Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ОБЪЕДИНИМСЯ ВСѢ ВОКРУГЪ КРЕСТА ХРИСТОВА!

«Пріидите вси языцы, Благословенному Древу поклонимся, имже бысть вѣчная правда...»

«Пріидите, вѣрніи, Животворящему Древу поклонимся, на Немже Христосъ Царь славы волею руцѣ распростеръ, вознесе насъ на первое блаженство...»

«Пріидите, вѣрніи, Древу поклонимся, Имже сподобихомся невидимыхъ врагъ сокрушити главы...»

«Пріидите, вся отечествія языковъ, Крестъ Господень пѣсньми почтимъ...»

Такъ взываетъ къ намъ св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ въ честь великаго праздника Всемірнаго Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, еще задолго подготовляя насъ къ торжественному празднованію его, — начиная уже съ дня 1-го августа по ст. ст.

Послѣдуемъ же всѣ этому пламенному призыву нашей Матери-Церкви: отрѣшившись отъ засасывающей, какъ трясина, и губящей насъ мірской суеты, сплотимся вокругъ дивнаго и спасительнаго знаменія Креста Господня, «имже бысть вѣчная правда», — священнаго и дорогого для насъ знаменія нашего искупленія и вѣчнаго спасенія, знаменія неизреченной любви Божіей къ падшему человѣческому роду!

Нынѣ, когда на нашихъ глазахъ воздвигнуто такое гоненіе на св. Крестъ, пусть даже и не всегда открытое и явное, а часто прикрытое и тайное, — когда даже называющіе себя «христіанами» не хотятъ знать Креста и позволяютъ себѣ глумиться надъ нимъ, когда лица, носящіе званіе «епископовъ» говорятъ, что Крестъ долженъ быть удаленъ изъ христіанскихъ храмовъ, — проявимъ исповѣднически всю силу нашей люб/с. 417/ви и преданности этому «оружію непобѣдимому», котораго «устрашаются демонскія полки» и коимъ «діаволъ всеконечно низвержеся» (какъ поется въ праздникъ Воздвиженія).

Вѣдь эта, явная или тайная (все равно!), ненависть ко Кресту Господню въ наши дни, это удивительное «отталкиваніе» отъ Креста, котораго почти не увидишь теперь (въ полную противоположность первымъ временамъ христіанства) нигдѣ — ни внутри, ни снаружи на жилищахъ христіанъ, ни на мѣстахъ ихъ вѣчнаго упокоенія, ни даже на зданіяхъ, претендующихъ на именованіе себя «христіанскими храмами», чрезвычайно характерна. Равнымъ образомъ, и желаніе какъ-то скрыть Крестъ, замаскировать его, гдѣ изображенъ онъ, или представить его въ какомъ-то кощунственно-искаженномъ видѣ, — говоритъ намъ о многомъ, открывая намъ глаза на время, въ какое мы живемъ.

Въ самомъ дѣлѣ, развѣ не есть все это — стремленіе «тайны беззаконія» (2 Солун. 2, 7), такъ нагло вздымающей въ наши дни голову, совсѣмъ отнять отъ насъ, христіанъ, Крестъ, это «оружіе непобѣдимое», чтобы обезоружить насъ — сдѣлать беззащитными и безпомощными предъ лицомъ діавола, который такъ явно и очевидно (только слѣпой можетъ этого не видѣть!) сошелъ уже къ намъ, по предреченію Слова Божія, «въ ярости великой, зная, что немного ему остается времени» (Апок. 12, 12)?

