Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ И НАШЪ СВЯТО-ВЛАДИМІРСКІЙ ПУТЬ.

«Пріидите, стецемся вси въ честнѣй памяти отца Россійскаго и наставника нашею Владиміра»... (стихира на «Господи воззвахъ»).
     «Далъ еси, Человѣколюбче, благочестивому Твоему угоднику Соломонову мудрость, Давидову кротость и Апостольское православіе»... (Стихира на хвалитехъ).

Приближается день памяти св. равноапостольнаго великаго князя Владиміра — праздничный день, особенно близкій и дорогой сердцу каждаго истинно-русскаго человѣка. Тотъ не русскій человѣкъ, кто не знаетъ и не чтитъ, какъ должно, св. кн. Владиміра, осуществляя въ жизни своей его завѣты.

Чѣмъ такъ безконечно дóрогъ намъ св. кн. Владиміръ?

Тѣмъ, что онъ пріобщилъ насъ къ вѣрѣ Христовой и даровалъ намъ, русскимъ людямъ, Истинную Церковь Христову.

Какова эта вѣра Христова и истинная Церковь и въ чемъ ихъ значеніе для насъ?

Это ясно раскрывается намъ изъ трогательной молитвы, произнесенной св. кн. Владиміромъ въ священныя минуты совершенія таинства крещенія надъ русскимъ народомъ, когда, по слову благочестиваго лѣтописца, поистинѣ радовались небо и земля толикому множеству спасаемыхъ.

«Боже великій, сотворивый небо и землю!» — воззвалъ тогда онъ, нашъ крестный отецъ и просвѣтитель: /с. 409/ «призри на новыя люди сія, и даждь имъ, Господи, увѣдѣти Тебе, Истиннаго Бога, якоже увѣдѣша страны христіанскія, и утверди въ нихъ вѣру праву и несовратну, и мнѣ помози, Господи, на супротивнаго врага, да надѣяся на Тя и на Твою державу, побѣжю козни его».

Здѣсь сказано все и объяснено, для чего намъ дана вѣра Христова и истинная Церковь.

Вѣра Христова и истинная Церковь, какъ хранительница и распространительница этой вѣры, даны намъ для того, чтобы мы могли «увѣдѣти», то-есть познать истиннаго Бога, и, познавъ Его, научиться вѣровать въ Него, надѣяться на Него и любить Его.

Вѣра въ Бога должна быть «правой» и «несовратной», то-есть: не какой-попало, измышленной самими людьми, по своему вкусу, а правильной, или православной, какъ всегда называлась истинная, не извращенная человѣческими мудрованіями, чистая непорочная вѣра Христова, проповѣданная свв. Апостолами и неизмѣнно хранимая истинной Церковью. Критерій такой вѣры: истинно то, во что вѣровали повсюду, во что вѣровали всегда, во что вѣровали всѣ (Св. Викентій Лиринскій). И эта вѣра должна быть въ насъ «несовратной», то-есть мы должны такъ стойко, твердо и безкомпромиссно хранить ее, чтобы никто не былъ въ силахъ насъ совратить, или отвратить отъ нея.

И, наконецъ, въ молитвѣ св. Владиміра указывается личная для каждаго изъ насъ цѣль этой вѣры и, слѣдовательно, великое значеніе принадлежности къ истинной Церкви, хранящей эту вѣру. У насъ есть «супротивный врагъ», строящій намъ «козни» и желающій погубить насъ. Это — врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ, съ которымъ намъ надлежитъ вести непрестанную борьбу, такъ какъ иначе насъ ожидаетъ вѣчная погибель. Эту борьбу съ врагомъ человѣческаго спасенія — діаволомъ, /с. 410/ вплоть до полной побѣды надъ нимъ, мы можемъ вести не иначе, какъ только «надѣйся на Бога и на Его державу», то-есть при помощи истинной вѣры и Церкви.

Вотъ съ этой-то точки зрѣнія и надо смотрѣть на все, происходящее сейчасъ въ мірѣ!

Гдѣ сейчасъ истинная вѣра и Церковь?

