Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

КАКЪ ПРОВОДИМЪ МЫ ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ?

«Постимся постомъ пріятнымъ благоугоднымъ Господеви...» (Стихира 1-й седмицы Вел. поста).

Мы проходимъ сейчасъ, милостью Божію, благодатное поприще Великаго поста, которое св. Церковь именуетъ «временемъ благопріятнымъ, временемъ покаянія» и которое приводитъ насъ къ радостному празднованію «Тридневнаго Воскресенія Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, спасающаго душы наша» (стихира въ Недѣлю Сыропустную на вечерни).

Но такъ ли мы проводимъ это спасительное для насъ покаянное поприще, какъ должно?

Блаженъ, кто, живя жизнью всей Церкви, всѣмъ сердцемъ своимъ переживаетъ это время поста, вникая во всѣ глубоко-назидательныя мысли, связанныя съ великопостнымъ Богослуженіемъ и впитывая въ себя всѣ тѣ возвышающія душу чувства, которыя стремится возбудить въ насъ св. Церковь богослужебными чтеніями и пѣснопѣніями и соединенными съ разными днями Великаго поста празднованіями и воспоминаніями.

/с. 476/ Блаженъ, сугубо блаженъ, кто въ наше время неблагопріятное остается такимъ — «отставшимъ отъ вѣка», — несмотря на все происходящее вокругъ него...

Въ самомъ дѣлѣ! Вотъ въ огласительномъ поученіи преподобнаго Ѳеодора Студита, которое читается, согласно уставу, въ среду первой недѣли Великаго поста, мы слышимъ:

«Теперь и въ городахъ и селеніяхъ прекращаются всякія смятенія и безпорядки, а умножаются славословія и пѣснопѣнія, милостыни и молитвы, которыми благій нашъ Богъ умилостивляется и преклоняется къ милосердію, умиротворяетъ души наши и подаетъ намъ прощеніе грѣховъ...»

Но гдѣ все это теперь — въ наши дни?

Было это когда-то въ древней Византіи, было у насъ на Святой Руси, а теперь? — Теперь вся жизнь такова, что и въ церковь-то пойти на великопостное Богослуженіе далеко не всякій можетъ, кто и хотѣлъ бы! А ужъ «городамъ и селеніямъ» въ цѣломъ и дѣла нѣтъ никакого до нашего Великаго поста...

Мы не говоримъ уже о нашей несчастной Родинѣ-Россіи и другихъ православныхъ странахъ, подпадшихъ подъ страшное иго безбожнаго рабства, но и тутъ, на свободномъ какъ-будто бы Западѣ, что мы видимъ?

У насъ — Великій постъ и дивныя возносящія насъ къ небу великопостныя Богослуженія, а у нихъ, даже еще называющихъ себя «христіанами», — ничего этого нѣтъ.

Но развѣ это естественно, развѣ это такъ и должно быть?

«Они — неправославные!»

Можемъ ли мы, однако, съ такимъ «объясненіемъ» мириться?

Можетъ ли насъ такое «объясненіе» вполнѣ духовно удовлетворить и успокоить?

Если мы живемъ въ Христовой Церкви, а не только формально числимся въ Ней, то — конечно, нѣтъ.

/с. 477/ Вѣдь Христосъ-Спаситель для всѣхъ своихъ послѣдователей создалъ одну Церковь, а не много разныхъ «Церквей» — каждому по его вкусу! — И передъ своими крестными страданіями молился Богу Отцу: «Да будутъ вси едино: Якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ» (Іоан. 17, 21).

Изъ этихъ словъ Божественнаго Основателя Церкви ясно видно, что это единство всѣхъ вѣрующихъ во Христа, объединенныхъ въ Его Церкви, не внѣшнее только, при которомъ каждый остается со своими собственными частными мыслями и чувствами, а единство внутреннее, органическое, которое неоднократно такъ подчеркиваетъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ, уча въ своихъ посланіяхъ о Церкви, какъ о Тѣлѣ Христовомъ, и призывая христіанъ: «Имѣйте одни мысли, имѣйте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филипп. 2, 2).

