Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ФАРИСЕЕВА УБѢЖИМЪ ВЫСОКОГЛАГОЛАНІЯ!..»

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Приближается Великій постъ. И св. Церковь, какъ попечительная мать, вновь и вновь зоветъ насъ къ покаянію, внушая намъ, что безъ покаянія нѣтъ спасенія. Уже слышали мы этотъ призывъ изъ устъ Самого Господа сразу же послѣ праздника Богоявленія: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матѳ. 4, 17). Уже напоминала намъ св. Церковь, что въ основу нашего покаяннаго подвига должны мы положить искреннюю и ничѣмъ непоколебимую вѣру и такое же ничѣмъ не смущаемое смиреніе жены-хананеянки, такъ трогательно молившей Господа объ исцѣленіи ея дочери (Матѳ. 15, 22-28). Уже убѣждала насъ св. Церковь примѣромъ начальника мытарей Закхея, что для истиннаго покаянія недостаточно одного голаго раскаянія, а нужны и соотвѣтствующія дѣла — плоды покаянія (Луки 19, 1-10). И вотъ вступая теперь въ приготовительныя къ Великому посту недѣли, мы вновь созерцаемъ передъ собой приводимые намъ во всегдашнее напоминаніе образы мытаря и фарисея (Луки 18, 10-14).

Безсмертные, вѣчные это образы, выведеные Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ въ такой коротенькой, но столь содержательной, многоговорящей, глубоко-поучительной жизненной притчѣ!

И какъ важно каждому, серьезно-помышляющему о своемъ спасеніи христіанину постоянно держать эти образы передъ своимъ мысленнымъ взоромъ!

Но необходимо правильно понимать ихъ, толкуя ихъ не по собственному своему смышленію и усмотрѣнію, а въ полномъ согласіи съ ученіемъ Слова Божія и св. Церкви.

/с. 461/ Только мытарево смиреніе, выражающееся въ непрестанномъ внутреннемъ воплѣ: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» и — увы! — такъ рѣдко встрѣчающееся въ современной жизни, можетъ разсчитывать на всепрощеніе Божіе. Только «мытарь», искренно сознавшій всю тяжесть своихъ грѣховъ предъ Богомъ, оплакавшій ихъ, возненавидѣвшій ихъ и рѣшившійся честно начать совершенно новую жизнь, какъ Закхей, обѣщавшій Господу загладить свои грѣхи, или какъ Матѳей, бросившій свое занятіе и послѣдовавшій за Христомъ, можетъ надѣяться быть оправданнымъ на послѣднемъ Страшномъ Судѣ Божіемъ.

И, наоборотъ: безконечно ненавистно Богу «фарисеево высокоглаголаніе»: высокомѣріе, самохвальство и самопревозношеніе гордаго фарисея, довольнаго собой и уничижающаго другихъ людей, въ томъ числѣ и смиреннаго «мытаря», покаяніе котораго уже принято Богомъ — духовные недуги, столь часто встрѣчающіеся въ наше время даже среди людей, считающихъ себя «христіанами».

«Всякъ возносяйся» — возвышающій самъ себя — «смирится», то-есть будетъ униженъ, и только «смиряяй себе» — смиряющій самъ себя — «вознесется» — будетъ возвышенъ и прославленъ Богомъ (Луки 18, 9-14).

Смиреніе, однако, должно быть истиннымъ, ибо бываетъ и смиреніе ложное, мнимое, напускное, притворное, «одно лицемѣрство», по выраженію свв. отцевъ (см. «Отечникъ» еп. Игнатія Брянчанинова), ищущее для себя людской славы, но не славы Божіей. Равнымъ образомъ, и не все то, что можетъ казаться на первый взглядъ «высокомѣріемъ» и «превозношеніемъ», есть дѣйствительно таковое.

О, вѣкъ лукавый и прелюбодѣйный, вѣкъ прелестный, все извращающій и хитро всѣ понятія подмѣнивающій и передергивающій! Какъ часто теперь, подъ предлогомъ евангельскаго смиренія, убѣждаютъ насъ смириться передъ діаволомъ и служителями его, смириться передъ явной неправдой, смириться передъ Зломъ, и укоряютъ насъ въ гордости и фарисействѣ, когда мы этого не дѣлаемъ, да и не можемъ дѣлать, не измѣняя /с. 462/ этимъ Христу-Богу! Какъ часто мнимо-смиренные, а въ дѣйствительности всего лишь только лукавые люди хотятъ видѣть высокомѣріе и превозношеніе тамъ, гдѣ на самомъ дѣлѣ есть только стойкость и непоколебимость въ слѣдованіи Истинѣ!

