Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ВОСКРЕСЕНІЯ ДЕНЬ — ПРОСВѢТИМСЯ, ЛЮДІЕ!..»
(Къ празднику св. Пасхи и предстоящему Собору Епископовъ.)

«Воскресенія день — просвѣтимся, людіе! Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя» — такъ ликующе-радостно поетъ св. Церковь въ празднуемый нынѣ великій и пресвѣтлый день Воскресенія Христова (Канонъ Пасхи, пѣснь 1-я).

Въ этихъ немногихъ словахъ объяснено намъ всё: почему мы такъ радуемся и ликуемъ въ день этого дивнаго, несравненнаго Свѣтлаго Праздника — подлинно «праздниковъ Праздника и Торжества торжествъ»!

Радостенъ бываетъ восходъ животворнаго вещественнаго солнца, озаряющаго своими свѣтлыми лучами всю вещественную природу послѣ мрачной ночи: радуется /с. 490/ и ликуетъ вся тварь, просвѣщаемая исходящимъ отъ него живительнымъ свѣтомъ.

Но несравненно болѣе радостно восхожденіе изъ гроба Солнца Правды — Христа, воскресшаго изъ мертвыхъ и озарившаго свѣтомъ Своего преславнаго Воскресенія всю тварь — «міръ, видимый же весь и невидимый».

И вотъ, «нынѣ вся исполнишася свѣта — небо же и земля и преисподняя», почему и призываетъ св. Церковь: «да празднуетъ убо вся тварь возстаніе Христово, въ Немже утверждается!»

Такъ радуемся, ликуемъ и празднуемъ мы въ день Воскресенія Христова потому, что оно является залогомъ всеобщаго нашего воскресенія изъ мертвыхъ — началомъ нашей новой жизни, которая будетъ совсѣмъ иной, не похожей на нынѣшнее наше бренное земное существованіе, съ его грѣховными страстями и похотями, скорбями и болѣзнями и неизбѣжнымъ для всѣхъ концомъ — тѣлесной смертью.

Объ этомъ ясно учитъ Слово Божіе: «Христосъ воста отъ мертвыхъ — Начатокъ умершымъ бысть»... «Якоже бо о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси оживутъ»... «Послѣдній же врагъ испразднится (истребится) — смерть» (1 Кор. 15, 20-26)... «Вскорѣ, во мгновеніи ока, въ послѣдней трубѣ: вострубитъ бо, и мертвіи востанутъ нетлѣнни, и мы измѣнимся. Подобаетъ бо тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе... Тогда будетъ слово написанное (тогда сбудется слово написанное): пожерта бысть смерть побѣдою (поглощена смерть побѣдою — Исаіи 25, 8). Гдѣ ти, смерте, жало? гдѣ ти, аде, побѣда?.. Богу же благодареніе, давшему намъ побѣду Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ!» (1 Кор. 15, 52-57).

Итакъ, радость Воскресенія — это радость побѣды надъ смертью, побѣды надъ адомъ: радость начала для насъ, христіанъ, новой, нетлѣнной блаженной жизни.

Не странно ли послѣ этого, что среди христіанъ, и даже христіанъ православныхъ, въ наше время немало встрѣчается людей, которые, по духу своему, по настро/с. 491/енію своему, совершенно чужды понятія объ этой будущей новой, нетлѣнной, блаженной жизни, каковую даровалъ намъ Христосъ Своимъ Воскресеніемъ, — людей, которые такъ привязаны къ этой бренной временной земной жизни, что, не желая помышлять о вѣчности, наивно мечтаютъ о какомъ-то прогрессѣ человѣчества здѣсь на землѣ?

Они даже какъ бы не замѣчаютъ, что такія ихъ наивныя мечты о «Царствіи Божіемъ на землѣ» (какъ они обыкновенно выражаются), идутъ совершенно вразрѣзъ съ яснымъ ученіемъ Слова Божія о томъ, что эта земля подлежитъ уничтоженію посредствомъ огня, а явится «новое небо и новая земля, на которыхъ обитаетъ правда» (2 Петр. 3, 10-13) — тотъ «Новый Іерусалимъ», который былъ открытъ въ дивномъ видѣніи Тайновидцу Іоанну (Апок. 21 глава).

