Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ И СУЩНОСТЬ ХРИСТІАНСТВА.

Мы — христіане! Но какъ мало въ настоящее время среди насъ людей, которые отдаютъ себѣ ясный отчетъ въ томъ, что это значитъ, къ чему насъ это званіе обязываетъ. А это тѣмъ болѣе необходимо знать, что въ послѣднее время появилось среди считающихъ себя /с. 431/ христіанами умственное теченіе, которое пытается въ корнѣ извратить самое существо христіанской вѣры, — подъ видомъ христіанства такъ часто теперь пропагандируется нѣчто діаметрально противоположное истинному христіанству.

Что же такое христіанство? Въ чемъ заключается существо христіанства?

На этотъ вопросъ мы находимъ ясный отвѣтъ въ нашемъ новозавѣтномъ Священномъ Писаніи.

«Аще кто во Христѣ», говоритъ св. Апостолъ Павелъ: «нова тварь» (2 Кор 5, 17), то есть: «Кто во Христѣ», или «кто — христіанинъ», «тотъ — новая тварь».

Иными словами: существо христіанства заключается въ новотвореніи — христіанинъ тотъ, кто сталъ новымъ человѣкомъ, не такимъ, какимъ онъ родился отъ отца и матери.

Естественный человѣкъ, рожденный естественнымъ плотскимъ путемъ и живущій по законамъ естества человѣческаго, самъ по себѣ христіаниномъ быть не можетъ. Самъ Господь Іисусъ Христосъ ясно свидѣтельствуетъ объ этомъ въ Своей замѣчательной бесѣдѣ съ іудейскимъ законоучителемъ Никодимомъ, сказавъ ему: «подобаетъ вамъ родитися свыше» (Іоан. 3, 7).

«Аще кто не родится свыше, не можетъ видѣти Царствія Божія» (Іоан. 3, 3) — не можетъ стать истиннымъ христіаниномъ, не можетъ спастись.

Это новотвореніе человѣка, ради котораго и приходилъ на землю воплотившійся Единородный Сынъ Божій, совершаетъ благодать Божія въ великомъ таинствѣ духовнаго возрожденія — святомъ Крещеніи и прочихъ таинствахъ.

Вотъ почему безъ благодати Божіей невозможно стать истиннымъ христіаниномъ, невозможно спастись.

Въ таинствѣ Крещенія «вѣрующій умираетъ для жизни плотской, грѣховной, и возраждается отъ Духа Святаго въ жизнь духовную, святую» (см. Катихизисъ). Но такъ какъ невнимательный къ себѣ человѣкъ можетъ со временемъ потерять эту благодать крещенія, то необходимы для возобновленія ея и другія таинства — особен/с. 432/но же таинство «второго крещенія» — покаяніе и таинство причащенія Тѣла и Крови Христовой, пріискреннѣ соединяющее христіанина со Христомъ.

Безъ принятія благодати Божіей въ церковныхъ таинствахъ нечего и думать быть истиннымъ христіаниномъ.

Благодать Божія, по неизреченной милости Божіей, въ силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грѣхи на крестѣ, дается намъ туне — даромъ, безъ какихъ бы то ни было заслугъ съ нашей стороны... но... для привлеченія этой благодати Божіей необходима, съ нашей стороны, добрая воля, стремленіе къ полученію ея и наши собственные труды и усилія къ полученію и сохраненію ея.

Никто не можетъ стать христіаниномъ и спастись такъ сказать автоматически, какъ какая-то бездушная пѣшка, безъ проявленія своей доброй воли и собственныхъ трудовъ и усилій.

Таково, вопреки извращенному лжеученію разныхъ сектантовъ, ясное ученіе Слова Божія о спасеніи — таково ученіе нашей Св. Православной Церкви, ни въ чемъ не отступающей отъ ученія Слова Божія.

Отсюда и явствуетъ безусловная необходимость тѣхъ трудовъ и подвиговъ — того «аскетизма», который такъ характеренъ для истиннаго христіанства — Святой Православной Вѣры.

Такъ ясно и убѣдительно говоритъ о необходимости этого аскетизма св. Апостолъ Павелъ въ своемъ I посланіи къ Коринѳяномъ, употребляя хорошо знакомое имъ образное сравненіе христіанскаго аскетизма съ тренировкой тѣхъ, которые участвуютъ въ спортивныхъ состязаніяхъ (Коринѳъ славился своими «истмійскими играми»): «не знаете ли, что бѣгущіе на ристалищѣ бѣгутъ всѣ, но одинъ получаетъ награду? Такъ бѣгите, чтобы получить. Всѣ подвижники воздерживаются отъ всего: тѣ для полученія вѣнца тлѣннаго, а мы — нетлѣннаго. И потому я бѣгу не такъ, какъ на невѣрное, бьюсь не такъ, чтобы только бить воздухъ, но усмиряю и порабощаю тѣло мое, дабы, проповѣ/с. 433/дуя другимъ, самому не остаться недостойнымъ» (1 Кор. 9, 24-27).

