Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ДѢЙСТВО ЛЬСТИ».

«И сего ради послетъ имъ Богъ дѣйство льсти (заблужденія, обмана), во еже вѣровати имъ лжи» (2 Сол. II, 2).

Что это такое? Развѣ можетъ Богъ желать людямъ зла и намѣренно вводить ихъ въ заблужденіе, чтобы они вѣрили лжи?

Конечно, нѣтъ! Богъ «всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити» (1 Тим. 2, 4). Но /с. 424/ вмѣстѣ съ тѣмъ, Богъ далъ человѣку свободную волю, дабы онъ могъ самъ свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человѣку спасенія, Богъ данной ему при сотвореніи свободы, этого величайшаго дара Божія, ни при какихъ обстоятельствахъ отъ него не отнимаетъ.

Чья же тогда вина, если, по предреченію Слова Божія, должно наступить время, «когда здраваго ученія принимать не будутъ, на по своимъ прихотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые льстили бы слуху; и отъ истины отвратятъ слухъ и обратятся къ бяснямъ» (2 Тим. 4, 3-4)?

Вотъ почему тогда, какъ учитъ Слово Божіе, «всѣ желающіе жить благочестиво во Христѣ Іисусѣ, будутъ гонимы. Злые же люди и обманщики будутъ преуспѣвать во злѣ, вводя въ заблужденіе и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13).

Кто же тогда, кромѣ самого человѣка, будетъ виноватъ въ томъ, что среди людей, вмѣсто истины восторжествуетъ ложь?

Прекрасно объясняетъ вышеприведенныя нами слова 2-го посланія къ Солунянамъ нашъ духоносный и высокоученый толкователь Священнаго Писанія святитель Ѳеофанъ Вышенскій:

«Это — страшное нравственное наказаніе Божіе!» «Послетъ», — не такъ, что нарочно пошлетъ не желаемое ими, а пропуститъ къ нимъ ими желаемое и искомое. Злой духъ льсти и лжи постоянно порывается всѣми завладѣть, всѣхъ омрачить и увлечь въ ложь; но Богъ не пускаетъ его, когда среди не слѣдующихъ истинѣ есть еще такіе, которые подаютъ надежду обращенія, еще не совсѣмъ предались ложнымъ путямъ, еще думаютъ иногда отстать отъ лжи и стать на сторонѣ истины, — не пускаетъ, чтобы не потерпѣли они отъ него насилія изнутри; ибо онъ можетъ колебать и твердыхъ, а не только этихъ слабыхъ. Когда же они наконецъ совсѣмъ опустятъ руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся съ нимъ и сочетаются сердцемъ, а о томъ, чтобы /с. 425/ отстать отъ него, и думать перестанутъ; тогда Богъ приметъ Свою, удерживающую злаго духа льсти, руку, и онъ, пропущенный, устремится на нихъ, пройдетъ въ сердце ихъ и тамъ начнетъ оказывать «дѣйство льсти», влечь ко лжи, — и привлечетъ. Они воспримутъ ложь всѣмъ сердцемъ, и затѣмъ обнаружатъ ее и во внѣ — пристанутъ видимо къ Антихристу. Но этимъ сдѣлается только то, что выйдетъ наружу скрывшееся внутри» («Толкованіе посланій святаго Апостола Павла къ Филиппійцамъ и Солунянамъ», Епископа Ѳеофана, стр. 517).

Слово Божіе «вѣрно и всякаго пріятія достойно» (1 Тим. 4, 9); Оно — «Богодухновенно и полезно ко ученію, ко обличенію, ко исправленію, къ наказанію (для наставленія) еже въ правдѣ» (2 Тим. 3, 16), оно — «живо и дѣйственно» (Евр. 4, 12): въ немъ ничего нѣтъ безъ смысла и значенія, и ничего не останется безъ исполненія.

Это обязываетъ насъ быть весьма внимательными къ ученію Слова Божія — читать, изучать его и ничего не оставлять въ немъ безъ должнаго вниманія и приложенія къ жизни — какъ своей личной, внутренней жизни, такъ и къ жизни, насъ окружающей, жизни всего человѣчества, всего міра, ибо мы живемъ вѣдь среди міра, среди людей, и тѣсно съ ними связаны.

Самъ Господь Іисусъ Христосъ неоднократно училъ насъ испытывать и различать «знаменія временъ», повѣряя все происходящее вокругъ насъ въ мірѣ ученіемъ Слова Божія, которое должно быть для насъ, христіанъ, высшимъ и непререкаемымъ авторитетомъ (см. Матѳ. 16, 3; вся 24-я глава Матѳ., а особенно 24, 32-33).

Что же видимъ мы въ настоящее время въ мірѣ?