Почему же тогда у насъ — Великій постъ, а «у нихъ» — у «неправославныхъ» — нѣтъ? И можемъ ли мы примириться съ такимъ явленіемъ, какъ съ чѣмъ-то вполнѣ законнымъ, естественнымъ?!

Кто виновникъ такого печальнаго разномыслія и отсюда — раздѣленія между христіанами?

Конечно, не кто иной, какъ только врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ.

Это онъ посѣялъ такое разномысліе, это онъ внесъ въ среду христіанъ раздѣленія.

И если теперь лишь мы, православные, остающіеся во все болѣе и болѣе сужающемся меньшинствѣ, еще сохранили то великое духовное сокровище, которое содержится въ поприщѣ Великаго поста, хотя и не всѣ мы надлежащимъ образомъ имъ пользуемся, отчасти по нашей собственной винѣ, а отчасти въ силу сложившихся вокругъ насъ неблагопріятныхъ условій жизни, — остальные же всѣ, именующіе себя «христіанами», его потеряли, то объяснить это можно только все болѣе и болѣе прогрессирующимъ дѣйствіемъ сатанинскихъ силъ въ мірѣ, стремящихся отнять у людей все дарованное /с. 478/ имъ Христомъ-Спасителемъ духовное богатство и лишить ихъ надежды вѣчнаго спасенія.

Вотъ почему такъ странно слышать въ настоящее время всѣ эти модные, но совершенно противоестественные, несуразные толки о равноцѣнности и равноправіи всѣхъ вѣроисповѣданій и даже — о соединеніи ихъ всѣхъ, безъ отказа отъ своихъ заблужденій, отъ своего отступленія отъ истинно-христіанской вѣры, вѣры Православной, въ какую-то новую «вѣру», долженствующую путемъ какихъ-то противоестественныхъ въ дѣлахъ вѣры компромиссовъ, объединить всѣхъ въ какой-то новой «Церкви», въ чемъ и состоитъ существо столь моднаго нынѣ теченія, такъ называемаго «экуменизма».

А между тѣмъ, разумное, плодотворное и спасительное для всѣхъ людей соединеніе можетъ быть только одно: возвращеніе всѣхъ къ единой и единственной непогрѣшимой и неповрежденной истинѣ Святого Православія.

Но этого-то какъ разъ и не хотятъ допустить слуги имѣющаго придти въ міръ Антихриста, усиленно вербуя себѣ за деньги или за иныя земныя блага людей, всячески компрометирующихъ и подрывающихъ святую Православную Вѣру и авторитетъ Св. Православной Церкви въ глазахъ всѣхъ — какъ православныхъ, такъ и неправославныхъ, чтобы первыхъ сдѣлать безразличными къ своей вѣрѣ и Церкви, а вторыхъ оттолкнуть отъ нихъ, какъ не заслуживающихъ никакого довѣрія и уваженія.

Въ настоящее время мы какъ разъ являемся свидѣтелями множества подобныхъ печальныхъ явленій въ разныхъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ, въ значительной мѣрѣ уже подпавшихъ подъ злостное вліяніе и даже власть этихъ служителей Антихриста, нерѣдко въ лицѣ іерарховъ и занимающихъ высокое положеніе служителей Церкви.

Деньги, деньги! власть, почетъ! — вотъ соблазны, /с. 479/ передъ которыми, къ несчастію, многіе устоять не могутъ!

Вотъ откуда всѣ смуты, распри и раздѣленія между христіанами!

Вотъ, гдѣ корень забвенія того «единаго на потребу», которое предлагаетъ намъ истинная христіанская вѣра и которое состоитъ въ молитвѣ, покаянныхъ подвигахъ и искреннемъ нелицемѣрномъ благотвореніи ближнимъ, къ чему всегда насъ призываетъ Св. Церковь, а особенно теперь — Великимъ постомъ!

