Россіи отъ нашествія страшнаго азіатскаго завоевателя Тамерлана въ 1395 году, по слезнымъ всенароднымъ молитвамъ русскихъ людей передъ великой исторической святыней русскаго народа — чудотворной иконой Божіей Матери Владимірской, а также — избавленіе Россіи отъ ужасовъ Смутнаго Времени въ 1612 году по молитвамъ передъ другой великой святыней — чудотворной иконой Божіей Матери Казанской.

Свое незримое, но весьма явно ощутимое присутствіе на Русской Землѣ Пречистая Матерь Божія являла чрезъ многочисленныя чудотворныя иконы, которыхъ у насъ въ Россіи было такъ много, какъ больше нигдѣ.

Отчего же постигло тогда Русскую Землю такое страшное бѣдствіе?

Ясный отвѣтъ на это даетъ нашъ великій россійскій свѣтильникъ Епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ.

— «Слѣдуетъ наказать насъ», — пишетъ онъ въ одномъ изъ своихъ писемъ: «пошли хулы на Бога и на /с. 513/ дѣла Его гласныя. Нѣкто писала мнѣ, что въ какой-то газетѣ "Свѣтъ" № 88 напечатаны хулы на Божію Матерь. Матерь Божія и отвратилась отъ насъ: ради Ея и Сынъ Божій, а Его ради Богъ Отецъ и Духъ Божій. Кто же за насъ, когда Богъ противъ насъ?» (Собр. пис. вып. VII, стр. 206).

Вотъ и причина страшнаго кроваваго бѣдствія русской революціи: не захотѣли мы, чтобы Родина наша была «Домомъ Пресвятыя Богородицы», а потому и лишились Ея покрова и заступленія.

Но мы все же вѣруемъ, что эти страданія попущены Богомъ русскому народу промыслительно, что Матерь Божія не отступила отъ нашего русскаго народа, за его тяжкіе грѣхи, окончательно, что не предастъ Она его въ бездну паденія его, но пошлетъ ему избавленіе, какъ во времена древнія, когда обратится онъ къ Ней со слезами покаянія: «Владычице, помози на ны милосердствовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».

Что это такъ и что Пречистая Матерь Божія не отняла совсѣмъ Своего покрова надъ Русской Землей, объ этомъ свидѣтельствуетъ чудесное явленіе въ самый день отреченія Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года послѣдней нашей чудотворной иконы — Божіей Матери Державной. На этой иконѣ Божія Матерь изображена въ царской коронѣ, со скипетромъ и державою въ рукахъ, въ красной, какъ бы пропитанной кровью, одеждѣ, со взглядомъ очей, выражающимъ скорбь.

Что это значитъ, какъ не то, что Пречистая Матерь Божія Сама взяла въ Свои руки, верховную царскую власть надъ Русской Землей, послѣ того, какъ обезумѣвшіе русскіе люди отвергли своего Государя — Помазанника Божія?

И Она со скорбью смотритъ на тяжкія страданія русскаго народа, естественно порожденныя его неистовымъ бѣснованіемъ, и терпѣливо ждетъ, какъ истинная Мать, его покаянія и обращенія къ Богу...

Весьма знаменательно и то, что и «въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ» русскихъ людей Пречистая Матерь /с. 514/ Божія не оставила безъ чудеснаго символа Своего покрова и заступленія, въ видѣ весьма древней исторической святыни — чудотворной иконы Знаменія Курской-Коренной, съ самаго начала ушедшей съ нами заграницу, отъ которой мы столько видѣли дивныхъ знаменій и чудесъ, особенно во время ужасовъ этой Второй міровой войны.

Итакъ: единственный путь спасенія для нашей Родины-Россіи и для всѣхъ насъ, православныхъ русскихъ людей, — это возвращеніе на нашъ исконный, многовѣковый историческій путь: возвращеніе наше въ безумно-покинутый нами «Отчій Домъ», который есть одновременно и «Домъ Пресвятыя Богородицы».

Что же? Каемся ли мы по-настоящему? Обращаемся ли мы къ Богу искренно и нелицемѣрно, всей душой, какъ это сдѣлалъ блудный сынъ евангельской притчи? Стремимся ли мы загладить нашъ страшный, преступный грѣхъ хулы на Бога и на Пречистую Матерь Божію?