Будемъ совершенно трезво смотрѣть на окружающую насъ сейчасъ дѣйствительность! Развѣ было когда-нибудь въ прошломъ, въ исторіи человѣчества, такое время, когда бы на такихъ огромныхъ территоріяхъ съ многомилліоннымъ населеніемъ, въ грандіозныхъ государственныхъ масштабахъ, велась такая упорная и систематическая борьба противъ вѣры въ Бога и въ существованіе духовнаго міра вообще? И, вмѣстѣ съ тѣмъ, никогда еще міръ не стоялъ такъ далеко отъ истиннаго христіанства, какъ въ наше время, хотя бы уста многихъ, еще не отрекшихся отъ него формально, и разглагольствовали о немъ весьма краснорѣчиво, но — внѣ /с. 418/ всякаго сомнѣнія! — лукаво, притворно и лицемѣрно. Подлинно, язычники первыхъ вѣковъ христіанской эры, даже изъ числа лютыхъ гонителей христіанства, были несравненно ближе къ христіанству, нежели многіе современные отступники отъ христіанства, хотя бы они внѣшне съ нимъ окончательно и не порывали, притворно представляя себя «христіанами» и даже «ревнителями Церкви», будто бы призванными ее какъ-то «обновить», «модернизировать», въ согласіи съ «духомъ времени», якобы ради бóльшаго успѣха ея миссіи въ мірѣ.

«Теплохладность», принимающая тѣ или иныя формы и внѣшній видъ, и есть главный бичъ нашего времени, подрывающій въ корнѣ истинное христіанство.

«О, если бы ты былъ холоденъ, или горячъ!» говоритъ намъ Самъ Господь: «но какъ ты теплъ, и не горячъ и не холоденъ, то извергну тебя изъ устъ Моихъ» (Апок. 3, 15-16).

Этотъ «модернизмъ» пораждаемый этой «теплохладностью», и стоитъ теперь во главѣ тѣхъ діавольскихъ прельщеній, отъ которыхъ и предостерегалъ насъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, когда говорилъ о «послѣднихъ временахъ» (см. Матѳ. 24, 4-12; 23-26). Объ этихъ же прельщеніяхъ неоднократно предупреждали и предостерегали отъ нихъ христіанъ и свв. Апостолы, утверждавшіе, что особенно сильны будутъ эти прельщенія и обольщенія именно въ «послѣдніе дни», когда люди «будутъ вѣрить лжи» (2 Солун. 2, 9-12).

Такая тактика темной силы, желающей овладѣть человѣкомъ, вполнѣ понятна!

Кто пойдетъ за діаволомъ, если онъ станетъ являться людямъ въ своемъ естественномъ, отвратительномъ, отталкивающемъ видѣ?

Вотъ онъ и «преобразуется во Ангела свѣтла», по слову св. Апостола, а равнымъ образомъ, подражая своему господину, и «служители его принимаютъ видъ служителей правды» (2 Коринѳ. 11, 14-15).

Нынѣ мы и являемся свидѣтелями цѣлаго мощнаго движенія, основаннаго на этой діавольской лжи, ко/с. 419/торой склонны вѣрить далекіе отъ истиннаго христіанства современные люди.

Это — объединительное движеніе, пропагандирующее объединеніе всѣхъ религій и народностей, всеобщій «миръ на землѣ и благоволеніе въ человѣцѣхъ».

Какъ оно соблазнительно и прельстительно для многихъ, уставшихъ отъ взаимной борьбы, войнъ и вражды!

И какъ это кажется привлекательнымъ, особенно когда это прикрывается высокимъ идеаломъ «христіанской любви»!

Но вокругъ чего призываютъ объединяться насъ эти «объединители» и «миротворцы»?

Вокругъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, спасшаго падшее грѣхомъ человѣчество и примирившаго согрѣшившихъ людей съ ихъ Творцомъ и Отцомъ Богомъ?

Вокругъ Божественной Истины, принесенной на землю Воплотившимся Единороднымъ Сыномъ Божіимъ и запечатлѣнной пролитой Имъ на Крестѣ Его безцѣнной Кровью?

Вокругъ основанной Имъ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, увѣнчанной этимъ дивнымъ знаменіемъ нашего вѣчнаго спасенія и безмѣрной любви Божіей къ намъ, падшимъ грѣшникамъ?

Увы! нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ!