Не какая-то «высокая политика», не разглагольствованіе и туманная философія, а самая скромная мытарева молитва: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!», труды покаянія и отъ чистаго сердца исходящее твореніе добра ближнимъ — вотъ, что отъ насъ, христіанъ, требуется.

Для упражненія же во всемъ этомъ и назначенъ Церковью Великій постъ!

Какъ сильно, красочно, образно и убѣдительно, зажигающее-вдохновляюще говорится обо всемъ этомъ въ Богослуженіяхъ Великаго поста!

Нигдѣ и ни у кого больше нѣтъ такого богатства назиданія въ этомъ отношеніи, какъ у насъ, православныхъ, въ нашемъ несравненномъ Великопостномъ Богослуженіи, котораго, къ стыду своему, большинство православныхъ въ наше время совсѣмъ не знаетъ.

Какія, напримѣръ, дивныя назидательныя празднованія и воспоминанія связаны хотя бы съ воскресными днями Великаго поста! Это одно уже вырисовываетъ передъ нами какъ бы цѣлую программу истинно-христіанской жизни, ведущей къ вѣчному спасенію!

Вотъ, первая недѣля Великаго поста — Торжество Православія. О чемъ оно говоритъ намъ, какъ не о томъ, что высшая цѣнность жизни для насъ — это Святая Православная Вѣра и что безъ исповѣданія Святаго Православія спастись нельзя, а потому св. Церковь всегда боролась и должна бороться противъ всѣхъ /с. 480/ лжеученій и ересей и прославляетъ тѣхъ, которые мужественно, безбоязненно и самоотверженно, вплоть до пролитія своей крови и мученической смерти, выступали въ защиту истинной вѣры и Церкви.

Празднуя во вторую недѣлю Великаго поста память святителя Григорія Паламы, «проповѣдника благодати», св. Церковь внушаетъ намъ, что главное въ Православіи — это борьба съ грѣховными страстьми и похотьми путемъ подвига молитвы и поста, который, въ конечномъ результатѣ, приводитъ насъ къ озаренію нашего внутренняго человѣка благодатнымъ «Ѳаворскимъ» свѣтомъ — свѣтомъ Божественной благодати, что и составляетъ цѣль христіанской жизни.

Вынося въ третью недѣлю Великаго поста, въ самое преполовеніе постнаго подвига, Крестъ Господень для поклоненія, св. Церковь напоминаетъ намъ, что намъ, христіанамъ, совсѣмъ неумѣстно и неприлично искать здѣсь на землѣ веселой и привольной жизни, что всѣ мы, христіане, должны быть крестоносцами, подражая нашему Подвигоположнику Господу Іисусу Христу, несшему Крестъ, что Крестъ — это наше воинское знамя въ борьбѣ съ безплотнымъ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ, и что въ этомъ несеніи Креста сокрыта для насъ ни съ чѣмъ земнымъ несравнимая свѣтлая радость Воскресенія.

Празднованіе въ четвертую недѣлю Великаго поста памяти одного изъ величайшихъ подвижниковъ и наставниковъ христіанской жизни преподобнаго Іоанна, Игумена Синайской Горы, прозваннаго «Лѣствичникомъ» за его замѣчательное письменное руководство «Лѣствицу Духовную, возводящую на небо», имѣетъ въ виду указать намъ, что конечная цѣль, къ которой долженъ стремиться каждый истинный христіанинъ — это достиженіе идеала христіанскаго совершенства, путемъ искорененія грѣховныхъ страстей и насажденія противоположныхъ имъ добродѣтелей, и рисуетъ передъ нами въ изумительной по своей психологической глубинѣ «Лѣствицѣ» преподобнаго Іоанна наглядную схему всего этого пути духовной, или «невидимой брани».