Яркимъ символомъ нашего покаяннаго обращенія къ Богу и къ Покрову Божіей Матери является для насъ, православныхъ русскихъ людей, заграницей, наша принадлежность къ Русской Зарубежной Церкви, которая одна только теперь можетъ дать и благодатныя силы для такого покаяннаго обращенія и для его закрѣпленія.

Вотъ почему мы должны такъ беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь, не допуская какого-либо ея ущербленія или уклоненія на «иные пути».

Къ сожалѣнію, это не всѣ достаточно ясно понимаютъ и не всѣ правильно и полно оцѣниваютъ все великое значеніе существованія нашей Русской Зарубежной Церкви, даже изъ числа принадлежащихъ къ ней.

Для чего существуетъ наша Русская Зарубежная Церковь, столь одинокая духовно въ современномъ мірѣ? какова ея идеологія, дѣлающая ее такой одинокой?

Существо идеологіи Русской Зарубежной Церкви состоитъ въ полномъ и безкомпромиссномъ непріятіи того мірового Зла, которое широко разлилось сейчасъ по всему лицу земли и подчи/с. 515/нило своей власти, въ большей или меньшей степени, уже всѣ стороны жизни людей, не исключая и религіозной, церковной.

Богоборческій марксо-коммунизмъ, или большевизмъ, борьбу съ которымъ ставятъ себѣ главной задачей всѣ національно-настроенные русскіе люди-патріоты, является всего лишь однимъ изъ дѣтищъ, злымъ порожденіемъ этого «мірового зла». Бороться только съ нимъ это значитъ — рубить вѣтви, не замѣчая ствола и корня, ихъ породившаго и ихъ питающаго.

Къ сожалѣнію, многіе у насъ видятъ только эти вѣтви, оставляя безъ вниманія стволъ и корень. Мало того: этотъ коренной источникъ «мірового зла» представляется нѣкоторымъ вполнѣ безобиднымъ, къ намъ и нашей Церкви будто бы даже благожелательнымъ, и многіе у насъ готовы даже искать въ немъ опоры для себя и поддержки въ борьбѣ съ коммунизмомъ.

Какая жалкая наивность!.. если только не сознательное предательство!

Давно пора все это понять и осознать!

Мѣшаетъ этой необходимой зрячести и ясному сознанію болѣе всего матеріальная зависимость и потеря на этой или на другой почвѣ духовной свободы.

Вотъ почему, наша Русская Зарубежная Церковь должна дорожить превыше всего своей духовной свободой — той свободой, которую даровалъ Своимъ вѣрнымъ Основатель Церкви — Христосъ.

Безцѣльно, безсмысленно и ненужно существованіе нашей Русской Зарубежной Церкви, если она, поддавшись льстивымъ и вкрадчивымъ рѣчамъ или инымъ какимъ-либо искушеніямъ и соблазнамъ, не дай Богъ, потеряетъ свою духовную свободу, какъ потеряли уже ее многія современныя помѣстныя церкви, сдѣлавшія себя сознательнымъ или безсознательнымъ орудіемъ «мірового зла», въ томъ или иномъ его выраженіи или преломленіи.

«Соль — добрая вещь; но если соль потеряетъ силу, чѣмъ исправить ее? Ни въ землю, ни въ навозъ не годится: вонъ выбрасываютъ ее» (Лук. 14, 34-35).

Такъ и Церковь — уже не Церковь, если Она всту/с. 516/питъ въ какой-либо союзъ или заключитъ какой-либо компромиссъ съ «міровымъ зломъ»!

Вотъ потому-то мы и должны самымъ тщательнымъ образомъ беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь отъ всякой даже косвенной прикосновенности къ «міровому злу», черезъ неосмотрительное общеніе наше съ церквами, поработившими себя этому злу въ большей или меньшей степени.

Русская Зарубежная Церковь безцѣнно дорогá намъ, но лишь постольку, поскольку она дѣйствительно остается законной преемницей прежней Россійской Православной Церкви — неизмѣнной и вѣрной хранительницей Богопреданнаго Апостольскаго ученія вѣры и благочестія, ревнительницей отеческихъ преданій и Священныхъ каноновъ и всѣхъ благочестивыхъ завѣтовъ и традицій Святой Руси.

