Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ВЕСЕЛИМСЯ БОЖЕСТВЕННѢ, ЯКО ВОСКРЕСЕ ХРИСТОСЪ, ЯКО ВСЕСИЛЕНЪ».

«Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Іоан. XVI, 22).

Такое обѣщаніе изрекъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ Своимъ ученикамъ на Тайной Вечери. Это обѣщаніе относится, конечно, и ко всѣмъ истиннымъ Его послѣдователямъ, какъ и другое: «се, Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20).

И вотъ, явившись женамъ-мѵроносицамъ по Своемъ Воскресеніи, Воскресшій Господь привѣтствовалъ ихъ словомъ: «радуйтеся» (Матѳ. 28, 9). Можно себѣ представить, сколь велика была радость женъ-мѵроносицъ, а вслѣдъ за ними и всѣхъ учениковъ Господа, когда истина Воскресенія стала для нихъ несомнѣнной!

Эта свѣтлая пасхальная радость побудила св. Апостоловъ, въ началѣ робкихъ и малодушныхъ, безстрашно выступить передъ многотысячнымъ народомъ, собравшимся въ Іерусалймъ на праздникъ Пятидесятницы съ проповѣдью о Христѣ Распятомъ и Воскресшемъ изъ мертвыхъ. Проповѣдуя затѣмъ во всѣхъ концахъ вселенной Божественное Евангеліе, св. Апостолы благовѣствовали, какъ мы видимъ изъ книги Дѣяній ихъ, прежде всего о томъ же — о Христѣ Распятомъ и тридневно Воскресшемъ изъ мертвыхъ, и эта ихъ проповѣдь имѣла неотразимую силу, плѣняя умы и сердца всѣхъ, /с. 447/ еще не окончательно ожесточившихся своими душами, что и понятно, ибо ничего такъ не жаждетъ душа человѣческая, какъ вѣры въ Воскресеніе — вѣры въ торжество правды, добра и справедливости. Только эта чистая свѣтлая пасхальная радость способна поднять человѣка надъ всей окружающей его въ мірѣ пошлой суетой и сѣрой обыденщиной — только она одна въ силахъ разсѣять мракъ страстей и порождаемыхъ ими скорбей, преодолѣть печаль и уныніе на сердцѣ и подвигнуть человѣка на подвигъ во имя свѣта и добра, ожививъ, облагородивъ и возвысивъ надъ всѣмъ земнымъ его душу.

И мы дѣйствительно видимъ, какія поразительныя, подлинныя чудеса творила эта свѣтлая пасхальная радость съ самыми, казалось бы, слабыми и немощными людьми, на протяженіи вотъ уже болѣе 19-ти столѣтій.

Эта радость о Воскресшемъ Господѣ озаряла собою весь жизненный путь первыхъ христіанъ. Она побуждала ихъ отрекаться отъ всѣхъ благъ и удовольствій земной жизни, отъ личной собственности, отъ высокаго положенія въ человѣческомъ обществѣ, отъ земной славы и почета; она побуждала ихъ, съ ликованіями и побѣдными пѣснями, идти на страшныя муки за Имя Христово — на сожженіе въ огнѣ, на растерзаніе дикимъ звѣрямъ, на колесованіе и распятіе. Эта же чистая свѣтлая пасхальная радость побуждала весьма многихъ богобоязненныхъ мужей и женъ совсѣмъ оставлять міръ и презирать все земное — только для того, чтобы быть ближе ко Христу, пріискреннѣе соединиться съ Нимъ еще здѣсь, въ этой земной жизни. Ради этого, они, слѣдуя св. Апостолу Павлу, «отъ всего отказывались и все почитали за соръ, чтобы пріобрѣсти Христа» (Филип. 3, 8). Во имя этой свѣтлой радости, дабы ничто земное ее не омрачало, они оставляли даже свои жилища и водворялись подлинно «въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ» (Евр. 11, 38), ничего не желая знать, кромѣ Іисуса Христа, и притомъ Распятаго и Воскресшаго изъ мертвыхъ (1 Кор. 2, 2). Дабы возможно полнѣе вкусить эту радость и насладиться ею, они, по заповѣди св. Апостола Павла, «распинали плоть свою со /с. 448/ страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24), «сраспинались Христу», чтобы и «воскреснуть съ Нимъ» (Галат. 2, 19; Кол. 3, 1; Рим. 6, 3-11).