Можно ли говорить объ истинной вѣрѣ и Церкви тамъ, гдѣ церковная іерархія заключила тѣсный союзъ съ подлинными служителями «супротивнаго врага» — діавола, ставящими себѣ задачу всюду, во всемъ мірѣ, искоренить вѣру въ Бога, запретить Богопознаніе, вытравить изъ душъ людей св. Православіе и уничтожить свободно-служащую Христу-Спасителю Церковь, подмѣнивъ ее лже-церковью, являющейся послушнымъ орудіемъ этихъ лютыхъ богоборцевъ?

Можно ли говорить объ истинной вѣрѣ и Церкви тамъ, гдѣ хотятъ пренебречь Церковью Христовою, существующей уже почти двадцать вѣковъ и неизмѣнно хранящей неповрежденное Христово ученіе и Апостольское Преданіе, и, смѣшавъ истину съ ложью, создать какую-то новую «церковь», которой Христосъ-Спаситель не основывалъ, какъ-будто лживыми (страшно сказать!) оказались слова Его: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18)?

Неужели можно быть дѣйствительно настолько духовно-слѣпыми, чтобы не видѣть всю ложь тѣхъ церковныхъ организацій, которыя за «желѣзнымъ занавѣсомъ» пошли въ услуженіе богоборческой, такъ называемой «коммунистической» власти и претендуютъ на то, чтобы ихъ считали законными, каноническими возглавителями и представителями порабощенныхъ богоборцами Церквей?

Неужели можно всерьезъ считать равноцѣнными, заслуживающими одинаковаго признанія и уваженія: Церковь, основанную Самимъ Христомъ-Спасителемъ и ни въ чемъ не отступившую отъ Его Божественнаго уче/с. 411/нія, и — всевозможныя религіозныя «деноминаціи», во множествѣ начавшія возникать на Западѣ, послѣ отпаденія отъ Православія папскаго Рима?

Неужели можно не видѣть разницы между свв. Отцами и подвижниками благочестія на Православномъ Востокѣ, ведшими подлинно равноангельную жизнь, этими «земными ангелами» и «небесными человѣками», какъ ихъ славитъ истинная Церковь, и — самозванными «учителями» — людьми «вѣка сего», утопавшими въ обычныхъ человѣческихъ страстяхъ и похотяхъ, жившими въ свое удовольствіе, чуждыми настоящей духовности, но, по гордости и тщеславію, дерзко провозглашавшими себя какими-то новоявленными пророками, призванными открыть людямъ доселѣ якобы сокрытую отъ нихъ истину?

Какъ можно не разбираться во всемъ этомъ, не различать этого?

Что это? Непростительное наивное заблужденіе — или сознательный обманъ, притворство и лицемѣріе съ опредѣленной злонамѣренной цѣлью: какъ можно большее число людей ввести въ такое пагубное заблужденіе, отвративъ ихъ отъ единственно-спасительной Христовой Истины и сохраняющей неизмѣнную вѣрность ей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — Церкви Православной?

Подлинная Церковь Христова есть, прежде всего, хранительница и провозвѣстительница Истины, ибо Самъ Христосъ-Спаситель сказалъ, что Онъ на то и родился и на то пришелъ въ міръ; чтобы свидѣтельствовать объ Истинѣ (Іоан. 18, 37). Поэтому всякая ложь, всякая фальшь, всякій обманъ, всякое извращеніе истины или провозглашеніе неполной, искаженной истины вполнѣ чужды истинной Церкви по самой ея природѣ.

Ложь, по словамъ Христа-Спасителя, отъ діавола, ибо «нѣтъ въ немъ истины: когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ — лжецъ и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44).

Что же тогда должны мы думать о людяхъ, кото/с. 412/рые называютъ себя «служителями Церкви Христовой», а говорятъ ложь?

Чьи они служители: Христовы — или служители діавола?

Отвѣтъ самъ собою долженъ быть ясенъ.

Вотъ въ свѣтѣ этого отвѣта и надлежитъ намъ расцѣнивать смыслъ всѣхъ происходящихъ нынѣ въ мірѣ событій.

