Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«БѢЖИ НЕСЫТЫЯ ДУШИ!..»
— Іудино предательство —

«...Тогда Іуда злочестивый сребролюбіемъ недуговавъ омрачашеся, и беззаконнымъ судіямъ Тебе Праведнаго Судію предаетъ...» (Изъ тропаря Великаго Четвертка).

Приближается Страстная седмица — трепетное скорбно-радостное воспоминаніе и прославленіе спасительныхъ Страстей Христовыхъ, подъятыхъ «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія». Чье вѣрующее сердце не содрогается, не охватывается совершенно-особымъ благоговѣйно-умиленнымъ чувствомъ при наступленіи этихъ воистину святыхъ и великихъ дней, какъ они и именуются въ нашемъ церковномъ уставѣ! И блаженъ тотъ, кто всю эту седмицу — единственную въ своемъ родѣ въ году седмицу! — можетъ проводить, какъ должно: безотлучно въ храмѣ Божіемъ, какъ это дѣлали въ старину многіе благочестивые люди, или хобя бы неопустительно посѣщать всѣ изумительно-глу/с. 438/бокія, исполненныя проникновенной назидательности богослуженія этихъ дней, сшествуя Христу и сраспинаясь Ему, какъ призываетъ насъ къ этому св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ (см. стихиру Вел. Понедѣльника). Увы! вся жизнь современныхъ христіанъ теперь такъ сложилась, что рѣдко-рѣдко кто въ наше время можетъ такъ полностью и цѣликомъ отдаться молитвенно-возвышеннымъ переживаніямъ этихъ дней: вѣдь это дни — «рабочіе», да, правду сказать, и далеко не во всѣхъ храмахъ богослуженія въ теченіе всей Страстной седмицы бываютъ ежедневно.

А вѣдь по существу, если серьезно, по-настоящему, углубленно задуматься надъ тѣмъ, что совершилось въ эти великіе и святые дни, — надо было бы все бросить, все оставить и ничего не хотѣть знать, кромѣ усердно-бодреннаго пребыванія въ храмѣ и трезвенно-напряженнаго вниманія всему тому, что читается и поется за этими дивными и ни съ чѣмъ несравнимыми богослуженіями.

Каждый день Страстной седмицы имѣетъ свое глубоко-назидательное содержаніе, свой, если можно такъ выразиться, духовный ароматъ, наполненъ своими отрывающими насъ отъ земли и возвышающими къ небу молитвенными переживаніями, что и отмѣчается въ богослуженіи каждаго изъ этихъ дней.

Знаютъ ли все это современные вѣрующіе люди называющіе и считающіе себя христіанами?

Увы! для огромнаго, пожалуй, подавляющаго большинства ихъ, Страстная седмица — это, развѣ только, чтеніе 12-ти Евангелій въ Великій Четвертокъ и выносъ Плащаницы въ Великій Пятокъ — да и все! Сравнительно мало осталось даже такихъ, которые знаютъ и помнятъ, что въ день Великаго Четвертка совершается Божественная литургія, за которой многократно поется глубоко-трогающее душу умилительное пѣснопѣніе: «Вечери Твоея Тайныя днесь»... въ память установленія въ этотъ именно день нашимъ Господомъ Величайшаго Таинства Евхаристіи — Причащенія Святѣйшаго Тѣла Его и Пречистой Крови Его, «во оставленіе грѣ/с. 439/ховъ и въ жизнь вѣчную». А вѣдь еще совсѣмъ недавно, особенно прежде, у насъ на родинѣ, всѣ, безъ исключенія, старались непремѣнно быть причастниками въ этотъ великій день, чтобы мысленно и молитвенно участвовать въ послѣдней прощальной Тайной Вечери Господа съ Его учениками. А что ужъ говорить о другихъ дняхъ и службахъ Страстной седмицы, когда храмы бываютъ почти пусты, даже если эти службы въ нихъ и совершаются!

Почему это такъ? Почему съ каждымъ годомъ, особенно теперь, въ самое послѣднее время, буквально на нашихъ глазахъ, жизнь современныхъ людей, даже считающихъ и называющихъ себя «христіанами» и притомъ — «христіанами православными», все дальше и дальше отходитъ отъ Церкви, и люди, въ полномъ смыслѣ этого слова, все больше и больше духовно дичаютъ, становясь чуждыми для всего того, что должно быть такъ близко душѣ каждаго истиннаго православнаго христіанина? Нѣкоторые, оставаясь формально «православными», на дѣлѣ вовсе не признаютъ церкви и не желаютъ слушать пастырскихъ поученій и увѣщаній, въ какомъ-то безумномъ ослѣпленіи договариваясь до того, что они «вѣруютъ по-своему» и «молятся дома».