Вотъ ясное законоположеніе христіанскаго аскетизма, который состоитъ въ упражненіи въ подвигѣ воздержанія!

Зачѣмъ нуженъ этотъ подвигъ воздержанія?

И это разъясняетъ намъ тотъ же св. ап. Павелъ въ другомъ своемъ посланіи: «ибо плоть желаетъ противнаго духу, а духъ — противнаго плоти: они другъ другу противятся, такъ что вы не то дѣлаете, что хотѣли бы» (Галат. 5, 17).

Дабы получить спасающую насъ благодать Божію, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велѣніямъ духа, чтобы духъ въ насъ господствовалъ, а не плоть, потому что «помышленія плотскія суть смерть, а помышленія духовныя — жизнь и миръ, потому что плотскія помышленія суть вражда противъ Бога, ибо закону Божію не покоряются, да и не могутъ». «Посему живущіе по плоти Богу угодить не могутъ» (Римл. 8, 6-8), а слѣдовательно — не могутъ быть истинными христіанами, не могутъ получить благодать Божію, не могутъ спастись.

Вотъ почему въ Церкви Христовой — конечно, истинной Церкви — и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди нихъ самый важный и главнѣйшій — Великій Постъ, который служитъ намъ къ достойной подготовкѣ насъ къ празднованію величайшаго нашего христіанскаго праздника — Свѣтлаго Воскресенія Христова.

Великій постъ ведетъ свое начало отъ самыхъ апостольскихъ временъ и продолжается 40 дней по примѣру поста Самого Господа Іисуса Христа, которымъ Онъ постился передъ выходомъ на Свое общественное служеніе человѣческому роду (Матѳ. 4, 2). Къ этимъ сорока днямъ прибавляется еще постъ Страстной седмицы въ воспоминаніе спасительныхъ для насъ страстей Христовыхъ.

69-ое Апостольское правило гласитъ: «Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или /с. 434/чтецъ, или пѣвецъ, не постится во Святую Четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ».

Можетъ ли, послѣ этого, и считаться христіаниномъ тотъ, кто сознательно пренебрегаетъ постомъ, кто безъ всякой уважительной причины нарушаетъ постъ?

А что мы видимъ въ наше время?

Не будемъ говорить уже о римо-католикахъ и протестантахъ, которые, продолжая считать себя христіанами, въ сущности совсѣмъ упразднили у себя постъ — ибо развѣ можно назвать «постомъ» то, что отъ поста у нихъ еще осталось?

Но что дѣлается теперь въ нашей собственной, православной средѣ?

Страшно сказать! Многіе ли у насъ находятъ нужнымъ исполнять церковныя предписанія о постѣ? Призываютъ ли наши пастыри съ достаточной силой и энергіей своихъ пасомыхъ къ соблюденію постовъ, внушая имъ безусловную необходимость поста и указывая имъ, что безъ подвига поста не можетъ быть и истиннаго христіанства, невозможно и спасеніе?

Но что самое страшное — это жуткое и зловѣщее знаменіе нашего отступническаго времени! — это появленіе въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви модернистскаго теченія, отвергающаго значеніе аскетическаго подвига, о которомъ такъ ясно учитъ Слово Божіе, и о коемъ такъ живо свидѣтельствуетъ вся исторія нашей Церкви, теченія, направленнаго къ упраздненію поста вообще.

На этотъ путь стали у насъ въ свое время такъ называемые «живоцерковники» и «обновленцы», задавшіеся цѣлью «реформировать» якобы «омертвѣвшую» и «отставшую отъ времени» Православную Церковь. Простой вѣрующій народъ у насъ въ Россіи скоро «раскусилъ» ихъ и рѣшительно отвергъ, и «живая церковь» съ «обновленчествомъ» съ шумомъ провалились, несмотря даже на ту поддержку, которую оказывала имъ безбожная власть.