Это — какое-то странное и непонятное, противоестественное «объединеніе», въ которомъ нѣтъ правды Божіей, нѣтъ даже простой логики и здраваго смысла, ибо оно хочетъ «объединить» необъединимое» — свѣтъ и тьму, бѣлое и черное, правду и ложь, добро и зло, Христа хо четъ соединить съ Веліаромъ.

А вѣдь Слово Божіе ясно говоритъ: «Кое бо причастіе правдѣ къ беззаконію? или кое общеніе свѣту ко тьмѣ? кое же согласіе Христови съ Веліаромъ? или кая часть вѣрну съ невѣрными? или кое сложеніе Церкви Божіей со идолы? Тѣмже изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Го/с. 420/сподь, и нечистотѣ не прикасайтеся!» (2 Коринѳ. 6, 14-17).

Мы имѣемъ великое счастіе и милость Божію принадлежать къ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая во всей полнотѣ и неповрежденности сохраняетъ до нашего времени подлинное ученіе Христово о вѣрѣ и благочестіи, апостольское преемство и всѣ благодатныя таинства, необходимыя для спасенія.

Какъ же можемъ мы оставить нашу чистую и неповрежденную вѣру и Церковь и пойти на какое-то противоестественное соединеніе съ отпавшими отъ истинной Церкви латинянами и протестантами, нежелающими отказаться отъ своихъ заблужденій? А вѣдь такое именно «соединеніе» нынѣ и пропагандируется!

Не будетъ ли это сплошной фальшью? какимъ-то обманомъ?

Вѣдь въ истинной Церкви Христовой все совершается «единымъ сердцемъ и едиными усты»...

Но это еще не все!

Замышляется вѣдь и гораздо болѣе широкое «единеніе» — съ іудеями, мусульманами, язычниками и даже атеистами, причемъ и отъ нихъ нисколько не требуется, чтобы они предварительно отказались отъ своихъ заблужденій. Съ іудеевъ снимается всякая вина и отвѣтственность за ихъ упорное невѣріе въ пришедшаго къ нимъ Мессію — Христа-Спасителя, злобное, ожесточенное невѣріе, пригвоздившее Его ко Кресту. А атеизмъ возведенъ даже въ рангъ «вѣры», законность которой вполнѣ признается, наравнѣ со всѣми другими «вѣрами», и съ атеистами находятъ теперь нужнымъ считаться еще болѣе, чѣмъ съ людьми вѣрующими, боясь оскорбить ихъ безбожныя чувства.

Вотъ какъ далеко зашло дѣло!

Но что особенно страшно это то, что во-главѣ всей этой акціи «объединенія» и «миротворчества» стоятъ высокіе христіанскіе іерархи, въ томъ числѣ и православные.

Въ своемъ ли они умѣ, — хочется спросить ихъ, — /с. 421/ или они просто-напросто продались врагамъ Христовой вѣры и Церкви?

И нечего тутъ прикрываться какой-то «высшей дипломатіей», какой-то лукавой туманной «философіей», а надо смотрѣть на вещи просто, какъ онѣ есть.

Идетъ повальное предательство нашей святой вѣры и Церкви, отступленіе отъ вѣры, предреченное Словомъ Божіимъ, измѣна Кресту Господню, на которомъ совершено наше вѣчное спасеніе.

И вотъ происходитъ сейчасъ среди людей «отсѣиваніе».

Одни, которые признаютъ всю полноту Истины Христовой въ нашемъ святомъ православіи и идутъ, не мудрствуя лукаво, прямымъ и честнымъ путемъ спасенія, указываемымъ намъ Святою Церковью.

Другіе, которые, какъ бы ни называли они самихъ себя, не признаютъ фактически этой истины и участвуютъ такъ или иначе, прямо или косвенно, въ этомъ такъ называемомъ «экуменическомъ» движеніи, направленномъ, внѣ всякаго сомнѣнія, къ установленію условій, благопріятствующихъ воцаренію Антихриста, который свою «истину» противопоставитъ Истинѣ Христовой.