Что, если отъ имени всей Церкви служители ея провозглашаютъ ложь?

Что, если другіе, зная это, дѣлаютъ видъ, что вѣрятъ этой лжи, и на всей этой лжи основываютъ свои взаимоотношенія, сами, вслѣдъ за ними, повторяя эту ложь или, по крайней мѣрѣ, не возражая, не протестуя противъ нея?

Вотъ такую-то безотрадную картину полнаго погруженія въ ложь или плаванія въ этой лжи и представляютъ собою въ настоящее время всѣ христіанскія православныя и неправославныя церковныя организаціи, называющія себя «церквами» (хотя Христосъ создалъ только одну Церковь!), поскольку они находятся въ общеніи съ церковными организаціями, явно состоящими на службѣ у служителей діавола за «желѣзнымъ занавѣсомъ», гдѣ всякая истина давно уже самымъ безпощаднымъ образомъ искоренена, или принадлежатъ къ такъ называемому «Экуменическому Движенію», въ основѣ котораго лежитъ губительная ложь, будто Единой Истинной Христовой Церкви нѣтъ въ настоящее время на землѣ.

Отъ этой совершенно безотрадной картины можно было бы впасть въ полное уныніе и отчаяніе, если бы мы не были предупреждены о томъ Словомъ Божіимъ, что такъ сему и надлежитъ быть.

И вотъ въ утѣшеніе всѣмъ намъ, всѣмъ ревнителямъ чистой безкомпромиссной Истины, на фонѣ этой мрачной картины вырисовывается высокая и свѣтлая идея, во имя которой создана и которой служитъ въ теченіе уже 45-ти лѣтъ наша Русская Православная Церковь Заграницей. Не «Церковь Архіерейскаго Сѵнода», /с. 413/ не «Сѵнодальная церковь», не «Сѵнодальная юрисдикція», какъ ее злонамѣренно, съ цѣлью унизить ея значеніе, называютъ въ послѣднее время ея враги, въ своемъ неумномъ злопыхательствѣ именующіе еще иногда членовъ ея «карловчанами», а именно: Русская Православная Церковь Заграницей.

Это — Церковь Соборная, какъ ее всегда называли въ отличіе отъ всѣхъ отколовшихся отъ нея, вслѣдствіе измѣны ея высокой и свѣтлой идеѣ — безкомпромисснаго и стойкаго храненія Истины.

Путь нашей Русской Православной Церкви Заграницей — это... путь... Свято-Владимірскій: путь Богопознанія, путь твердаго стоянія въ Православіи, путь полной непримиримости къ діавольскому злу и борьба съ нимъ до полной побѣды надъ нимъ, съ помощью Божіей (см. молитву св. кн. Владиміра выше).

Пусть не всегда и не всѣ въ нашей Церкви оставались вѣрны ея идеѣ полностью и до конца: этимъ нисколько не опорочивается ея высокая и свѣтлая идея. Вѣдь и среди 12-ти учениковъ Христовыхъ былъ Іуда-предатель, но развѣ зловѣщая тѣнь его смогла хоть сколько-нибудь омрачить истинную Церковь Христову?

Такъ — увы! — и въ нашей Русской Православной Церкви заграницей и было и есть немало лицъ, которыя только случайно и иногда далеко не по идейнымъ побужденіямъ вступили въ нее и принадлежатъ къ ней. Пусть они причиняютъ даже много зла ей и вносятъ большой соблазнъ среди вѣрныхъ чадъ ея, но самая идея остается, нерушимой, не страдаетъ отъ этого. Много скорбей терпѣла истинная Церковь Христова, на протяженіи столѣтій, отъ всякаго рода лже-учителей, еретиковъ и раскольниковъ, но вѣдь не распалась же и не разрушилась она и не утратила хранимой ею Божественной Истины.

А въ этой-то Истинѣ — все дѣло! Она должна быть намъ дороже всего на свѣтѣ!