Конечно, все это не случайно, и менѣе всего можно считать это какимъ-то естественнымъ, природнымъ явленіемъ.

Все это производится искусственно — дѣлается по особому плану.

Кто же занимается осуществленіемъ этого губительнаго плана — постепеннаго все бóльшаго и бóльшаго отвода людей отъ Церкви?

Вопросъ — для подлинно-вѣрующаго человѣка праздный. Мы хорошо знаемъ, кто это дѣлаетъ.

Дѣлаетъ это — хитроумно и искусно отводитъ людей отъ Церкви — врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія діаволъ, дѣла котораго какъ разъ и приходилъ на землю разрушить Господь нашъ и Спаситель.

«Велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти» /с. 440/ — учить насъ св. Апостолъ Павелъ (1 Тим. 3, 16).

Эта «велія благочестія тайна» есть, вмѣстѣ съ тѣмъ, и «тайна спасенія», какъ неоднократно называетъ ее такъ и о которой говоритъ пространно св. Апостолъ Павелъ въ своихъ посланіяхъ къ Ефесянамъ (1, 9-23 и 3, 3-21) и къ Колоссянамъ (1, 24-29 и 4, 3-4).

Но этой «великой благочестія тайнѣ» и «тайнѣ спасенія», по попущенію Божію, еще отъ самаго явленія Господа-Спасителя въ міръ и начала Апостольской проповѣди, противостоитъ, борясь съ ней, какъ учитъ тотъ же св. Апостолъ Павелъ, «тайна беззаконія» (2 Солун. 2, 7).

И мы нисколько не преувеличимъ, если скажемъ, что вся исторія человѣчества, со времени явленія Христа-Спасителя въ міръ, есть не что иное, какъ непрестанная и упорная борьба, борьба «не на жизнь, а на смерть», «тайны беззаконія» противъ «тайны спасенія», для погубленія людей, чрезъ сохраненіе власти діавола надъ ними.

Этимъ все объясняется, чтó происходило и происходитъ донынѣ въ мірѣ, начиная отъ жестокаго избіенія Виѳлеемскихъ младенцевъ Иродомъ, Богоубійственнаго распятія на крестѣ Сына Божія, кровопролитнаго преслѣдованія первыхъ христіанъ отъ іудеевъ и язычниковъ, и — кончая современными гоненіями на Христову вѣру и Церковь — кровавыми у насъ на родинѣ и въ другихъ странахъ коммунистическаго блока, и — въ видѣ «холодной войны» въ странахъ такъ называемаго «свободнаго міра».

И вотъ, когда мы вдумываемся глубже во все то, чтó происходило на землѣ въ теченіе истекшихъ девятнадцати вѣковъ, и въ то, чтó происходитъ теперь въ двадцатомъ вѣкѣ — «вѣкѣ культуры и прогресса», какъ величаютъ его многіе современные люди, духовно-ослѣпшіе, — передъ нами во весь свой ростъ встаетъ жутко-зловѣщая фигура Іуды-предателя.

Поистинѣ жутко-зловѣщая фигура, для многихъ казавшаяся и донынѣ кажущаяся какой-то загадочной и непонятной!

/с. 441/ Въ самомъ дѣлѣ: чтó сдѣлало Іуду Искаріотскаго, бывшаго однимъ изъ ближайшихъ учениковъ Господа Іисуса Христа, избраннаго Имъ Самимъ въ число 12-ти, предателемъ?

Вѣдь не могъ же онъ не находиться подъ свѣтлымъ обаяніемъ возвышенной Личности своего Божественнаго Учителя, будучи въ теченіе трехъ слишкомъ лѣтъ столь близкимъ къ Нему, слыша постоянно Его подлинно-небесное ученіе, видя неоднократно дивныя чудеса Его? Какъ же могъ онъ рѣшиться на страшное дѣло преданія на смерть Того, предъ Кѣмъ, казалось бы, онъ долженъ былъ только благоговѣть?

Мы знаемъ множество попытокъ какъ-то «объяснить» это. Эти попытки доходили иногда — какъ это ни странно! — даже до идеализаціи личности Іуды: онъ-де предалъ Господа, по добрымъ побужденіямъ, такъ какъ усталъ ждать, когда же, наконецъ, его Возлюбленный Учитель открыто провозгласитъ Себя предъ всѣми Мессіей, и хотѣлъ скорѣе понудить Его на это...

Но... всѣ эти попытки — совершенно безпочвенны и неосновательны. Да и зачѣмъ ломиться въ открытую дверь, когда св. Церковь отъ самаго начала указала намъ на единственную причину совершеннаго Іудою страшнаго предательства въ его сребролюбіи.

