Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЖИВЕМЪ ЛИ МЬІ ВЪ ЦЕРКВИ?.. СРАСПИНАЕМСЯ ЛИ МЫ ХРИСТУ, СПОГРЕБАЕМСЯ ЛИ ЕМУ И СОВОСТАЕМЪ ЛИ СЪ НИМЪ?..

«Вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь воскрешу Тебѣ, сраспинахся Тебѣ вчера, Самъ мя спрослави, Спасе, во Царствіи Твоемъ» (Изъ 3-й пѣсни канона Пасхи).

Вотъ истекаютъ уже послѣдніе дни Великаго поста. Приближается великая седмица Страстей Христовыхъ, а за ней и радостнѣйшій у насъ Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова — Пасха Господня. Горячо желая, чтобы всѣ мы встрѣтили эти знаменательные дни очищенными отъ всякой грѣховной скверны и духовно-обновленными и преображенными, Святая Церковь, какъ любящая и попечительная мать, употребляетъ, съ своей стороны, всѣ усилія, дабы хотя въ эти остающіеся дни /с. 376/ Великаго поста привести насъ къ искреннему и дѣйственному покаянію.

Въ предпослѣднюю четвертую недѣлю святой Четыредесятницы она начертываетъ передъ нами дивный образъ прославленнаго Игумена Синайской Горы Преподобнаго Іоанна съ его безподобной «Лѣствицей Духовной», кончающейся пламеннымъ призывомъ: «Восходите, братіе, восходите усердно»... И всей своей изумительной строго-подвижнической жизнью отъ самыхъ раннихъ лѣтъ юности и своими необыкновенно-глубокими, поистинѣ богомудрыми, письменными наставленіями св. Лѣствичникъ зоветъ насъ къ «отреченію отъ житія мірскаго», то-есть къ отказу отъ грѣховной жизни по духу міра сего, во злѣ лежащаго, и къ борьбѣ со страстьми и похотьми: съ гнѣвомъ, памятозлобіемъ и клеветою, съ многоглаголаніемъ и ложью, съ уныніемъ и лѣностью, съ чревоугодіемъ и блудной страстью, со сребролюбіемъ и окаменѣннымъ нечувствіемъ души, съ многообразнымъ тщеславіемъ и безумной гордостью, — и къ насажденію въ душѣ, въ противуположность этимъ грѣховнымъ страстямъ и похотямъ, христіанскихъ добродѣтелей, дающихъ миръ душамъ нашимъ и возводящимъ насъ на небо: безпристрастія, то-есть отложенія попеченій и печали о мірѣ, странничества, то-есть уклоненія отъ міра, блаженнаго и приснопамятнаго послушанія, попечительнаго и дѣйственнаго покаяній, памяти смерти, радостотворнаго плача о грѣхахъ своихъ, безгнѣвія и кротости; спасительнаго молчанія, воздержанія, нетлѣнной чистоты и цѣломудрія, нестяжанія, бдѣнія тѣлеснаго и духовнаго, кротости, простоты и незлобія, искоренителя страстей — высочайшаго смиренномудрія, разсужденія помысловъ и страстей и добродѣтелей, священнаго безмолвія души и тѣла, матери добродѣтелей — священной и блаженной молитвы, земного неба, или богоподражательнаго безстрастія и союза трехъ добродѣтелей, то-есть вѣры, надежды и любви (см. «Лѣствицу» въ ея 30-ти словахъ).

Для тѣхъ же, кто слишкомъ далеки отъ этого, и успѣли погрязнуть въ разнаго рода страстяхъ и поро/с. 377/кахъ, чтобы они не унывали и не отчаивались въ своемъ спасеніи, св. Церковь въ послѣднюю — пятую недѣлю Великаго поста приводитъ на память глубоко-трогающій души грѣшниковъ образъ Преподобной Маріи Египетской, которая «блудами первѣе преисполнена всяческими, Христова невѣста покаяніемъ явися, ангельское жительство подражающи», — изъ величайшей грѣшницы, благодатной силой покаянія, сдѣлалась ангелоподобной праведницей, «ангельское естество строгостью житія своего «удививши».

«Не падайте духомъ, грѣшники», какъ бы такъ хочетъ сказать этимъ св. Церковь: «даже если вы опустились въ самую пучину золъ! И для васъ есть не только возможность спасенія, но и восхожденія на самую вершину лѣствицы духовнаго совершенства. Кайтесь только, отъ всей души кайтесь, нисколько не сомнѣваясь въ милосердіи Божіемъ и въ силѣ Его благодати!»

