Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

КРЕСТОНОШЕНІЕ, КАКЪ ПУТЬ КАЖДАГО ИСТИННАГО ХРИСТІАНИНА, И НАША РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ.

«Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Вотъ мы достигли уже и преполовенія Великаго поста — такъ называемой «Недѣли Крестопоклонной». Сколько необыкновенно-глубокаго смысла и трогающей /с. 369/ сердце умилительной назидательности въ этомъ исконномъ церковномъ обычаѣ — выносить Крестъ Господень для поклоненія вѣрующимъ какъ разъ въ серединѣ Великаго поста!

Крестъ выносится для того, чтобы поднять нашъ духъ, воодушевить насъ къ продолженію подвига поста — напомнить намъ, что всѣ мы, христіане, — крестоносцы, и что, если мы не напрасно носимъ это великое и святое имя, а хотимъ дѣйствительно быть настоящими христіанами, мы должны жизнью своею уподобляться нашему Подвигоположнику Христу въ крестоношеніи и самораспятіи.

Постническая жизнь, правильно понимаемая, какъ всестороннее самоограниченіе и воздержаніе, къ ежегодному упражненію въ коей св. Церковь каждый разъ призываетъ насъ Великимъ постомъ, — это вѣдь и есть то крестоношеніе и самораспятіе, которое требуется отъ насъ самымъ нашимъ христіанскимъ званіемъ. А кто отъ этого упорно уклоняется, желая жить вольготно, привольно и весело, стремясь къ чувственнымъ удовольствіямъ и избѣгая скорбей и страданій, тотъ и не христіанинъ.

Крестоношеніе — это естественный путь каждаго истиннаго христіанина, безъ котораго нѣтъ и Христіанства.

И это вполнѣ понятно!

Если Христосъ, Спаситель нашъ, будучи Единороднымъ Сыномъ Божіимъ, Сіяніемъ славы Отчей и образомъ Ѵпостаси Его, до того отвергся Себя, что, отложивъ какъ бы Свою Божескую славу и величіе, сдѣлался человѣкомъ, «зракъ раба пріимъ», — ради того, чтобы спасти насъ, то какъ же намъ, грѣшнымъ и недостойнымъ, подражая Ему, не отвергнуться себя, ради Него, — чтобы стать Его благодарными послѣдователями и черезъ это стяжать ту небесную славу, то райское блаженство, которое Онъ намъ уготовалъ и къ которому Самъ призываетъ?

Если Онъ, Безгрѣшный и Безсмертный, ради насъ, былъ наказанъ, какъ злодѣй, и умеръ поносною смер/с. 370/тью на крестѣ, то неужели намъ, столь много согрѣшающимъ и по природѣ смертнымъ, не нести со смиреніемъ и терпѣніемъ, исполняя заповѣди Его и уставы св. Церкви, свой жизненный крестъ, который, сколь бы ни былъ онъ тяжелъ, все же безмѣрно легче Его Креста?

И если бы это было для насъ трудно и невозможно, то не требовалъ бы этого отъ насъ Онъ Самъ, такъ ясно сказавшій: «Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Увы! какъ мало помнятъ эти слова своего Господа и Спасителя современные христіане, настроенные, въ огромномъ большинствѣ своемъ, совершенно иначе!

Но что, собственно, значитъ: «идти за Христомъ»?

Это значитъ, какъ ясно учитъ о семъ Слово Божіе и Святые Отцы, быть искреннимъ и нелицемѣрнымъ исповѣдникомъ Его ученія, любить Его болѣе всего и всѣхъ на свѣтѣ, строить жизнь свою сообразно съ Его заповѣдями, ревновать о славѣ имени Его и стараться другихъ людей приводить къ Нему.

Но такъ какъ «міръ весь во злѣ лежитъ» (1 Іоан. 5, 19), и зло слишкомъ вкоренилось въ души людей, то такой путь христіанина, какъ показываетъ жизнь, неизбѣжно связанъ съ весьма многими искушеніями, испытаніями, скорбями и страданіями, происходящими, какъ отъ собственной грѣховной природы человѣка, такъ и отъ другихъ людей и отъ врага Божія и врага человѣческаго спасенія — діавола. Эти-то многоразличныя искушенія, испытанія, скорби и страданія и составляютъ тотъ «крестъ свой», который долженъ смиренно, терпѣливо и безропотно нести въ жизни каждый истинный послѣдователь Христовъ — каждый желающій, не по имени только, но и на дѣлѣ быть истиннымъ христіаниномъ.

Вотъ объ этомъ-то и напоминаетъ намъ изнесеніе Креста Господня для поклоненія на середину храма въ Недѣлю Крестопоклонную!