Ревность по Богу, ревность по Истинѣ не есть «фарисейство», какъ и «смиреніе» передъ врагами Божіими, врагами Истины, передъ діавольскимъ Зломъ, не есть истинное и спасительное мытарево смиреніе, а только губительный самообманъ, самообольщеніе; ведущее на дно адово!

Въ наше время, когда такъ сильно подвергается сомнѣнію самое существованіе Истины, когда всякая «истина» признается относительной и за каждымъ признается законнымъ держаться «своей истины», — борьба за Истину пріобрѣтаетъ особенно важное значеніе, и кто не сочувствуетъ такой борьбѣ, видя въ ней лишь проявленіе «фарисейства», и предлагаетъ «смириться» передъ Ложью, отступивъ отъ Истины, тотъ естественно долженъ быть признанъ предателемъ Истины, кто бы онъ ни былъ и кѣмъ бы онъ себя не называлъ и не считалъ.

Высокіе образы святыхъ борцовъ за Истину св. Аѳанасія Великаго, преп. Максима Исповѣдника, св. Марка Ефесскаго и другихъ подобныхъ имъ, не говоря уже о цѣломъ сонмѣ мучениковъ, пострадавшихъ за Истину и жизнь свою за Нее отдавшихъ, служатъ обличеніемъ этихъ современныхъ лже-мудрецовъ, пропагандирующихъ въ наше время не вполнѣ безуспѣшно ложное «смиреніе». Легко, удобно и пріятно «смиряться», спасая свою жизнь, создавая себѣ земное благополучіе, дѣлая карьеру!..

И, наоборотъ, тяжело быть «гордымъ фарисеемъ» тому, кто не желаетъ «идти въ ногу съ временемъ», кто не хочетъ «смириться» передъ сильными и богатыми міра сего, не заискиваетъ передъ ними, не пресмыкается, желая угодить имъ и что-то получить отъ нихъ, а борется, жертвуя своимъ земнымъ благополучіемъ и карьерой, за чистую и безпримѣсную Истину, не искаженную и не извращенную лукавыми человѣческими хитросплетеніями!

/с. 463/ Храни насъ Богъ отъ фарисейскаго «смиренія» и дай намъ, Боже, быть «фарисеями», ясно отдающими себѣ отчетъ въ томъ, что важнѣе всего на свѣтѣ это — храненіе Истины, и дѣйствительно хранящими ее до самоотверженія, до полнаго самоотреченія во вредъ самимъ себѣ: съ потерей земного благополучія, земной славы и чести!

Дороже всего на свѣтѣ эта чистая, безкомпромиссная Истина, а потому всего ужаснѣе то, что въ наше время такъ безстыдно, такъ нагло, такъ цинично, иногда даже въ нѣдрахъ Церкви, провозглашается Ложь, зачастую болѣе или менѣе искусно прикрывающая себя видимостью Истины, обманной личиной Ея.

Нѣтъ ничего страшнѣе и губительнѣе для душъ такой фальши, такого обмана, такого фарисейскаго лицемѣрія!

А оно-то теперь сколь многими похваляется, одобряется и поощряется, скрываясь подъ маской мытарева смиренія.

«Блюдите же, братіе, како опасно ходите!..» (Ефес. 5, 15).

«Искушайте духи, аще отъ Бога суть!..» (1 Іоан. 4, 1).

«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!..» (Матѳ. 16, 6).

Итакъ, «фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія» — болѣе всего будемъ бояться, какъ бы не казаться передъ людьми тѣмъ, чѣмъ мы на самомъ дѣлѣ не являемся — «гробами повапленными (выкрашеннымй бѣлой краской), иже внѣуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвыхъ и всякія нечистоты» (Матѳ. 23, 27).

«Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія!» — пусть слова наши не расходятся съ дѣломъ, дабы мы никого не обманывали собой, проповѣдуя на словахъ высокое ученіе Истины, а на дѣлѣ отвергая и попирая его, вводя другихъ людей въ недоумѣніе и заблужденіе.

И «мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ, покаяніемъ (искреннимъ, а не наружнымъ только и притворнымъ) взывающе: Спасе міра, очисти рабы Твоя!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 460-463.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.