А въ промежуточную между двумя этими воспоминаніями — пятую седмицу, все съ тою же цѣлью тронуть наши окаменѣлыя сердца и пробудить въ нихъ чувство покаянія, св. Церковь устраиваетъ два продолжительныхъ и умилительныхъ моленія: въ среду вечеромъ (или въ понедѣльникъ, когда совпадаетъ со средою праздникъ Благовѣщенія, какъ въ нынѣшнемъ году) — полностью весь великій покаянный канонъ преп. Андрея Критскаго съ присоединеніемъ къ нему канона преп. Маріи Египетской и чтеніемъ замѣчательнаго житія ея; и въ пятницу вечеромъ — по особо-торжественному чину акаѳистное пѣніе Пресвятой Богородицѣ, въ похвалу «Невѣстѣ Неневѣстной».

Шестая седмица, на которой въ пятницу уже заканчивается «Душеполезная Четыредесятница», представляетъ собою, въ сущности, какъ бы «предпразднство», или постепенное приготовленіе къ празднованію двухъ знаменательныхъ событій послѣднихъ дней земной жизни Господа Іисуса Христа — Воскрешенія Лазаря и торжественнаго Входа Его во Іерусалимъ, послѣ чего съ понедѣльника начинается Святая и Великая седмица Страстей Христовыхъ.

Эта поистинѣ Великая седмица — совершенно-/с. 378/ исключительная, единственная въ своемъ родѣ, седмица въ теченіи всего церковнаго года. Всѣмъ подлиннымъ христіанамъ, не напрасно носящимъ это святое имя, надлежало бы въ эту седмицу совсѣмъ оставлять свои обычныя житейскія дѣла и заботы, кромѣ самыхъ необходимыхъ и неизбѣжныхъ, дабы цѣликомъ погружаться и умомъ и сердцемъ въ созерцаніе тѣхъ великихъ и славныхъ событій, которыя въ ней совершились: мысленно перенестись въ послѣдніе дни и часы земной жизни нашего Господа и Спасителя, съ особеннымъ усердіемъ внимая Его Божественнымъ словамъ и наставленіямъ, произнесеннымъ именно въ это время, что все читается у насъ въ церкви за Богослуженіемъ.

Въ живыхъ и образныхъ пѣснопѣніяхъ этихъ дней, глубоко трогающихъ душу, св. Церковь приглашаетъ насъ слѣдовать за Господомъ, чтобы «шествовать Ему, и сраспяться, и умертвиться Его ради житейскимъ сластемъ», дабы «и ожить съ Нимъ» и услышать Его блаженный гласъ «совозвыщающій насъ въ горній Іерусалимъ въ Царство Небесное». Она зоветъ насъ въ благоговѣйномъ страхѣ приблизиться мысленно къ Тайной Трапезѣ въ Сіонской горницѣ, предостерегаетъ насъ отъ бѣснованія сребролюбія, которое злочестиваго Іуду сдѣлала предателемъ, и учитъ насъ примѣру истиннаго и глубокаго покаянія въ лицѣ жены-блудницы, помазавшей Господа мѵромъ, внушая намъ искреннее и нелицемѣрное смиреніе, образъ котораго показалъ Самъ Учитель-Христосъ Своимъ ученикамъ, умывши имъ ноги.

Предложивъ намъ выслушать дивную, возвышенную прощальную бесѣду Господа съ учениками и Его изумительную по внутренней силѣ Первосвященническую молитву, св. Церковь ведетъ насъ затѣмъ съ Господомъ въ Геѳсиманскій садъ, дѣлая насъ свидѣтелями Его страшнаго предсмертнаго боренія, такъ наз. «моленія о чашѣ» и потомъ взятія Его подъ стражу «спирой», пришедшей по указанію предателя Іуды, «льстивымъ лобзаніемъ» выдавшаго на смерть своего Божественнаго Учителя. Приводитъ она насъ, вслѣдъ за тѣмъ, на нечестивый судъ Анны и Каіафы, заставляетъ глубоко переживать отреченіе Петра и его покаянныя слезы и, наконецъ, ри/с. 379/суетъ передъ нами потрясающую картину суда надъ Господомъ у Римскаго правителя Понтія Пилата, неистовые вопли іудеевъ: «Возьми, возьми, распни Его!», жестокое бичеваніе Господа, безнадежныя попытки со стороны представителя римской власти освободить Его, какъ ни въ чемъ неповиннаго, и беззаконное осужденіе Его на страшную поносную смерть — распятіе на крестѣ.