Онъ выносится, какъ наше воинское знамя, посреди поприща борьбы нашей съ грѣхомъ, напоминая намъ, /с. 371/ что всѣ мы, христіане, — воины Христовы, ведущіе страшную борьбу, не на жизнь, а на смерть, со зломъ, въ которомъ лежитъ міръ, во Имя Его. Взирая съ упованіемъ на это славное знамя — знаменіе побѣды Христовой надъ діаволомъ, надъ грѣхомъ, проклятіемъ и смертью, — мы невольно ощущаемъ приливъ новыхъ благодатныхъ силъ и особый подъемъ духа. А радостное пѣснопѣніе, въ которомъ мы прославляемъ Крестъ Господень: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресеніе Твое славимъ!» живо напоминаетъ намъ, что крестъ неразрывно связанъ съ свѣтлой радостью воскресенія, — что онъ, слѣдовательно, въ конечномъ итогѣ, есть для насъ не скорби, а «сущія радости знаменіе» (см. стихиру) — знаменіе нашего торжества — нашей окончательной побѣды надъ зломъ.

Этой побѣды надъ зломъ жаждетъ вѣдь сознательно или безсознательно каждая человѣческая душа, поскольку она не отдалась еще полностью и безповоротно во власть этого зла, добровольно опредѣливши себя на службу діаволу. Всегдашней мыслью объ этой конечной побѣдѣ, лобзая Крестъ Господень, мы и должны постоянно утѣшать и ободрять себя, предограждая себя отъ впаденія въ уныніе и отчаяніе (что есть смертный грѣхъ!), при видѣ всего того подлиннаго ужаса, который нынѣ совершается въ мірѣ, гдѣ такъ явно попирается добро и такъ очевидно торжествуетъ зло, лукаво облекающееся въ личину добра.

Поистинѣ, никогда еще не былъ такъ тяжелъ крестъ каждаго, желающаго быть истиннымъ христіаниномъ, какъ въ переживаемое нами время торжества лжи.

Никогда еще не было на свѣтѣ этомъ такого огромнаго количества людей, которые легко и свободно, безъ всякаго смущенія, безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, «зло называютъ добромъ, а добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, и свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Исаіи 5, 20).

А что особенно ужасно и убійственно дѣйствуетъ /с. 372/ на души, это то, что лгутъ такъ не только обыкновенные рядовые люди, а и тѣ, кто занимаютъ высокое, руководящее положеніе въ человѣческомъ обществѣ: общественные и государственные дѣятели, даже духовные вожди и священнослужители всѣхъ вѣроисповѣданій, вплоть до называющихъ себя «православными», — не исключая и тѣхъ, которые облечены самымъ высокимъ іерархическимъ званіемъ и, казалось бы, должны были бы быть хранителями, носителями и выразителями Высшей Божеской Правды, примѣрами и образцами выявленія и осуществленія этой Правды въ жизни для другихъ людей.

Вотъ, съ этой-то точки зрѣнія, и вырисовывается передъ нами особенно важное и отвѣтственное положеніе, которое занимаетъ въ современномъ мірѣ наша Русская Зарубежная Церковь.

Лукавые и совершенно-изолгавшіеся враги ея, люто ненавидящіе ее, потому только, что она у нихъ, «какъ бѣльмо въ глазу», по мѣткой народной поговоркѣ, желая жестоко унизить и, какъ можно сильнѣе, осудить ее, чаще всего обвиняютъ идеологовъ и вѣрныхъ чадъ ея... въ гордости. Но, посмотримъ, честно и добросовѣстно: чтó именно лежитъ въ основаніи ея идеологіи и можно ли это назвать гордостью?

Въ основѣ идеологіи Русской Зарубежной Церкви лежитъ горячее и искреннее стремленіе — во что бы то ни стало, несмотря ни на какія современныя лукавыя вѣянія и теченія, — сохранить вѣрность Божіей правдѣ, всецѣлую преданность Основателю Церкви Христу-Спасителю и принесенному Имъ на землю Евангельскому ученію о вѣрѣ и благочестіи, безъ всякихъ человѣческихъ извращеній и искаженій, и обезпечить полную духовную свободу, которую даровалъ Христосъ основанной Имъ на землѣ для спасенія людей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Гордость ли это?

Можно ли назвать гордостью желаніе исповѣдывать Истину Божію вплоть до готовности пострадать за нее?

Если такое стремленіе называть «гордостью», тогда /с. 373/ придется объявить «гордецами» и Святыхъ Апостоловъ, пронесшихъ ученіе Христово во всѣ концы вселенныя, и безчисленныхъ мучениковъ, кровь свою пролившихъ и жизнь свою отдавшихъ за вѣрность Христу-Спасителю, и Святыхъ Отцевъ и Учителей Церкви, безстрашно боровшихся съ лжеучителями-еретиками за чистоту Христовой вѣры, и цѣлые сонмы преподобныхъ подвижниковъ, желавшихъ сохранить себя чистыми и неоскверненными отъ міра, во злѣ лежащаго, а потому самоотверженно удалявшихся отъ него, ради спасенія души, въ пустыни, горы, вертепы и пропасти земныя.