Такого «Царствія Божія на землѣ», о которомъ учатъ эти нечестивые современные «прогрессисты» (увы! страшно сказать! среди нихъ есть и немало лицъ, облеченныхъ высокимъ духовнымъ саномъ!) никогда не будетъ, да и не можетъ быть, ибо Христосъ-Спаситель ясно сказалъ: «не пріидетъ Царствіе Божіе съ соблюденіемъ (то-есть: примѣтнымъ образомъ); ниже рекутъ: се, здѣ, или: ондѣ (и не скажутъ: вотъ, оно здѣсь, или: вотъ, тамъ). Се бо Царствіе Божіе внутрь васъ есть» (Луки 17, 20-21).

Это Царствіе Божіе (подлинное, а не мнимое, воображаемое) — въ душахъ всѣхъ истинныхъ христіанъ, просвѣщенныхъ свѣтомъ Христова Воскресенія.

Въ томъ и заключается эта свѣтлая радость Воскресенія, что Воскресшій Христосъ Своимъ Воскресеніемъ возвелъ насъ «отъ смерти къ жизни» и «отъ земли къ небу», почему и поемъ мы радостно «Побѣдную Пѣснь».

Въ свѣтлые дни Пасхи — въ Недѣлю Женъ-Мѵроносицъ 1/14 мая с. г. созывается нашъ Архіерейскій Соборъ — Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей.

/с. 492/ Какими могутъ быть пожеланія этому Собору всѣхъ истинно-вѣрующихъ православныхъ русскихъ людей, еще живущихъ на свободѣ здѣсь заграницей?

Конечно, только такое искреннее пожеланіе: — дабы этотъ Соборъ еще больше утвердилъ въ насъ единомысліе и единодушіе, къ которому всегда призывали христіанъ святые Апостолы, — въ самомъ главномъ: въ твердомъ стояніи за истину и въ сохраненіи своей духовной свободы (см. Римл. 15, 5-6).

«Будьте единодушны и единомысленны» и «ничего не дѣлайте по любопренію или по тщеславію!» — какъ учитъ насъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ.

«Стойте въ свободѣ, которую даровалъ намъ Христосъ!» (Галат. 5, 1).

«Вы куплены дорогою цѣною: не дѣлайтесь рабами человѣковъ!» (1 Кор. 7, 23) — учитъ онъ же.

Ибо, по слову Самого Христа-Спасителя, «никто не можетъ служить двумъ господамъ... не можете служить Богу и маммонѣ» (Матѳ. 6, 24).

Среди общаго повальнаго Отступленія отъ чистой и неповрежденной Истины Христова ученія сохранимъ, не боясь и не страшась никакихъ земныхъ прещеній, вѣрность Ему, Спасителю нашему и Богу, сохранимъ и свободу нашей Русской Зарубежной Церкви отъ всякаго давленія, порабощенія или плѣненія силами уже почти торжествующаго въ мірѣ свою побѣду сатанинскаго Зла, хотя бы и являлось оно намъ въ прельстительномъ видѣ «ангела свѣтла», какъ оно часто сейчасъ является, обманывая людей довѣрчивыхъ и наивныхъ.

И не будемъ сообразоваться съ вѣкомъ симъ лукавымъ, по заповѣди Апостола, но будемъ преобразоваться обновленіемъ ума нашего, «чтобы познавать, что есть воля Божія, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 2), которую одну только поставимъ для себя закономъ.

Тогда только и сможемъ мы по-настоящему «спраздновать любопразднственными чинми Пасху /с. 493/Божію спасительную», къ чему призываетъ насъ св. Церковь, взывая: «Христосъ бо воста — веселіе вѣчное» (пасх. канонъ).

Этого вѣчнаго Божественнаго веселія, которое возможно только для людей, хранящихъ свою совѣсть чистой, отъ души молитвенно желаемъ мы всѣмъ вамъ, наши возлюбленные читатели — братіе и сестры во Христѣ!

Христосъ Воскресе!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 489-493.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.