Развѣ все происходящее нынѣ среди современнаго человѣчества не есть ясное исполненіе вышеприведенныхъ нами предреченій Священнаго Писанія?

/с. 426/ Развѣ не видимъ мы въ жизни огромнаго, подавляющаго большинства современныхъ людей, — жизни не только личной, но и общественной и государственой и... даже религіозной, церковной, этого лукаваго «дѣйства льсти» (заблужденія!), подлиннаго торжества лжи?

Хуже всего то, что истина и ложь теперь такъ перепутаны въ жизни людей, такъ перемѣшаны, что даже добросовѣстному и благонамѣренно-настроенному человѣку порою бываетъ трудно или невозможно разобраться: да гдѣ же истина, а гдѣ ложь? Какъ часто нынѣ малой правдой прикрывается большая ложь, и эта малая правда, которая особенно выставляется на видъ и всѣмъ потому хорошо видима, вводитъ въ заблужденіе многихъ, которые не замѣчаютъ искусно скрываемой за нею большой и губительной лжи.

И въ результатѣ ложь торжествуетъ.

Однимъ изъ главныхъ золъ современной жизни, къ которому привели ее руководители общественной и государственной жизни народовъ, искусно сумѣвшіе захватить въ свои руки вліяніе въ обществѣ и правительственную власть надъ народами, это почти полное упраздненіе правильнаго религіознаго воспитанія и образованія молодого поколѣнія.

А чего добраго можно ожидать отъ безрелигіознаго воспитанія въ невѣріи и безбожіи?

Вѣдь сама жизнь теперь намъ ясно доказала, что «если Бога нѣтъ, то все позволено».

Что можетъ быть хорошаго и какого «прогресса» въ жизни людей можемъ мы ожидать, если современные люди, даже изъ числа называющихъ себя «христіанами», на XX-мъ вѣкѣ христіанской эры, или совсѣмъ не знаютъ Богооткровеннаго ученія заключающагося въ Священномъ Писаніи, или очень плохо его знаютъ, а если и знаютъ его, то слишкомъ плохо понимаютъ и весьма часто совершенно превратнымъ образомъ, руководствуясь только своими антихристіанскими, по существу, предвзятыми поня/с. 427/тіями и настроеніями, слѣдуя своимъ развращеннымъ вкусамъ, его толкуютъ?

Въ своей самовозносящейся гордынѣ, многіе совсѣмъ не считаются съ опытомъ и высокимъ духовнымъ авторитетомъ Церкви, и свое личное мнѣніе ставятъ на первое мѣсто.

Зло и ложь можно, самое бóльшее, лишь временно, по чисто-тактическимъ соображеніямъ, терпѣть, но никакъ не примиряться съ ними и никоимъ образомъ не вступать съ ними въ какой бы то ни было компромиссъ, сговоръ или соглашательство. Тѣмъ болѣе совершенно недопустимое для христіанина дѣло — зло и ложь какъ-то оправдывать, реабилитировать, «черное» называя «бѣлымъ» и «тьму» называя «свѣтомъ», какъ это нынѣ всюду, на каждомъ шагу весьма многими дѣлается.

Безстыдство и безсовѣстность въ нынѣшнее время такъ нагло, какъ никогда, подымаютъ голову, и — увы! — многіе даже честные, сами по себѣ, люди теперь передъ ними «пасуютъ», видимо, не чувствуя себя въ силахъ бороться съ этимъ.

И вотъ характерный для нашего времени примѣръ — особенно злободневный.

Сколько криковъ слышно сейчасъ о мирѣ — о мирѣ всего міра. Безконечныя «мирныя конференціи», въ которыхъ участвуютъ даже тѣ, которые говорятъ о мирѣ, а готовятся къ войнѣ. И всѣ дѣлаютъ видъ, что не замѣчаютъ этого лицемѣрія!

Въ самое послѣднее время потрясъ всѣхъ этими призывами къ миру папа Римскій, пріѣзжавшій даже въ Нью-Іоркъ (первый случай въ исторіи папства!), чтобы выступить въ ООН съ этими призывами. И сколь многіе этимъ поступкомъ его несказанно восторгаются и умиляются: милліонныя толпы людей, какъ сообщаетъ пресса, его воодушевленно привѣтствовали и прославляли.

Но посмотримъ безпристрастно, какъ все это по-настоящему выглядитъ — съ точки зрѣнія ученія Слова Божія, которое должно быть для насъ /с. 428/ христіанъ мѣриломъ всѣхъ нашихъ поступковъ, взглядовъ и убѣжденій.

«Миръ всего міра»... Да! каждый истинный христіанинъ есть «сынъ мира» и долженъ всѣми силами и доступными ему средствами стремиться къ миру.

Но — къ какому миру и съ кѣмъ?

Можетъ ли быть у истиннаго христіанина миръ со зломъ? миръ съ сатаной? миръ съ явными и несомнѣнными служителями сатаны?