Но духъ «живоцерковничества» и «обновленчества» /с. 435/ остался и продолжаетъ жить. Онъ распространился и заграницей и далъ весьма сильно себя почувствовать въ намѣченныхъ такъ называемымъ «Всеправославнымъ Конгрессомъ» 1923 года «реформахъ», «съ легкой руки» модерниста Вселенскаго патріарха Мелетія IV Метаксасиса. Эти «реформы» тогда не прошли, вслѣдствіе дружныхъ протестовъ со стороны ряда остававшихся вѣрными истинному Православію іерарховъ, въ томъ числѣ и нашего, тогда еще Архіепископа, а нынѣ уже почившаго Митрополита Анастасія.

Тѣмъ не менѣе этотъ «живоцерковно-обновленческій» духъ, какъ нѣкая зловредная бацилла, съ тѣхъ поръ и ведетъ, не безъ успѣха, болѣзнетворный процессъ разложенія св. Православной Вѣры и Церкви извнутри. Имъ вполнѣ можно объяснить всѣ возникавшіе и доселѣ продолжающіе возникать у насъ церковные смуты и расколы. Это же стремленіе «не отставать», а «идти въ ногу съ временемъ», побудило почти всѣ уже помѣстныя православныя церкви вступить въ такъ называемый «Міровой Совѣтъ Церквей», или «экуменическое движеніе», порожденное протестантизмомъ, совершенно отвергшимъ значеніе подвига въ христіанствѣ, несмотря на ясныя слова св. Апостола Павла о томъ, что истинный христіанинъ долженъ «совлечься ветхаго человѣка съ дѣлами его и облечься въ новаго по образу создавшаго его» (Колос. 3, 9-10), что онъ долженъ «отложить прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, и облечься въ новаго неловка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), что тѣ, которые дѣйствительно «Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24).

Подъ разлагающимъ дѣйствіемъ все той же зловредной заразы, это ученіе Слова Божія о существѣ христіанства какъ-будто вовсе забыто: о христіанствѣ теперь только разсуждаютъ, пишутъ, «философствуютъ», приписываютъ христіанству какую-то совершенно противную его природѣ всеобъемлющую «любовь», не только къ добру, а и ко злу, /с. 436/ но... совсѣмъ не хотятъ жить по-христіански, какъ учитъ этому Слово Божіе и Святая Церковь.

Между тѣмъ, истинное христіанство — это не какая-то туманная философія, не прекраснодушное мечтательство, не слащавая сантиментальность, а жизнь — жизнь духовная, жизнь трезвенная, строгая, суровая, жизнь духа, ведущаго непрестанную борьбу съ плотью за стяжаніе благодати Святаго Духа, безъ которой нѣтъ и не можетъ быть спасенія, это — жизнь подвижническая, въ которой центральное мѣсто занимаетъ постъ, понимаемый, въ полномъ согласіи съ ученіемъ слова Божія (см. 1 Коринѳ. 9, 25), какъ всестороннее воздержаніе.

Все это люди, даже, продолжающіе еще называть себя «христіанами», хотятъ теперь уничтожить, изгнать изъ человѣческаго сознанія и тѣмъ самымъ упразднить христіанство!

Развѣ не въ правѣ мы такое движеніе назвать «антихристовымъ»?

И развѣ не нашъ святой долгъ, если мы видимъ это, громко, во всеуслышаніе, предупреждать, предостерегать тѣхъ, кто не понимаютъ сути этого губительнаго движенія, а особенно тѣхъ, кто уже введены въ заблужденіе, искусно обмануты, обольщены и вовлечены въ него и идутъ, такимъ образомъ, по пути явной погибели?

Нравится ли это кому или не нравится, но мы должны и будемъ до конца нести знамя истиннаго, апостольскаго, отеческаго, подлинно-православнаго христіанства въ противовѣсъ тому лже-христіанству, которое сейчасъ такъ нагло поднимаетъ голову и которое, измѣнивъ Христу-Спасителю, служитъ (въ чемъ нѣтъ и не можетъ быть сомнѣнія!) какимъ-то «инымъ господамъ», и преслѣдуетъ иныя цѣли, но только не спасеніе душъ.

Нынѣ Великій постъ, братіе! такъ ли мы проводимъ его, какъ подобаетъ истиннымъ христіанамъ? /с. 437/ постимся ли? подвизаемся ли противъ страстей и похотей, воюющихъ на духъ нашъ, и помнимъ ли, что угожденіе плоти и дружба съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, по ученію Слова Божія (Іак. 4, 4; 1 Іоан. 2, 15-16 и 1 Іоан. 5, 19), есть вражда противъ Бога?

Богъ намъ въ помощь, и да поможетъ Онъ прозрѣть всѣмъ тѣмъ, кто ослѣпли духовно и, отдѣливъ себя отъ единства вѣры (Іуд. 19), заблуждаясь, пошли по пути собственной погибели!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 430-437.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.