/с. 414/ Вѣрность этой Божественной Истинѣ и отвращеніе отъ всякой діавольской лжи, лукавства, фальши и обмана не позволяютъ намъ кривить душей и идти противъ совѣсти, допуская всякіе непозволительные компромиссы, противные истинной вѣрѣ Христовой и церковнымъ правиламъ, въ угоду міру сему, во злѣ лежащему, по слову св. Апостола (1 Іоан 5, 19).

Такъ, наша Церковь, если она желаетъ оставаться истинной Церковью, не можетъ повиноваться земнымъ властителямъ болѣе, нежели Богу (см. Дѣян. 4, 19), не можетъ признавать власть богоборцевъ «властью отъ Бога», не можетъ въ панихидныхъ моленіяхъ просить Бога о «упокоеніи со святыми» явныхъ безбожниковъ, гонителей вѣры и Церкви или тѣхъ, кто состоялъ въ союзѣ и дружественныхъ отношеніяхъ съ ними, раскольниковъ, разорвавшихъ общеніе съ истинной Церковью и боровшихся съ нею, и тѣмъ болѣе лицъ неправославныхъ, никогда къ истинной Церкви непринадлежавшихъ, хотя бы они и занимали самое высокое положеніе въ обществѣ или государствѣ.

Кто же всего этого отъ Церкви требуетъ, тотъ тѣмъ самымъ показываетъ, что онъ самъ, по духу, совершенно чуждъ истинной Церкви и принадлежитъ къ ней только формально, не понимая самыхъ простыхъ вещей и нисколько не отдавая себѣ отчета въ томъ, къ чему эта принадлежность его обязываетъ.

Прямой и честный путь нашей Русской Православной Церкви заграницей, рѣшительно-отметающей всякіе компромиссы съ діавольскимъ зломъ, кажется, всѣмъ уже долженъ быть хорошо извѣстенъ. Зачѣмъ же лгать и клеветать на нее, когда она остается вѣрной самой себѣ? Вѣдь иначе она должна просто перестать существовать!

Конечно, эта ложь и всѣ эти клеветы идутъ все изъ одного и того же мутнаго и грязнаго источника, съ единственной цѣлью — оттолкнуть отъ слѣдованія чистой и свѣтлой идеѣ нашей Церкви возможно большее число вѣрныхъ чадъ ея.

/с. 415/ И, такимъ образомъ, добиться ея полнаго уничтоженія, что такъ желательно врагу человѣческаго спасенія діаволу и земнымъ служителямъ его.

Сейчасъ вѣдь всюду уже — почти полная побѣда его, и только наша Русская Православная Церковь заграницей стоитъ еще на пути ему въ достиженіи имъ его адскихъ плановъ захвата всего міра и погубленія душъ человѣческихъ.

Сознавая это, будемъ беречь, какъ зѣницу ока, наше величайшее сокровище — нашу Русскую Зарубежную Церковь, какъ таковую, не допуская врагу надругаться надъ ней и надъ нами, чадами ея. Сохранимъ неврежденнымъ и неоскверненнымъ «Апостольское Православіе» нашей Церкви, которое мы получили отъ нашего великаго просвѣтителя св. равноапостольнаго князя Владиміра.

И при этомъ будемъ помнить, что Православіе — это не одни лишь красивыя слова, это — не одни только голые отвлеченные догматы: Православіе — это жизнь, жизнь во Христѣ, жизнь въ Церкви! Православіе — это то, во что всѣ христіане вѣровали вездѣ и всегда, но вовсе не то, что предлагаетъ намъ теперь до мозга костей развращенный и отступническій двадцатый вѣкъ, дерзко замышляющій «реформировать» христіанство.

«О Великій Угодниче Божій, Богоизбранный и Богопрославленный, равноапостольный Княже Владиміре! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя небеснаго... да помилуетъ и спасетъ насъ, по милости Своей: да всадитъ въ сердца наша спасительный страхъ Свой, да просвѣтитъ Своею благодатію умъ нашъ, во еже разумѣти намъ пути Господни, оставити стези нечестія и заблужденій, тшатися же во стезяхъ спасенія и истины, неуклоннаго исполненія заповѣдей Божіихъ и уставовъ Святыя Церкве!» (изъ молитвы св. кн. Владиміру).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 408-415.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.