Не будетъ ли такой миръ измѣной Богу, измѣной Христу-Спасителю?

И почему же тогда истинные христіане именуются «воинами Христовыми» (2 Тим. 2, 3-4)? Съ кѣмъ же это они воинствуютъ?

Всѣ эти лживые, фальшивые крики о мирѣ — не больше, какъ результатъ «дѣйства льсти», о которой пишетъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ 2-мъ посланіи къ Солунянамъ (2, 11). На самомъ дѣлѣ Слово Божіе не только не предписываетъ намъ, христіанамъ, такого мира, а какъ разъ наоборотъ: требуетъ отъ насъ непрестанной борьбы — безстрашнаго и самоотверженнаго воинствованія — воинствованія съ діавольскимъ зломъ, воинствованія за правду Божію противъ діавольской лжи.

Самъ Спаситель нашъ Господь Іисусъ Христосъ, одно изъ именъ Котораго — «Начальникъ мира» (Ис. 9, 6), училъ: «не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю: не миръ пришелъ Я принести, но мечъ; ибо Я пришелъ раздѣлить человѣка съ отцомъ его, и дочь съ матерью ея, и невѣстку со свекровію ея. И враги человѣку — домашніе его» (Матѳ. 10, 34-36).

Это значитъ, что ученіе Христово должно вызвать раздѣленіе между людьми, а какъ естественное послѣдствіе такого раздѣленія, — полное нарушеніе мира: вражду и борьбу, которая мо/с. 429/жетъ дойти до пролитія крови, исполненіе чего мы и видимъ въ исторіи христіанскаго мученичества — отъ первыхъ вѣковъ христіанства вплоть до нашихъ страшныхъ дней, когда вновь такъ обильно полилась кровь неустрашимыхъ исповѣдниковъ Истины Христовой.

Это отнюдь не значитъ, конечно, что каждый христіанинъ долженъ непремѣнно, въ буквальномъ смыслѣ слова, брать въ руки мечь или какое-нибудь другое вещественное оружіе и сражаться имъ на полѣ брани. Но это ясно и опредѣленно, какъ и многія другія мѣста Священнаго Писанія, указываетъ, что истинный христіанинъ не можетъ и не долженъ уступать злу, примиряться со зломъ, а долженъ быть совершенно непримиримымъ къ діавольскому злу и воинствовать съ нимъ во имя торжества Христовой Истины, которая и утвердилась на землѣ черезъ пролитіе безцѣнной крови Самого Христа-Спасителя и крови Его вѣрныхъ послѣдователей — святыхъ мучениковъ.

Откуда же въ современномъ мірѣ эти превратныя понятія о мнимой «христіанской» любви, которая должна простираться якобы на всѣхъ и на все — даже на самое зло и на носителя этого зла — врага Божія и врага человѣческаго спасенія — діавола и его вѣрныхъ служителей и побуждать насъ къ миру съ ними?

Конечно, все отъ него же — отъ этого исконнаго врага человѣческаго спасенія, который искусно спуталъ въ сознаніи людей всѣ здравыя понятія и даже, не безъ успѣха, выступаетъ теперь въ роли толкователя евангельскаго ученія, пользуясь имъ въ своихъ темныхъ цѣляхъ. Отъ него идетъ это «дѣйство льсти», отъ него вся эта ложь, которая такъ наполняетъ теперь весь міръ, толкая людей на подлинно-безумные поступки.

Вѣдь все это такъ ясно и понятно для чистаго, /с. 430/ незатемненнаго сознанія: Антихристъ, въ лицѣ своихъ слугъ, людей продавшихся ему, подготовляетъ себѣ благопріятную почву для своего скорѣйшаго и безболѣзненнаго воцаренія въ мірѣ — ему и нужно создать среди людей такое настроеніе, чтобы ему не противились, чтобы съ нимъ не боролись, не враждовали. не воевали, а легко и охотно его приняли и признали его своимъ властелиномъ. Вѣдь по предреченіямъ Святыхъ Отцевъ еще первыхъ вѣковъ христіанства, этотъ всемірный злодѣй умѣло скроетъ свою звѣриную сущность и явится передъ людьми, какъ ихъ благодѣтель, исполненный мира и любви, чтобы привлечь къ себѣ сердца и расположеніе всѣхъ.

Вотъ откуда — эта современная пропаганда о мирѣ всего міра!

А мы, если хотимъ быть и остаться до конца истинными христіанами, — не о мирѣ должны помышлять, въ первую очередь, а о правдѣ, но, конечно, не о своей правдѣ, а о Правдѣ Божіей — той Божественной Истинѣ, которую принесъ на землю Воплотившійся Единородный Сынъ Божій.

Богъ намъ въ помощь!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 423-430.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.