Да не будетъ! Не позволимъ себѣ такого богохульнаго кощунства, что бы твердую и непоколебимую вѣрность Правдѣ Божіей называть «гордостью». Пусть это дѣлаютъ враги истинной вѣры и Церкви, которые, привыкши лгать, свое «смиреніе» передъ діавольскимъ зломъ отождествляютъ съ христіанскимъ смиреніемъ и лукаво выдаютъ его за добродѣтель, тѣмъ самымъ безпощадно осуждая самихъ себя въ глазахъ всѣхъ, кто еще не потерялъ окончательно совѣсть.

Вслѣдствіе такого исключительно-важнаго значенія, какое имѣетъ Русская Зарубежная Церковь въ нынѣшнемъ богоотступническомъ мірѣ, какъ носительница и выразительница честной, прямолинейной и безкомпромиссной, настоящей православно-христіанской идеологіи, нѣтъ ничего удивительнаго, что въ послѣднее время особенно усилились нападки на нее, какъ явныхъ, такъ и тайныхъ, весьма искусно-скрывающихъ себя, враговъ ея. Съ необыкновенной энергіей и напряженіемъ силъ, используя всѣ благопріятствующія этому возможности, предпринимаются попытки къ разложенію ея извнутри. Одно это уже свидѣтельствуетъ о томъ, сколь непріятна наша Церковь врагамъ истинной вѣры Христовой, какъ Она имъ мѣшаетъ, стоитъ на пути...

Не будемъ, однако, падать духомъ отъ этого. Вѣдь этому и надлежитъ быть!

Правда, намъ часто указываютъ, что и у насъ не все такъ, какъ должно было бы быть: не всѣ у насъ «на высотѣ своего положенія». Но /с. 374/ вѣдь мы хорошо знаемъ, что на землѣ, среди грѣшныхъ людей, не можетъ быть ничего идеальнаго, вполнѣ совершеннаго. Люди — всегда люди, и «ничто человѣческое имъ не чуждо», какъ гласила еще древняя латинская поговорка.

Но какъ нельзя хулить и поносить самое христіанство за то, что много было и есть плохихъ и неискреннихъ христіанъ, точно такъ же крайне несправедливо и неправильно хулить и поносить нашу Русскую Зарубежную Церковь за то, что не всѣ въ ея рядахъ полностью и искренне исповъдуютъ ея идеологію, и свою личную и церковную жизнь строятъ въ согласіи съ этой идеологіей, безъ всякихъ отступленій отъ нея въ ту или другую сторону. Вѣдь и среди двѣнадцати Апостоловъ Христовыхъ былъ Іуда-предатель.

Но развѣ наличіе Іуды Искаріотскаго въ апостольской средѣ унизило или умалило хоть сколько-нибудь значеніе святѣйшаго лика Апостольскаго?

Точно такъ же наличіе нежелательныхъ и недолжныхъ явленій въ нѣдрахъ и оградѣ нашей Русской Зарубежной Церкви не можетъ унизить ея и умалить ея значенія.

Нельзя смѣшивать одно съ другимъ: личное и принципіальное. Нельзя также ошибки и проступки одного какого-нибудь лица вмѣнять всѣмъ.

Главное — это не личные грѣхи и промахи отдѣльныхъ личностей, а та общая идеологія — то основное направленіе, котораго неуклонно держится наша Русская Зарубежная Церковь вотъ уже почти полстолѣтія, духъ, который долженъ, конечно, остаться неизмѣннымъ и непоколебимымъ, несмотря ни на что.

Врагамъ, какъ это мы ясно видимъ, да это и понятно само собой, важнѣе всего поэтому сломить именно этотъ духъ и отнять духовную свободу у нашей Церкви. Если, не дай Богъ, попущеніемъ Божіемъ, по нашимъ грѣхамъ, это случится, мы будемъ знать тогда, что намъ дѣлать: «соли обуявшей» намъ не нужно, ибо она «ни во чтоже будетъ ктому, то/с. 375/чію да изсыпана будетъ вонъ и попираема человѣки» (Матѳ. 5, 13).

А пока будемъ со смиреніемъ и терпѣніемъ нести крестъ поношенія нашей Церкви со стороны всѣхъ ея явныхъ и тайныхъ враговъ. И да не соблазнится никто изъ насъ этимъ поношеніемъ и да не сдѣлается, вслѣдствіе его, отступникомъ, въ угоду ложному смиренію — смиренію передъ явнымъ и очевиднымъ сатанинскимъ зломъ, уже почти торжествующимъ свою временную побѣду въ этомъ обреченномъ на гибель тлѣнномъ мірѣ, и во имя мнимо-христіанской любви къ лютымъ врагамъ истинной вѣры и Церкви!

«Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ!» (Матѳ. 10, 22).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 368-375.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.