Далѣе св. Церковь ведетъ насъ по крестному пути Господа, возводя на самую трепетную Голгоѳу, и мы живо видимъ и слышимъ все, что тамъ происходило: пригвожденіе Святѣйшаго Тѣла Господа и Спасителя нашего ко кресту жестокими воинами, кроткую молитву Его за распинателей, предреченное еще задолго боговдохновеннымъ Псалмопѣвцемъ раздѣленіе ризъ Его, насмѣшки и хуленія первосвященниковъ, старѣйшинъ, книжниковъ и фарисеевъ, покаяніе благоразумнаго разбойника, врученіе Господомъ Пречистой Матери Своей возлюбленному ученику, чудесную тьму, которая на три часа покрыла всю землю, скорбный вопль Господа: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ!», послѣднія знаменательныя слова Его: «Жажду», и «Совершишася» и преданіе Имъ духа Своего Богу Отцу. Мысленными очами своими видимъ мы дивное сѵмволическое раздраніе завѣсы церковной «на двое съ вышняго края до нижняго», ощущаемъ грозное трясеніе земли, какъ знаменіе гнѣва Божія на тѣхъ, кто предалъ смерти Сына Его Возлюбленнаго, съ глубокимъ удовлетвореніемъ внимаемъ исповѣданію вѣры, произнесенному римскимъ сотникомъ, и тому смятенію, которое послѣ этого возникло на Голгоѳѣ среди находившагося тамъ народа. Съ благоговѣніемъ воспринимаемъ мы сѵмволическое истеченіе крови и воды изъ прободеннаго ребра Христова.

Съ особеннымъ чувствомъ духовнаго трепета мысленно участвуемъ мы затѣмъ въ снятіи Тѣла Господа со креста, обвитіи Его плащаницею чистою и положеніи во гробѣ новѣ, изсѣченномъ въ камени Іосифомъ Аримаѳейскимъ, послѣ умащенія Его ароматами. Умиляемся преданностью Господу будущихъ женъ мѵроносицъ, «зрящихъ, гдѣ Его полагаху», и негодуемъ на /с. 380/ злобу превосвященниковъ и фарисеевъ, потребовавшихъ отъ Пилата запечатанія гроба и приставленія къ нему стражи, хотя въ тайнѣ и радуемся тому, какъ эти злѣйшіе враги Господа, тѣмъ самымъ, сами того не думая, подготовили неоспоримыя доказательства Его преславнаго воскресенія изъ мертвыхъ.

Съ какимъ особеннымъ чувствомъ, единственнымъ въ году, переживаемъ мы затѣмъ таинственную субботу Великаго Покоя — ту «благословенную субботу», которую въ Ветхомъ Завѣтѣ «великій Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Богъ день седьмый» — и въ которую «почи отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ Единородный Сынъ Божій, смотреніемъ еже на смерть, плотію субботствовавъ: и во еже бѣ, паки возвращься воскресеніемъ»

Какъ отрадно во время продолжительнаго чтенія цѣлыхъ 15-ти паремій переноситься мысленно въ первые вѣка христіанства, когда въ это самое время происходило массовое крещеніе оглашенныхъ, которыхъ потомъ вся церковь встрѣчала, при входѣ ихъ въ храмъ, въ бѣлыхъ одеждахъ, радостнымъ и ликующимъ пѣснопѣніемъ: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». И какъ это все дивно гармонируетъ съ послѣдующимъ апостольскимъ чтеніемъ, въ которомъ разъясняется смыслъ таинства крещенія, какъ «спогребенія» Христу и «совосстанія» съ Нимъ, чтобы быть намъ, христіанамъ, «сообразными» подобію смерти Его и воскресенія — умереть, распявши съ Нимъ своего «ветхаго человѣка», для грѣха и начать ходить «во обновленіи жизни», такъ, чтобы болѣе «не работати намъ грѣху» и «помышлять себе мертвыхъ быти грѣху, живыхъ же Богови, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ».

И, наконецъ, величественно-торжественное пѣснопѣніе (тоже единственное въ теченіе всего года!): «Воскресни, Боже, суди земли»... съ переоблаченіемъ всѣхъ служащихъ и всего храма въ бѣлыя ризы прямо вводитъ насъ въ преддверіе свѣтлой пасхальной радости.

Истинные христіане должны жить всѣмъ этимъ, глубоко переживать все это!