Священнымъ лозунгомъ нашей Церкви являются слова великаго исповѣдника Православія Святителя Аѳанасія, Архіепископа Александрійскаго:

«Мы должны служить не времени, а Богу».

Посреди всеобщаго, повальнаго, ставшаго уже стихійнымъ движенія: «Впередъ! впередъ! къ Антихристу!» (хотя бы это и не высказывалось такъ открыто!) — для насъ, членовъ Русской Зарубежной Церкви, остается въ своей полной силѣ вѣковѣчный лозунгъ истинной Христовой Церкви: «Стойте... неподвижни пребывайте!» (см. «О Православіи съ предостереженіями отъ погрѣшеній противъ него» — слова Епископа Ѳеофана, стр. 7).

Почему такъ?

«Человѣческія ученія», пишетъ тотъ же святитель Ѳеофанъ: «все стремятся къ новому, растутъ, развиваются, и естественно, ибо они не имѣютъ истины, а только ищутъ ее. И пусть ищутъ, если только найдутъ что прочное. Для насъ и истина и пути къ истинѣ опредѣлены однажды навсегда. Мы обладаемъ истиною, и весь трудъ у насъ обращается на усвоеніе, а не на открытіе ея» (см. тамъ же).

/с. 517/ Вотъ почему намъ совершенно не по пути ни съ какими «модернистами» и «экуменистами». Наши взоры должны быть устремлены не «впередъ», а «назадъ» — къ земной жизни Спасителя нашего и Господа Іисуса Христа, къ проповѣданному Имъ на землѣ девятнадцать вѣковъ тому назадъ Божественному ученію, къ Его искупительному подвигу, преславному Воскресенію изъ мертвыхъ и Вознесенію на небеса, къ великому событію Сошествія Святаго Духа, къ Апостольской проповѣди, къ славному мученическому воинству, къ Святымъ Отцамъ и Учителямъ Церкви, законоположникамъ истинной Вѣры, къ преподобнымъ подвижникамъ, этимъ «ангеламъ во плоти», а для насъ, русскихъ, — и къ идеаламъ Святой Руси...

«Впереди» для насъ — только все ширящееся, по предреченіямъ Слова Божія и Святыхъ Отцевъ Церкви, «Отступленіе» и вѣнецъ его — Антихристъ, о близкомъ приходѣ котораго теперь уже столь многіе такъ откровенно высказываются и проговариваются, а за нимъ — свѣтлое торжество нашей Вѣры: Страшный Судъ, вѣчныя мученія грѣшниковъ и вѣчное блаженство праведниковъ.

Вотъ — наша идеологія, вотъ подлинное (безъ лукавства и обмана) православное міросозерцаніе, котораго должна держаться вся наша Русская Зарубежная Церковь, дабы оправдать свое существованіе на землѣ и дабы не сдѣлаться «солью обуявшей».

Кто думаетъ иначе, кто настроенъ уже такъ, чтобы «идти въ ногу съ временемъ», тотъ, слѣдовательно, уже вступилъ въ какой-то компромиссъ съ «міровымъ зломъ», ведущимъ къ Антихристу, тотъ уже не членъ нашей Русской Зарубежной Церкви, хотя бы формально онъ и продолжалъ принадлежать къ ней.

Для насъ всѣхъ, православныхъ русскихъ людей, путь одинъ — путъ покаяннаго обращенія къ Богу, къ Пречистой Матери Божіей, передъ Которой мы такъ тяжко согрѣшили, послѣ того какъ столько времени пользовались Ея дивныхъ заступничествомъ и покровительствомъ, и путь храненія чистой и незапятнанной ка/с. 518/кимъ бы то ни было соглашательствомъ съ «міровымъ зломъ» нашей Русской Зарубежной Церкви, въ которой одной только мы можемъ почерпать теперь всѣ необходимыя намъ силы «яже къ животу и благочестію».

Пресвятая Богородице, Заступнице Усердная рода христіанскаго, помогай намъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 511-518.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.