«Егда славніи ученицы на умовеніи вечери просвѣщахуся, тогда Іуда злочестивый сребролюбіемъ недуговавъ омрачашеся, и беззаконнымъ судіямъ Тебе Праведнаго Судію предаетъ» —такъ поетъ св. Церковь за богослуженіемъ въ день Великаго Четвертка: «бѣжи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшія!..»

И всѣ великіе Отцы и Учители Церкви, толковавшіе Евангеліе, такъ именно и объясняютъ причину Іудина предательства.

«Смотри, какъ велика злоба Іуды», —говоритъ, напримѣръ, св. Іоаннъ Златоустъ: «когда онъ произвольно приступаетъ къ предательству, когда дѣлаетъ это изъ-за денегъ... О, безуміе! какъ ослѣпило его совершенно сребролюбіе!.. Вотъ какое вели/с. 442/кое зло сребролюбіе! Оно именно сдѣлало Іуду и святотатцемъ и предателемъ. Услышьте, всѣ сребролюбцы, страждущіе болѣзнью Іуды, — услышьте, и берегитесь этой страсти! Если тотъ, кто находился со Христомъ, творилъ чудеса, пользовался такимъ ученіемъ, низвергся въ такую бездну отъ того, что не былъ свободенъ отъ этой болѣзни, то тѣмъ болѣе вы, не слышавшіе даже Писанія и всегда прилѣпляющіеся къ настоящему, удобно можете быть уловлены этой страстью, если не будете прилагать непрестаннаго попеченія» (Творенія, т. VII, стр. 805-6).

Воистину золотыя слова златословеснаго учителя, столь сильно и энергично всѣхъ насъ предостерегающія и, вмѣстѣ съ тѣмъ, столь многое изъ происходящаго въ наше время въ мірѣ намъ объясняющія!

Ни на что такъ не падокъ слабодушный, невнимательный къ себѣ человѣкъ, какъ на удовлетвореніе своихъ страстей и похотей — и ничто не даетъ ему для этого столько возможностей, какъ деньги. Вотъ почему діаволъ, для проведенія своихъ адскихъ, губительныхъ для человѣка плановъ въ мірѣ, и находитъ себѣ адептовъ и послушныя ему орудія, главнымъ образомъ, черезъ деньги.

Есть, правда, у діавольскаго зла своя таинственная мистическая природа, которая способна плѣнять нѣкоторыхъ людей въ безоговорочное послушаніе діаволу, такъ сказать, безвозмездно, но, по большей части, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ опытъ и какъ это подтверждаютъ многіе жизненные факты, особенно въ нынѣшнее время, діаволъ, чрезъ своихъ вѣрныхъ слугъ покупаетъ своихъ приверженцевъ, становящихся его сознательными или безсознательными орудіями, проводниками его предначертаній въ мірѣ, за деньги.

Всякая страсть, какъ учатъ св. Отцы Церкви и подвижники христіанскаго благочестія, въ томъ числѣ и страсть къ деньгамъ — сребролюбіе, — ослѣпляетъ человѣка, и онъ перестаетъ видѣть Бога, Котораго могутъ зрѣть лишь «чистые сердцемъ», то-/с. 443/ есть свободные отъ порабощенія страстямъ люди.

И вотъ, такіе люди, купленные діаволомъ предатели, новые «Іуды Искаріотскіе», и осуществляютъ въ мірѣ діавольскій планъ «дехристіанизаціи» христіанъ — отведенія христіанъ отъ Истинной Христовой Церкви, — чтó въ послѣднее время, какъ мы не можемъ этого не видѣть, приняло особенно грандіозные размѣры — поистинѣ въ міровомъ масштабѣ.

А чтó особенно ужасно и не можетъ не производить самаго угнетающаго впечатлѣнія, это то, что въ число этихъ современныхъ «іудъ-предателей» все больше и больше вступаютъ въ наше время не только обыкновенные рядовые «христіане», но и носители высокихъ церковныхъ званій, облеченные иногда даже высшимъ саномъ, которые лицемѣрно и искусно прикрываютъ свое предательство разными обманными лозунгами, вводя въ заблужденіе невѣжественныхъ и не разбирающихся въ глубокихъ вопросахъ вѣры и Церкви людей, коихъ они къ тому же духовно ослѣпляютъ льстивой проповѣдью легкости спасенія безъ всякихъ трудовъ и подвиговъ, безъ настойчивой работы надъ собой для искорененія своихъ страстей и похотей, а иногда, въ свою очередь, привлекаютъ ихъ къ себѣ разными «подачками»: будучи сами «купленными рабами», и другихъ «покупаютъ», всѣмъ угождая и стараясь быть для всѣхъ «пріятными».

Такова современная тактика «князя міра сего» — діавола!

Вотъ чѣмъ и объясняется современное поистинѣ ужасающее состояніе человѣчества въ религіозно-нравственномъ отношеніи, естественно-наводящее всякаго разумнаго и вдумчиваго человѣка на мысль о приближеніи конца всего!