Антихристъ вѣдь не сразу, мгновенно и неожиданно для всѣхъ, откуда-то изъ-подъ земли явится, а будетъ выдвинутъ вотъ такими именно массами людей, отступившими отъ единой Истины Христовой.

Отсюда всѣмъ благоразумнымъ и благонамѣреннымъ, подлиннымъ христіанамъ, должна быть ясна необходимость — предупреждать и предостерегать всѣхъ, слѣдуя завѣту великаго Отца Церкви святителя Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго, который говоритъ: «Будь остороженъ, человѣкъ! Знаешь признаки Антихристовы: не самъ одинъ помни ихъ, но и всякому сообщай щедро. Имѣешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родилъ кого оглашеніемъ, предостереги и /с. 422/ сего, чтобы ложнаго не принялъ онъ за истинное» (Творенія, стр. 210).

Какъ же смотрѣть послѣ этого на тѣхъ людей, особенно на пастырей Церкви, которые и сами молчатъ объ этомъ и отъ другихъ требуютъ молчать?

Не есть ли это явный знакъ, что они сами участвуютъ въ этомъ антихристовомъ движеніи?

Съ кѣмъ же мы, въ концѣ концовъ; со Христомъ-Спасителемь и Его Божественнымъ Евангеліемъ, подъ знаменіемъ Честнаго и Животворящаго Креста Его, или мы ждемъ «прогресса человѣчества» на землѣ и, признавая св. Евангеліе, въ лучшемъ случаѣ, только номинально, душою съ тѣми, кто строитъ грядущее царство Антихриста съ его мнимымъ «миромъ» и «благоволеніемъ въ человѣцѣхъ»? Вѣдь эта вѣра въ «прогрессъ», или благоденствіе человѣчества здѣсь на землѣ идетъ совершенно вразрѣзъ съ ученіемъ Слова Божія, которое учитъ о блаженствѣ праведниковъ въ будущей жизни, говоритъ о «новомъ небѣ и новой землѣ», «Новомъ Іерусалимѣ», а этой нынѣшней нашей землѣ предрекаетъ гибель отъ огня, вмѣстѣ со всѣми «дѣлами» ея (2 Петр. 3, 10-13).

Христосъ пришелъ для того, чтобы спасти міръ (Іоан. 12, 47). И задача основанной имъ Церкви — вѣчное спасеніе людей. Все, что ставитъ себѣ какія бы то ни было иныя цѣли, сколь бы хорошими онѣ ни казались, чуждо Истинной Церкви Христовой. А то, что отвлекаетъ отъ нея, прямо враждебно Христу и дѣлу нашего вѣчнаго спасенія — губительно для насъ, а потому вовсе непріемлемо.

Поэтому будемъ тверды и прямолинейны въ нашемъ неуклонномъ и непоколебимомъ стояніи за истинную вѣру и Церковь Христову, не поддадимся никакимъ лукавымъ прельщеніямъ слугъ грядущаго Антихриста, какъ бы ни преобразовывались они въ «служителей правды», не позволимъ увлечь себя «философіей и пу/с. 423/стымъ обольщеніемъ, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу» (Колос. 2, 8).

Послѣдуемъ призыву Самого Господа, глаголющаго: «Изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся!» (2 Коринѳ. 6, 17).

«Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ» (Псал. 1, 1).

Вотъ, что должно быть отвѣтомъ нашимъ на всѣ приглашенія принять участіе въ такомъ «объединеніи!»

Единственное приличествующее намъ, православнымъ христіанамъ, вожделѣнное и спасительное для насъ единеніе — это внутреннее духовное единеніе наше въ лонѣ Истинной Церкви. Объединимся же всѣ, въ это лукавое время всеобщаго шатанія и всяческаго предательства, и крѣпко сплотимся вокругъ дарованнаго намъ Христомъ-Спасителемъ дивнаго спасительнаго знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, всѣмъ сердцемъ взывая къ нему:

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресеніе Твое славимъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 416-423.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.