/с. 481/ И, наконецъ, въ послѣднюю пятую недѣлю Великаго поста св. Церковь даетъ утѣшеніе и ободреніе всѣмъ кающимся грѣшникамъ въ дивномъ образѣ преподобной Маріи Египетской, которая изъ величайшей грѣшницы, силою искренняго глубокаго покаянія, стала ангелоподобной праведницей, внушая намъ никогда не падать духомъ, сколь бы ни были велики наши грѣхи, а брать примѣръ съ преподобной Маріи въ ея полномъ и безповоротномъ отвращеніи отъ грѣха, обращеніи къ Богу и покаянныхъ подвигахъ.

Когда-то наши предки на Святой Руси все это знали и всѣмъ этимъ жили и подлинно спасались! И какъ хорошо и удобно было тогда спасаться, слѣдуя наставленіямъ св. Церкви, когда все вокругъ насъ было проникнуто однимъ общимъ духомъ православнаго благочестія! И для всѣхъ тамъ, можетъ быть, за малыми исключеніями, былъ сейчасъ Великій Постъ, всѣ ходили въ церковь, болѣе или менѣе, на всѣ великопостныя Богослуженія, назидались ими и по-настоящему говѣли, получая отъ всего этого великую духовную пользу.

Но вотъ завистью врага Божія, искусно прельстившаго нашъ несчастный русскій народъ, все это измѣнилось, когда рухнула и сокрушилась 50 лѣтъ тому назадъ Святая Русь, бывшая для всего міра оплотомъ единой истинной, единой спасающей Святой Православной Вѣры.

И теперь, о, какъ трудно стало спасаться въ современныхъ, такихъ самыхъ неблагопріятныхъ условіяхъ! Повсюду уже «сатана правитъ балъ», и на всѣхъ истинныхъ послѣдователей Христовыхъ воздвигнуто или явное или хотя бы тайное гоненіе, и даже самая Церковь Христова — не вся, конечно, — но въ лицѣ многихъ ея лицемѣрныхъ служителей, подлинныхъ Іудъ-предателей, взята имъ подъ контроль.

Трудно теперь спасеніе, но тѣмъ славнѣе вѣнцы тѣхъ, которые искренно стремятся идти спасительнымъ путемъ, не взирая на всѣ стѣсненія, преслѣдованія и гоненія — и отъ явныхъ враговъ Христова Креста и отъ «лже/с. 482/ -братіи», то есть тѣхъ людей, которые лицемѣрно представляются послѣдователями Христовыми и служителями Церкви, а въ дѣйствительности безстрашно продаютъ Церковь врагамъ Христовымъ за «Іудины сребренники».

Будемъ же, братіе, мужаться и утверждаться въ вѣрѣ, по заповѣди св. Апостола, ничѣмъ не смущаясь: «Господь близъ!», какъ утѣшаетъ насъ тотъ же великій Христовъ Апостолъ (Филип. 4, 5).

Не поддадимся никакимъ льстивымъ увѣщаніямъ и соблазнамъ и, если становится намъ слишкомъ тяжело, будемъ напоминать себѣ предреченіе Аввы Исхиріона, предсказавшаго еще въ первые вѣка христіанства, что жизнь послѣднихъ христіанъ будетъ особенно трудной, что «пріидутъ на нихъ великія искушенія и напасти», но что зато, «которые въ то время окажутся добрыми (не измѣнятъ Христу-Спасителю и истинной вѣрѣ и Церкви), будутъ больше насъ (то есть: современныхъ Аввѣ Исхиріону христіанскихъ подвижниковъ) и отцевъ нашихъ» (см.«Древній Патерикъ»).

Итакъ, «спасаяй да спасетъ свою душу», какъ сказано остатку христіанъ Духомъ Божіимъ (см. заключеніе «Отечника» Еп. Игнатія).

Будемъ же всѣ вѣрны этому призыву!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 475-482.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.