Вотъ чѣмъ можно объяснить и удручающее положеніе современной Православной Церкви, на «верхахъ» которой идетъ теперь такое повальное отступленіе отъ истиннаго Православія, подлинное предательство Христа-/с. 444/ Спасителя, угожденіе и служеніе лютымъ врагамъ Его — богоборцамъ и служителямъ сатаны!

Вотъ гдѣ коренятся причины расколовъ и раздѣленій въ нашей Русской Православной Церкви Заграницей съ самаго начала поставившей себѣ задачей — сохранить, несмотря ни на что, неизмѣнную вѣрность Христу-Спасителю до конца, не вступая ни въ какія сношенія и отношенія съ Его врагами и не допуская никакихъ условныхъ договоровъ и компромиссовъ съ ними, ни подъ какими благовидными и лукавыми предлогами, какъ это дѣлали и дѣлаютъ другіе, прикрывая этимъ свое предательство!

За эту свою прямолинейность, безкомпромиссность и стойкость въ исповѣданіи Истины, наша Русская Православная Церковь Заграницей и вѣрные служители ея и терпятъ столько самыхъ безобразныхъ грубыхъ нападковъ, нелѣпыхъ клеветъ и лживыхъ натянутыхъ обвиненій, каковыя мы нерѣдко слышимъ и читаемъ въ прессѣ, издающейся даже на русскомъ языкѣ, но, конечно, отнюдь не русской по духу.

Подобнаго рода нападки слышатся иногда даже будто бы отъ «своихъ» — отъ тѣхъ неразумныхъ, духовно-ослѣпшихъ людей, о которыхъ со всей справедливостью можно сказать словами Писанія, что «они вышли отъ насъ, но не были наши» (1 Іоан. 2, 19).

Наша Русская Зарубежная Церковь, именно благодаря тому, что она все время, отъ самаго своего основанія, шла прямымъ и честнымъ путемъ, безъ всякихъ лукавыхъ «виляній туда и сюда», въ настоящее время для многихъ служитъ нѣмымъ укоромъ: для всѣхъ враговъ Церкви и для «іудъ-предателей» она — «какъ бѣльмо въ глазу»: мѣшаетъ имъ спокойно жить и дѣйствовать, а потому совсѣмъ неудивительно, что они, пытаясь находить и въ ея рядахъ своихъ «іудъ-предателей», падкихъ на серебренники» и всякаго рода земныя «приманки», стараются взорвать ее извнутри, искусно пользуясь для этого малѣйшими поводами. Внѣ всякаго сомнѣнія — въ этомъ именно /с. 445/ источникъ всѣхъ возникающихъ у насъ несогласіи, смутъ и раздѣленій!

Вотъ почему всѣмъ намъ — служителямъ и вѣрнымъ чадамъ истинной Церкви — надо быть особенно бдительными и осторожными, дабы не дать врагамъ нашимъ обойти насъ ни «слѣва» ни «справа», и ни въ коемъ случаѣ не допускать ни себя ни другихъ польститься на какіе бы то ни было «сребренники», принявъ которые, придется потомъ, хочешь-не-хочешь, творить чью-то чуждую интересамъ нашей Церкви и враждебную ей волю.

Будемъ всегда помнить о горькой участи Іуды-предателя, — о коей столь живо и ярко напоминаетъ намъ каждый годъ, въ предостереженіе наше, богослуженіе Страстной седмицы, — который такъ безразсудно погубилъ себя, «лика Апостольскаго отвергся» и «тридневнаго Воскресенія Христова не вѣдѣвъ» (служба Вел. Четвертка)

А всѣмъ, особенно сильно гонимымъ и оклеветаемымъ въ нашей средѣ за Правду, за исповѣданіе Истины, надо не смущаться, не падать духомъ, не малодушествовать, а наоборотъ, — неуклонно стоя въ Истинѣ, вооружиться терпѣніемъ, памятуя слова Господа — Божественнаго Основателя Истинной Церкви, что «претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ» (Матѳ. 10, 22), и Его великія обѣтованія всѣмъ устоявшимъ въ вѣрности Ему, несмотря ни на какія гоненія.

Мы вѣдь хорошо знаемъ, вѣруемъ и исповѣдуемъ, что, не взирая ни на какое временное торжество діавольскаго зла въ мірѣ, окончательная побѣда принадлежитъ нашему Господу и Спасителю — Побѣдителю ада и смерти, — а съ Нимъ и всѣмъ тѣмъ, кто сохранитъ всецѣлую вѣрность Ему до конца, коимъ изрекъ Онъ такое великое обѣщаніе:

«Побѣждающему дамъ сѣсти со Мною на престолѣ Моемъ» (Апок. 3, 21).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 437-445.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.