И какъ сіяли этой свѣтлой пасхальной радостью самыя ихъ лица, всѣхъ плѣняя и привлекая къ себѣ!

«Что ты унываешь, радость моя?» — такъ нерѣдко говорилъ приходившимъ къ нему съ печальнымъ лицомъ весь осіянный свѣтлой пасхальной радостью нашъ великій всероссійскій молитвенникъ и подвижникъ преп. Серафимъ Саровскій: «нѣтъ причины унывать: Христосъ Воскресе!»

Сейчасъ мы переживаемъ такія печальныя и мрачныя времена, какія едва ли когда прежде переживало христіанское человѣчество. Что дѣлается вотъ уже почти полстолѣтія на нашей несчастной Родинѣ — нѣкогда Святой Руси?! Что творится во всемъ обезумѣвшемъ въ своемъ духовномъ ослѣпленіи мірѣ?! Какими быстрыми шагами, на нашихъ глазахъ, идетъ предреченное Словомъ Божіимъ отступленіе (2 Солун. 2, 3), проникшее уже глубоко даже въ нѣдра нашей Св. Православной Церкви, въ лицѣ многихъ своихъ іерарховъ начинающей уже отрекаться отъ своего св. Православія!

Но все это не должно насъ чрезмѣрно пугать и устрашать, сколь ни горько это слышать и наблюдать. Вѣдь все это есть не что иное, какъ исполненіе того, о чемъ предрекаетъ намъ Слово Божіе.

И вотъ въ это именно, столь тяжкое и полное скорбей, поистинѣ апокалиптическое время, одна только свѣтлая пасхальная радость способна дать намъ силы и необходимую бодрость духа къ перенесенію всего того, что постигаетъ насъ и что должно постигнуть насъ въ будущемъ, быть можетъ, уже и недалекомъ.

«Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящіи Его!» — этотъ радостный и побѣдный кличъ истинной Церкви не только въ дни празднованія Святой Пасхи, но и всегда долженъ звучать въ нашихъ ушахъ и нашихъ сердцахъ.

«Веселимся Божественнѣ, яко Воскресе Христосъ, яко всесиленъ!»

Чего же намъ бояться, чего устрашаться?

/с. 449/ Одно только должно быть намъ страшно: какъ бы насъ не обольстилъ врагъ, и какъ бы мы, обольщенные имъ, сами не измѣнили Христу Воскресшему? Воображая, что служимъ Ему, не перешли на службу Его врагу?

А чтобы избѣжать этого, мы всегда должны помнить, что нѣтъ Воскресенія безъ Голгоѳы, что нѣтъ истинной Пасхальной радости безъ Креста. А потому непріемлемъ для насъ никакой модернизмъ, никакое «обновленчество».

Наша Вѣра — Апостольская, наша Вѣра — Отеческая, наша Вѣра — Православная!

Ея-то и будемъ крѣпко и непоколебимо держаться, невзирая ни на какіе прельщенія и соблазны современныхъ модернистовъ и «обновленцевъ».

Будемъ же идти прямымъ путемъ нашего исконнаго Святаго Православія, а не кривыми путями всевозможныхъ извращеній и отступленій отъ него, которыя сейчасъ такъ ширятся и пропагандируются!

И тогда полнота свѣтлой пасхальной радости будетъ съ нами, утѣшая и ободряя насъ во всѣхъ постигающихъ и имѣющихъ постигнуть насъ скорбяхъ.

Привѣтствуя Васъ, дорогіе о Господѣ братія и сестры, читатели наши, съ Свѣтлымъ Праздникомъ Воскресенія Христова, отъ всей души желаемъ Вамъ такой стойкости и твердости въ исповѣданіи нашей святой вѣры и да сопутствуетъ Вамъ во всѣ дни жизни Вашей эта свѣтлая радость — чистая и возвышенная радость пасхальная, радость о Воскресшемъ Господѣ.

Христосъ Воскресе!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 446-449.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.