Все это въ совокупности и напоминаетъ намъ св. /с. 381/ Церковь въ самый разгаръ свѣтлаго пасхальнаго торжества, влагая намъ въ уста слова многознаменательнаго молитвеннаго пѣснопѣнія: «Вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебѣ, сраспинахся Тебѣ вчера, Самъ мя спрослави, Спасе, во царствіи Твоемъ» (тропарь 3-ей пѣсни канона Пасхи).

Только тотъ и можетъ почитаться истиннымъ, подлиннымъ христіаниномъ, кто живетъ такой полнотой церковной жизни: кто сраспинается Христу, спогребается Ему и совостаетъ съ Нимъ.

Вѣдь въ Таинствѣ Крещенія мы умираемъ для грѣха, для грѣховной жизни, и какъ бы заново раждаемся для новой, чистой, святой, богоугодной, духовной жизни: мы соединяемся со Христомъ и становимся живыми членами Тѣла Его, Которое есть Церковь.

А когда мы грѣшимъ, мы этимъ самымъ отпадаемъ отъ Церкви — перестаемъ быть живыми членами Тѣла Христовой Церкви. Но принося искреннее покаяніе, которое есть какъ бы второе крещеніе, мы вновь возсоединяемся съ Церковью, опять становимся живыми членами ея. Объ этомъ ясно свидѣтельствуютъ слова разрѣшительной молитвы, произносимой духовникомъ надъ кающимся: «...примири и соедини его Святѣй Твоей Церкви...»

Настоящее, искреннее, нелицемѣрное покаяніе, соединенное съ твердымъ намѣреніемъ исправить свою жизнь и есть сораспятіе Христу, спогребеніе Ему и совостаніе съ Нимъ.

И способенъ къ такому покаянію только тотъ, кто дорожитъ своимъ участіемъ въ жизни Церкви, кто стремится жить всей полнотой церковной жизни, кто желаетъ не только формально «числиться» въ Церкви, но органически быть живымъ членомъ Ея.

Это особенно необходимо знать и учитывать всѣмъ тѣмъ современнымъ «христіанамъ», которые склонны смотрѣть теперь на Церковь, какъ всего лишь на одну изъ многихъ человѣческихъ организацій, которая должна «идти въ ногу» съ другими, /с. 382/ приспособляясь къ «духу времени», или даже подчиняясь другимъ человѣческимъ организаціямъ, обществамъ или отдѣльнымъ лицамъ, стремящимся къ властвованію.

Церковь — выше всего, и она — надъ всѣмъ человѣческимъ, ибо она — учрежденіе не человѣческое, а Божественное, имѣющее своимъ единымъ и единственнымъ Главою Самого Господа Іисуса Христа, Сына Божія Единороднаго.

А потому отнюдь не тѣ имѣютъ право голоса въ Церкви, которые, будучи, по духу своему чужды Церкви, хотятъ самовластно распоряжаться въ ней, не являясь, въ сущности живыми членами Церкви, — а только тѣ, которые живутъ въ Церкви и тѣмъ самымъ составляютъ собою подлинное Тѣло Христово, Глава Котораго Самъ Христосъ.

Лишь такіе живые члены Церкви и образуютъ тотъ церковный народъ, который по словамъ знаменательнаго посланія восточныхъ патріарховъ 1848 года является хранителемъ благочестія, и безъ котораго «ни патріархи, ни соборы никогда не могли ввести чего-нибудь новаго», ибо такой подлинный церковный народъ «всегда желаетъ сохранить вѣру свою неизмѣнною и согласною съ вѣрою отцевъ его».

Ни демократія, ни чья бы то ни было диктатура, но только подлинная соборность, проистекающая изъ полноты участія въ церковной жизни, то-есть изъ «сораспятія» Христу и «совостанія» съ Нимъ, есть основа Истинной Церкви.

Безъ этой единственной основы нѣтъ и не можетъ быть Истинной Церкви. Вотъ почему сейчасъ и возникаютъ лже-церкви, въ которыхъ нѣтъ Христа, сколько бы ни старались онѣ прикрываться Именемъ Его.

Итакъ, тщательнѣе провѣримъ себя: живемъ ли мы въ Церкви, сраспинаемся /с. 383/ ли мы Христу и совостаемъ ли съ Нимъ?

Если нѣтъ, то нѣтъ для насъ и подлинной пасхальной радости — нѣтъ для насъ и спасенія! А если да, то хотя бы и грѣшили мы, Крестная Жертва Христова послужитъ намъ во очищеніе грѣховъ нашихъ, и тогда — «веселимся Божественнѣ!.. Христосъ бо воста — веселіе вѣчное!..

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 375-383.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.